Сценарий
«Трудности в отношениях или как найти компромисс?»
Учитель: Здравствуйте ребята, меня зовут Юлия Владимировна. Я рада видеть вас здесь. И предлагаю начать нашу работу.
Сегодня мы проведем тренинг и будем работать в группах. У меня в руках листочки разных цветов, возьмите, пожалуйста, по одному, кому какой цвет нравится. А теперь садитесь так, чтобы взявшие одинаковый цвет были в одной группе. (Дерево на доске без листочков)
1.Создание психологического настроя.
На доске нарисовано два дерева настроения. На одном - листья разных цветов, на другом голые ветки. Просим ребят сорвать листик любого понравившегося цвета. Потом даем символику цвета в соответствии с настроением.
1) Красный – ассоциируется с огнём, кровью, власть, ему приписывают (агрессия) целительные свойства способность противостоять колдовству.
2) Жёлтый – цвет золота и осени. Человек, выбравший этот цвет-(радость) властный, целеустремлённый.
3) Зелёный – цвет травы и листьев. Он действует успокаивающе. (лидер) Надежда, веселье, натура скрытая и упрямая.
4) Синий – цвет моря и неба. Доброта, постоянство, честность, (усталость) верность, чувство мира невидимого.
5) Коричневый – не предрасположенность к другим. Фиолетовый (тревожное, напряженное)
Черный (упадок, уныние).
Поскольку у нас есть ребята, у которых душевный настрой не совсем радостный, давайте попробуем это исправить. В психологии есть такой прием, который называется «Ком глины».
Я сейчас возьму в руки воображаемый ком и что- то вылеплю, а вы догадайтесь, что это. Леплю, например, рыбку. Ребята догадываются, а я дарю её тому , у кого черный листочек , и говорю, что это рыбка золотая и принесет счастье. Передаю ком кому-то другому.
Ребята, вы очень внимательно следили за тем, как мы творили свои скульптуры. Будьте так же внимательны и уважительны друг к другу, когда вы будете высказывать свое мнение по проблемам, о которых мы будем говорить.
В начале прошлого года, я решила заняться полезным делом и помыть окна в комнате своего младшего сына. Вот мою я окно и вижу, Гора со своими друзьями Яриком и Ильей играют на площадке. Вдруг на велосипеде появляется наша соседка, со второго этажа, девочка Катя.
- А что это вы тут делаете?
- Играем, отвечает ей Гора и продолжает играть. Катя постояла немного, со стороны ребят больше никакого интереса нет. Они заняты своей игрой и попросту ее игнорируют. Неудача. Катя едет дальше, но подумав немного, разворачивается и едет обратно.
- Гора, а ты взял список книг на лето? Я уже начала читать М. Зощенко «Елка». «Ну и что?», отвечает Гора и продолжает играть. Опять неудача. Катя стоит, явно что-то замышляя, но видимо пока не придумала - что. Мальчишки продолжают играть, по прежнему игнорируя Катю. Приставив велосипед к забору Катерина, важной неспешной походкой подходит к мальчишкам и смотрит. «Ну что тебе надо?», не выдерживает Илья,
- Не видишь мы играем, ты нам не нужна!
Надув губы и гордо задрав подбородок, Катя отвечает «Ну и пожалуйста, сами дураки, бебебе». Разворачивается и идет к своему велику, сев на велик Катя глубокомысленно замечает «И вообще не приставайте ко мне».
Чего же хотела Катя? (Обратить на себя внимание)
Как вы думаете как можно назвать наш классный час?
Тема нашего классного часа – «Трудности в отношениях или как найти компромисс?»
В случае с Катей мы можем быть спокойны, девочка войдет во взрослую жизнь уже подготовленной. Она уже сможет обижаться, обвинять, грустить всем сердцем и отчаиваться всей душой!
Мы все зависим друг от друга, играем в игры, надеваем на себя маски в соответствии со своим представлением о поведении в данной ситуации, а что делать если реальность и наше представления о ней не совпадают.
Практикум.
Ситуация 1
Свидание. Пары сидят плечом к плечу или спина к спине. Задание: Парень и девушка собираются на свидание. Они познакомились на старый новый год. И у них сегодня ровно месяц со дня знакомства. У девушке на душе радостно, она заранее предвкушает романтическую встречу с ним, в этот день она будет для него особенно красивой и милой. На весь разговор у вас не более трех минут.
Какова разница в отношении парня и девушки к одному событию? Ваши оценки? Что вам нравиться в этом разговоре? А есть ли что-то, что хоть немного тревожит вас или напрягает, по крайней мере, заставляет задуматься? Как вы думаете, чего хотела Оля и чего хотел Дима?
Ожидание праздника, обида за то, что он забыл, она надеялась на подарок, знак внимания с его стороны, что он тоже придает значение важности этого дня. Он просто собирается на очередное свидание, ему в голову не приходит, что есть необходимость отмечать месяц со дня знакомства. Почему обиделась девушка?
Вывод: Девушка придает значение мелочам, а юноша нет, для него это просто очередное свидание.
Ситуация 2
Выходной день она запланировала провести этот день с ним наедине, у нее грандиозные планы о которых она ему сообщила, они вместе поедут на каток, а потом пообедают в кафе, а вернувшись домой они вместе будут смотреть фильм. Он не против, но в этот день идет футбольный матч, как раз в то время, когда они должны ехать на каток. Как бы вы разрешили эту ситуацию, так чтобы она не обиделась? Опишите свои возможные реакции.
