«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»
Оценка 5

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

Оценка 5
doc
01.12.2019
«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.                             (Подготовка к ЕГЭ)»
urok_russkogo_yazyka_11_klass.doc

 

 

Тема урока        «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.

                            (Подготовка к ЕГЭ)»

Цели урока:

  •  повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,

             «Орфография»

  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
  • отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

Задача урока:

  • активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста

Оборудование:

  • компьютер
  • проектный экран
  • учебные таблицы
  • раздаточный материал

 

                                                Ход урока

I    Озвучивание целей урока.

 

1.      Словарная работа  (мультимедийное использование)

 

А)  Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.  

             Работа с лексическим значением слова:

               Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

               Укрепление, сплачивание чего-нибудь                        (КОНСОЛИДАЦИЯ)

               Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями

                                                                                                          (АЛЬТЕРНАТИВА)

               Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

 

                 

     II    Работа над темой урока.

 

2.      Вопросы классу

·         На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

·         Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

·         Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

·         Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

 

                Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия

                запятой перед этим союзом.

 

3.      Презентация

 

                         Запятая перед союзом И ставится

 

         А)      В простом предложении:

        - между однородными членами перед повторяющимся союзом

 

          Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой.                                                                                                   (С.Есенин)

 

 

Б)      В сложном предложении:

 

      - между частями сложносочиненного предложения

 

          Вот уж осень улетела, и примчалася зима.  (С. Есенин)

 

 

          Соловей не поёт, и дергач не кричит.   (С. Есенин)

                                                  

     - между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

 

          Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

 

                   Запятая перед союзом И не ставится

 

 

 

           А)     В простом предложении:

                - между однородными членами с одиночным союзом.

 

 

          Люблю я ропот буйных вод

           И на волне звезды сиянье.

 

          Запрокинулась и отяжелела

            Золотая моя голова.                         (С. Есенин)         

 

         Б)       В сложном предложении: 

            - между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член

            предложения

 

          Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

                                                            (С. Есенин)

 

            - между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

 

                   Но если б дома был ты изначала,

      То у меня была б теперь сноха

      И на ноге внучонка я качала.     (С. Есенин)

 

        В)   Если союз И соединяет два назывных предложения

          Мелколесье. Степь и дали.        (С. Есенин)  

 

4.      Упражнение для закрепления       

(У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1   Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

                        [—  =], и [= — ].   ССП

 

2   Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

     И над пашнею счастливо созревают зеленя.

                        [= — и —], и [ = — ].    ССП

 

3   Шелестят зелёные серёжки

     И горят серебряные росы.

                        [ = — ], и [= — ].   ССП

 

4   Брожу по улицам и лужам

     Осенний день пуглив и дик.

                        [ = -·- и -·-],  [ —  = и = ].   ССП

 

5   Ручей волной гремучею все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

                        [ —  = и = ].  Простое с однородными сказуемыми.

 

6   Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

     Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

                                                    (С. Есенин)

                        [  —  = и, | - · - |, =  -·- и -·-   -- и -- ].  Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

 

 

!!!  Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

 

 

 

 

5.      Слово учителя

 

            Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

         Читая стихи Есенина,

         А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не  

              замечал.

         Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

         В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

         Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

                                                                                     Ответ:  А

 

 

8.     Домашняя работа.

 

 

                                                      ( Резервное время)                                 

 

9.        Тестовое задание.

 

1.      В каком случае союз И соединяет части ССП?

 

      А)  Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно

            просторными и светлыми.

 

      Б)  Мела пурга-метелица и леденила кровь.

 

      В)  Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

 

      Г)  Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

 

2.      В каком случае перед союзом И нужна запятая?  
    

      А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он

           не увидит.

      Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

      В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

      Г) Тишина и безлюдье.

 

3.      В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

   

      А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

      Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь

           тучи, желтела заря.

      В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

      Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

 

4.      В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

 

      А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама

           архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

      Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с

          актерами.

      В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили

           мало и ничего не сказали.

      Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

 

Ответы на тестовое задание:

 

1.   В           2.   В              3.  В            4.  Г

 

 

 

III. Подведение итогов урока.

                               

1.      Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.

2.      Выставление оценок за урок.

3.      Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.

 

 

 

IV. Домашнее задание

Составить  тест из  10  заданий по типу А19 (индивидуальное   задание для сильных учащихся).

  Решить тестовые задания типа А19

 

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.                             (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.                             (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.                             (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.                             (Подготовка к ЕГЭ)»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019