ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 11 КЛАСС. Вариант II

  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 30.07.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый материал представляет собор подборку наиболее типичных тренировочных заданий для подготовки к участию в предметной олимпиаде. Задания могут быть также использованы и на урока по предмету для закрепления знаний по соответствующей теме. Для всех заданий даны подробные решения. Также указана система оценки выполненной работы.
Иконка файла материала обществознание 2 вар - 11.docx
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНОГО ТУРА ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЫ. Обществознание. 11 КЛАСС. Вариант II 1. Укажите верное суждение: а)   в   человеке   от   природы   заложены   биологическая   и   социальная программы жизнедеятельности; б) процесс социализации человек проходит всю жизнь.  1) Верно только а;3) верно а и б; 2) верно только б; 4) оба суждения неверны. 2. Составьте схему, используя предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. Понятие,   познание,   восприятие,   умозаключение,   чувственное   ощущение, рациональное, представление, суждение. 3. Вера в отличие от знания предполагает: 1) проверку истинности какого­либо утверждения; 2)   способность   принимать   положение   таким,   каким   его   хочется воспринимать; 3) убежденность в истинности какого­либо утверждения; 4)   необходимость   практического   подтверждения   какого­либо утверждения. 4.   Найдите   лишнее   понятие   в   перечне.   Подчеркните   его.   Объясните ваше решение: 1) государственная собственность, муниципальная собственность, частная собственность, совместная собственность; 2) вексель, акция, облигация, акцизная марка, приватизационный чек; 3) социализация, модернизация, воспитание; 4)   мажоритарная   система,   двухпартийная   система,   пропорциональная система. 5. Расположите в правильной последовательности: Опубликование   закона,   законодательная   инициатива,   принятие   закона Государственной Думой, подписание закона Президентом, одобрение Советом Федерации. 6.   Из   перечисленного   признаком   (признаками)   только   правового государства является(ются): а) наличие профессионального аппарата управления; б) последовательное соблюдение прав человека; в) разделение властей; г) наличие политических партий; д) защита безопасности государства;е)   проведение   референдумов   при   решении   важнейших   вопросов   жизни страны. 1) Верно только а, б, г; 2) верно только а, б, д; 7. Принципом демократического судопроизводства является:  1) использование в суде всех доказательств вины независимо от способа их 3) верно только б; 4) верно только б, в, г, е. получения; 2) состязательность сторон в судебном процессе; 3) отказ в праве на защиту обвиняемым в тяжких преступлениях; 4) давление на суд со стороны средств массовой информации. 8. К числу субъектов политики относятся: а) классы; б) политические организации; в) политические элиты; г) личности. 1) Верно только б, в;3) верно только г; 2) верно только а,б,в; 9. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух обществоведческих   понятий.   Назовите   их.   Слова   и   словосочетания   не могут использоваться дважды. В этом лингвистическом конструкторе вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. 4) верно только а, б, в, г. Организация,   индивидуальные   особенности,   выражающая   интересы социальных   групп,   личность,   обеспечивающая   ей   успех,   объединение, активная часть общества, легкость овладения ею, участвующая в борьбе за власть, деятельность. 10. Верны ли следующие суждения о свободе человека? а) Является вседозволенностью; б) невозможна в условиях общественных связей и взаимодействии. 1) Верно только а; 2) верно только б; 11. Верны ли следующие суждения о средствах массовой информации? а)   Содержание   информации,   поставляемой   СМИ,   учитывает   запросы 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. аудитории; б) запросы массовой аудитории во многом формируются под воздействием на нее СМИ. 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 1) Верно только а; 2) верно только б; 12. К вопросам, определяемым трудовым договором, не относится: 1) характер работы: 2) срок выполнения работы; 3) предусмотренные законом гарантии неприкосновенности личности;4) взаимная ответственность сторон за выполнение работы. 13.   Для   современного   постиндустриального   общества   характерна ведущая роль: 1) добывающей промышленности; 2) обрабатывающей промышленности; 3) сельского хозяйства; 4) информации и информационных технологий. 14. Верны следующие суждения о сущности социального контроля? а) Социальный контроль – это система способов воздействия общества, социальных групп на личность; б) нормы и санкции – это элементы социального контроля. 1) Верно только а; 2) верны оба суждения; 15.   Найдите   в   приведенном   ниже   списке   характерные   признаки 4) оба суждения неверны. 3) верно только б; рыночной экономики и обведите цифры, под которыми они указаны. 1) Контроль со стороны государства над производством; 2) свободное ценообразование; 3) экономическая свобода производителей; 4) преобладание государственной собственности; 5) централизованное планирование экономики; 6) разорение убыточных предприятий. Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. 16. Какой вид деятельности не указан в схеме? В и д ы   д е я т е л ь н о с т и Учебная или учение  Игровая или игра  17. Назовите любые два критерия социальной стратификации. 18. Коммуникативная или общение   Покажите   на   трех   примерах   наличие   многопартийной политической системы в современной России. 19.   Прочитайте   текст.   