Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
труд +1
Взрослым
26.11.2017
Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности которые помогли бы им в дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского дома.Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще не означает что мы добились каких то результатов , необходимо выработать и закрепить выполнение приобретенных навыков и умений систематически. А для этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам воспитательный процесс в детском доме, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающей жизни и природы, на непосредственный опыт и наблюдение воспитанников.
Воспитание трудовой активности предполагает приучение ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой активности лежит в основе эффективного взаимодействия гражданского и нравственного воспитания, составляет фундамент творческой активности и продуктивности в учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в художественной самодеятельности.
Трудовое воспитание детей в условиях детского
дома.
(составитель –Смольяко Е.В. Инструктор по труду детский дом
«Родник»)
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная
деятельность человека, направленная на удовлетворение его
материальных и духовных потребностей, развивающая его
физические и духовные сущностные силы, а также
нравственные качества.
Трудовое воспитание детей в детском доме – составная часть
целостного педагогического процесса, которая включает в
себя передачу воспитанникам трудовых умений и навыков,
развитие у них творческого практического мышления,
трудового сознания и активности которые помогли бы им в
дальнейшей взрослой жизни после выхода из стен детского
дома.
Научить воспитанников некоторым трудовым приемам еще
не означает что мы добились каких то результатов ,
необходимо выработать и закрепить выполнение
приобретенных навыков и умений систематически. А для
этого, на мой взгляд, необходимо изменить сам
воспитательный процесс в детском доме, используя
разнообразные формы и методы обучения с опорой на
конкретный материал, взятый из окружающей жизни и
природы, на непосредственный опыт и наблюдение
воспитанников.
Воспитание трудовой активности предполагает приучение
ребят к творчеству, активной деятельности, осмыслению
окружающей жизни. Воспитание у детей трудовой
активности лежит в основе эффективного взаимодействия
гражданского и нравственного воспитания, составляет
фундамент творческой активности и продуктивности в
учебной деятельности, в физкультуре и спорте, в
художественной самодеятельности.
Задачами воспитания трудовой активности в детском доме,
да и в обучении детей в целом - является как формирование добросовестного отношения к труду, понимания его роли в
жизни человека и общества, установки на выбор профессии,
так и развитие интереса к трудовой деятельности,
творческого подхода к процессу труда.
Воспитание трудовой активности выполняет задачу –
привлечь внимание детей к труду, это особенно необходимо в
условиях детского дома, так как в основном все трудовые
действия выполняет обслуживающий персонал (повара,
работники по обслуживанию зданий, швея, прачка) поэтому в
этих условиях в двойне необходимо пробудить у них
любознательность, познавательный интерес, трудолюбие.
Одновременно необходимо развивать у детей чувства долга и
ответственности, активизирующие трудовое сознание.
Все компоненты трудового воспитания детей должны
осуществляться поэтапно, с учетом возраста, на основе
принципов целостности, непрерывности и направлены на
решение основной цели:
Сформировать устойчивые ориентации на трудовой
образ жизни, трудовую культуру личности; обеспечить
практическую и нравственно-психологическую
готовность к творческому труду; воспитать
нравственное отношение детей к трудовой
деятельности, развить творческие способности
воспитанников.
Для осуществления этой цели, на мой взгляд, формировать и
развивать у детей трудовое сознание. А содержанием
трудового
сознания является производственный опыт:
профессиональные знания, умения и навыки. В него входят
также добросовестное отношение к труду, понимание его
роли в жизни человека и общества, направленность к труду, понимание общественного значения личного долга и
ответственности каждого за результаты труда,
эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к
труду.
Развитое трудовое сознание способствует формированию в
человеке трудовой активности, проявляющейся в личной
заинтересованности в труде, инициативности, творческому
отношению к нему. Трудовая активность также включает в
себя умение соотносить свои потребности и формы их
удовлетворения с объемом и качеством личного труда.
Трудовая активность – это положительное отношение
человека к умственному и физическому труду. Самыми
важными чертами трудовой активности являются интерес к
труду, желание трудиться и достигать положительных
результатов, нести ответственность за результаты своего
труда, быть бережливым.
Трудовой активности не может быть без сформированного
трудового сознания. Трудовая активность является
результатом трудового воспитания, обучения и
профессиональной ориентации. Поэтому трудовая активность
должна выступать как личностное качество, которое
характеризуется прочной потребностно-мотивационной
сферой, глубоким осознанием большой воспитательной силы
труда знания и убеждения, умением и стремлением
добросовестно выполнять любую необходимую работу и
проявлять волевые усилия в преодолении тех преград,
которые встречаются в процессе трудовой деятельности.
Основным направлением воспитания трудового сознания у
воспитанников детского дома должно стать -
профпросвещение. Профессиональное просвещение
должно носит общеформирующий характер, что
предполагает предоставление детям общих сведений о
профессиях и пробуждение разносторонних
профессиональных интересов.
Главное как мне кажется – это приучать ребят к творчеству,
активной деятельности, осмыслению окружающей жизни. Дать понять, что приобретение профессии это один из
важнейших шагов к успешной, взрослой жизни, к
становлению человека как личности.
