Тренировочные задания "Изобразительно-выразительные средства" Задание 26 ЕГЭ
Оценка 4.7

Тренировочные задания "Изобразительно-выразительные средства" Задание 26 ЕГЭ

Оценка 4.7
docx
10.12.2021
Тренировочные задания "Изобразительно-выразительные средства" Задание 26 ЕГЭ
задание 26 ЕГЭ.docx

Вариант 1

1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности

1) архаизмы

4) однородные члены предложения

7) диалектизмы

2) перифраз

5) анафора

8) фразеологизмы

3) разговорная лексика

6) паронимы

9)окказионализма (авторские слова)

2. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) метафора

4) градация

7) термины

2) фразеологизм

5) разговорные слова

8) эпитеты

3) гипербола

6) литота

9) профессионализмы

3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

     (1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

     (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь.                         (Н. Сладков)

 

 «Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеются тропы (А) ___(«листья подставляли») и (Б) ____ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такой стилистический приём, как  (В) _____ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ____ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».

Список терминов:

1) олицетворение

4) эпитет

7) метафора

2) анафора

5) синтаксический параллелизм

8) парцелляция

3) инверсия

6) умолчание

9) сравнение

4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

     (1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.

     (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь.                     (Н. Сладков)

 

 «Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».

Список терминов:

1) олицетворение

4) эпитет

7) метафора

2) анафора

5) парное соединение однородных членов

8) градация

3) инверсия

6) умолчание

9) сравнение

Вариант 2

1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало её пламя. (2)Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. (3)Мальчишки помирали со смеху, глядя на её отчаяние. (4)«Чему смеетесь, бесенята, - сказал им сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. (5)Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. (6)Полуобгорелый кузнец со своею добычей полез вниз. (6)«Ну, ребята, прощайте, - сказал он смущённой дворне, - мне здесь делать нечего. (7)Счастливо, не поминайте меня лихом».                           (А.С.Пушкин. "Дубровский")

 

 «Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ___(«сдуру», «помирали») и (Б) ____(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) _____(в предложении 4). Употребляя такое лексическое средство, как (Г) ___ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»

Список терминов:

1) разговорная лексика

4) обращение

7) контекстные синонимы

2) эпитеты

5) восклицательные предложения

8) фразеологизм

3) ассонанс

6) ирония

9) метафора

 

2. Прочитайте фрагмент текста. Среди предложенных терминов найдите те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.

На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость.              (С.Львов)

1)вопросно-ответная форма изложения

4) риторическое обращение

7) антитеза

2) ряды однородных членов

5) фразеологизм

8) эпифора

3) полисиндетон (многосоюзие)

6) литота

9) инверсия

 

3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами

1) метонимия

4) анафора

7) ирония

2) вводные слова  

5) диалог

8) ряды однородных членов предложения

3) синекдоха

6) перифраз

9)гипербола

 

4. Установите соответствие между терминами и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) анафора

1) тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф

Б) эпифора

2) намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения и легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации

В) синтаксический параллелизм

3) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда

Г) эллипсис

4) изменение порядка в расположении частей предложения

Д) инверсия

5) стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций

Вариант 3

1.Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Люблю, когда лес шумит. (2)Особенно летом. (3)Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (4)Ведь это целый лесной разговор. (5)Его понимать надо. (6)Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой.        (Г.А.Скребицкий. «Лесной прадедушка»)

 

«Ощутить красоту летнего леса и посмотреть на него, как на живое существо, помогают тропы (А) ____ (предложение 3), (Б) _____ («тихонько шумят»), (В) ____ («будто шепчутся между собой»). Стилистический приём (предложения 1-2) 

(Г) _____ позволяет автору усилить смысловые оттенки, акцентируя внимание на времени года».

