Данная разработка отражает современные трудности в изучении истории. Здесь анализируются проблемы, которые напрямую связаны со всеми сложностями вышеописанного процесса. Преподавание истории в современном мире значительно труднее преподавать в первую очередь благодаря тому, что информатизация образования вышла на довольно высокий уровень
Статья на конференцию.docx
«Трудности преподавания истории в современном мире»
Е.С. Черных, преподаватель истории и обществознания ГАПОУ ИО
ПУ№60.
«Невозможно писать историю отдаленных эпох, поскольку у нас недостаточно
источников, и невозможно писать историю новейшего времени, поскольку у
нас слишком много источников».
Шарль Пеги
(французский публицист, писатель и поэт)
История – величайшая гуманитарная наука, охватывающая не только
знание о том, что есть человек и как он прошёл путь эволюции, но и
учительница жизни, нравственности, воспитания и уважения к себе, своим
близким, и вообще – ко всему миру. В наше время изучение, а главное –
обучение детей истории – это довольно сложный процесс, в связи с тем, что
технологии и общество безоглядно меняется, появляются новые потребности,
направления жизни и деятельности, которые кардинальным образом меняют
складывающиеся веками исторические знания. Каждая эпоха диктует нам
новые задачи, формы и методы для изучения этой, в полном смысле слова,
загадочной дисциплины.
На мой взгляд, передать историю подрастающему поколению – весьма
не простая задача. Трудностей в обучении встречается немало. С чем же это
связано?
Бесспорно, XXI век отличается от предыдущих эпох обширно
развивающимися технологиями,
так например массовое развитие
информационных источников и ресурсов (телевидение, СМИ, глобальная
сеть). На сегодняшний день по требованию ФГОС изучение истории и многих
других дисциплин направлено на то, чтобы обучающиеся «очень плотно»
работали с электронным материалом. С одной стороны – это возможность
изучения большего объёма материала, обрабатывая который, студенты могут
узнать много новой информации, которая ранее не входила в образовательные
рамки. В связи с чем, появляются трудности в понимании определённых
явлений, событий и процессов, в виде приобретения новых противоречивых
данных исторических событий, фактов, личностных характеристик
государственных деятелей. С другой стороны, многие представленные в
глобальной сети данные, не имеют доказательности и обоснованности, изза чего у студентов может сложиться недостоверная точка зрения на многие
исторические факты.
Конечно, мы тоже не можем утверждать, что некоторые явления и
процессы, которые не совпадают с данными учебной литературы, на самом
деле не происходили. Ведь, если рассмотреть то, каким образом дошла до нас
современная история, то появляются вопросы, на которые найти точные
ответы невозможно. История по крупицам собиралась, передавалась из
поколения в поколения, и в таком сложившемся виде на сегодняшний день
продиктована Министерством образования для того, чтобы передавать эту
информацию подрастающему поколению. Но что же мы видим? Ребята очень
часто задают вопросы о том, что противоречит текстам учебной литературы,
основываясь при этом на ту информацию, которую нашли в глобальной сети.
Одним из самых часто задаваемых вопросов является Монгольское
завоевание на Руси, было ли оно на самом деле? При этом, студенты приводят
весомые доводы – статьи научной литературы, данные интернет поисков,
документальные фильмы и прочее. С одной стороны, это повод для
дискуссии, но с другой – прийти к общему знаменателю получается не всегда.
А откуда они в большинстве своём берут информацию? Конечно, из
глобальной сети, в которой можно найти всё, от достоверно, научно
доказанных фактов (публикации научных статей, архивные документы,
учебная литература), до, так называемых «уток», выкладываемых нашими
западными «друзьями»,
в целях пропаганды безграмотности,
малообразованности и низшей ступени развития нашей страны. Ведя
знакомство с такого рода информацией, еще не сложившееся и довольно
хрупкое мировоззрение подростка, может претерпеть значительные
изменения, и вся та информация, которую во время учебных занятий, доносит
преподаватель, остается просто размытой и не понятой.
Ещё одной проблемой в проведении занятий стало массовое развитие
кинематографа. Современная молодёжь с удовольствием посещает
кинотеатры, и, просмотрев очередную историческую сагу, спешит обсудить её
с преподавателем, по поводу получения новой исторической информации.
При этом они забывают, что далеко не каждая картина, за основу которой
было взято какоелибо историческое событие, достоверно описывает
происходящее на экране. Конечно, увидеть красочные декорации, это полезно
для культурноэстетического развития молодёжи, так они могут
познакомиться с бытом и устройством жизни той эпохи, которую транслирует «голубой экран». Но сами факты часто искажаются, допускаются неточности
в образе, хронологии и содержании события или явления.
Немаловажной трудностью в преподавании исторической науки,
является нежелание обучающихся вообще изучать общеобразовательный цикл.
Такая проблема, на сегодняшний день, существует в учебных заведениях,
которые готовят рабочие кадры. Ребята, которые в школе «перебивались» с
двойки на тройку, как правило, отказываются продолжать обучение в школах
и идут в техникумы, где, по их мнению, главное – получить профессию, а
остальные занятия просто дополнение. И эта, с самого начало обучения,
сформулированная позиция, мешает в дальнейшем, как преподавателю, так и
самому студенту.
Ну и, конечно же, если говорить о трудностях изучения исторической
науки, нельзя не отметить тот факт, что и само преподавание, на сегодняшний
день изрядно отличается. Преподаватели с огромным опытом и многолетним
стажем могут преподнести исторические события, не только следуя
литературе, но и рассказать о многих событиях с точки зрения обывателя,
который жил в это время и видел, что на самом деле происходило в стране.
Молодым же преподавателям, труднее передать исторические события, в
этом они опираются на учебники, поэтому некоторая информация (так
например, новейшая история) может быть представлена не в полной мере,
или преподнесена с другой стороны, так как оценка событий XX века требует
огромной подготовки и понимания происходящих в стране событий.
Примером может служить изучение Октябрьских событий в России. Люди
«советской закалки» связывают имя В.И. Ленина с освобождением страны от
действенной тактики правления государством. Что же говорит молодое
поколение: «Ленин – это немецкий шпион, который был отправлен для того,
чтобы уничтожить Россию, как державу… даже название страны около
семидесяти лет не имело ничего общего с именем Россия, был союз, в котором
историческая Россия теряла своё лицо». А ведь от того, какое мнение будет у
человека, работающего с детьми, именно такой точки зрения будет
придерживаться и «новый» гражданин России в будущем, а значит и развитие
всей страны в дальнейшем, в большей степени зависит от того, кто и как
передаёт историю новому поколению.
Подводя итог всему вышеизложенному, хочется выделить главное
историческая наука складывалась веками, мы должны уважать её и делать всё,
что в наших возможностях для того, чтобы подрастающее поколение чтило память о великих людях, открытиях, событиях и достижениях. Ну и конечно,
чтобы среди сегодняшней многочисленной информации, ребята могли
анализировать только проверенные, доказанные факты. Хотя понять, что на
сегодня достоверно очень не просто…
Трудности в современном преподавании истории
Трудности в современном преподавании истории
Трудности в современном преподавании истории
Трудности в современном преподавании истории
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.