«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

«Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И. (Подготовка к ЕГЭ)»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
doc
01.12.2019

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

urok_russkogo_yazyka_11_klass.doc

 

 

Тема урока        «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.

                            (Подготовка к ЕГЭ)»

Цели урока:

  •  повторение и обобщение знаний учащихся по разделам: «Синтаксис простого и сложного предложения», «Фонетика», «Словообразование», «Лексика»,

             «Орфография»

  • закрепление и отработка умений и навыков постановки знаков препинания перед союзом И в простых и сложных предложениях
  • отработка навыков выполнения тестовых контрольных заданий, связанных с анализом языковых явлений, представленных в тексте

Задача урока:

  • активизировать самостоятельную работу учащихся с тестовыми контрольными заданиями на основе предложенного для анализа текста

Оборудование:

  • компьютер
  • проектный экран
  • учебные таблицы
  • раздаточный материал

 

                                                Ход урока

I    Озвучивание целей урока.

 

1.      Словарная работа  (мультимедийное использование)

 

А)  Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:

Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.  

             Работа с лексическим значением слова:

               Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)

               Укрепление, сплачивание чего-нибудь                        (КОНСОЛИДАЦИЯ)

               Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями

                                                                                                          (АЛЬТЕРНАТИВА)

               Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)

 

                 

     II    Работа над темой урока.

 

2.      Вопросы классу

·         На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)

·         Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).

·         Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)

·         Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)

 

                Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия

                запятой перед этим союзом.

 

3.      Презентация

 

                         Запятая перед союзом И ставится

 

         А)      В простом предложении:

        - между однородными членами перед повторяющимся союзом

 

          Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой.                                                                                                   (С.Есенин)

 

 

Б)      В сложном предложении:

 

      - между частями сложносочиненного предложения

 

          Вот уж осень улетела, и примчалася зима.  (С. Есенин)

 

 

          Соловей не поёт, и дергач не кричит.   (С. Есенин)

                                                  

     - между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И

 

          Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.

 

                   Запятая перед союзом И не ставится

 

 

 

           А)     В простом предложении:

                - между однородными членами с одиночным союзом.

 

 

          Люблю я ропот буйных вод

           И на волне звезды сиянье.

 

          Запрокинулась и отяжелела

            Золотая моя голова.                         (С. Есенин)         

 

         Б)       В сложном предложении: 

            - между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член

            предложения

 

          Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.

                                                            (С. Есенин)

 

            - между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И

 

                   Но если б дома был ты изначала,

      То у меня была б теперь сноха

      И на ноге внучонка я качала.     (С. Есенин)

 

        В)   Если союз И соединяет два назывных предложения

          Мелколесье. Степь и дали.        (С. Есенин)  

 

4.      Упражнение для закрепления       

(У доски работают 3 ученика)

Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений

1   Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.

                        [—  =], и [= — ].   ССП

 

2   Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня

     И над пашнею счастливо созревают зеленя.

                        [= — и —], и [ = — ].    ССП

 

3   Шелестят зелёные серёжки

     И горят серебряные росы.

                        [ = — ], и [= — ].   ССП

 

4   Брожу по улицам и лужам

     Осенний день пуглив и дик.

                        [ = -·- и -·-],  [ —  = и = ].   ССП

 

5   Ручей волной гремучею все ветки обдает

     И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

                        [ —  = и = ].  Простое с однородными сказуемыми.

 

6   Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор

     Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.

                                                    (С. Есенин)

                        [  —  = и, | - · - |, =  -·- и -·-   -- и -- ].  Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

 

 

!!!  Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.

 

 

 

 

5.      Слово учителя

 

            Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

         Читая стихи Есенина,

         А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не  

              замечал.

         Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.

         В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.

         Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.

                                                                                     Ответ:  А

 

 

8.     Домашняя работа.

 

 

                                                      ( Резервное время)                                 

 

9.        Тестовое задание.

 

1.      В каком случае союз И соединяет части ССП?

 

      А)  Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно

            просторными и светлыми.

 

      Б)  Мела пурга-метелица и леденила кровь.

 

      В)  Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.

 

      Г)  Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.

 

2.      В каком случае перед союзом И нужна запятая?  
    

      А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он

           не увидит.

      Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.

      В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.

      Г) Тишина и безлюдье.

 

3.      В каком случае перед союзом И не нужна запятая?

   

      А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.

      Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь

           тучи, желтела заря.

      В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.

      Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.

 

4.      В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?

 

      А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама

           архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.

      Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с

          актерами.

      В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили

           мало и ничего не сказали.

      Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.

 

Ответы на тестовое задание:

 

1.   В           2.   В              3.  В            4.  Г

 

 

 

III. Подведение итогов урока.

                               

1.      Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.

2.      Выставление оценок за урок.

3.      Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.

 

 

 

IV. Домашнее задание

Составить  тест из  10  заданий по типу А19 (индивидуальное   задание для сильных учащихся).

  Решить тестовые задания типа А19

 

скачать по прямой ссылке