«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 10.11.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока «Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Иконка файла материала технологическая карта урока.docx

 

МБОУ СОШ № 2 имени К.К.Рокоссовского г.Кропоткин

 

 

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 

 

к уроку по физике 7 класса

 

«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»

 

 

 

Выполнил: учитель физики Акинина Н.В.

 

 

 

 

2022


Актуальность: создание технологической карты необходимо при переходе на ФГОС.

 

Цели: создать технологическую карту, реализовать в ней планируемые результаты ФГОС ;

определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

 

Задачи:

 

1)      спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;

2)      использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;

3)      осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;

4)      определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

5)      на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

6)      выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

 

Гипотеза: если урок проводить, используя технологическую карту, то он будет                                                                                более продуктивный. Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Объект: процесс обучения физике.

Предмет: урок по физике.

Практическая значимость: применять на уроке.

Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.

Заключение

-   при создании технологической карты у меня выявились затруднения в конкретизации содержания этапов деятельности учителя и обучающе- гося на каждом этапе урока;

-   сложность оценивания каждого этапа урока, правильность отбора содержания, правильность применения методов и форм работы в их совокуп- ности;

-создание технологической карты занимает много времени, требует навыков нахождения и применения ЭОР и знания методики формирования

УУД.

Библиография: УМК Перышкин А.В.    7 класс, интернет ресурсы.


 

 

Технологическая карта урока

Учебный предмет: физика

Класс:7

УМК:Перышкин А.В..

Тема урока : Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тип урока:комбинированный.

Цель урока:    Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агре- гатных состояниях и объяснить их.

Образовательные цели: Сформировать представлениие о различиях в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.

Развивающие цели: Создать условия для формирования навыков самостоятельной работы с учебником, с оборудованием; умений сравнивать, анализи- ровать и обобщать; формировать исследовательскую компетентность; формировать коммуникативную и проблемную компетенции через организацию работы в группах.

Воспитательные цели: Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; способствовать привитию навыков ум- ственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.

Задачи урока:

а) формирование представлений о различиях в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полез- ность приобретаемых знаний(предметный результат).

б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (мета- предметный результат).

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формиро- вание интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, лабораторное или демонстрационное оборудование.


 

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществ- ляемые учебные

действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные дей- ствия

Формируемые способы дей- ствий

Осуществляемые учебные дей- ствия

Формируемые способы дей- ствий

Организационный момент

Здравствуйте ребята. По ва- шим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.

Приветствие учащихся

Ответ на привет- ствие учи- теля.

 

Ответ на вопросы учителя.

Выделение су- щественной ин- формации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жиз- ненного опыта.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Целеполагание

Умение настраиваться на занятие

 

 

.

Мобилизующее                               начало. Народная мудрость гласит:

«Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Ко- нечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учи- лись и знания ваши были бы прочными.

Эпиграф нашего сегодняшне- го занятия;

«Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и мно- гое понять» Дж.Бруно ( уче-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка проблемного вопроса

 

 

 

 

 

 


ный, философ,поэт.)

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

Повторение

Проверка домашнего задания.

Задаёт              вопро-

Ответы на

Осуществление актуализации личного                    жиз- ненного опыта.

Контроль          и оценка процесса и рез-тов дей- ствия.

Построение ло- гической цепи рассуждений,

док-в. Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодействие

Слушание

Контроль                    пра-

Уточнение                      и

Я предлагаю вам три вида за-

сы.

вопросы.

с учителем и со

учителя и то-

вильности отве-

дополнение

даний: тест, физический дик-

Даёт            задания

Выбирают

сверстниками.

варищей, по-

тов             обучаю-

высказываний

тант, кроссворд

обучающимся.

уровень

 

строение по-

щихся.

обучающихся.

 

Следит за   са-

сложности

 

нятных для

 

Коррекция.

 

мостоятельно-

задания,

 

собеседника

 

Оценка.

 

стью выполне-

решают

 

высказываний.

 

Саморегуля-

 

ния заданий..

задачи.

 

Говорение.

 

ция.

 

 

 

 

Умение     слу-

 

Постановка

 

 

 

 

шать и   всту-

 

вопросов.

 

 

 

 

пать в диалог.

