МБОУ СОШ № 2 имени К.К.Рокоссовского г.Кропоткин
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
к уроку по физике 7 класса
«Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов»
Выполнил: учитель физики Акинина Н.В.
2022
Актуальность: создание технологической карты необходимо при переходе на ФГОС.
Цели: создать технологическую карту, реализовать в ней планируемые результаты ФГОС ;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.
Задачи:
1) спроектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса;
2) использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке;
3) осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности;
4) определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
5) на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
6) выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Гипотеза: если урок проводить, используя технологическую карту, то он будет более продуктивный. Новизна: современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся. Объект: процесс обучения физике.
Предмет: урок по физике.
Практическая значимость: применять на уроке.
Методы исследования: анализ литературы, интернет ресурсы, эксперименты.
Заключение
- при создании технологической карты у меня выявились затруднения в конкретизации содержания этапов деятельности учителя и обучающе- гося на каждом этапе урока;
- сложность оценивания каждого этапа урока, правильность отбора содержания, правильность применения методов и форм работы в их совокуп- ности;
-создание технологической карты занимает много времени, требует навыков нахождения и применения ЭОР и знания методики формирования
УУД.
Библиография: УМК Перышкин А.В. 7 класс, интернет ресурсы.
Технологическая карта урока
Учебный предмет: физика
Класс:7
УМК:Перышкин А.В..
Тема урока : Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Тип урока:комбинированный.
Цель урока: Изучить физические свойства веществ в различных агрегатных состояниях. Выяснить особенности строения веществ в различных агре- гатных состояниях и объяснить их.
Образовательные цели: Сформировать представлениие о различиях в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полезность приобретаемых знаний.
Развивающие цели: Создать условия для формирования навыков самостоятельной работы с учебником, с оборудованием; умений сравнивать, анализи- ровать и обобщать; формировать исследовательскую компетентность; формировать коммуникативную и проблемную компетенции через организацию работы в группах.
Воспитательные цели: Воспитывать навыки адекватной самооценки работы по заранее оговоренным условиям; способствовать привитию навыков ум- ственного труда, создать условия для повышения интереса к изучаемому предмету.
Задачи урока:
а) формирование представлений о различиях в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов, показать практическую значимость, полез- ность приобретаемых знаний(предметный результат).
б) развитие умения генерировать идеи, выявлять причинно-следственные связи, искать аналогии и работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации, формировать умение анализировать факты при наблюдении и объяснении явлений, при работе с текстом учебника (мета- предметный результат).
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, подготовка к осознанию выбора дальнейшей образовательной траектории, формиро- вание интереса к физике при анализе физических явлений, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления (личностный результат).
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, лабораторное или демонстрационное оборудование.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||
Осуществ- ляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные дей- ствия |
Формируемые способы дей- ствий |
Осуществляемые учебные дей- ствия |
Формируемые способы дей- ствий |
||
Организационный момент |
|||||||
Здравствуйте ребята. По ва- шим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше. |
Приветствие учащихся |
Ответ на привет- ствие учи- теля.
Ответ на вопросы учителя. |
Выделение су- щественной ин- формации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жиз- ненного опыта. |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя |
Целеполагание |
Умение настраиваться на занятие
. |
Мобилизующее начало. Народная мудрость гласит: «Голодному надо давать не рыбу, а …». А что же? Ко- нечно, удочку. Чтобы он сам смог себя накормить. И мы с вами будем сегодня добывать знания, чтобы вы лучше учи- лись и знания ваши были бы прочными. Эпиграф нашего сегодняшне- го занятия; «Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог долго размышлять и мно- гое понять» Дж.Бруно ( уче- |
Постановка проблемного вопроса |
|
|
|
|
|
|
ный, философ,поэт.)
