ТРИЗ - технология креативного мышления
Оценка 4.9

ТРИЗ - технология креативного мышления

Оценка 4.9
docx
воспитательная работа
11 кл +1
21.04.2021
ТРИЗ - технология креативного мышления
Небольшая статья о технологии ТРИЗ.
статья.docx

ТРИЗ-технология креативного мышления

Современное общество с каждым новым годом выдвигает новые требования к системе образования. Изменения, происходящие в жизни современного общества, требуют от человека качеств, позволяющих ему творчески реагировать на данное явление. Практически во всех областях требуются специалисты, умеющие выдвигать новые нестандартные идеи, пути решения различных проблем и т. п. В связи с этим возникает необходимость формирования творческих качеств личности. И эта проблема возникает на всех этапах образования, пока идёт формирование личности.

Развитие креативного мышления очень полезно в жизни, так как оно позволяет думать широко, открыто и достигать отличных результатов в решении жизненных задач, вопросов и выборов. Удивительно, но креативные люди всегда могут найти выход из любой ситуации, и поэтому сейчас они востребованы рынком труда, они свободны в своем творчестве и в своей профессии.
Поэтому так важно начинать обучение в самом начала пути личности — с детства, когда личность начинает только формироваться и схожа с пластилином, из которого в последующем можно слепить все, что угодно. Необходимо научить ребёнка придумывать, исследовать, и чувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий. Именно это и будет способствовать формированию полноценной личности, полезной для общества.

ФГОС обращает наше внимание на то, что в настоящее время в системе образования должны доминировать методы, которые обеспечивают становление самостоятельной творческой учебной деятельности обучающегося и нацелены на решение жизненных задач. Именно поэтому встаёт проблема поиска современных новых методов и технологий, направленных на удовлетворение этих требований образовательного стандарта.
Существует ряд исследований по развитию креативности на основе ТРИЗ. Таким примером может стать технология «Развития творческой активности студентов средствами ТРИЗ-педагогики» Е. А. Федоровой. Данное исследование посвящено в большей мере теме информатики и решению творческих задач по ней.

Сперва, давайте разберемся с термином «креативность». При характеристике креативного человека, обычно, мы имеем в виду творческую личность, нестандартно и оригинально мыслящую. И с одной стороны, мы правы.

Термин «креативность» произошёл от латинского «creation», что означает созидание и рассматривается в нескольких значениях. Во-первых, это стойкая особенность индивида, уровень творческой одарённости, способности к творчеству. Во-вторых, это способность привносить нечто новое в опыт, отказываясь от стереотипных способов мышления. В- третьих, это оригинальные творческие возможности человека, которые могут проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. И в-четвёртых, под креативностью понимается уровень творческой одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности.

Для развития креативного мышления необходимо применение современных педагогических технологий. Педагогическая технология — это своеобразная конкретизация методики, закономерная педагогическая деятельность, реализующая научно обоснованный проект учебно-воспитательного процесса.

Для того, чтобы определить уровень креативности нужно выделить следующие основные характеристики:

– Продуктивность как способность человека к совершению определенного объема действий за конкретный промежуток времени.

 – Гибкость как способность переключаться с одной идеи на другую, находить новые пути решения.

– Оригинальность как способность к генерированию новых, необычных идей, отличающихся от общепринятых.

– Любознательность как повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других.

– Умение решать сложные задачи. Анализ проблемы, поиск её решения и практическое решение.

Все это – важные и обязательные составляющие креативности, которые развивают с помощью инновационной педагогической технологии ТРИЗ.

ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение. Основоположником ТРИЗ является Генрих Саулович Альтшуллер — инженер, писатель- фантаст. Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы, чаще всего используемые изобретателями. Таких приёмов оказалось около сорока, и все они вместе с алгоритмом решения изобретательских задач (АРИЗ) легли в основу ТРИЗ. Изначально ТРИЗ возникла как техническая наука. Но вскоре, он выяснил, что любая техническая проблема приводит к ситуации, в которой оказывается всякий изобретатель: момент, когда решение ещё не найдено, а вариантов вокруг много. Метод проб и ошибок — это довольно-таки зыбкий и энергоёмкий способ. Тогда учёный пришёл к выводу, что самое эффективное решение достигается при помощи уже имеющихся ресурсов: то есть в процессе решения задачи нужно отсечь всё лишнее, тогда ответ станет очевидным.

ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Целью данной технологии является формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности.

 Современная ТРИЗ-педагогика — это педагогическая система, которая направлена на развитие у ребенка творческого мышления для эффективного решения задач. ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Она решает целый ряд задач, которые другие инновационные системы современного образования часто решают по отдельности.

Успешность ТРИЗ-обучения заключается в том, что учащиеся, которым необходимо разрешить какую-либо трудную задачу, становятся более мотивированы на получение новых знаний. Применение ТРИЗ-педагогики позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка через решение различных задач.

Основной принцип этого метода «Реши задачу сам». Педагог только подсказывает направление мысли, но думает ребенок самостоятельно. Для каждого возраста существует своя методика ТРИЗ. Дети младшего школьного возраста изобретают загадки, пословицы, игры, головоломки. С возрастом задачи усложняются.

Таким образом, можно сделать вывод, что ТРИЗ-технология способствует развитию способности находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся исходный материал, а также быстро изменять своё мышление в зависимости от ситуации; способности к выдвижению новых, необычных идей; умению решать сложные задачи. Всё выше перечисленное является составляющими креативности. С помощью ТРИЗ-технологии формируется стиль мышления, направленный не на приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки восприятия жизни как динамического пространства открытых задач.




 

ТРИЗ-технология креативного мышления

ТРИЗ-технология креативного мышления

Существует ряд исследований по развитию креативности на основе

Существует ряд исследований по развитию креативности на основе

Продуктивность как способность человека к совершению определенного объема действий за конкретный промежуток времени

Продуктивность как способность человека к совершению определенного объема действий за конкретный промежуток времени

ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач

ТРИЗ — это аббревиатура, которая расшифровывается как теория решения изобретательских задач

приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки…

приобретение готовых знаний, а на их самостоятельную генерацию; умение видеть, ставить и решать проблемные задачи в своей области деятельности; умение выделять закономерности, воспитание мировоззренческой установки…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2021