Это   отрывок   из   аналитической   статьи,   в которой представлены две различные позиции по вопросу о том, каким должен быть новый Кодекс законов о труде. Журналист, к сожалению, изложил   их   так,   что   аргументы   и   предложения,   отражающие   одну позицию, трудно отделить от аргументов и предложений, отражающих другую   позицию.   Определите,   в   чем   заключаются   эти   позиции. Предположите,   интересы   каких   общественно­политических   сил   они выражают. Перечислите аргументы, приводимые в их поддержку. Свое предположение обоснуйте.  «Борьба   вокруг   нового   Кодекса   законов   о   труде   обостряется. Поддержание и ликвидация рабочих мест сегодня несколько затруднена, что работодатели вынуждены переходить на полулегальные и нелегальные методынайма   рабочей   силы.   Нельзя   допустить,   чтобы   в   трудовом   кодексе трудящиеся   лишились   своих   прав.   Профсоюзы   должны   влиять   на   решение вопроса   об   увольнении   прогульщика   или   бракодела.   А   как   быть предпринимателям,   которые   не   могут   на   законных   основаниях   оформлять договор со студентами или инвалидами; у них столько льгот, что немудрено и разориться. Профсоюзные боссы играют в политику, чтобы сохранить свою собственность   и   влияние.   Рабочие   оказываются   бесправными   перед произволом   администрации.   Членские   взносы   на   многих   предприятиях автоматически   изымаются   из   заработной   платы.   Трудящиеся   активны,   они протестуют   против   попыток   отобрать   их   социальные   завоевания.   Отсюда апатия   с   непременным   протестным   голосованием.   Нет   кодексу   жесткой классовой   борьбы.   Нет   кодексу,   который   пытаются   навязать   как   кодекс социального партнерства». 20. Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои   мысли   (свою   точку   зрения,   отношение)   по   поводу   поднятой проблемы.   В   ответе   следует   использовать   соответствующие   понятия обществоведческого курса и, опираясь на факты общественной жизни и собственный   жизненный   опыт,   привести   необходимые   аргументы   в обоснование своей позиции. Философия. «Те сомнения, которые не разрешает теория, разрешит тебе практика» (Л. Фейербах). Культурология. «Религии подобны светлячкам: для того чтобы светить, им нужна темнота» (А. Шопенгауэр). Экономика. «Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать их – искусство» (Б. Ауэрбах). Социология. «Семья более священна, чем государство» (Пий XI). Политология.   «Политика   есть   искусство   приспособляться   к обстоятельствам   и   извлекать   пользу   из   всего,   даже   того,   что   претит»  (О. Бисмарк). Правоведение.   «Закон   обнаруживает   свое   благотворное   действие   лишь тому, кто ему повинуется» (Демокрит). Ответы к варианту II 1. Только б. 2.  Познание         чувственное                                                     рациональное ощущение, восприятие                                                             понятие, суждение представление умозаключение1 балл 3. 2) (1 балл). 4. 1) Совместная собственность не названа в Конституции РФ; 2) акцизная марка не является ценной бумагой; 3) модернизация не относится к индивиду; 4) двухпартийная система не является избирательной системой.  2 балла 5. Законодательная инициатива, принятие закона Государственной Думой,   подписание   закона   Президентом, одобрение   Советом   Федерации, опубликование закона, по этапам законодательной деятельности. 2 балла 6. Только б. 7. 2. 8. Только а, б, в, г. 9.  1)   Организация,   выражающая   интересы   социальных   групп,   активная часть общества, участвующая в борьбе за власть, – политическая партия. 2)   Индивидуальные   особенности   личности,   обеспечивающие   ей   успех   в деятельности, легкость овладения ею, – способности.  2 балла 10. 4) 11. 3) 12. 3) 13. 4) 14. 3) 15. 2), 3), 6) 16. Трудовая или труд. 17.  Ответ   должен   содержать   критерии   социальной   стратификации, например: доход, профессия, доступ к власти. 2 балла 18.  В ответе могут быть указаны следующие позиции: в современной РФ имеется   значительное   количество   политических   партий   и   движений (например,   Единая   Россия,   КПРФ,   ЛДПР   и   др.);   половина   депутатов Государственной Думы избираются по спискам политических партий, образуя впоследствии   парламентские   фракции;   периодически   проходят   встречи Президента   РФ   и   Правительства   РФ   с   лидерами   политических   партий   и движений, парламентских фракций, т. е. налицо влияние политических партий и   движений   на   принятие   властных   решений   и   определений   политического развития. 2 балла19.  Первая позиция – в новом кодексе необходимо сохранить как можно большее   количество   трудовых   льгот,   норм,   ограничивающих   права работодателей,   закрепить   права   профсоюзов.   Аргументы:   нельзя,   чтобы трудящиеся лишились своих прав, нельзя поощрять произвол работодателей, профсоюзы ограничивают этот произвол и защищают людей труда. Вторая   позиция   –   существующий   кодекс   содержит   статьи,   мешающие нормальному  развитию  экономики, противоречат  интересам   работодателей. Аргументы: развивается нелегальный найм, нарушаются законы, нарушаются интересы трудящихся, профсоюзы не защищают права рабочих и отстаивают собственные интересы. Вывод:   первая   позиция   –   профсоюзы,   вторая   позиция   –   работодатели, предприниматели. 4 балла 20. При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: –   представление   собственной   точки   зрения   (позиции,   отношения); раскрытие проблемы; –   раскрытие   проблемы   на   теоретическом   уровне   (в   связях   и   с обоснованием) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. 4 балла Общее количество баллов – 32.

Посмотрите также