 

1) метафора

4) сравнение

7) градация

2) парцелляция

5) эпитет

8) паронимы

3) умолчание

6) однородные члены

9) олицетворение

 

2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Помню раннее, свежее, тихое утро... (2)Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (4)Воздух так чист, точно его совсем нет.   (И.Бунин. «Антоновские яблоки»)

 

«Такой стилистический приём, как (А) ____ (предложения 1-3), несёт в тексте основную смысловую нагрузку и передаёт душевное состояние рассказчика, перенося нас вместе с ним в его прошлое. С помощью тропов (Б) ____ («точно его совсем нет» в предложении 4) и (В) ____ («свежее, тихое утро», «золотой…сад»», «осенней свежести») И.Бунин рисует ту атмосферу, которой наполнен и воздух, и сам сад. В предложении 3 автор применяет синтаксическое средство выразительности (Г) ____.»

Список терминов:

1) сравнение

4) риторический вопрос

7) оксюморон

2) лексический повтор

5) ряд однородных членов

8) анафора

3) эпитеты

6) синонимы

9) метафора

 

3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности

1) термины

4) профессионализмы

7) восклицательные предложения  

2) антитеза

5) лексический повтор        

8) умолчание

3) историзмы

6)фразеологизмы

9) просторечные слова

 

4. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.

1) подхват (композиционный стык)

4) гипербола

7) сравнение

2) диалектизмы

5) термины

8) эпитеты

3) перифраз

6) инверсия

9) именительный темы

 

 

 

 

 

Вариант 4

1. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сравнение

1) Cеров был тогда еще совсем молодым. Первые картины любимого ученика великого Репина одних обрадовали, других разозлили.

Б) эпитет

6)Но страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (Л.Андреев)

В) метафора

7) Многолюдная зала мгновенно притихла. (В.Г.Короленко)

Г) перифраз

4) И березы стоят,

   Как большие свечки.  (С.Есенин)

Д) синекдоха

5) Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте.

 

2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

   (1)Иду лесом. (2)Изумрудные стволы ольхи. (3)И стволы елей - розовые, разогретые, как из бани вышли. (4)Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. (5)Будто зеленая река. (Ф.Абрамов)

 

 «Миниатюра, имеющая название «Лесная дорога», написана очень эмоционально и выразительно. Автор, идя лесом, делится с читателем своим видением природы. Необычайную наглядность описанию придают тропы: (А) _____ («изумрудные стволы», «стволы…розовые, разогретые»)  и (Б) ____ (как из бани вышли» в предложении 3). Используя стилистический приём (В) ____, автор сравнивает лесную дорогу рекой (предложение 5). А такое синтаксическое средство, как (Г) ___ (предложение 4), позволяет Ф.Абрамову более точно и образно описать широкую просеку».

Список терминов:

1) эпитеты

4) ряды однородных членов

7) градация

2) фразеологизмы

5) обособленное определение

8) парцелляция

3) авторский неологизм

6) синтаксический параллелизм

9)сравнение

 

 

3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

(1)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. (2)В лесу стало страшно: так кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой.                        (И.А.Гончаров. «Обломов)

 

 «Картина чего-то страшного, непонятного рисуется благодаря тропам: (А) _____ (предложение 1) и (Б) _____ (предложение 2). Такое синтаксическое средство, как  В) _____ (предложение 2), усиливает  впечатление неясности и приблизительности происходящего, а стилистический приём (Г) _____ (предложения 1,2) завершает картину ужаса...»

Список терминов:

1) сравнение

4) вводное слово

7) оксюморон

2) синтаксический параллелизм

5) лексический повтор

8) олицетворение

3) риторический вопрос

6) синонимы

9) анафора

 

4. Назовите троп, который используется в предложении

Он знает наизусть всего Есенина.


 

Вариант 1 1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности 1) архаизмы 4) однородные члены предложения 7) диалектизмы…

Вариант 1 1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности 1) архаизмы 4) однородные члены предложения 7) диалектизмы…

По колено в листьях деревья стоят

По колено в листьях деревья стоят

Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами 1) метонимия 4) анафора 7) ирония 2) вводные слова 5) диалог 8) ряды однородных…

Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами 1) метонимия 4) анафора 7) ирония 2) вводные слова 5) диалог 8) ряды однородных…

Помню раннее, свежее, тихое утро

Помню раннее, свежее, тихое утро

Г) перифраз 4) И березы стоят,

Г) перифраз 4) И березы стоят,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.12.2021