ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.
Оценка 5

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

Оценка 5
Раздаточные материалы
docx
химия
11 кл
30.07.2017
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.
Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
химия 11.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС. Время выполнения – 4 часа. 1.  В   пронумерованных   склянках   находятся   растворы   карбоната   натрия, сульфата меди (II), гидроксида натрия, этиленгликоля, глюкозы, щавелевой (этандиовой) кислоты, этанола, этаналя. Как,   используя   только   чистые   пробирки   и   нагревательный   прибор, распознать все вещества? Запишите уравнения использованных вами реакций.  5,5 балла 2. Дана схема превращений, запишите уравнения реакций, обозначенных в схеме, в структурном виде, укажите условия протекания этих реакций.  2 NaOHC 7 2 5  HC 6 6  NOHC 2 5 6  16 HС 7   NHC 7 6 6 OHC 7 NCl  8 HC HC 7  6 HC     4 6 8 NBr 3 4 балла 3. Обсудите возможность взаимодействия следующих веществ: а) аммиак и серная кислота; б) красный фосфор и азотная кислота; в) бутадиен – 1,3 и бром. Напишите уравнения реакций, укажите условия их протекания. Если реакции   могут   приводить   к   разным   веществам,   укажите,   в   чем   состоит различие в условиях проведения этих процессов.  Каждое уравнение реакции – 0,5 балла 4. Сколько   мл   25   %­ного   раствора   гидроксида   калия   (плотность   1,23 г/мл) нужно затратить на проведение гидролиза 15 г смеси, состоящей из этилацетата, изопропилформиата, метилпропионата? 3,5 балла 5. В 40 г насыщенного водного раствора хлорида железа (II) внесли 10 г безводной соли. Полученную смесь нагрели до полного растворения соли, а затем   охладили   до   исходной   температуры.   При   этом   выпало   24,3   г кристаллогидрата. Установите формулу кристаллогидрата, если известно, что насыщенный раствор содержит 38,5 % безводной соли. (Кристаллогидраты – это   вещества,   содержащие   в   кристаллической   решетке   воду,   их   формулы записываются   так:   соль ,   точка   обозначает   химическую   связь,   а   не умножение.) OH 2 n 4,5 балла 6. К раствору, содержащему 3,88 г смеси бромида калия и йодида натрия, добавили 78 мл 10 %­ного раствора нитрата серебра с плотностью 1,09 г/мл. Выпавший осадок отфильтровали, оставшийся раствор может прореагировать с 13,3 мл соляной кислоты с концентрацией 1,5 моль/л. Вычислите массовые доли   солей   в   исходной   смеси,   объем   хлороводорода,   необходимый   для приготовления израсходованной соляной кислоты. 6 баллов Ответы и решения 1. Составим план распознавания. Сульфат меди отличается от остальных растворов по цвету (голубой). Прильём его ко всем остальным растворам. Там, где выпал синий осадок, находился гидроксид натрия, а там, где выпал осадок и начал выделяться газ, – карбонат натрия. Далее нужно приготовить гидроксид меди из сульфата меди и гидроксида натрия и добавить его ко всем оставшимся веществам. Там, где была щавелевая кислота, гидроксид меди растворится,   и   раствор   станет   светло­голубым,   там,   где   глюкоза   и этиленгликоль, – образуется интенсивно­синий раствор, где этаналь и этанол, –   изменений   нет.   Нагреем   пробирки,   где   появился   синий   раствор   и   где изменений не было. Там, где появится оранжевый осадок оксида меди (I), находились глюкоза и этаналь. (За полный план распознавания – 2 балла, за каждое нераспознанное вещество снимается 0,25 балла.) Запишем уравнения реакций (за каждое уравнение – 0,5 балла): CuSO4 + 2NaOH  Na2SO4 + Cu(OH)2;  2CuSO4 + 2Na2CO3 + H2O  2Na2SO4 + (СuОН)2СО3 + CО2; HOOC–COOH + Cu(OH)2  Cu(C2O4) + 2 H2O;     СН2 – ОН 2                       + Cu(ОН)2      СН2 – ОН Н СН2 – О           О – СН2                  Cu                   + 2Н2О; СН2 – О          О  – СН2 Н О     С 2               + Cu(ОН)2  Н     СН2ОН     С                        СН2ОН О Н О ОН     СН2ОН Cu НО О Н О С + 2Н2О; СН3СНО + 2Cu(OH)2   Cu(OH)2COOH + 2H2O + Cu2O; С5 Н11О5СHO + 2Cu(OH)2  С5Н11О5СООН + 2Н2О + Cu2O. 2.   