Ситуация 3
Его пригласили друзья в гости, чисто мужской компанией, но он уже договорился встретится с Машей. С Машей он видится почти каждый день, но так хочется побыть с друзьями, поиграть в бильярд. Что нужно сказать Маше и как поступить? Быть честным и признаться в том, что хочет пойти с друзьями или красиво обмануть, чтобы она не переживала?
А как считаете вы что лучше? Почему? А может, спросим Машу?
Как повести себя в этой ситуации вы будете решать сами, я оставляю это на ваше усмотрение. Но я думаю, что не всегда девушка хочет слышать правду – например о том, что вы предпочитаете ей любимой, друзей и футбол.
Ситуация 4
Вы давно дружите с Олей и Таней, они ваш подружки со школы, но вашей девушке Маше очень не нравятся ваши подружки. Поэтому Маша старается избегать общения с ними, а значит и вы видитесь все реже и реже. Маша часто обижается когда вы проводите время все вместе. Ваши встречи как правило заканчиваются ссорами. Как вы поступите в данной ситуации, почему обижается Маша на ваш взгляд?
Вывод девушки всегда хотят быть единственной.
Ситуация 5
Вы встречаетесь с девушкой у вас прекрасные отношения, но так случилось, что у вас шло занятие и вы не смогли ответить на СМС, а после вы были очень заняты, пришли вечером поздно, на следующий день вы не вспомнили о сообщении, а после занятий вам как то стало не по себе…
Ситуация 6
У вас есть Друг – настоящий Друг с большой буквы, и ради него вы готовы на все. Но вот он, продолжая дружить с вами, стал дружить еще с кем-то.
Ваша позиция:
1. «Буду против. Мой Друг должен быть только со мной».
2. «Я не буду им мешать и уйду в сторону».
3. «Это славно, чем больше на земле друзей, тем лучше».
Можете уточнить свои ответы в зависимости от следующей конкретики:
случай благополучный – вам объективно от этого не хуже, потому что на вас друга хватает по-прежнему;
случай неблагополучный – вашему другу славно, у него теперь два настоящих друга, а вам его стало не хватать…
…
Маша поделилась с Васей своими душевными переживаниями, надеясь на его сдержанность. Но через неделю ей пришлось убедиться, что о ее проблемах знают посторонние. Ей больно.
Должна ли Маша что-то сказать Васе? Как? Стоит ли ей что-нибудь изменить в их отношениях? Надо ли, чтобы Вася это почувствовал?
• Да, Маше стоит сказать Васе, что она не рассчитывала на пересказ своих проблем посторонним, но виновата в происшедшем, скорее, она — не предупредила. В будущем надо просто предупреждать, что вот эта информация для третьих лиц не предназначена.
• Моя же племянница в аналогичной ситуации решила радикально: "Вообще людям ничего доверять нельзя". Вот так. И у многих такое — на всю жизнь.
В обычной жизни между обычными людьми подавляющее большинство из предложенных здесь ситуаций закончились бы обидами, и едва ли кому-либо от этого было бы хорошо. Обиды неизбежны, если следовать установкам привычным, традиционным. Но тогда зачем мы за эти установки держимся?
Фильм и через тысячу лет. Как бы поступили вы в данной ситуации? Почему?
таблички – Да, Нет, Возможно.
Диспут :
Ребята , очень часто молодые люди говорят друг другу:
-Я хочу быть с тобой.. (человек интересен)
- Я не могу жить без тебя…( доля шантажа, желание собственника заполучить предмет своего обожания)
Как вы думаете, чем отличаются эти высказывания?
"Маша и Вася"
Героем у нас будет молодой человек, назовем его Вася, героиней — девушка Маша. Ориентировка на Васю: ему 16 лет, обычно спокойный, улыбчивый, не очень ответственный, спортом занимается нерегулярно, любит футбол и шумные компании. Маше — тоже 16, у нее светлые волосы и длинная коса, склонна к полноте и порядку, любит встречаться с подругами и читать. Они живут рядом, познакомились через друзей год назад и стали встречаться. Ходят в кино, болтают, им друг с другом интересно. Любовью они свои отношения не называют, хотя…
• Остальное придумайте сами.
Когда у них все благополучно, нам это неинтересно. Поэтому остановимся на тех ситуациях, где нашим друзьям грозят ссоры.
• Я дам оценки и предложения, соответствующие моей философии взаимоотношений. Постараюсь показать, что исповедуемые мной принципы позволяют жить мирно, без ссор и обид.
Маше понадобилось отнести компьютер в ремонт, ей одной тяжело, и она позвонила Васе, попросила помочь. Он вроде бы ничем не занят, но помочь ей желания не проявил, сразу нашлись какие-то дела.
Как Маше отнестись к этой ситуации? Что подумать про Васю? Что ему сказать? Изменить ли к нему отношение?
• Во-первых, у него действительно могут быть другие планы. Но даже если ему просто не захотелось ей помочь, обид быть не должно. Зачем обижаться? Если Маша хочет воспитать в нем джентльмена, обида ей в этом не поможет. Обида никак не вызовет у Васи к ней более теплые чувства, да и просто — какие для обиды основания? Относиться к его отказу надо так же, как будто она позвонила ему, а его нет дома.
Фильм конец
5. Рефлексия
– Сегодня на классном часу мы разобрали с вами различные ситуации. А сейчас вы попробуйте сформулировать вывод этого классного часа, к чему вы пришли, что решили для себя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.