Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс
Оценка 4.9

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
1 кл
03.02.2017
Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс
Пояснительная записка Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в физиологическом, так и в социально-психологическом плане. В этот момент изменяется вся жизнь ребёнка: она подчиняется учёбе и школьным делам. С первых дней обучения детям предъявляются требования, касающиеся формирования социальных навыков, личностного развития, произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать школьную программу. Это очень напряжённый период, так как школа с первых дней ставит перед первоклассниками ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости и гордости по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. Даже хорошо подготовленные дети в период первичной адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты, так как большая часть имеющихся в распоряжении школьника психических ресурсов задействованы в процессе адаптации. Именно поэтому так важно осуществлять своевременную профилактику социальной дезадаптации и нарушения психологического здоровья первоклассников на начальном этапе адаптации к школе, формировать у детей умение общаться со сверстниками и со взрослыми, соблюдать школьные и общепринятые нормы поведения и общения, эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы психолога по формированию установки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Исходя из этого для обучающихся 1-х классов была разработана рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Тропинки к самому себе», которая будет осуществляться в рамках внедрения ФГОС НОО. Разрабатывая данную программу мы исходили из того, что адаптация — это не только приспособление к успешномуТропинки к самому себе рабочая программа 1 класс
Рабочая прогграмма тропинка 1 класс готовая.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  «Средняя общеобразовательная школа № 16 города Белово» Утверждаю: Директор ____________Р.И.Облецова «____» ______________2013 г. Рабочая программа внеурочной деятельности Тропинки к самому себе в 1 «А», 1 «Б» классах  2013­2014 учебный год Обсуждено на МО Протокол № 1 от «___ »_________2013  г. Руководитель МО ________________ Рассмотрено на МС Протокол № 1  от «___ »_______2013  г. Председатель МС ________________ Составитель: Карбышева Дарина Игоревна педагог­психолог Содержание Рабочая программа........................................................................................................1 Тропинки к самому себе.....................................1 Пояснительная записка.................................................................................................3 Раздел 3.. Мои эмоции, чувства и здоровье (9 часов)..............................................12 Список литературы для обучающихся......................................................................17 1. Виганд М. Забудь про страх! Книга в помощь малышу [Текст] / М. Виганд. –  М.: ЭКСМО, 2012........................................................................................................17 2. Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей. [Текст] / Т. Н. Образцова. – М.: Лада, 2010...............................................................................................................................17 3. Селезнёва Е В. Я познаю мир: Психология. [Текст]: Дет. Энцикл. / Е В.  Селезнёва. – М: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2005.......17 4. Мэнди М. Школа – это здорово! Книга в помощь малышу [Текст] / М. Мэнди – М.: ЭКСМО, 2012........................................................................................................17 5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: рабочая тетрадь для учащихся 1 класса  [Текст] / О. В. Хухлаева – М.: Генезис, 2012............................................................17 2 Пояснительная записка   личностного   развития, Начало   обучения  в  школе  ­   один   из  наиболее   сложных   и ответственных моментов в жизни детей, как в физиологическом, так и в социально­психологическом плане. В этот момент изменяется вся жизнь ребёнка:   она   подчиняется   учёбе   и   школьным   делам.   