 

 

 

 

 

 

Умение    стро-

 

 

 

 

 

 

ить       продук-

 

 

 

 

 

 

тивное     взаи-

 

 

 

 

 

 

модействие    и

 

 

 

 

 

 

сотрудниче-

 

 

 

 

 

 

ство               со

 

 

 

 

 

 

сверстниками

 

 

 

 

 

 

и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

Умение выра-

 

 

 

 

 

 

жать          свои

 

 

 

 

 

 

мысли в соот-

 

 

 

 

 

 

ветствии         с

 

 

 

 

 

 

условиями

 

 

 

 

 

 

коммуника-

 

 

 

 

 

 

ции.

 

 

Актуализация опыта обучающихся. Формулировка темы урока. Постановка цели урока.

Актуализация опыта обу- чающихся. Формулировка

темы урока. Постановка це- ли урока.

III. Мотивация.

Нас окружают различные

Задаёт вопросы.

Ответы на вопросы.

Компетенция обучающихся в области физики.

Взаимодей- ствуют с учите- лем

 

Взаимо-

действуют с

Слушание учителя

Развитие регу- ляции учебной деятельности. Взаимокон- троль выполне-

ния задания в

Регуляция учебной дея- тельности.

тела.

 

 

 

 

 

 

 


Любые тела состоят из раз-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на во- просы учителя. Выдвига- ют пред- положения о теме урока «Три состоянгия вещества. Различия в молеку- лярном строении твердых тел, жид- костей и газов» Ставят це- ли урока Цель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выделение су- щественной ин- форма-ции из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жиз- ненного опыта.

 

Выдвижение предположения о теме урока Самостоятельное выделение и

формулирование познав.цели.

учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

Слуша-ние учителя и то- варищей, по- строение по- нятных для собе-седника высказы- ваний

парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контроль пра- виль-ности от- ветов обу- чающихся Умение слу- шать в соответ- ствие с

 

 

Умение слу- шать в соот- вет-ствие с целевой уста- нов-кой. При- нятие и сохра- нение учебной цели и задачи. Уточне-ние и до-полнение высказываний обучающихся

личных …..

 

 

Какое вещество вы видите

 

 

на слайде2? (Ответ: Вода)

 

 

Когда вода замерзает обра-

 

 

зуется… (лед,снег, иней)

 

 

)(слайд 3)

 

 

Лед,снег, иней - какое это

 

 

состояние воды? (твердое)

 

 

Назовите имя девочки ко-

 

 

рень имени которой

 

 

снег(снегурочка) и эта де-

 

 

вочка приходит на Новый

 

 

год с Дедом Морозом?

Выяснение темы

 

Какое произведение напи-

урока и формули-

 

сано про эту девочку? Как

ровка его цели

 

оно называется? И кто ав-

 

 

тор?(слайд)

 

 

Что случилось со снегуроч-

 

 

кой в конце сказки?

 

 

-Она растаяла и преврати-

 

 

лась в водяной пар. А затем

 

 

в облако.(слайд)

 

 

В атмосфере вода содер-

 

 

жится в невидимом глазу

 

 

состоянии – пар. Когда пара

 

 

становится много, в атмо-

 

 

сфере образуются облака.

 

 

(слайд 4)

 

 

В каких состояниях может

 

 

находиться вода? (твердое,

 

 

жидкое, газообраз-

 

 

ное)Сколько таких

 

 

состояний …. Попробуй-

 

 

те,сформулировать первую

 

 

часть темы урока…

 

 

“Три состояния вещества”.

Постановка про-

 

-Что вы можете сказать о

блемного вопроса

 

молекулах, из которых они

 

 

состоят?

 

 


-В чем вы видите различие данных веществ?

Дети предполагают и пы- таются сформулировать вто- рую часть темы уро-ка…..

-И какие б цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок.

 

должна начинаться словами:

«Я должен узнать…..»

 

 

 

 

 

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

Получение обучающимися новых знаний.