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторение |
||||||||
Проверка домашнего задания. |
Задаёт вопро- |
Ответы на |
Осуществление актуализации личного жиз- ненного опыта. Контроль и оценка процесса и рез-тов дей- ствия. Построение ло- гической цепи рассуждений, док-в. Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодействие |
Слушание |
Контроль пра- |
Уточнение и |
|
Я предлагаю вам три вида за- |
сы. |
вопросы. |
с учителем и со |
учителя и то- |
вильности отве- |
дополнение |
||
даний: тест, физический дик- |
Даёт задания |
Выбирают |
сверстниками. |
варищей, по- |
тов обучаю- |
высказываний |
||
тант, кроссворд |
обучающимся. |
уровень |
|
строение по- |
щихся. |
обучающихся. |
||
|
Следит за са- |
сложности |
|
нятных для |
|
Коррекция. |
||
|
мостоятельно- |
задания, |
|
собеседника |
|
Оценка. |
||
|
стью выполне- |
решают |
|
высказываний. |
|
Саморегуля- |
||
|
ния заданий.. |
задачи. |
|
Говорение. |
|
ция. |
||
|
|
|
|
Умение слу- |
|
Постановка |
||
|
|
|
|
шать и всту- |
|
вопросов. |
||
|
|
|
|
пать в диалог. |
|
|
||
|
|
|
|
Умение стро- |
|
|
||
|
|
|
|
ить продук- |
|
|
||
|
|
|
|
тивное взаи- |
|
|
||
|
|
|
|
модействие и |
|
|
||
|
|
|
|
сотрудниче- |
|
|
||
|
|
|
|
ство со |
|
|
||
|
|
|
|
сверстниками |
|
|
||
|
|
|
|
и взрослыми. |
|
|
||
|
|
|
|
Умение выра- |
|
|
||
|
|
|
|
жать свои |
|
|
||
|
|
|
|
мысли в соот- |
|
|
||
|
|
|
|
ветствии с |
|
|
||
|
|
|
|
условиями |
|
|
||
|
|
|
|
коммуника- |
|
|
||
|
|
|
|
ции. |
|
|
||
Актуализация опыта обучающихся. Формулировка темы урока. Постановка цели урока. |
||||||||
Актуализация опыта обу- чающихся. Формулировка темы урока. Постановка це- ли урока. III. Мотивация. Нас окружают различные |
Задаёт вопросы. |
Ответы на вопросы. |
Компетенция обучающихся в области физики. |
Взаимодей- ствуют с учите- лем
Взаимо- действуют с |
Слушание учителя |
Развитие регу- ляции учебной деятельности. Взаимокон- троль выполне- ния задания в |
Регуляция учебной дея- тельности. |
|
тела. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Любые тела состоят из раз- |
|
Отвечают на во- просы учителя. Выдвига- ют пред- положения о теме урока «Три состоянгия вещества. Различия в молеку- лярном строении твердых тел, жид- костей и газов» Ставят це- ли урока Цель |
Выделение су- щественной ин- форма-ции из слов учителя. Осуществление актуализации личного жиз- ненного опыта.
Выдвижение предположения о теме урока Самостоятельное выделение и формулирование познав.цели. |
учителем |
Слуша-ние учителя и то- варищей, по- строение по- нятных для собе-седника высказы- ваний |
парах.
Контроль пра- виль-ности от- ветов обу- чающихся Умение слу- шать в соответ- ствие с |
Умение слу- шать в соот- вет-ствие с целевой уста- нов-кой. При- нятие и сохра- нение учебной цели и задачи. Уточне-ние и до-полнение высказываний обучающихся |
личных ….. |
|
|
|||||
Какое вещество вы видите |
|
|
|||||
на слайде2? (Ответ: Вода) |
|
|
|||||
Когда вода замерзает обра- |
|
|
|||||
зуется… (лед,снег, иней) |
|
|
|||||
)(слайд 3) |
|
|
|||||
Лед,снег, иней - какое это |
|
|
|||||
состояние воды? (твердое) |
|
|
|||||
Назовите имя девочки ко- |
|
|
|||||
рень имени которой |
|
|
|||||
снег(снегурочка) и эта де- |
|
|
|||||
вочка приходит на Новый |
|
|
|||||
год с Дедом Морозом? |
Выяснение темы |
|
|||||
Какое произведение напи- |
урока и формули- |
|
|||||
сано про эту девочку? Как |
ровка его цели |
|
|||||
оно называется? И кто ав- |
|
|
|||||
тор?(слайд) |
|
|
|||||
Что случилось со снегуроч- |
|
|
|||||
кой в конце сказки? |
|
|
|||||
-Она растаяла и преврати- |
|
|
|||||
лась в водяной пар. А затем |
|
|
|||||
в облако.(слайд) |
|
|
|||||
В атмосфере вода содер- |
|
|
|||||
жится в невидимом глазу |
|
|
|||||
состоянии – пар. Когда пара |
|
|
|||||
становится много, в атмо- |
|
|
|||||
сфере образуются облака. |
|
|
|||||
(слайд 4) |
|
|
|||||
В каких состояниях может |
|
|
|||||
находиться вода? (твердое, |
|
|
|||||
