РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
по обществознанию
«ТРУДНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
для 9 – х классов
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Трудные вопросы обществознания» для 9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов и материалов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по истории, утвержденный приказом Минобразования России от «17» декабря 2010 г. № 1897;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
- Государственная итоговая аттестация (по новой форме): 9 класс. Тематические тренировочные задания. Обществознание/ ФИПИ авторы- составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова – М.: Эксмо, 2012.
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание. 2012/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т.Е. Лискова– М.: Интеллект-Центр, 2011.
- Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л. Н. Боголюбова, 5-9 классы, пособие для учителей общеобразовательных организаций. -М.: «Просвещение», 2014.- 63 с.
Программа курса предназначена для обучающихся 9 класса, мотивированных на сдачу
экзамен в форме ОГЭ после 9 класса. Большинство
подростков выбирают данный курс, так как в дальнейшем предполагают продолжать
обучение в 10 профильном классе, затем получать высшее образование. Для
поступления в вуз именно обществознание будет одним из вступительных экзаменов
и поэтому уже в 9 классе учащиеся хотят сосредоточиться на главном,
систематизировать свои знания, чтобы было легче учиться в 10 классе, а затем
меньше времени заняло бы повторение во время подготовки к ЕГЭ. Именно эти два
мотива побуждают подростков к выбору внеурочного курса по обществознанию.
Курс является
практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить,
систематизировать и углублённо изучить курс обществознания средней школы и
подготовиться к ОГЭ. Кроме того, ОГЭ по обществознанию включает умение
написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не
хватает времени. В программе индивидуально-групповых занятий уделяется большое
внимание практическим занятиям: отработке навыков тестовых заданий, работа с
разными видами диаграмм, написанию эссе, составлению развёрнутого плана. Курс призван помогать
предпрофильному самоопределению.
Цель:
- углубление и расширение знаний обучающихся в предметной области «Обществознание», необходимых для успешной сдачи ОГЭ.
Задачи:
- повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
- формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности обучающихся для успешной сдачи ОГЭ;
- развивать методологическую культуру при работе с понятиями, диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористического высказывания.
Формы контроля: текущий, промежуточный.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностными результатам выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
-умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
-умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; расматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перпектив;
-способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
-овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
-умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа:
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда б текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
8) на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями, давать оценку общественным явлениям с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их иерархической структуры;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила при анализе и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание особенностей труда как основного из видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершенолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия, своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Содержание курса
Введение (1 ч.)
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. Знакомство с демоверсией по обществознанию Федерального института педагогических измерений 2023. Кодификатор и спецификатор ОГЭ по обществознанию -2023. Система оценивания.
Тема 2. Экономика (4 ч.)
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий .
Тема 3. Сфера политики и социального управления (5 ч.)
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим. Демократия. Местное самоуправление. Решение типичных заданий
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий
Тема 4. Право (5 ч.)
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации. Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Право. Решение типичных заданий
Итоговое повторение. 2 ч.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня 21-23
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ п/п |
Название раздела Тема |
Кол-во часов |
Контроль |
Дата |
||||
Введение( 1ч.) |
|
|
||||||
1 |
Особенности ОГЭ по обществознанию в данном учебном году. Организация и методика подготовки к ОГЭ по обществознанию. Требования к ОГЭ по обществознанию. |
1 |
Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ |
|
|
|
||
Экономика (4ч.) |
|
|
||||||
2 |
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность. Производство, производительность труда. |
1 |
Задания 1, 2, 3, 10, 13 – понимание основных принципов жизни общества |
|
|
|
||
3 |
Разделение труда и специализация. Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство. Малое предприятие и фермерское хозяйство. |
1 |
Задания по заданной теме из фотоизображения |
|
|
|
||
4 |
Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. |
1 |
Задания 4, 9, 11, 14, 18, 19 |
|
|
|
||
5 |
Экономические цели и функции государства. Экономика. |
1 |
Решение задания 12 – освоение приёмов работы с социально значимой информацией |
|
|
|
||
Сфера политики и социального управления (5 ч.) |
|
|
||||||
6 |
Власть. Роль политики в жизни общества. |
1 |
Задание 5 |
|
|
|
||
7 |
Понятие и признаки государства. Разделение властей. |
1 |
Задания 6, 8, 17 |
|
|
|
||
8 |
Формы государства. Политический режим. Демократия. |
1 |
Задание 20 |
|
|
|
||
9 |
Местное самоуправление. |
1 |
|
|
|
|
||
10 |
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий 14-15 |
1 |
Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка |
|
|
|
||
Право (5 ч.) |
|
|
||||||
11 |
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Решение типичных заданий |
1 |
Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка |
|
|
|
||
12 |
Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации |
1 |
Практическая работа |
|
|
|
||
13 |
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Административные правоотношения, правонарушения и наказания. |
1 |
Задание 20 |
|
|
|
||
14 |
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. |
1 |
Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка |
|
|
|
||
15 |
Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. |
1 |
Групповая/парная работа с текстом коллективная проверка |
|
|
|
||
Итоговое повторение (2 ч.) |
|
|
||||||
16 |
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий уровня 21-23 |
1 |
Письменное тестирование |
|
|
|
||
17 |
Практическое решение тестовых заданий. Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА в форме ОГЭ. |
1 |
Письменное тестирование |
|
|
|
||
ИТОГО 17 ч. |
|
|
||||||
Лист внесения изменений
Дата |
Содержание изменений |
Причина |
Примечание |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.