ТРИЗ Внеурочная деятельность. Мир фантазий Тема: Морфологический анализ (3 класс)
Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
3 кл
06.01.2017
На занятии дети знакомятся с новым приёмом фантазирования. Повторяют ранее изученные приёмы. На занятии используются разные приёмы работы: игра "да-нетки", учатся решать простые открытые задачи, например", ситуация : Как достать воду для котёнка?, чтобы найти ответ, дети должны ответить на вопросы: Что есть под рукой? и Как воспользоваться?;
морфологический анализ.docx
-
Тема: Морфологический анализ
Основная мысль занятия: существует приём фантазирования
«Морфологический анализ», который помогает придумывать
много вариантов
Ход занятия
1. Орг. Момент
- Вы готовы к уроку?
- Настроение хорошее?
-Раз, два, три, четыре , пять начинает вспоминать
- Что значит фантазировать?(воображать, сочинять,
представлять)
- Кто такой фантазёр?(тот, кто склонен предаваться
фантазиям, мечтам, может выдумывать)
- Какие приёмы фантазирования мы уже знаем?
- Чем будем заниматься на уроке?
- А ещё мы познакомимся с новым приёмом
фантазирования.
2. Игра « Да-нетки»
- Я загадала животное, вы должны его отгадать, задав
мне не более 15 вопросов? (котёнок)
3. Ситуация: «Как достать воду?»
У нас в стране есть правило: всегда помогать животным.
Видите, маленький котёнок очень хочет пить, а у нас с
собой нет воды. Да и купить негде. Но посмотрите – вот
большой камень высотой почти в твой рост. В нём есть
маленькая трещина, в которую во время недавнего
дождя попала вода. Помоги её достать для котёнка.
Помощь:
Что есть под рукой? Как
воспользоваться?
Платочек Платочек опустить в
щель; он впитает
воду, которую можно
будет выжать в ёмкость -
для котёнка
4. Упражнение «Домик »
- У вас есть 10с, чтобы нарисовать домик.
Нарисуйте домик (10с на листочках)
Анализ работ по уровню новизны
- Чей дом более оригинальный?
-У кого необычный?
-Как у всех?
5. Приём « Морфологический анализ»
- А если бы в задании нужно было нарисовать много
различных домиков, но при этом похожих на заданный,
как это можно было бы сделать?
- Но у каждого домика есть, что?
- Набор частей домика должен быть одинаковый, чтобы
в домике можно было жить, но сами части разных
домиков могут различаться.
- Есть способ , как получить разнообразные варианты
объекта. Этот способ называется морфологическим
анализом.
- Запоминайте последовательность работы:
Последовательность работы:
1.Выбираем объект- это домик
2. Называем части объекта: стены, крыша, труба, окна
3. Придумываем «варианты частей»
4. Создаём новые объекты
- Какими могут быть стены, окна, крыша, труба? (дети
рисуют ватмане, ватманы на стене)
- Части домика готовы, попробуем создать новый объек.
- Как мы это можем сделать?
- Из частей рисуем домик на доске. -
- Кто поможет мне составить новые домики?
- А сколько их можно составить.
- Количество готовых вариантов при использовании
морфологического анализа может быть очень большим, но
все они будут разными и неповторимыми.
- Возьмите свои листочки и нарисуйте за 10 с свой новый
домик.
- Оригинальных домиков стало больше.
-Какой приём нам помог?
4. « Маленькие человечки»
Если объект твёрдый, например, как камень, то он состоит
из человечков, которые крепко-крепко держатся за руки.
Если объект жидкий, например, как лужа на площади то
человечки стоят с расцепленными руками подальше друг от
друга.
А вот , если объект газообразный, например, как дым из
трубы, то человечки стоят далеко друг от друга, чтобы им
можно было быстро передвигаться -
6. Проверка домашнего задания
- Что было задано на дом?
- Как вы это делали?
Демонстрация рисунков детей. Как называется живое
существо? Что он умеет делать?
- Из каких частей состоит любое животное?(голова,
туловище, лапы, хвост,..)
- Каким бывает нос?(как у слона, как у свиньи, как у
утки, как у лисы, как у носорога,…)
-Каким бывает хвост? (как у павлина, как у коня, как у
белки, как у тушканчика,….)
Составьте морфологическую таблицу: « Фантастическое
животное»
2 человека работают у доски
Алгоритм действий:
1. Составить морфологическую таблицу -
2. Составьте самое необычное животное из комбинации
оригинальных вариантов и придумать ему название
3. Ответить на вопросы:
Где живёт?
Чем питается?
Как защищается?
Для чего ему нужны такие различные части?
Части объекта
Варианты частей
Составьте самое необычное животное из комбинации
оригинальных вариантов (наклеивают 4 группы по 2
человека) Дать ему название.
Работа в группах:(заготовка туловища- остальное
дорисовать, рисунки -на доску)по 4 чел 4 группы
- Проверка заданий.
7. Подведение итогов:
8. «Превращалки»- игра-эстафета
-Чей ряд быстрее?(один человек-один элемент, можно
стирать)
1ряд: удав превращается в бабочку
2 ряд: верблюд- в ласточку
3 ряд: улитка-в пингвина
-Как приём морфологического анализа мог помочь
быстрее нарисовать новое животное?
9. Домашнее задание: нарисовать «картину» под
названием «Аквариум» так, чтобы не было ни одной
одинаковой рыбки.
ТРИЗ Внеурочная деятельность. Мир фантазий Тема: Морфологический анализ (3 класс)
ТРИЗ Внеурочная деятельность. Мир фантазий Тема: Морфологический анализ (3 класс)
ТРИЗ Внеурочная деятельность. Мир фантазий Тема: Морфологический анализ (3 класс)
ТРИЗ Внеурочная деятельность. Мир фантазий Тема: Морфологический анализ (3 класс)
ТРИЗ Внеурочная деятельность. Мир фантазий Тема: Морфологический анализ (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.