жидкое, газообраз- |
|
|
|||||
ное)Сколько таких |
|
|
|||||
состояний …. Попробуй- |
|
|
|||||
те,сформулировать первую |
|
|
|||||
часть темы урока… |
|
|
|||||
“Три состояния вещества”. |
Постановка про- |
|
|||||
-Что вы можете сказать о |
блемного вопроса |
|
|||||
молекулах, из которых они |
|
|
|||||
состоят? |
|
|
-В чем вы видите различие данных веществ? Дети предполагают и пы- таются сформулировать вто- рую часть темы уро-ка….. -И какие б цели вы поставите перед собой на сегодняшний урок. |
|
должна начинаться словами: «Я должен узнать…..» |
|
|
|
|
|
4. Изучение новых знаний и способов деятельности |
|||||||
Получение обучающимися новых знаний. В природе вещества встречаются в трех состо- яниях: твердом, жид- ком,газообразном(лед, во- да.водяной пар). Такое со- стояние веществ называ- ется агрегатным. Многие из них мы привыкли ви- деть только в каком-либо одном состоянии. Напри- мер железо – в твер- дом,бензин – в жидком, пар –в газообразном. Се- годня на уроке мы выяс- ним, какими свойствами обладают вещества в раз- личных агрегатных состо- яниях, а также объясним эти свойства. Для этого в парах проведем исследо- вательские работы. Исследовательская работа . Задание группе № 1 Ис- следует свойства твердого тела. Цель исследования: изу- чить свойства твердого |
Даёт учащимся за- дания выполнить в пара парх экспе- римент физиче- |
Выполня- ют экспе- римент. Объясняют |
Формирование исследователь- ских действий, исследователь- ской культуры, умения наблю- дать, делать вы- воды.
Умение строить речевое выска- зывани Анализ содер- жания парагра- фа. Поиск и выделе- ние информа- ции. Синтез. Установление причинно- следственных связей. Осознанное и произвольное построение ре- чевого высказы- вания в устной и письменной форме. |
В парах по два человека объ- единяют усилия на решение по- ставленной экс- периментальной |
Согласования усилий по ре- шению учеб- ной задачи, договаривать- ся и прихо- дить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения дру- гих. Умение слу- шать и всту- пать в диалог. Умение стро- ить продук- тивное взаи- модействие и сотрудниче- ство со сверстниками и взрослыми. Чтение. Письмо Умение выра- жать свои мысли в соот- ветствии с |
Контроль пра- вильности отве- тов обучаю- щихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения за- дания в парах, в группах |
Умение слуша ть в соответ- ствие с целе- вой установ- кой. Планиро- вать свои дей- ствия. Коррек- тировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
Составление плана и после- |
тела. Оборудование: деревян- ный брусок, металличе- ский цилиндр 1. Измените форму бруска, цилиндра (попро- буйте согнуть) 2. Измените объем бруска, цилиндра (попро- буйте сжать, растянуть) 3. Сделайте вывод и запишите его в тетрадь. Твердые тела ….(имеют, не имеют) собственную форму, ….. (сохраняют, не сохраняют) постоянный объем. Задание группе № 2: Ис- следует свойства жидко- стей Цель исследования: изу- чить свойства жидкости. Оборудование: сосуды разной формы: стакан, колба, мензурка подкра- шенная вода, шприц. 1. Налейте в первый сосуд 100 мл подкрашенной во- ды, затем поочередно пе- релейте ее в другие сосу- ды. 2. Наберите в шприц не- большое количество жид- кости, заткните пальцем отверстие шприца и по- пробуйте сжать воду. 3. Сделайте вывод и за- пишите его в тетрадь. |
ский. Демонстра- ция ЭОР. |
наблюдае- мые явле- ния во фронталь- ной бесе- де. |
|
|
условиями коммуника- ции. |
|
довательности действий. |
Жидкости … (имеет, не имеет) собственной фор- мы, но… (сохраняет, не сохраняет) постоянный объем. Задание группе № 3 : Ис- следует свойства газов. Цель исследования: изу- чить свойства газа. Оборудование: стакан, со- суд с водой, шприц, воз- душный шарик. 1. Наберите в шприц воз- дух, заткните пальцем от- верстие шприца и попро- буйте сжать во- дух.2.Чтобы определить сохраняют ли газы объем и форму, проведите опыт с воздушным шариком: сожмите шарик, а затем отпустите. 3. Сделайте вывод и за- пишите его в тетради. Газы … (имеют, не име- ют) собственной формы, …(сохраняют, не сохра- няют) постоянного объе- ма. Учитель. Заканчивайте исследование и ознакомь- те всех с выводами. Как мы видим, свойства тел, находящихся в раз- ных агрегатных состояни- ях, разные. Как вы думаете, чем это объясняется? |
