Вариант 1
1. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) архаизмы |
4) однородные члены предложения |
7) диалектизмы |
2) перифраз |
5) анафора |
8) фразеологизмы |
3) разговорная лексика |
6) паронимы |
9)окказионализма (авторские слова) |
2. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) метафора |
4) градация |
7) термины |
2) фразеологизм |
5) разговорные слова |
8) эпитеты |
3) гипербола |
6) литота |
9) профессионализмы |
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков) |
«Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеются тропы (А) ___(«листья подставляли») и (Б) ____ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такой стилистический приём, как (В) _____ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ____ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».
Список терминов:
1) олицетворение |
4) эпитет |
7) метафора |
2) анафора |
5) синтаксический параллелизм |
8) парцелляция |
3) инверсия |
6) умолчание |
9) сравнение |
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми. (3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков) |
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
Список терминов:
1) олицетворение |
4) эпитет |
7) метафора |
2) анафора |
5) парное соединение однородных членов |
8) градация |
3) инверсия |
6) умолчание |
9) сравнение |
Вариант 2
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть; со всех сторон окружало её пламя. (2)Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. (3)Мальчишки помирали со смеху, глядя на её отчаяние. (4)«Чему смеетесь, бесенята, - сказал им сердито кузнец. - Бога вы не боитесь: божия тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», - и, поставив лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. (5)Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. (6)Полуобгорелый кузнец со своею добычей полез вниз. (6)«Ну, ребята, прощайте, - сказал он смущённой дворне, - мне здесь делать нечего. (7)Счастливо, не поминайте меня лихом». (А.С.Пушкин. "Дубровский") |
«Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ___(«сдуру», «помирали») и (Б) ____(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) _____(в предложении 4). Употребляя такое лексическое средство, как (Г) ___ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»
Список терминов:
1) разговорная лексика |
4) обращение |
7) контекстные синонимы |
2) эпитеты |
5) восклицательные предложения |
8) фразеологизм |
3) ассонанс |
6) ирония |
9) метафора |
2. Прочитайте фрагмент текста. Среди предложенных терминов найдите те средства выразительности, которые использованы автором. Укажите их номера.
На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со старым мудрым врачом. Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (С.Львов)
1)вопросно-ответная форма изложения |
4) риторическое обращение |
7) антитеза |
2) ряды однородных членов |
5) фразеологизм |
8) эпифора |
3) полисиндетон (многосоюзие) |
6) литота |
9) инверсия |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) являются (-ется) тропами
1) метонимия |
4) анафора |
7) ирония |
2) вводные слова |
5) диалог |
8) ряды однородных членов предложения |
3) синекдоха |
6) перифраз |
9)гипербола |
4. Установите соответствие между терминами и их толкованием: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) анафора |
1) тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф |
Б) эпифора |
2) намеренный пропуск слов, несущественных для смысла выражения и легко восстанавливаемый в данном контексте или ситуации |
В) синтаксический параллелизм |
3) стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале каждого параллельного ряда |
Г) эллипсис |
4) изменение порядка в расположении частей предложения |
Д) инверсия |
5) стилистическая фигура - повторение одного и того же слова в конце смежных отрезков речи, одна из разновидностей параллельных синтаксических конструкций |
Вариант 3
1.Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Люблю, когда лес шумит. (2)Особенно летом. (3)Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (4)Ведь это целый лесной разговор. (5)Его понимать надо. (6)Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. (Г.А.Скребицкий. «Лесной прадедушка») |
«Ощутить красоту летнего леса и посмотреть на него, как на живое существо, помогают тропы (А) ____ (предложение 3), (Б) _____ («тихонько шумят»), (В) ____ («будто шепчутся между собой»). Стилистический приём (предложения 1-2)
(Г) _____ позволяет автору усилить смысловые оттенки, акцентируя внимание на времени года».
