МБДОУ «Детский сад №2 «Алёнушка» комбинированного вида»
Консультация для родителей
По теме: «Трудный ребенок, как ему помочь?»
Подготовила:
Педагог – психолог Старкова Т. С.
Почему у ребенка непростой характер - в генах ли дело или в воспитании, часто трудно понять. Нервные дети бывают чрезмерно возбудимыми, раздражительными, плаксивыми, заторможенными, впечатлительными... Они могут иметь проблемы со сном, нарушения физического развития. Важно понимать, что основная причина нервозности - тягостные переживания.
Демонстративный ребенок
Он чувствует себя личностью с ранних лет. У него повышенная потребность в успехе и внимании. Главная проблема демонстративного ребенка - недостаток похвалы. Поэтому он сделает что угодно, лишь бы заслужить ее. При этом он часто проявляет негативистские эмоции: критикует учителей, друзей, родителей...
Причина детской демонстративности - недостаток внимания взрослых. Ребенок чувствует себя в семье заброшенным, недолюбленным. Бывает, что завышенные требования проявляются избалованными детьми.
Характер эмоций, которые такой ребенок вызывает у окружающих, для него принципиально не важен. Он будет доволен и злостью, и похвалой. Его принцип: «Лучше пусть ругают, чем не замечают». Часто из демонстративных детей вырастают актеры и другие публичные люди. Постарайтесь мягко направить ребенка в театральную студию или музыкальную школу.
Обходитесь без нотаций и назиданий, не обращайте внимания на его легкие проступки, как можно менее эмоционально делайте замечания и наказывайте.
Застенчивый ребенок
Природа создала каждого человека уникальным, и каждый ребенок от рождения имеет свои достоинства и недостатки. Застенчивые дети обладают массой достоинств: большим творческим потенциалом, наблюдательностью, исполнительностью, повышенным чувством ответственности. Родители должны помочь им раскрыть свои таланты. И не нужно завидовать родителям сорванцов, у них свои, не менее серьезные проблемы с детьми.
Стеснительность, тревожность, нерешительность - все эти качества личности определяются одним общим свойством темперамента: сдержанностью. В большинстве случаев они связаны с низкой самооценкой.
Застенчивые дети проявляют свой темперамент с первого дня после рождения, реагируя на все новое с осторожностью и нерешительностью. Родительская любовь и доброжелательность - необходимые условия его воспитания, и они не должны зависеть от конкретных успехов и достижений крохи. Взрослые должны стремиться избавить ребенка от необходимости самоутверждаться и доказывать свое превосходство. Он должен постоянно чувствовать уважение к себе и доброжелательность окружающих. Только тогда маленький человечек будет ощущать уникальность, бесценность своей личности и не будет нуждаться в постоянных поощрениях и сравнениях с другими.
Факторы, влияющие на застенчивость:
ü ранняя и болезненная разлука с матерью;
ü излишняя строгость родителей, зависимость проявлений внимания и любви оттого, насколько оправдываются ожидания отца и матери;
ü завышенные требования к ребенку.
Повышайте самооценку ребенка:
· не сравнивайте его с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная задача - верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил и заразился вашей верой.
· не торопите его, дайте время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомиться, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый преподаватель или новая квартира.
· не заставляйте ребенка «быть смелым». Увещевания и нотации взрослых не принесут результатов. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла.
· нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
· если взрослый обращается к тревожному ребенку, он должен установить контакт глаз: это вселяет доверие в душу ребенка.
· повышенная требовательность родителей опасна. Ребенок должен чувствовать,
что его принимают и ценят вне зависимости от его поведения, успехов.
· старайтесь создавать для ребенка ситуации, где бы он смог проявить свои таланты, достоинства, чтобы приобрести уверенность в себе и заслужить уважение сверстников.
Обидчивый ребенок
Обида, как известно, «разъедает душу». Человек, который постоянно живет с этим чувством, страдает сам и создает дискомфорт окружающим, волей-неволей превращаясь в изгоя. Обида на другого проявляется в тех случаях, когда ребенок остро переживает ущемленность своего «я», свою непризнанность, незамеченность.
Одно и то же качество в одних ситуациях может рассматриваться как достоинство, а в других - как недостаток. Трудность обидчивых детей в том, что они верят в пренебрежительное отношение к ним людей.
С одной стороны, самооценка обидчивых детей достаточно высока. С другой стороны, у них существует явное ощущение «недооцененности».
Для преодоления обидчивости нужно показать ребенку, что оценка и отношение других - далеко не самое главное в его жизни и что другие дети имеют свои интересы и желания, а вовсе не сосредоточены на его персоне. Они не выражают свое пренебрежение, а просто занимаются своим делом (играют, строят, разговаривают). «Сдвинуть» ребенка с «фиксированности» на себе можно, открывая ему новые интересы, переключая его внимание на творчество, созидание и полноценное общение.
Что же может стать причиной проблем в поведении ребёнка?
В настоящее время учёные считают, что существуют 4 причины «плохого» поведения ребёнка, которые приводят порой к тому, что ребёнок становится трудным и неуправляемым.
1 причина- борьба за внимание. Непослушание - это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание необходимо для эмоционального благополучия.
2 причина - борьба за самоутверждение, за власть. Ребёнок объявляет войну вечным указаниям, замечаниям взрослых.
3 причина - желание мщения. Ребёнок может мстить за: сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; унижение друг друга членами семьи; разводы и появление в доме нового члена семьи; чрезмерное проявление любви взрослых друг к другу.
4 причина - неверие в собственный успех, вызываемый учебными неудачами. Взаимоотношениями с педагогами, низкая самооценка.
Что необходимо предпринять:
ü больше внимания уделять хорошему поведению.
ü учить детей просить внимания в приемлемой форме.
ü уходить от конфронтации и снижение напряжённости.
ü позволять детям реализовать свои организаторские способности.
ü учить ребёнка строить отношения с окружающими по принципу заботы о них.
ü поддержка ребёнка, чтобы его внутренняя установка «Я не могу» изменилась на «Я могу».
ü включение его в деятельность со сверстниками.
И подводя итог нашему разговору, прочитайте притчу о перевёрнутом камне.
Один странствующий искатель истины увидел большой камень, на котором было написано «Переверни и читай». Он с трудом перевернул его и прочёл на другой стороне: «Зачем ты ищешь нового знания, если не обращаешь внимания на то, что уже знаешь?»
Эта притча как нельзя лучше подтверждает наш сегодняшний разговор о детях. Истина на поверхности. Зачастую проблемы в поведении детей, их трудности – в нас самих. В нашем диктате, попустительстве, лжи, в нашем эгоизме, себялюбии.
Самые главные слова, которые сегодня вы должны сказать своему ребёнку «Я тебя люблю, мы рядом, мы вместе и мы всё преодолеем».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.