|
|
|
|
|
|
|
Чтобы ответить на этот вопрос, поработайте с учебником, § 12, стр. 28- 29, заполните таблицу и составите модель веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии на примере воды. Оборудо- вание: шарики из пласти- лина двух цветов, кар- тон,(работа в группах) |
Даёт задание про- читать параграф. |
Читают параграф, выделяют суще- ственную информа- цию.Работ ают в группах |
|
В группах объ- единяют усилия на решение по- ставленной проблемы. Об- суждают выво- ды. |
|
|
|
5. Первичная проверка понимания изученного |
|||||||
Задания на проверку по- нимания изученного мате- риала. 1.Что общего в свойствах твердого и жидкого тела? 2. Что общего в свойствах жидкостей и газов? 3. В каком состоянии твердом или жидком при- тяжение между молекула- ми воды больше? 4. В бутылке находится вода объемом 1 л. Ее пе- реливают в колбу вмести- мостью 2л. Изменится ли объем воды? |
Задаёт вопросы. Слушает и прове- ряет правильность ответов на вопро- сы. |
Ответы на вопросы . |
Выделение суще ственной ин- формации. Логические умо- заключения. Умение строить речевое выска- зывание. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Осознанное и произвольное построение ре- чевого высказы- вания в устной форме. |
Участие в об- суждении со- держания пара- графов во фронтальном режиме. |
Понимание на слух вопросов и ответов обу- чающихся, умение фор- мулировать собственное мнение и по- зицию, умение использовать речь для регу- лирования своего дей- ствия Умение стро- ить продук- тивное взаи- модействие и сотрудниче- ство со сверстниками и взрослыми. Умение выра- жать свои мысли в соот- ветствии с |
Контроль пра- вильности отве- тов обучаю- щихся. Самоконтроль понимания во- просов. |
Умение слу- шать. Уточне- ние и допол- нение выска- зываний обу- чающихся. Осуществле- ние само- контроля и взаимо- контроля. . |
|
|
|
|
|
условиями коммуника- ции. |
|
|
|
6.Применение изученного материала |
||||||||
Решение качественных и |
Формулировка во- |
Ответы на |
Выделение су- |
Взаимодействие |
Слушание |
Контроль пра- |
Умение слу- |
|
количественных задач |
просов и задач. |
вопро |
щественной ин- |
с у |
учителя и то- |
вильности отве- |
шать в соот- |
|
. Пусть каждый ученик |
|
сы. |
формации из |
чителем. |
варищей, по- |
тов обучаю- |
ветствие с це- |
|
вашего класса – молекула, |
|
Решение |
слов учителя. |
|
строение по- |
щихся |
левой уста- |
|
а все вы вместе – скопле- |
|
задач. |
Осуществление |
|
нятных для |
|
новкой. При- |
|
ние молекул. Что напоми- |
|
|
актуализации |
|
собеседника |
|
нятие и сохра- |
|
нает это скопление – газ, |
|
|
личного жиз- |
|
высказываний. |
|
нение учебной |
|
жидкость, твердое тело? А |
|
|
ненного опыта. |
|
Умение выра- |
|
цели и задачи. |
|
почему? А какая «сила» |
|
|
Подведение под |
|
жать свои |
|
Уточнение и |
|
удерживает «молекулы» |
|
|
понятие. |
|
мысли в соот- |
|
дополнение |
|
на своих местах? (Созна- |
|
|
Построение ло- |
|
ветствии с |
|
высказываний |
|
тельная дисциплина) Но |
|
|
гической цепи |
|
условиями |
|
обучающихся. |
|
прозвенел звонок и «кол- |
|
|
рассуждений, |
|
коммуника- |
|
Коррекция. |
|
лектив» превращается в |
|
|
док-в. |
|
ции. |
|
Оценка. |
|
…, разлетается по всей |
|
|
Осознанное и |
|
|
|
Саморегуля- |
|
школе, селу. А кода вы все |
|
|
произвольное |
|
|
|
ция. |
|
бежите в столовую, то ве- |
|
|
построение ре- |
|
|
|
|
|
дете себя как молекулы |
|
|
чевого высказы- |
|
|
|
|
|
какого вещества? |
|
|
вания в устной |
|
|
|
|
|
|
|
|
форме |
|
|
|
|
|
7.Контроль и самоконтроль |
|
|||||||
Зада-ния для контроля и само- |
Дача заданий |
Выполне- |
|