С   первых   дней обучения детям предъявляются требования, касающиеся формирования социальных   навыков,   произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно   осваивать   школьную   программу.   Это   очень   напряжённый период, так как школа с первых дней ставит перед первоклассниками ряд   задач,   не   связанных   непосредственно   с   их   опытом,   требует максимальной мобилизации  интеллектуальных  и физических сил. Все дети наряду с переполняющими их чувствами радости и гордости по поводу   всего   происходящего   в   школе,   испытывают   тревогу, растерянность,   напряжение.   Даже   хорошо   подготовленные   дети   в период   первичной   адаптации   испытывают   стресс,   показывают нестабильные   результаты,   так   как   большая   часть   имеющихся   в распоряжении   школьника   психических   ресурсов   задействованы   в процессе   адаптации.   Именно   поэтому   так   важно   осуществлять своевременную   профилактику   социальной   дезадаптации   и   нарушения психологического   здоровья   первоклассников   на   начальном   этапе адаптации   к   школе,   формировать   у   детей   умение   общаться   со сверстниками   и   со   взрослыми,  соблюдать   школьные   и   общепринятые нормы поведения и общения, эмоционально­положительное восприятие школы и учения. Первые дни в школе требуют целенаправленной работы психолога   по   формированию   установки   на   преодоление   школьных трудностей   и   способности   получать   удовлетворение   от   процесса познания. Исходя из этого для обучающихся 1­х классов была разработана рабочая   программа   внеурочной   деятельности   по   социальному направлению «Тропинки к самому себе», которая будет осуществляться в рамках внедрения ФГОС НОО. Разрабатывая данную программу мы исходили из того, что адаптация  —  это не только приспособление к успешному  4 функционированию   в   школе, психологическому, личностному, социальному развитию.   но   и   способность   к   дальнейшему В основу легла программа кандидата психологических наук, доктора педагогических наук, доцента Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе», 1­4 классы. Цель программы: Создание   социально­психологических   условий   для   успешной   адаптации первоклассников в ситуации школьного обучения. Задачи курса: 1. Способствовать осознанию первоклассниками позиции «Я ­ школьник»;   необходимые   для 2. Формировать   коммуникативные   навыки, установления   межличностных   отношений   со   сверстниками   и соответствующих ролевых отношений с педагогами; 3. Способствовать   снижению   школьной   тревожности   и   снятию психоэмоционального напряжения в период первичной адаптации; 4. Развивать   умение   детей   распознавать   и   владеть   собственными эмоциями, обучать навыкам саморегуляции; 5. Способствовать   сплочению   детей   и   созданию   благоприятного психологического климата в классе В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы: Раздел 1. Учимся быть вместе. Раздел 2. Я ­ школьник Раздел 3. Мои эмоции, чувства и здоровье Предлагаемая   программа   помогает   первоклассникам   осознать   новые требования,   формирует   внутреннюю   потребность   в   исполнении устанавливаемого распорядка, способствует развитию рефлексии у детей и формированию   объективной   самооценки,   развитию   уверенности   в   себе   и своих   учебных   возможностях.   Программа   позволяет   первоклассникам   не только усваивать учебные знания, умения и навыки, но также готовит их к предстоящей   школьной   жизни.   Значительное   число   часов   в   программе 5 отводится   на   эмоционально­личностное   развитие,   т.к.   