В природе вещества встречаются в трех состо- яниях: твердом, жид- ком,газообразном(лед, во- да.водяной пар). Такое со- стояние веществ называ- ется агрегатным. Многие из них мы привыкли ви- деть только в каком-либо одном состоянии. Напри- мер железо в твер- дом,бензин в жидком, пар –в газообразном. Се- годня на уроке мы выяс- ним, какими свойствами обладают вещества в раз- личных агрегатных состо- яниях, а также объясним эти свойства. Для этого в парах проведем исследо- вательские работы.

Исследовательская работа

.

Задание группе 1 Ис- следует свойства твердого тела.

Цель исследования: изу- чить свойства твердого

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Даёт учащимся за- дания выполнить в пара парх экспе- римент физиче-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполня- ют экспе- римент.

Объясняют

Формирование исследователь- ских действий, исследователь- ской культуры, умения наблю- дать, делать вы- воды.

 

Умение строить речевое выска- зывани

Анализ содер- жания парагра- фа.

Поиск и выделе- ние информа- ции.

Синтез. Установление причинно- следственных связей.

Осознанное       и произвольное построение     ре- чевого высказы- вания в устной и письменной

форме.

 

В парах по два человека объ- единяют усилия на решение по- ставленной экс- периментальной

Согласования усилий по ре- шению          учеб- ной         задачи, договаривать- ся    и    прихо- дить к общему мнению           в совместной

деятельности, учитывать мнения                  дру- гих.

Умение                слу- шать и всту- пать в диалог. Умение            стро- ить       продук- тивное     взаи- модействие              и сотрудниче- ство                       со

сверстниками и взрослыми. Чтение.

Письмо Умение выра- жать                  свои мысли в соот- ветствии                     с

Контроль пра- вильности отве- тов обучаю- щихся.

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения за- дания в парах, в группах

Умение слуша ть в соответ- ствие с целе- вой установ- кой. Планиро- вать свои дей- ствия. Коррек- тировать свои действия.

Принятие               и сохранение учебной              цели и             задачи. Уточнение              и дополнение высказываний обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление плана и после-


тела.

Оборудование: деревян- ный брусок, металличе- ский цилиндр

1.                  Измените форму бруска, цилиндра (попро- буйте согнуть)

2.                  Измените объем бруска, цилиндра (попро- буйте сжать, растянуть)

3.                  Сделайте вывод и запишите его в тетрадь.

Твердые тела ….(имеют, не имеют) собственную форму, ….. (сохраняют, не сохраняют) постоянный объем.

Задание группе № 2: Ис- следует свойства жидко- стей

Цель исследования: изу- чить свойства жидкости. Оборудование: сосуды разной     формы: стакан, колба, мензурка подкра- шенная вода, шприц.

1. Налейте в первый сосуд 100 мл подкрашенной во- ды, затем поочередно пе- релейте ее в другие сосу- ды.

2.     Наберите в шприц не- большое количество жид- кости, заткните пальцем отверстие шприца и по- пробуйте сжать воду.

3.      Сделайте вывод и за- пишите его в тетрадь.

ский. Демонстра- ция ЭОР.

наблюдае- мые явле- ния во

фронталь- ной бесе- де.

 

 

условиями коммуника- ции.

 

довательности действий.


Жидкости (имеет, не имеет) собственной фор- мы, но… (сохраняет, не сохраняет) постоянный объем.

Задание группе № 3 : Ис- следует свойства газов.

Цель исследования: изу- чить свойства газа.

Оборудование: стакан, со- суд с водой, шприц, воз- душный шарик.

1. Наберите в шприц воз- дух, заткните пальцем от- верстие шприца и попро- буйте           сжать   во- дух.2.Чтобы определить сохраняют ли газы объем и форму, проведите опыт с воздушным шариком: сожмите шарик, а затем отпустите.

3. Сделайте вывод и за- пишите его в тетради. Газы (имеют, не име- ют) собственной формы,

…(сохраняют, не сохра- няют) постоянного объе- ма.

Учитель. Заканчивайте исследование и ознакомь- те всех с выводами.

Как мы видим, свойства тел, находящихся в раз- ных агрегатных состояни- ях, разные.

Как вы думаете, чем это объясняется?

 

 

 

 

 

 

 


Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте с учебником, § 12, стр. 28- 29, заполните таблицу и составите модель веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии на примере воды. Оборудо- вание: шарики из пласти- лина двух цветов, кар-

тон,(работа в группах)

 

Даёт задание про- читать параграф.