Взаимодействие |
Письмо. |
Контроль и вза- |
Умение |
|
контроля знаний, уме-ний и |
и проверка |
ние зада- |
Контроль и |
с учителем. |
Умение выра- |
имопроверка |
настраиваться |
|
навыков обучающих-ся. Тест. |
|
ний |
оценка процесса |
|
жать свои |
|
на выполнение |
|
Вариант 1. |
|
|
и рез-тов дей- |
|
мысли в соот |
|
заданий. |
|
1. Какие из указанных |
|
|
ствия. |
|
ветствии с |
|
Оценка. |
|
свойств принадлежат га-зам? |
|
|
|
|
условиями |
|
Саморегуля- |
|
А. Имеют собственную форму. |
|
|
|
|
коммуника- |
|
ция. |
|
Б. Сохраняют объём. |
|
|
|
|
ции. |
|
|
|
В. Не имеют собственной фор- |
|
|
|
|
|
|
|
|
мы и постоянного объ-ёма. |
|
|
|
|
|
|
|
|
1Как расположены моле-кулы |
|
|
|
|
|
|
|
|
газа? |
|
|
|
|
|
|
|
|
А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, по-чти не притягиваются друг к другу. Б. Не расходятся на боль-шие расстояния. В. Расположены в опреде- ленном порядке. 1.В каком состоянии может находиться ртуть? А. Только в жидком. Б. В жидком, твердом, газо- образном. В. Только в твердом. 1.Можно ли открытый со-суд заполнить газом на 40% его вместимости? А. Да, можно. Б. Нет, нельзя. В. Определенного ответа нет. 1.Вода замерзла и превра- тилась в лед. Изменились ли при этом сами молекулы воды? А. Нет, не изменились. Б. Да, изменились. В. Определенного ответа нет. Тест. Вариант 2. 1.Какие из указанных свойств принадлежат жид-костям? А. Имеют собственную форму и объем. Б. Легко меняют форму, но со- храняют объем. В. Не имеют собственной фор- мы и постоянного объ-ёма. 1.Как расположены моле-кулы в твердых телах? А. Двигаясь беспорядочно во всех направлениях, по-чти не |
|
|
|
|
|
|
|
притягиваются друг к другу. Б. Не расходятся на боль-шие расстояния. В. Расположены в опреде- ленном (строгом) порядке. 1.В каком состоянии может находиться чугун? А. Только в жидком. Б. В жидком, твердом, газо- образном. В. Только в твердом. 1.В бутылке находится во-да объемом 0,2 л. Её пере-ливают в колбу вместимо-стью 0,5 лит- ра. Изменится ли объем воды? А. Не изменится. Б. Увеличится. В. Уменьшится. 1.В помещениях, где поль- зуются медицинским эфи-ром, обычно сильно им пахнет. В каком состоянии находится эфир в помеще-нии? А. Только в жидком. Б. В жидком, твердом, газо- образном. В. Только в газообразном. |
|
|
|
|
|
|
|
Домашнее задание |
|||||||
Домашнее задание§ 11-12, стр. 28-29,Написать сочинение по данной теме «Молекулы и ве- щества» |
Формулиров- ка домашнего задания, ин- структаж по его выполне- нию |
Слушание учителя и запись до- машнего задания в тетради. |
Выделение су- щественной ин- формации из слов учителя. |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регу- ляции учебной деятельности. |
Регуляция учебной дея- тельности. |
Подведение итогов |
|||||||
«Что нового вы узнали сегодня на уроке?»Выполнили мы по- ставленные цели. И давайте |
Формулирует вопрос |
Отвечают на вопрос учителя |
Осознанное и произвольное построение ре- |
Участие в об- суждении со- держания урока |
Понимание на слух ответы обучающихся, |
Контроль пра- вильности отве- тов обучаю- |
Умение слу- шать в соот- ветствие с це- |
вернемся к эпиграфу урока. Вы сегодня весь урок размышляли, ставили опыты и надеюсь многое поняли |
|
|
чевых высказы- ваний в устной форме. |
во фронтальном режиме |
уметь форму- лировать соб- ственное мне- ние и пози- цию. |
щихся |
левой уста- новкой. Уточ- нение и до- полнение вы- сказываний обучающихся |
Рефлексия |
|||||||
«Выберете ту «мордашку», ко- торая соответствует вашему настроению. И устно закончите предложение по цепочке сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… |
Проводит ре- флексию, анализирует выбранные «мордашки» |
Рефлекси- ру- ют. |
Умение делать выводы. Рефлексия спо- собов и условий действий. |
Взаимодействие с учителем. |
Умение фор- мулировать собственное мнение. |
Саморегуляция эмоциональных и функциональ- ных состояний. |
Саморегуля- ция. Рефлексия. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.