оно   даёт   детям возможность   научиться   понимать   свои   эмоции   и   других   людей,   управлять своей эмоциональной сферой, а, следовательно, легче достигать своих целей во взаимоотношениях с окружающими. Особенности реализации программы: Программа реализуется в рамках социального направления внеурочной деятельности из вариативной части учебного плана, общим объёмом 34 часа. Частота групповых встреч ­ 1 раз в неделю. Продолжительность занятия в первой четверти 35 минут, второй ­ 45 минут. Общее количество детей в группе 8­12 человек. Основу   занятий   составляют   игры   и   психотехнические   упражнения, направленные на развитие эмоционально­волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников, а также упражнения, направленные на создание   и   поддержание   благоприятного   внутригруппового   климата.   На занятиях   используются   многофункциональные   упражнения,   а   также упражнения на релаксацию и психологические сказки. В ходе занятий, по­ возможности,   используются   наглядный   материал,   музыка,   элементы   арт­ терапии,   слайд­презентации.   Программа   включает   в   себя   диагностические процедуры,   необходимые   для   формирования   группы   и   отслеживания эффективности проводимых занятий. Занятия построены таким образом, что вне   зависимости   от   темы   занятия   происходит   развитие   различных   видов универсальных   учебных   действий:   коммуникативных,   познавательных   и других. Формы и методы работы: • тренинговые упражнения; • диагностические процедуры; • игры Прогнозируемый   результат:  уменьшение   факторов   риска,   которые приводят к нарушению психологического здоровья и социальной дезадаптации 6 первоклассников. На момент окончания занятий позитивное эмоциональное отношение   детей   к   школе,   снижение   тревожности   возможных   школьных страхов, установление дружеских отношений со сверстниками, готовность к коллективным формам деятельности Эффективность   программы   отслеживается   с   помощью   экспертных опросов   педагогов   и   родителей,   а   также   по   итогам   непосредственного диагностического обследования детей с целью изучения динамики развития и уровня адаптации к школе. Диагностические материалы для оценки планируемых результатов освоения программы: • Методика изучения психологической комфортности «Сказка» В.  Кореневской; • Проективная методика диагностики школьной тревожности Прихожан; • Методика изучения самооценки «Лесенка» Хухлаевой О.В; • Методика оценки уровня школьной мотивации «Что мне нравится в  школе?» М.Р. Битяповой Наименование раздела, № темы 1 Раздел 1. Учимся быть  вместе 1.1 Знакомство Как зовут ребят моего  класса 1.3 Что в имени моём 1.4 Вежливая азбука 1.5 Как хорошо быть вместе 1.6 Учимся слушать друг друга 1.7 Наш весёлый дружный класс 1.8. Думаем и рассуждаем  вместе Раздел 2. Я ­ школьник 2 2.1 Школьник ­ это Я 2.2 Букет для учителя 2.3 Зачем мне нужно ходить в  школу 2.4 Мой класс 2.5 Правила школьной жизни 2.6 Делу время, потехе час Всего часов 8 1 1 1 1 1 1 1 1 17 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 7,0 0,5 0,5 0,5 0,5 В том числе Формы контроля тео рия 2,5 прак тика 5,5 Наблюдение за  деятельностью  детей, обратная  0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 0,5 1 10,0 Тестирование 0,5 1 0,5 1 0,5 0,5 7 2.7 Школа ­ это радостный и  трудный путь к знаниям 2.8. Я умею учиться у ошибки 2.9. Какие ребята в моём классе 2.10 . 2.11 . 2.12 Мы пришли сюда играть,  Мои друзья в классе Мостики дружбы учиться и дружить Ссоры и споры Как можно помириться 2.13 . 2.14 . 2.15 На чём основано  взаимопонимание Мои успехи в школе Моя учебная сила Раздел 3. Мои эмоции,  чувства и здоровье 2.16 . 2.17   3. 3.1. Что такое психологическое здоровье 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 1 3.2 Моё настроение 3.3 Учимся менять своё  настроение 3.4. Наши эмоции 3.5. Мимика и жесты ­ язык мира эмоций 3.6. Эмоции и моё поведение 3.7. Учусь владеть собой 3.8. Умей расслабиться 3.9 Заключительное ВСЕГО: 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 34 0,5 0,5 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 4,5 Психологическая диагностика 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 20 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 14 8 Содержание программы Раздел 1.