 

Читают параграф, выделяют суще- ственную информа- цию.Работ ают в группах

 

 

 

В группах объ- единяют усилия на решение по- ставленной проблемы. Об- суждают выво- ды.

 

 

 

5. Первичная проверка понимания изученного

Задания на проверку по- нимания изученного мате- риала. 1.Что общего в свойствах твердого и

жидкого тела?

2. Что общего в свойствах жидкостей и газов?

3.   В каком состоянии твердом или жидком при- тяжение между молекула- ми воды больше?

4. В бутылке находится вода объемом 1 л. Ее пе- реливают в колбу вмести- мостью 2л. Изменится ли объем воды?

 

Задаёт вопросы. Слушает и прове- ряет правильность ответов на вопро- сы.

Ответы на вопросы .

Выделение суще ственной ин- формации.

Логические умо- заключения.

Умение строить речевое выска- зывание.

Контроль     и оценка процесса и результатов действия.

Осознанное    и произвольное построение ре- чевого высказы- вания в устной форме.

Участие в об- суждении со-

держания пара- графов во

фронтальном режиме.

Понимание на слух вопросов и ответов обу- чающихся, умение                фор- мулировать собственное мнение и по- зицию, умение использовать речь для регу- лирования своего                        дей- ствия

Умение            стро- ить          продук- тивное             взаи- модействие              и сотрудниче- ство                      со

сверстниками и взрослыми. Умение выра- жать                свои мысли в соот- ветствии        с

Контроль пра- вильности отве- тов обучаю- щихся.

Самоконтроль понимания                    во- просов.

Умение слу- шать. Уточне- ние и допол- нение выска- зываний обу- чающихся.

Осуществле- ние             само- контроля    и взаимо- контроля.

.


 

 

 

 

 

условиями коммуника-

ции.

 

 

 

6.Применение изученного материала

Решение качественных и

Формулировка во-

Ответы на

Выделение     су-

Взаимодействие

Слушание

Контроль                   пра-

Умение      слу-

количественных задач

просов и задач.

вопро

щественной   ин-

с                         у

учителя и то-

вильности отве-

шать в   соот-

. Пусть   каждый   ученик

 

сы.

формации         из

чителем.

варищей,    по-

тов            обучаю-

ветствие с це-

вашего класса молекула,

 

Решение

слов учителя.

 

строение     по-

щихся

левой       уста-

а все вы вместе скопле-

 

задач.

Осуществление

 

нятных       для

 

новкой.    При-

ние молекул. Что напоми-

 

 

актуализации

 

собеседника

 

нятие и сохра-

нает это скопление газ,

 

 

личного        жиз-

 

высказываний.

 

нение учебной

жидкость, твердое тело? А

 

 

ненного опыта.

 

Умение выра-

 

цели и задачи.

почему? А какая «сила»

 

 

Подведение под

 

жать          свои

 

Уточнение     и

удерживает     «молекулы»

 

 

понятие.

 

мысли в соот-

 

дополнение

на своих местах? (Созна-

 

 

Построение    ло-

 

ветствии         с

 

высказываний

тельная дисциплина)   Но

 

 

гической      цепи

 

условиями

 

обучающихся.

прозвенел звонок и «кол-

 

 

рассуждений,

 

коммуника-

 

Коррекция.

лектив»   превращается    в

 

 

док-в.

 

ции.

 

Оценка.

…, разлетается   по   всей

 

 

Осознанное       и

 

 

 

Саморегуля-

школе, селу. А кода вы все

 

 

произвольное

 

 

 

ция.

бежите в столовую, то ве-

 

 

построение     ре-

 

 

 

 

дете себя как молекулы

 

 

чевого высказы-

 

 

 

 

какого вещества?

 

 

вания в устной

 

 

 

 

 

 

 

форме

 

 

 

 

7.Контроль и самоконтроль

 

Зада-ния для контроля и само-

Дача заданий

Выполне-

 

Взаимодействие

Письмо.

Контроль и вза-

Умение

контроля знаний, уме-ний и

и проверка

ние зада-

Контроль           и

с учителем.