Дегидроциклизация   гептана   с   последующим   дегидрированием   до образования толуола: С7Н16  C7H8 + 4Н2; окисление толуола: 5С6Н5 СН3 + 6KMnO4 + 9H2SO4   5С6Н5СООН + 3К2SO4 + 6MnSO4 + 14Н2О; нейтрализация бензойной кислоты: С6Н5COOH + NaOH    С6Н5COONa + H2O; прокаливание бензоата натрия с щёлочью: С6Н5COONa + NaOH    С6H6 + Na2CO3; нитрование   бензола   в   присутствии   серной   концентрированной   кислоты: С6Н6 + HNO3  C6H5NO2 + H2O; восстановление   нитробензола   (реакция   Зинина):   C6H5NO2+   3H2     C6H 5NH2 + 2H2O; взаимодействие анилина с хлороводородом: С6Н5NH2 + HCl   С6Н5 NH3Cl; взаимодействие анилина с бромной водой: С6Н5NH2 + 3Br2    C6H2 Br3NH2 + 3НВr. (Каждое уравнение реакции – 0,5 балла.) 1 а) Аммиак с серной кислотой может реагировать в недостатке с образованием кислой соли и в избытке с образованием средней соли:  NH3 + H2SO4  NH4HSO4; 2NH3 + H2SO4  (NH4)2SO4. б)   Фосфор   может   реагировать   как   с   концентрированной,   так   и   с разбавленной   азотной   кислотой:   Р   +   5HNO3    Н3РО4  +   5NO2  +   Н2О;   3Р + 5HNO3  + 2Н2О    3Н3РО4  + 5NO. Присоединение брома к бутадиену может идти по 1 и 2 атомам углерода; по 1 и 4, по 1, 2, 3 ,4: СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2  СН2Вr – СНВr – СН = СН2; СН2 = СН – СН = СН2 + Вr2  СН2Вr – СН = СН – СН2Вr; СН2 = СН – СН = СН2 + 2Вr2  СН2Вr – СНВr – СНВr – СН2Вr. (Каждое уравнение реакции – 0,5 балла.) 1 Каждое уравнение реакции –  0,5 балла, определение количества изомерных эфиров 15:88= 0,17 моль  (0,5 балла); определение массы КОН 0,17 ∙ 56 = 9,52 г (0,5 балла). Определение массы раствора щёлочи 9,52 ∙ 0,25 = 38,08 г  (0,5 балла). Определение объёма щёлочи 38,08 : 1,23 = = 30,96 мл (0,5 балла). 1. Определим   массу   растворенного   вещества   в   растворе   после охлаждения   раствора.   Масса   раствора   40   +   10   –   24,3   =   25,7   г  (0,5 балла). Массовая доля соли 0,385, значит, масса соли 0,385 ∙ 25,7 = 9,9 г (0,5 балла).  В исходном растворе было 40 ∙ 0,385= 15,4  г соли  (0,5 балла). В составе кристаллогидрата в осадок выпало 15,4 + 10 – 9,9 = 15,5 г соли (0,5 балла). Тогда воды в составе кристаллогидрата 24,3 – 15,5 = 8,8 г (0,5 балла). Если записать формулу кристаллогидрата FeCl2 ∙ nН2О, то будет верна пропорция:  M(FeCl2) / m(FeCl2)  =  nM(H2О) / m(Н2О)  или  127/15,5 =  18n/8,8,  откуда n = 4 (2 балла). 1 Запишем уравнения реакций между нитратом серебра и бромидом калия, йодидом натрия, соляной кислотой. (Все уравнения реакции – 1 балл.) Найдём   количество   хлороводорода:   C   ∙   V=   0,0133   л   ∙   1,5   моль/л   = = 0,02 моль. (0,5 балла.) Найдём количество нитрата серебра:  ∙ V(p­p) /М = 1,09 ∙ 78 ∙ 0,1/170 = 0,05 моль. (0,5 балла.) На   взаимодействие   с   солями   пошло   0,05   –   0,02   =   0,03   моль   нитрата серебра. (0,5 балла.) Пусть  бромида  калия  было  х  моль,  а  йодида  натрия – у моль,  тогда х + у = 0,03; масса солей, выраженная через количество вещества и молярные массы, равна 3,88 = 119х + 150у. Получили систему уравнений, из которой х = 38,2 0,02   моль   (2 балла),  m  =  119 ∙ 0,02 =   2,38 г  (0,5 балла),   =  88,3 % КВr, тогда NaI 38,66 % (0,5 балла). Объём хлороводорода: 0,02 – 22,4 = 0,448 л (0,5 балла).  = 61,34 Всего 27 баллов.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. ХИМИЯ. 11 КЛАСС.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2017