Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.( конспект кружка)

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 31.01.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель данного занятия Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий. Задачи занятия 1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения. 2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения. 3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи
Иконка файла материала конспект занятия.doc
Тема: Тренировка зрительной  памяти. Совершенствование  мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные  задачи. Цель Развитие познавательных способностей учащихся на основе системы  развивающих заданий. Задачи  1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти,  внимания, зрительного восприятия, воображения. 2. Развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения,  аргументировано доказывать свою точку зрения. 3. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать  нестандартные задачи. Формируемые УУД Личностные:  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке  других участников группы и педагога, как поступить. Регулятивные:  Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.  Проговаривать последовательность действий.  Учиться высказывать своё предположение (версию). Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с  помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.  Коммуникативные:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и  письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Слайд 1 • Слово учителя. Дорогие ребята! Вот и опять  наступило очередное занятие нашего кружка «Умники  и умницы».  (2 слайд) УУД Регулятивные: нацеливание на  успешную деятельность личностные: выражать положительное­ Громко прозвенел звонок.  Наши ушки – на макушке, Глазки широко открыты. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. отношение к процессу  познания коммуникативные: формирование умения  слушать и слышать Слайд 3 •  «Мозговая гимнастика». (2 минуты) Цель. Выполнение упражнений для улучшения  мозговой деятельности и профилактики нарушений  зрения.  ­ Чтобы  на занятии легче работалось выполним  упражнения «мозговой гимнастики» Создаю условия для  возникновения у  учеников внутренней  потребности  включения в учебную деятельность. 1. Качания головой (упражнение стимулирует  мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове  медленно качаться из стороны в сторону, пока при  помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок  вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. 2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует  структуры мозга, обеспечивающие запоминание,  повышает устойчивость внимания): нарисуйте в  воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками. 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание,  ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3  раза. 4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для  профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте  6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против  часовой стрелки. 5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для  профилактики нарушений зрения): двигайте глазами  вправо­влево, вверх­вниз по 6 раз. ­ Я рада приветствовать Вас на занятии,  присаживайтесь и с хорошим настроением возьмёмся  за работу. В начале каждого развивающего занятия мы с вами  всегда проводим разминку.  Создание у ребят  определённого  положительного  фона.Слайд 4 3. «Разминка». (3­5 минут) Цель. Создание у ребят определенного  положительного эмоционального фона. Откройте тетради стр. 34 ­Прочитайте вопросы про себя. Если вы знаете ответ  на вопрос, поставьте рядом «плюс», если  затрудняетесь ответить – «минус».  Самостоятельная работа Кто это или что это? ­Русская сказка «Финист – ясный …» (Сокол) ­Грустное время года. (Осень) ­Музыкант, играющий на скрипке. (Скрипач) ­Индийский фокусник. (Факир) ­Место в театре, где играют актеры. (Сцена) ­Емкость для хранения бензина (Канистра) ­В море белый дом плывет, из него дымок идет.  Вот и берег на виду, дом как крикнет: «Ду­ду­дуууу»  (Пароход) ­Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать  не захотел, шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх  и улетел. (Бабочка) ­ Какой это мастер на стекла нанес и листья, и  травы, и заросли роз? (Мороз) ­Что, дотронувшись едва, превращает в дым  дрова? (Огонь) ­ Итак, на какие вопросы вы не смогли ответить? А  кто нашел ответ на этот вопрос? (проверка) ­ Кто смог ответить на все вопросы? А у кого  возникли трудности? Я думаю, в следующий раз вы  обязательно справитесь. Слайд 5 4 Тренировка зрительной памяти Цель. Развитие зрительной памяти, углубление  знаний детей. ­ Ребята, а что нам помогает учить наизусть стихи,  вспоминать приятные моменты путешествий, не  забывать поручения мамы? (память) ­ Как вы думаете, для чего человеку память? Коммуникативные УУД: Донести свою позицию  до других: оформлять  свою мысль в устной  речи. Слушать и понимать речь других. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний.  Регулятивные УУД: Проговаривать  последовательность  действий.  Учиться высказывать  своё предположение,  учиться отличать верно  выполненное задание от  неверного Регулятивные УУД: Проговаривать  последовательность  действий.  Учиться высказывать  своё предположение,­ Что нужно делать, чтобы память была хорошей? ­ Действительно, память отвечает за запоминание,  сохранение и воспроизведение информации. Человеку  со слабой памятью приходится очень трудно. Свою  память нужно тренировать. ­ Сегодня на уроке мы узнаем, насколько вас не  подводит ваша память, а также сможем ее  потренировать. ­ Сейчас мы выполним задания, которые помогут  справиться с этой непростой задачей. 1) ­Рассмотрите друг друга (30 секунд). Закройте глаза и ответьте на вопросы, не открывая  глаз, не крича, а поднимая руку.  ­На ком сегодня белая (серая) рубашка. ­Кто сегодня с бантом? ­На ком сегодня галстук? ­На ком сегодня бабочка? 2) Игра «Внимание». В течение 4 секунд (на счет: один, два, три, четыре,  ­про себя) показываю две карточки из приложения №8. Установка: запомните как можно точнее увиденные  изображения и зарисуйте в первых двух рамках. Дети  рисуют каждую фигуру в воздухе, а затем – на бумаге. Затем с двумя другими карточками.  Проверим, исправим ошибки, если допустили. Переходим к следующему заданию Слайд 6 3) Задание №2 Инструкция: Прочитайте пары слов и  запомните.(30 секунд)                      вечер ­ завтрак гора – горб                     утро ­ ужин лес – ель заяц – кролик                день ­ ночь птица – самолет           минута ­ час ручка ­ тетрадь          час ­ время ­Восстановите второе слово каждой пары. Проверим. Следующее задание. 4) Задание№3 Игра «Найди фигуру» Регулятивные: Оценивать результаты  своей деятельности с  эталоном Самопроверка. Познавательные: Выдвижение гипотез Регулятивные: Проговаривать  последовательность  действий.  Учиться работать по  предложенному  учителем плану. Оценивать результаты  своей деятельности с  эталономПроверим: Слайд 7    а ­ 11   б ­ 4   в – 14   г –  9    д ­ 7 5) Задание 4 Внимательно рассмотрите рисунок. Обращайте  внимание на все детали.  Переверните страницу и ответьте на вопросы.  Старайтесь не подсматривать. ­Сколько мячей на рисунке? (3) ­Какая буква написана на кубике? (Буква «И») ­Собака сидит? (Стоит) ­ Есть ли пуговицы на костюме у клоуна? (Да, две) ­ С какой стороны от клоуна занавес? (Слева) ­Колпак на клоуне в горошек? ( Нет, в клеточку) – Итак, мы с вами тренировали память. А какую  именно память тренируют выполненные нами задания? (зрительную) ­ Для чего необходимо тренировать зрительную  память? (человек воспринимает информацию не  только на слух, но и зрительно, поэтому и память надо развивать с разных сторон) ­ Кто не допустил ошибок и справился со всеми  заданиями? Раскрасьте флажок внизу страницы  зеленым цветом.  У кого были затруднения? Раскрасьте флажок желтым цветом.  А кто не справился ни с одним заданием? Раскрасьте  флажок красным цветом.  Слайд 8 5. Коррегирующая гимнастика для глаз. Цель: Профилактика нарушений зрения. Развитие двигательной активности ребенка. ­ Мы с вами хорошо поработали, пришло время  отдохнуть. Отдых у нас будет активным и даже  полезным. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний.  Регулятивные УУД: Проговаривать  последовательность  действий.  Учиться высказывать  своё предположение,  учиться отличать верно  выполненное задание от  неверного Регулятивные УУД: Проговаривать  последовательность  действий.  Учиться работать по  предложенному  учителем плану. Познавательные УУД: Делать предварительный  отбор информации. Перерабатывать  полученную  информацию, делать  выводы.