Трнинговое занятие «я и экстремальная ситуация»

  • Документация
  • docx
  • 10.05.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данное занятие проводилось в 7 - 9 классах МКОУ Тисульской общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки совместно с заместителем директора по БОП. Представляет интерес для педагогов-психологов, классных руководителей, учителей ОБЖ.Цель занятия – актуализация и обобщение знаний об экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, угроза терроризма), а также тренировка уверенности в себе. Задачи: - повторять правила поведения в экстремальных ситуациях; - определять способы выживания в экстремальных ситуациях; - развивать заинтересованность учащихся в пред­отвращении возможных экстремальных ситу­аций; - развивать умение работать в коллективе; - обучать способам преодоления тревоги и страхов; - воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни, осторожность, наблюдательность.Трнинговое занятие «я и экстремальная ситуация»
Иконка файла материала moya_shmelev_2016-17.docx
ТРНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «Я И ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ» Цель занятия – актуализация и обобщение знаний об экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, угроза терроризма), а также тренировка уверенности в себе. Задачи: ­ повторять правила поведения в экстремальных ситуациях; ­ определять способы выживания в экстремальных ситуациях; ­ развивать заинтересованность учащихся в предотвращении возможных экстремальных ситуаций; ­ развивать умение работать в коллективе; ­ обучать способам преодоления тревоги и страхов; ­ воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни, осторожность, наблюдательность. Оборудование: видеоролик «Как выжить во время теракта», мультимедийное оборудование, простые и цветные карандаши, фломастеры, листы  А3, клей, фотографии и иллюстрации пожара, землетрясения, людей в различных эмоциональных состояниях, карточки красного, желтого и  зеленого цвета. Ход занятия: 1. Орг. момент Заместитель директора по БОП: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено серьезной теме: мы вспомним, что такое  чрезвычайная ситуация, какие они бывают, как правильно себя вести в ЧС. Педагог­психолог: Узнаем, как можно бороться с тревогой и страхами, а в заключении выполним творческую работу. Ребята, я хочу, чтобы вы во  время занятия: 1) внимательно слушали все задания; 2) не отвлекались;3) помогали друг другу. 1. Разминка (проводит педагог­психолог). Упражнение «Сказать «ДА» или сказать «НЕТ»       (модификация    ). [2] Учащимся задаются вопросы, связанные с темой занятия. Если дети считают, что нужно ответить «ДА», то они собираются у стола с данной  табличкой, если ответ отрицательный – у стола с табличкой «НЕТ». Дети могут давать пояснения к своему выбору. Нужно выслушать и  коллективно определить, верен ли ответ. Вопросы: ­ ты – ученик 7 класса? ­ ты будешь помогать другим людям? ­ если пожар случился в одной комнате, то надо спрятаться в другой? ­ если ты увидел возле школы чужую сумку или коробку, то нужно ее брать? ­ если человек попал в беду (начал тонуть, др.), нужно ему помогать? ­ здание дрожит, бьются стекла, ты останешься дома? ­ ты увидел в соседнем здании людей с оружием, будешь ли ты куда­нибудь сообщать? 1. Обсуждение. Заместитель директора по БОП: Во­первых, давайте вспомним, какую ситуацию считают ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ. Обсуждение. ВЫВОД: Выходящая за рамки обычного, необычная по сложности, трудности и опасности обстановка. Всегда есть угроза жизни человека.  Значит, главное в экстремальной ситуации – ВЫЖИТЬ, не погибнуть не только физически, но и не потерпеть психологическое поражение!!! Заместитель директора по БОП: Во­вторых, давайте определим, какие причины могут привести к экстремальной ситуации? Есть две причины, которые приводят к экстремальной ситуации: Одна из них искусственная, и вызвана она деятельностью человека, а другая природная, т.е. не зависящая от деятельности человека. К каким группам относятся пожар, землетрясение, терроризм? Ребята отвечают, педагог помогает. 