1) метафора |
4) сравнение |
7) градация |
2) парцелляция |
5) эпитет |
8) паронимы |
3) умолчание |
6) однородные члены |
9) олицетворение |
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Помню раннее, свежее, тихое утро... (2)Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (3)Помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. (4)Воздух так чист, точно его совсем нет. (И.Бунин. «Антоновские яблоки») |
«Такой стилистический приём, как (А) ____ (предложения 1-3), несёт в тексте основную смысловую нагрузку и передаёт душевное состояние рассказчика, перенося нас вместе с ним в его прошлое. С помощью тропов (Б) ____ («точно его совсем нет» в предложении 4) и (В) ____ («свежее, тихое утро», «золотой…сад»», «осенней свежести») И.Бунин рисует ту атмосферу, которой наполнен и воздух, и сам сад. В предложении 3 автор применяет синтаксическое средство выразительности (Г) ____.»
Список терминов:
1) сравнение |
4) риторический вопрос |
7) оксюморон |
2) лексический повтор |
5) ряд однородных членов |
8) анафора |
3) эпитеты |
6) синонимы |
9) метафора |
3. Из предложенных терминов выберите те (тот), которые (-ый) относятся (-ится) к лексическим средствам выразительности
1) термины |
4) профессионализмы |
7) восклицательные предложения |
2) антитеза |
5) лексический повтор |
8) умолчание |
3) историзмы |
6)фразеологизмы |
9) просторечные слова |
4. Перед Вами – название тропы. Найдите термины, которые не относятся к данным средствам выразительности. Укажите ошибочные номера.
1) подхват (композиционный стык) |
4) гипербола |
7) сравнение |
2) диалектизмы |
5) термины |
8) эпитеты |
3) перифраз |
6) инверсия |
9) именительный темы |
Вариант 4
1. Установите соответствие между названиями тропов и выделенными примерами к ним: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
А) сравнение |
1) Cеров был тогда еще совсем молодым. Первые картины любимого ученика великого Репина одних обрадовали, других разозлили. |
Б) эпитет |
6)Но страх не совсем ещё выпарился огнём ласк из её сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев. (Л.Андреев) |
В) метафора |
7) Многолюдная зала мгновенно притихла. (В.Г.Короленко) |
Г) перифраз |
4) И березы стоят, Как большие свечки. (С.Есенин) |
Д) синекдоха |
5) Льстивые ивы и травы поклонные, вольнолюбивого юношу — славьте. |
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Иду лесом. (2)Изумрудные стволы ольхи. (3)И стволы елей - розовые, разогретые, как из бани вышли. (4)Лесная дорога - широкая просека, заросшая травой. (5)Будто зеленая река. (Ф.Абрамов) |
«Миниатюра, имеющая название «Лесная дорога», написана очень эмоционально и выразительно. Автор, идя лесом, делится с читателем своим видением природы. Необычайную наглядность описанию придают тропы: (А) _____ («изумрудные стволы», «стволы…розовые, разогретые») и (Б) ____ (как из бани вышли» в предложении 3). Используя стилистический приём (В) ____, автор сравнивает лесную дорогу рекой (предложение 5). А такое синтаксическое средство, как (Г) ___ (предложение 4), позволяет Ф.Абрамову более точно и образно описать широкую просеку».
Список терминов:
1) эпитеты |
4) ряды однородных членов |
7) градация |
2) фразеологизмы |
5) обособленное определение |
8) парцелляция |
3) авторский неологизм |
6) синтаксический параллелизм |
9)сравнение |
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. (2)В лесу стало страшно: так кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. (И.А.Гончаров. «Обломов) |
«Картина чего-то страшного, непонятного рисуется благодаря тропам: (А) _____ (предложение 1) и (Б) _____ (предложение 2). Такое синтаксическое средство, как В) _____ (предложение 2), усиливает впечатление неясности и приблизительности происходящего, а стилистический приём (Г) _____ (предложения 1,2) завершает картину ужаса...»
Список терминов:
1) сравнение |
4) вводное слово |
7) оксюморон |
2) синтаксический параллелизм |
5) лексический повтор |
8) олицетворение |
3) риторический вопрос |
6) синонимы |
9) анафора |
4. Назовите троп, который используется в предложении
Он знает наизусть всего Есенина.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.