«Палец двоится» (облегчает зрительную работу на  близком расстоянии): вытянуть руку вперед, смотреть  на кончик пальца вытянутой руки, расположенной по  средней линии лица, медленно приближать палец, не  сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнет  двоиться. Повторить 6­8 раз. «Моргания» (полезно при всех видах нарушения  зрения) Моргайте на каждый вдох и выдох. «Письмо носом» (снижает напряжение в области глаз): закройте глаза. Используя нос, как длинную ручку,  пишите или рисуйте. Что у нас начнется? (каникулы) Пишем носом «Каникулы»   Слайд 9 6. Логически­поисковые задания. Цель. Развитие гибкости мышления. ­ Молодцы! Меня радует, что вы работаете, засучив  рукава, правильно отвечаете на вопросы, не падаете  духом, а берете себя в руки и принимаетесь за дело. ­ Что вас удивило в моем высказывании? (Вы  произносили необычные выражения: засучив рукава, не падаете духом, берете себя в руки) Вспомните, как называются такие необычные  выражения. (Фразеологизмы) ­ Что такое фразеологизм? Для чего они нужны в  речи? (Фразеологизмы – это устойчивые сочетания  слов, которые служат для более точного и образного  выражения наших мыслей) Слайд 10 Работа в парах ­ Давайте вспомним, какие фразеологизмы мы знаем и  что они означают. Вам обязательно поможет ваша  память. На столах карточки. Закончите фразеологизм и попробуйте объяснить его  значение: В час по чайной …..(ложке­ делать очень медленно) Тянуть кота…(за хвост – делать очень медленно) Душа в пятки…(ушла­ испугался) Регулятивные: учиться высказывать  своё предположение коммуникативные: оформлять свою мысль в устной форме и в  письменной форме Умение строить  взаимодействие со  сверстниками Познавательные УУД: Добывать новые знания:  находить ответы на  вопросы, используя  учебник, свой жизненный опыт и информацию,  полученную от учителя.  Перерабатывать  полученную  информацию: делатьвыводы в результате  совместной работы всего класса. Познавательные Каждая пара дает свой  ответ и сравнивают с  правильным ответом на  экране Самопроверка. Родиться…(в рубашке­ быть счастливым) И ухом…. (не ведет­ не обращает внимания) Проверим. Задание 7 (стр37 тетрадь)   Подумайте, о каком человеке так говорят? Выберите  правильный вариант значения каждого фразеологизма  и обведите его в кружок. Проверим: 1)     ­б 2)    ­а) 3)    ­б 4)    ­а) 5)    ­в) – Итак, чтобы речь была выразительной, образной,  чтобы мы могли понимать и анализировать  художественные тексты, нам нужно быть грамотными,  правильно употреблять в речи фразеологизмы, знать  их значение.  7. Веселая переменка. ­  Закроем веки, слегка помассируем их пальчиками. ­ Левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой  рукой – до кончика носа. Затем быстро меняем  положение рук. ­ Положите левую руку на голову и погладьте себя от  затылка ко лбу, а правой рукой делайте круговые  движения по животу. 8. Нестандартные задачи.  Групповая работа Задача№8. стр 37. Решение: Миша до реки и обратно ехал на велосипеде  20 мин. Значит, обратно он ехал 20 : 2 =10мин. Если до реки Миша шел пешком, а обратно уехал на  велосипеде, всего затратив 40минут, то на путь до  реки пешком он затратил 40­10 = 30минут. Чтобы  пройти весь путь в оба конца пешком, понадобится  30 *2 = 60 мин.  Коммуникативные: Умение строить  продуктивное  взаимодействие в  сотрудничестве со  сверстниками и  взрослыми, проявлять  активность, интегрироваться в  группу сверстниковОтвет: на весь путь пешком Миша затратит 1 ч. 2) Какие слова зашифрованы в ребусах? Групповая работа Кочка                              крот     Узор                                   мода Корова                                лимон Ананас                                 ваза    Трамвай                            голубика Каждая группа дают свой ответ и сравнивают с правильным  ответом на экране 9. Рефлексия.  Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности,  самооценка результатов деятельности своей и  всего класса.  ­ Вы сегодня молодцы! Справились со всеми  заданиями. Кто может положиться на свою память?  Получают позитивный  настрой от занятия Регулятивные: осознание качества и уровня  освоения и владения  теми или иными  учебными действиями,  осуществлять итоговый  контрольКто не допустил ошибок? Оцените работу на уроке . Закрасьте флажок на стр 37 ­ Кто не допустил ошибок и справился со всеми  заданиями? Раскрасьте флажок внизу страницы  зеленым цветом.  У кого были затруднения? Раскрасьте флажок желтым цветом.  А кто не справился ни с одним заданием? Раскрасьте  флажок красным цветом. ­ Закончить наше занятие я хочу стихотворением. Личностные: Оценивать собственную  учебную деятельность,  свои достижения,  степень  самостоятельности,  причины неудач Личностные УУД: Уметь выполнять  самооценку на основе  критерия успешности  учебной деятельности  Кто ничего не замечает Тот ничего не изучает Кто ничего не изучает Тот вечно хнычет и скучает. ­ Мы хныкали? ­ Скучали? ­ Значит… ­ Что­то изучали! ­ Вы сегодня были молодцы! Оцените свою работу (на  доске)

Посмотрите также