Тема урока «Трудные случаи пунктуации. Запятая перед союзом И.
(Подготовка к ЕГЭ)»
Цели урока:
«Орфография»
Задача урока:
Оборудование:
Ход урока
I Озвучивание целей урока.
1. Словарная работа (мультимедийное использование)
А) Вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки в следующих словах:
Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.
Работа с лексическим значением слова:
Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению (ТОЛЕРАНТНОСТЬ)
Укрепление, сплачивание чего-нибудь (КОНСОЛИДАЦИЯ)
Необходимость выбора между взаимоисключающими возможностями
(АЛЬТЕРНАТИВА)
Человек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле (ПАЦИФИСТ)
II Работа над темой урока.
2. Вопросы классу
· На какие два вида делятся союзы? (Сочинительные и подчинительные)
· Назовите основные виды сочинительных союзов. (соединительные: И, ДА (=И), НИ…,НИ; ТОЖЕ; ТАКЖЕ; НЕ ТОЛЬКО…, НО И; КАК…, ТАК И; разделительные: ТО…,ТО; НЕ ТО…, НЕ ТО; ИЛИ; ЛИБО; ТО ЛИ…, ТО ЛИ; противительные: А, НО, ДА (=НО); ОДНАКО; ЗАТО; НО ЗАТО; частицы ТОЛЬКО; ЖЕ в значении противительных союзов).
· Назовите основную функцию союза И. (Соединяет однородные члены предложения в составе простого предложения; соединяет предикативные части сложных предложений)
· Всегда ли перед союзом И ставится запятая? (Нет, не всегда)
Рассмотрим случаи постановки запятой перед союзом И и случаи отсутствия
запятой перед этим союзом.
3. Презентация
Запятая перед союзом И ставится
А) В простом предложении:
- между однородными членами перед повторяющимся союзом
• Люблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой. (С.Есенин)
Б) В сложном предложении:
- между частями сложносочиненного предложения
• Вот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)
• Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин)
- между однородными придаточными перед повторяющимся союзом И
• Старайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.
Запятая перед союзом И не ставится
А) В простом предложении:
- между однородными членами с одиночным союзом.
• Люблю я ропот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
• Запрокинулась и отяжелела
Золотая моя голова. (С. Есенин)
Б) В сложном предложении:
- между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член
предложения
• Там синь и полымя воздушней и легкодымней пелена.
(С. Есенин)
- между однородными придаточными, связанными одиночным союзом И
• Но если б дома был ты изначала,
То у меня была б теперь сноха
И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)
В) Если союз И соединяет два назывных предложения
• Мелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)
4. Упражнение для закрепления
(У доски работают 3 ученика)
Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений
1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.
[— =], и [= — ]. ССП
2 Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня
И над пашнею счастливо созревают зеленя.
[= — и —], и [ = — ]. ССП
3 Шелестят зелёные серёжки
И горят серебряные росы.
[ = — ], и [= — ]. ССП
4 Брожу по улицам и лужам
Осенний день пуглив и дик.
[ = -·- и -·-], [ — = и = ]. ССП
5 Ручей волной гремучею все ветки обдает
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
[ — = и = ]. Простое с однородными сказуемыми.
6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор
Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр.
(С. Есенин)
[ — = и, | - · - |, = -·- и -·- -- и -- ]. Простое предложение, осложнено однородными сказуемыми, связанными союзной связью, однородными обстоятельствами и дополнениями, связанными союзной связью, обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
!!! Необходимо быть предельно внимательными, встречаясь в предложениях с союзом И.
5. Слово учителя
Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Читая стихи Есенина,
А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не
замечал.
Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле.
В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство.
Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.
Ответ: А
8. Домашняя работа.
( Резервное время)
9. Тестовое задание.
1. В каком случае союз И соединяет части ССП?
А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно
просторными и светлыми.
Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
2. В
каком случае перед союзом И нужна запятая?
А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он
не увидит.
Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
Г) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?
А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.
Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь
тучи, желтела заря.
В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?
А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама
архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с
актерами.
В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили
мало и ничего не сказали.
Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.
Ответы на тестовое задание:
1. В 2. В 3. В 4. Г
III. Подведение итогов урока.
1. Вывод урока о функции сочинительного соединительного союза И.
2. Выставление оценок за урок.
3. Ответы учителя на возникшие у 11-классников вопросы.
IV. Домашнее задание
Составить тест из 10 заданий по типу А19 (индивидуальное задание для сильных учащихся).
Решить тестовые задания типа А19
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.