Данное занятие проводилось в 7 - 9 классах МКОУ Тисульской общеобразовательной школы психолого-педагогической поддержки совместно с заместителем директора по БОП. Представляет интерес для педагогов-психологов, классных руководителей, учителей ОБЖ.Цель занятия – актуализация и обобщение знаний об экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, угроза терроризма), а также тренировка уверенности в себе.
Задачи:
- повторять правила поведения в экстремальных ситуациях;
- определять способы выживания в экстремальных ситуациях;
- развивать заинтересованность учащихся в предотвращении возможных
экстремальных ситуаций;
- развивать умение работать в коллективе;
- обучать способам преодоления тревоги и страхов;
- воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную
безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни,
осторожность, наблюдательность.Трнинговое занятие «я и экстремальная ситуация»
ТРНИНГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
«Я И ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ»
Цель занятия – актуализация и обобщение знаний об экстремальных ситуациях (пожар, землетрясение, угроза терроризма), а также тренировка
уверенности в себе.
Задачи:
повторять правила поведения в экстремальных ситуациях;
определять способы выживания в экстремальных ситуациях;
развивать заинтересованность учащихся в предотвращении возможных
экстремальных ситуаций;
развивать умение работать в коллективе;
обучать способам преодоления тревоги и страхов;
воспитывать чувство самосохранения и ответственности за личную
безопасность, ценностное отношение к своему здоровью и жизни,
осторожность, наблюдательность.
Оборудование: видеоролик «Как выжить во время теракта», мультимедийное оборудование, простые и цветные карандаши, фломастеры, листы
А3, клей, фотографии и иллюстрации пожара, землетрясения, людей в различных эмоциональных состояниях, карточки красного, желтого и
зеленого цвета.
Ход занятия:
1. Орг. момент
Заместитель директора по БОП: Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие будет посвящено серьезной теме: мы вспомним, что такое
чрезвычайная ситуация, какие они бывают, как правильно себя вести в ЧС.
Педагогпсихолог: Узнаем, как можно бороться с тревогой и страхами, а в заключении выполним творческую работу. Ребята, я хочу, чтобы вы во
время занятия:
1) внимательно слушали все задания;
2) не отвлекались;3) помогали друг другу.
1. Разминка (проводит педагогпсихолог).
Упражнение «Сказать «ДА» или сказать «НЕТ»
(модификация
). [2]
Учащимся задаются вопросы, связанные с темой занятия. Если дети считают, что нужно ответить «ДА», то они собираются у стола с данной
табличкой, если ответ отрицательный – у стола с табличкой «НЕТ». Дети могут давать пояснения к своему выбору. Нужно выслушать и
коллективно определить, верен ли ответ.
Вопросы:
ты – ученик 7 класса?
ты будешь помогать другим людям?
если пожар случился в одной комнате, то надо спрятаться в другой?
если ты увидел возле школы чужую сумку или коробку, то нужно ее брать?
если человек попал в беду (начал тонуть, др.), нужно ему помогать?
здание дрожит, бьются стекла, ты останешься дома?
ты увидел в соседнем здании людей с оружием, будешь ли ты куданибудь сообщать?
1. Обсуждение.
Заместитель директора по БОП: Вопервых, давайте вспомним, какую ситуацию считают ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ.
Обсуждение.
ВЫВОД: Выходящая за рамки обычного, необычная по сложности, трудности и опасности обстановка. Всегда есть угроза жизни человека.
Значит, главное в экстремальной ситуации – ВЫЖИТЬ, не погибнуть не только физически, но и не потерпеть психологическое поражение!!!
Заместитель директора по БОП: Вовторых, давайте определим, какие причины могут привести к экстремальной ситуации?
Есть две причины, которые приводят к экстремальной ситуации:
Одна из них искусственная, и вызвана она деятельностью человека, а другая природная, т.е. не зависящая от деятельности человека.
К каким группам относятся пожар, землетрясение, терроризм?
Ребята отвечают, педагог помогает.
1. Работа в группах. Упражнение «Мозговой штурм».Педагогпсихолог: Ребята, сейчас я вас разделю на группы (13), затем каждая группа будет работать над своей проблемой. Вам необходимо
всем вместе решить, как себя вести и что делать, чтобы выжить при:
1 – возникновении пожара;
2 – в зоне землетрясения;
3 – в случае угрозы террористической атаки.