1. Работа в группах. Упражнение «Мозговой штурм».Педагог­психолог: Ребята, сейчас я вас разделю на группы (1­3), затем каждая группа будет работать над своей проблемой. Вам необходимо  всем вместе решить, как себя вести и что делать, чтобы выжить при: 1 – возникновении пожара; 2 – в зоне землетрясения; 3 – в случае угрозы террористической атаки. Каждая группа озвучивает свое решение, другие учащиеся дополняют их ответ. По каждой теме делается вывод. 1. Просмотр видеоролика «Как выжить во время теракта». [1] Заместитель директора по БОП: Ребята, вы знаете, что в современном мире велика угроза террористических актов, террористы угрожают  людям любой страны. Давайте посмотрим и узнаем, что советуют нам специалисты для того, чтобы выжить в случае теракта. Просмотр. Беседа: ­ какие ошибки вы заметили? ­ что нового и важного узнали? 6. Обучение способам преодоления тревоги и страхов. Педагог­психолог: Друзья, в любой чрезвычайной ситуации, а особенно при террористической угрозе, важно справиться с тревогой и страхом.  Вам уже рассказали в фильме, что люди в состоянии страха реагируют на ситуацию по­разному. Давайте мы с вами потренируемся, каким  образом можно успокоиться, справиться со страхом. Расскажите, как вы успокаиваетесь, если сильно расстроились или напугались. Спасибо, но в ситуации террористической атаки нужно это делать как можно менее заметно. Поэтому мы поучимся: ­ напрягать и расслаблять мышцы (кулаки, шея, ноги); ­ использовать дыхательные техники. Обучение диафрагмальному дыханию. 7. Творческая работа (с элементами арт­терапии). Педагог­психолог: Ребята, в завершении нашего занятия предлагаю вам выполнить такое интересное задание. Разделитесь на три группы (в  случае необходимости разделите сами): «Художники» (кто хорошо рисует), «Мастера» (кто любит делать поделки) и «Помощники» (кто любит  помогать). Каждая группа получает листы бумаги, карандаши, фломастеры, по необходимости – клей. «Художники» выполняют рисунок на тему «Жизнь и терроризм», можно придумать и подписать иначе.«Мастера» и «Помощники» создают коллажи на темы «Человек и пожар», «Человек и землетрясение». Среди приготовленных фотографий и  иллюстраций выбираете те, что подходят к вашей теме и вашему замыслу, приклеиваете, дорисовываете при необходимости, подписываете ваш  коллаж. 8. Выставка детских работ. 9. Рефлексия занятия. Педагог­психолог: Ребята, вы видите перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета. Кто из вас вспомнил то, что уже знал,  пожалуйста, поднимите красную карточку. Друзья, кто узнал что­то новое, поднимите, пожалуйста, желтую карточку. Но если вы чему­то на  занятии научились и сможете этому научить других, пожалуйста, поднимите зеленую карточку. [4] 9. Итог занятия. Педагог­психолог: Мы желаем вам, ребята, никогда не попадать в экстремальные ситуации! Но если такое случится, помните все, чему вас  научили! Заместитель директора по БОП: Основой успеха в любой экстремальной ситуации ради спасения своей жизни и здоровья является умение  действовать! Тогда страх и паника покинут вас и победит тот, кто уверен в себе, знает, что нужно делать, и борется за свою жизнь до конца.ЛИТЕРАТУРА 1. Как выжить во время теракта. Видеоролик. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// m.yotube.com. 2. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения [Текст] / Г.И.Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. – 192  с. 3. Психолого­педагогическое сопровождение подростков, склонных к аутодеструктивному поведению [Текст] / учебно­методическое  пособие / сост. А. Б. Трофимов. – Кемерово: Изд­во КРИПКиПРО, 2012. – 87 с. 4. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей [Текст] / учебно­методическое пособие / авт.­сост. Л.В.Свешникова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 79 с. 5. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психо­технические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н. В. Самоукина. ­ Ярославль:  Академия развития, 2004. – 208 с. 6. Сунцова, А. А. Психологический тренинг «Я и экстремальная ситуация». [Электронный ресурс] / А. А. Сунцова – Режим доступа:  https://ap47.ru.