Развитие творческого потенциала детей.
Применение методов и приёмов триз в работе с детьми в начальной школе
В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Что такое ТРИЗ-педагогика?
Методика ТРИЗ была придумана и разработана
Генрихом Сауловичем Альтшуллером
Основными целями ТРИЗ-образования является:
1) развитие творческих способностей;
2)активизация творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности;
3) формирование качеств творческой личности.
ТРИЗ для школьников – программа, которая не претендует на то, чтобы заменить основную. Она создана для того,чтобы увеличить эффективность уже имеющихся способов обучения.
потребность общества в раннем развитии творческих способностей детей;
востребованность педагогами знаний о возможностях современных педагогических технологий эвристического образования;
необходимость формирования творческих компетентностей;
формирование умения изобретать
Актуальность
Обоснование актуальности:
Сегодня одним из приоритетных направлений педагогики является задача развития творчества. Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах.
Учитель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к школьному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом
«Творчество во всем!»
1. Воспитательные:
формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;
развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.
2. Образовательные:
Внедрение ТРИЗ-технологии в практику учителей начальных классов позволяет решить следующие педагогические задачи:
3. Развивающие:
- Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных.
Метод мозгового штурма
Предлагаемые задачи.
Таким образом, можно сказать, что дошкольный возраст и технология ТРИЗ, дают прекрасные возможности, для развития способностей.. И от того на сколько были использованы эти возможности во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
ПРАВИЛА ПО ПРИМЕНЕНИЮ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ТРИЗ.
Изучить методы и приемы ТРИЗ
Тщательно продумать, как организовать обучение детей
Для обучения ребенка создать комфортную обстановку
Обдумать вопросы и предполагаемые ответы детей
Использовать привлекательный наглядный материал, в котором ярко подчеркнуть именно тот признак, на который должно быть направленно внимание детей
Использовать нетрадиционный материал
Наглядные, словесные и практические методы и приемы обучения использовать в комплексе.
КРОМЕ ТОГО, МЕТОДЫ ТРИЗ УЧАТ ДЕТЕЙ
Слышать вопрос учителя и ответ другого ребенка
Формулировать свой ответ
Оперировать предметной терминологией
Осуществлять самоконтроль и взаимоконтороль
Справедливо оценивать результаты своей работы и работы сверстников
Мозговой штурм можно использовать ежедневно для развития фантазии и воображения и для раскрепощения сознания детей.
Игра «Пара к паре»
Метод проб и ошибок.
Этот метод еще называют методом перебора вариантов.
околяб
монли
ашруг
Какие слова, обозначающие названия фруктов зашифрованы?
Метод каталога
Метод каталога позволяет в большой степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию. Не секрет, что творческое рассказывание даётся дошкольникам с трудом в силу небольшого опыта монологической речи и бедности активного словаря.
Последовательность вопросов может быть следующей:
О ком сочиняем сказку?
Он добрый или злой герой? Какое добро (зло) он делал?
С кем он дружил?
Кто им мешал? Каким образом?
Как добрый герой боролся со злом?
Чем всё закончилось?
Метод фокальных объектов (МФО)
Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.
Например "Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева . . .
Синектика
или метод аналогий
Например: изобрази будильник, который забыли выключить;
покажи походку человека, которому жмут ботинки;
изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;
представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай "В лесу родилась елочка…", промяукай "Солнечный круг…" и т.д.;
Например: Назовите вид аналогии. сердце - насос. (по функции)Солнце - горошина.(по форме) Бритва - коса. (по функции) Ветер - вентилятор. (по функции) Фотография - картина.(по образам) Дыхание и горение. (по функции)
Например, необходимо создать новый образ Ивана-царевича.
Возможные варианты характеристик по выделенным критериям
Метод морфологического анализа
Возраст | Место жительства | Средство передвижения | Стиль одежды | Характер |
Ребёнок | Дворец | Конь | Спортивный костюм | Добрый |
Подросток | Многоэтажный дом | Автомобиль | Праздничный наряд | Вредный |
Юноша | Лес | Ролики | Строгий костюм | Нытик |
Старик | Детский сад | Лыжи | Шорты и майка | Весельчак |
и т.д. |
Правила игры:
Метод Данетка.
Этот метод дает возможность научить детей находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли.
Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию. Придумывать, фантазировать можно не вслепую, а с использованием конкретных приемов:
Типовое фантазирование.
1. Уменьшение - увеличение объекта
(выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку)
2. Наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);
3. Дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);
4. Оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);
5. Динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект, а затем оживить его, придумать название.
Список литературы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/04/14/primenenie-metodov-i-priemov-triz-na-zanyatiyah-v-detskih
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/04/04/kartoteka-igr-dlya-zanyatiy-triz-s-detmi
http://sundekor.ru/referat/kursovaya/kartoteka-igr-po-triz/
http://innovaciivdou.at.ua/index/igry_triz/0-31
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.