Каждая группа озвучивает свое решение, другие учащиеся дополняют их ответ. По каждой теме делается вывод.
1. Просмотр видеоролика «Как выжить во время теракта». [1]
Заместитель директора по БОП: Ребята, вы знаете, что в современном мире велика угроза террористических актов, террористы угрожают
людям любой страны. Давайте посмотрим и узнаем, что советуют нам специалисты для того, чтобы выжить в случае теракта.
Просмотр. Беседа:
какие ошибки вы заметили?
что нового и важного узнали?
6. Обучение способам преодоления тревоги и страхов.
Педагогпсихолог: Друзья, в любой чрезвычайной ситуации, а особенно при террористической угрозе, важно справиться с тревогой и страхом.
Вам уже рассказали в фильме, что люди в состоянии страха реагируют на ситуацию поразному. Давайте мы с вами потренируемся, каким
образом можно успокоиться, справиться со страхом. Расскажите, как вы успокаиваетесь, если сильно расстроились или напугались.
Спасибо, но в ситуации террористической атаки нужно это делать как можно менее заметно. Поэтому мы поучимся:
напрягать и расслаблять мышцы (кулаки, шея, ноги);
использовать дыхательные техники. Обучение диафрагмальному дыханию.
7. Творческая работа (с элементами арттерапии).
Педагогпсихолог: Ребята, в завершении нашего занятия предлагаю вам выполнить такое интересное задание. Разделитесь на три группы (в
случае необходимости разделите сами): «Художники» (кто хорошо рисует), «Мастера» (кто любит делать поделки) и «Помощники» (кто любит
помогать).
Каждая группа получает листы бумаги, карандаши, фломастеры, по необходимости – клей.
«Художники» выполняют рисунок на тему «Жизнь и терроризм», можно придумать и подписать иначе.«Мастера» и «Помощники» создают коллажи на темы «Человек и пожар», «Человек и землетрясение». Среди приготовленных фотографий и
иллюстраций выбираете те, что подходят к вашей теме и вашему замыслу, приклеиваете, дорисовываете при необходимости, подписываете ваш
коллаж.
8. Выставка детских работ.
9. Рефлексия занятия.
Педагогпсихолог: Ребята, вы видите перед собой карточки красного, желтого и зеленого цвета. Кто из вас вспомнил то, что уже знал,
пожалуйста, поднимите красную карточку. Друзья, кто узнал чтото новое, поднимите, пожалуйста, желтую карточку. Но если вы чемуто на
занятии научились и сможете этому научить других, пожалуйста, поднимите зеленую карточку. [4]
9. Итог занятия.
Педагогпсихолог: Мы желаем вам, ребята, никогда не попадать в экстремальные ситуации! Но если такое случится, помните все, чему вас
научили!
Заместитель директора по БОП: Основой успеха в любой экстремальной ситуации ради спасения своей жизни и здоровья является умение
действовать! Тогда страх и паника покинут вас и победит тот, кто уверен в себе, знает, что нужно делать, и борется за свою жизнь до конца.ЛИТЕРАТУРА
1. Как выжить во время теракта. Видеоролик. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// m.yotube.com.
2. Макартычева, Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения [Текст] / Г.И.Макартычева. – СПб.: Речь, 2007. – 192
с.
3. Психологопедагогическое сопровождение подростков, склонных к аутодеструктивному поведению [Текст] / учебнометодическое
пособие / сост. А. Б. Трофимов. – Кемерово: Издво КРИПКиПРО, 2012. – 87 с.
4. Рефлексивные техники эмоционального состояния детей [Текст] / учебнометодическое пособие / авт.сост. Л.В.Свешникова. – Волгоград:
Учитель, 2012. – 79 с.
5. Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, коррекционные программы [Текст] / Н. В. Самоукина. Ярославль:
Академия развития, 2004. – 208 с.
6. Сунцова, А. А. Психологический тренинг «Я и экстремальная ситуация». [Электронный ресурс] / А. А. Сунцова – Режим доступа:
https://ap47.ru.