Учимся быть вместе (8 часов) Раздел   программы   направлен   на   формирование   дружеских   отношений   в классе,   снятие   состояния   психического   дискомфорта,   эмоционального напряжения через игровую деятельность. 1.1. Знакомство. Знакомство   и   установление   межличностного   контакта.   Введение   ритуалов начала и завершения занятий. Снятие внутреннего напряжения детей через сюжетно ролевую игру. Получение обратной связи «Моё настроение» 1.2.Как зовут ребят моего класса? Игры   и   упражнения,   направленные   на   знакомство   детей   друг   с   другом   и создания позитивного настроя на работу. 1.3. Что в имени моём. Знакомство   детей   с   историей   возникновения   имён,   их   значение.   Как   имя влияет на личность ребёнка. Формирование установки на самопознание. 1.4. Вежливая азбука. Знакомство   детей   с   правилами   речевого   общения,   побуждение   к употреблению   в   речи   форм   приветствия,   благодарности   и   других   слов­ помощников в общении между людьми.. Разыгрывание ролевых ситуаций. 1.5. Как хорошо быть вместе Обогащение социального опыта детей через межличностные взаимоотношения со   сверстниками.   Дать   понятие   о   том,   что   речь   является   средством воздействия   на   мысли,   чувства   и   поведение   людей.   Как   проявляется доброжелательность,   уважительное   отношение   к   собеседнику. 9 Коммуникативные игры. 1.6.Учимся слушать друг друга. Упражнения на развитие у детей умения слушать друг друга и вступать в диалог. 1.7.Наш весёлый, дружный класс. Знакомство детей с понятием «дружный класс». Игры на сплочение детского коллектива,  умения  договариваться.  Формирование   у  учащихся   отношения друг к другу как к целостной группе ­ «класс». 1.8.Думаем и рассуждаем вместе Задания   по   развитию   познавательных   процессов.   Использование   слайд презентации. Раздел 2. Я ­ школьник (17 часов) Раздел программы направлен на осознание первоклассниками позиции «Я ­ школьник», развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. . 2.1 Школьник ­ это Я. Осознание различий в позициях «дошкольник» и «школьник», преодоление школьных страхов. Представление о правах и обязанностях школьника. 2.2. Букет для учителя. Практическая   работа   по   формированию   эмоционально­положительного восприятия детьми системы своих отношений с учителем. 2.3. Зачем мне нужно ходить в школу? Практическая   работа   по   осознанию   детьми   своего   нового   статуса, необходимости изучения всех школьных предметов. Формирование учебной мотивации. Диагностическая методика рисунок «Я в школе». 2.4. Мой класс. Знакомство детей со школой и одноклассниками. Обсуждение сказки «Два города» 2.5. Правила школьной жизни. Понимание   «правил   школьной   жизни»,   предъявляемых   к   детям   в   новой социальной роли учащихся.Создание доброжелательной атмосферы в классе. Практическое освоение правил поведения через игры. 2.6. Делу время, потехе час. Режим   дня   школьника   и   режим   школы.   Понятие   «Урок   ­   перемена».Как отдохнуть   между   уроками.   Игры   на   переменах.   Самостоятельная   работа детей по составлению режима дня. Снятие физического и эмоционального напряжения. Игра «Гномики гуляют». 1 0 2.7. Школа ­ это трудный и радостный путь к знаниям. Преодоление   трудностей   и   неудач   на   пути   к   знаниям   через   выполнение игровых упражнений. Используется слайд­презентация. 2.8. Я умею учиться у ошибки. Ошибка   и   её   и   польза.   Как   самому   исправить   ошибку.   Упражнения   на формирование чувства успеха 2 9. Какие ребята в моём классе? Вспомним хорошие поступки. Упражнения по формированию чувства «Мы», гордости за принадлежность к своему классу. 2.10. Мои друзья в классе. Что означает слово дружба? Кого можно называть своим другом? Игры на формирование   потребности   в  дружеских   отношениях   и   умения   общаться,с одноклассниками. 2.11. Мостики дружбы. Взаимопомощь.   Разыгрывание   и   обсуждение   ситуаций.   Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». 2.12. Мы пришли сюда играть, учиться и дружить. Выработка   правил   крепкой   дружбы.   