Умение выра-

имопроверка

настраиваться

навыков обучающих-ся. Тест.

 

ний

оценка процесса

 

жать          свои

 

на выполнение

Вариант 1.

 

 

и    рез-тов    дей-

 

мысли в соот

 

заданий.

1.         Какие из указанных

 

 

ствия.

 

ветствии         с

 

Оценка.

свойств принадлежат га-зам?

 

 

 

 

условиями

 

Саморегуля-

А. Имеют собственную форму.

 

 

 

 

коммуника-

 

ция.

Б. Сохраняют объём.

 

 

 

 

ции.

 

 

В. Не имеют собственной фор-

 

 

 

 

 

 

 

мы и постоянного объ-ёма.

 

 

 

 

 

 

 

1Как расположены моле-кулы

 

 

 

 

 

 

 

газа?

 

 

 

 

 

 

 


А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, по-чти не притягиваются друг к другу. Б. Не расходятся на боль-шие расстояния.

В. Расположены в опреде- ленном порядке.

1.В каком состоянии может находиться ртуть?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газо- образном.

В. Только в твердом.

1.Можно ли открытый со-суд заполнить газом на 40% его вместимости?

А. Да, можно. Б. Нет, нельзя.

В. Определенного ответа нет. 1.Вода замерзла и превра- тилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды?

А. Нет, не изменились.

Б. Да, изменились.

В. Определенного ответа нет.

Тест.      Вариант 2.

1.Какие из указанных свойств принадлежат жид-костям?

А. Имеют собственную форму и объем.

Б. Легко меняют форму, но со- храняют объем.

В. Не имеют собственной фор- мы и постоянного объ-ёма. 1.Как расположены моле-кулы в твердых телах?

А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, по-чти не

 

 

 

 

 

 

 


притягиваются друг к другу. Б. Не расходятся на боль-шие расстояния.

В. Расположены в опреде- ленном (строгом) порядке. 1.В каком состоянии может находиться чугун?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газо- образном.

В. Только в твердом.

1.В бутылке находится во-да объемом 0,2 л. Её пере-ливают в колбу вместимо-стью 0,5 лит- ра. Изменится ли объем воды?

А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится.

1.В помещениях, где поль- зуются медицинским эфи-ром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в помеще-нии?

А. Только в жидком.

Б. В жидком, твердом, газо- образном.

В. Только в газообразном.

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание

Домашнее задание§ 11-12, стр. 28-29,Написать сочинение по данной теме «Молекулы и ве- щества»

Формулиров- ка домашнего задания, ин- структаж по

его выполне- нию

Слушание учителя и запись до- машнего

задания в тетради.

Выделение су- щественной ин- формации из слов учителя.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регу- ляции учебной деятельности.

Регуляция учебной дея- тельности.

Подведение итогов

«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»Выполнили мы по-

ставленные цели. И давайте

Формулирует вопрос

Отвечают на вопрос

учителя

Осознанное и произвольное

построение                    ре-

Участие    в                  об- суждении      со-

держания урока

Понимание на слух              ответы

обучающихся,

Контроль                    пра- вильности отве-

тов        обучаю-

Умение               слу- шать   в   соот-

ветствие с це-


вернемся к эпиграфу урока. Вы сегодня весь урок размышляли, ставили опыты и надеюсь многое поняли

 

 

чевых высказы- ваний в устной форме.

во фронтальном режиме

уметь форму- лировать соб- ственное мне- ние и пози- цию.

щихся

левой уста- новкой. Уточ- нение и до- полнение вы- сказываний

обучающихся

Рефлексия

«Выберете ту «мордашку», ко- торая соответствует вашему настроению. И устно закончите предложение по цепочке сегодня я узнал…

было интересно… было трудно…

я выполнял задания… я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что… я приобрел…

я научился…

у меня получилось я попробую… меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Проводит ре- флексию, анализирует выбранные

«мордашки»

Рефлекси- ру-

ют.

Умение делать выводы.

Рефлексия спо- собов и условий действий.

Взаимодействие с учителем.

Умение             фор- мулировать собственное мнение.

Саморегуляция эмоциональных и функциональ- ных состояний.

Саморегуля- ция.

Рефлексия.