Практическая   работа   по   развитию коммуникативных навыков, формированию положительного отношения детей друг к другу. 2.13. Ссоры и споры Сора с другом. Упражнения на поиск конструктивных решений конфликта, навыков ведения спора. 2.14. Как можно помириться. Как   можно   помириться   после   ссоры.   Ролевое   проигрывание.   Приемы саморегуляции в критических ситуациях. Понятие «тайм­аут». 2.15. На чём основано взаимопонимание Что   нужно   делать   для   того,   чтобы   наладить   взаимопонимание.   Игры­ ситуации (проигрывание). 2.16. Мои успехи в школе. Обсуждение «Кто и как помогает учиться в школе» Упражнения на развитие уверенности в себе и своих учебных возможностях. 1 1 2.17. Моя учебная сила. Качества,   которые   позволяют   хорошо   учиться.   Упражнения   по   развитию уверенности в себе, раскрытию неиспользованных возможностей развития. Раздел 3.. Мои эмоции, чувства и здоровье (9 часов) Раздел   программы   направлен   на   развитие   умения   распознавать   и   владеть собственными   эмоциями,   делать   осознанный   выбор   поступков,   поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. 3.1. Что такое психологическое здоровье? Слагаемые здоровья. Чтоб душа была здорова. Мотивация к здоровому образу жизни. Саморасслабление. 1 2 3.2. Моё настроение. Что такое настроение и какое оно бывает. Наше настроение зависит от наших мыслей. Методика «Настроение группы» 3.3. Учимся менять своё настроение Наши чувства, настроения: когда они помогают, когда мешают нам. Учимся управлять своим настроением. 3.4. Наши эмоции. Знакомство с эмоциями и их внешним проявлением. Эмоция радости, грусти, страха и гнева. 3.5. Мимика и жесты ­ язык мира эмоций. Знакомство   с   понятием   жесты   и   мимика.   Упражнения   в   распознавании эмоций. Психогимнастика. 3.6. Эмоции и моё поведение Как   связано   поведение   и   эмоции.  Обучение   детей   умению   понимать   своё эмоциональное состояние. Упражнения в эмоциональном реагировании. 3.7.  Учусь владеть собой. Как   управлять   своими   эмоциями.   Игровые   упражнения,   направленные   на развитие саморегуляции. 3.8. Умей расслабиться Снятие психоэмоционального напряжения. Обучение навыкам релаксации. 3.9.  Заключительное. Подведение   итогов   работы.   Закрепление   позитивного   эмоционального отношения к школе и обучению. Практическая работа: любые полюбившиеся детям игры, получение обратной связи об эмоциональном состоянии детей. Ключевые словаАдаптация  Агрессия Арттерапия  Внутренний план действий Дезадаптация  Диагностика  Жесты  Мимика  Настроение  Психология  Психогимнастика Релаксация Страх Эмоциональное напряжение Список литературы для педагога 1. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного  психолога. 1­4 классы [Текст] /Л.М. Новикова, И.В. Самойлова. ­  М.: Эксмо, 2008. 2. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе  [Текст] / Р.В. Овчарова. ­ М.: ТЦ Сфера, 2002. 1 5 3. Слободяник Н.П. Формирование эмоционально­волевой регуляции у учащихся   начальной   школы:   60   конспектов   занятий   [Текст]: практическое пособие /Н.П. Слободяник ­ М.: Айрис­пресс, 2004. 4. Хухлаева О.В. Тропинка к своему «Я» [Текст]: Тетрадь  школьника /О.В. Хухлаева. ­ М.: Генезис, 2012. 5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих  занятий для младших школьников [Текст] /Т.Н. Князева. ­ М.:  АРКТИ, 2004. 1 6 Список литературы для обучающихся 1. Виганд М. Забудь про страх! Книга в помощь малышу [Текст] / М.  Виганд. – М.: ЭКСМО, 2012. 2. Образцова Т. Н. Ролевые игры для детей. [Текст] /  Т. Н. Образцова. –  М.: Лада, 2010. 3. Селезнёва Е В. Я познаю мир: Психология. [Текст]: Дет. Энцикл. / Е В.  Селезнёва. –  М: «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель»,  2005.  4. Мэнди М. Школа – это здорово! Книга в помощь малышу  [Текст] / М.  Мэнди – М.: ЭКСМО, 2012. 5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: рабочая тетрадь для учащихся 1  класса [Текст] /  О. В. Хухлаева – М.: Генезис, 2012. 1 7

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс

Тропинки к самому себе рабочая программа 1 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2017