Одним из важных методов в воспитании положительного
отношения к труду мне кажется можно считать игровой. И
не важно сколько лет ребенку(в детском доме в
основном дети от 7 -18 лет) игра всегда остается для
детей интересна и занимательна.
В игровой форме они познают окружающий мир взрослых,
моделирует ситуации повседневной и профессиональной
жизни, получает первичные трудовые навыки. В игровой
деятельности происходит также созревание и
совершенствование структур головного мозга и их функций,
которое зависит от количества и качества поступающей
информации. Известно, что элементы игры, вносимые в
воспитательный процесс, вызывают яркую положительно
окрашенную
эмоциональную реакцию. Младшие воспитанники с
увлечением играют в строительство, железную дорогу, школу
и т.д. Переход от игр с бытовой тематикой к играм с
производственным сюжетом, введение в игру эпизодов из
взрослой жизни связано с расширением кругозора 11 -12
летних воспитанников и обогащением жизненного опыта,
общения и взаимодействия со сверстниками. Игра, богатая
различными положительными эмоциональными
переживаниями, оставляет в душе ребенка глубокий след.
Поэтому она должна широко использоваться в трудовом
воспитании в качестве одного из основных средств.
С точки зрения педагогической психологии, в трудовом
воспитании детей от7 -12 лет наиболее эффективным
является использование сюжетно-ролевых игр, в которых
дети имеют возможность в игровой форме воспроизводить на
уровне модели элементы трудовой деятельности взрослых,
ситуации общения, выполнять трудовые действия,
наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют
детям самим исполнять роли людей разных профессий. Для
ребят будут полезны игры, развивающие техническую
смекалку и творческое воображение. Занимательные игры,
связанные с трудовой деятельностью людей, можно
использовать для воспитанников более старшего возраста. Также для воспитания трудовой активности необходимо
привлечение детей в кружки технического и
художественного творчества, где происходит формирование
познавательных интересов, усваивание социального опыта.
Посещение кружков и детских студий должно
осуществляться по желанию ребенка, с учетом его интересов,
склонностей и возможностей. Однако ребенок часто не
может выбрать себе занятие по душе. На базе любого
детского дома я думаю существуют такие кружки. Но для
лучшего достижения лучшего результата на мой взгляд
необходимо и сотрудничество с действующими в городе
кружками и секциями воспитателям совместно с
руководителями кружков необходимо организовать для детей
посещение «Дней открытых дверей» во Дворцах детского и
юношеского творчества, художественных и спортивных
школах, станциях юношеского творчества (СЮТ), Домах
народного творчества и т.п. Такой подход к данному вопросу
способствует раскрытию творческих способностей у детей,
появлению желания реализовать себя в какой-либо
деятельности а также решает вопрос о социализации детей
детских домов и школ - интернатов . Формирование
направленности к трудовой деятельности детей
детерминирует реализацию профессиональных намерений в
будущем.
Эффективное проведение воспитательной работы с с
воспитанниками, начиная с младшего возраста дает
возможность воспитателю получить данные об интересах и
склонностях детей к определенным видам трудовой
деятельности. Чем раньше будут выявлены задатки,
склонности и способности ребенка, тем больше
возможностей для их развития и тем более осознанным будет
выбор профессии в будущем. Изучение воспитанников в
воспитательных целях следует проводить методом
анкетирования, индивидуальной беседы, наблюдения за
ребенком в ходе учебно-воспитательного процесса, изучения
продуктов детского творчества и др.
Для развития трудовой активности также можно
использовать экскурсии. Им принадлежит одно из ведущих
мест в работе по ознакомлению детей с трудом взрослых. Воспитанники во время экскурсий в самом общем виде
знакомятся с технологией изготовления той или иной
продукции, с орудиями труда, имеют возможность
непосредственного общения с людьми, занятыми в
конкретной сфере производства.
Эффективность экскурсии зависит от тщательности ее
подготовки и планирования. Для детей важно увидеть, как
производится та или иная продукция, а также и иметь
возможность потрогать ее руками, ощутить запахи,
связанные с особенностями производства. Желательно, чтобы
за экскурсией следовала беседа, закрепляющая знания и
позволяющая сформировать более общие представления и
понятия. Это способствует и развитию образной памяти у
детей, и формирует положительную направленность к труду.
Знания становятся полнее и прочнее, если они находят
применение в практической деятельности, которая может
быть реализована в форме рисунков и поделок. Организация
конкурсов, выставок, соревнований увлекает детей и создает
условия для формирования направленности к трудовой
деятельности, а также развития творческих способностей и
познавательных интересов.
Анализ программ и учебных пособий, изученных мной,
указывает на то, что учебно-воспитательный процесс
содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтому воспитателям детских домов и школ –
интернатов следует широко и многоаспектно использовать
все элементы воспитательных воздействий на формирование
трудовой активности.
На мой взгляд, для эффективности стимулирования трудовой
активности необходимо применять и
- метод проблемного обучения;
- метод творческого проекта.
Метод проблемного обучения - наиболее интересное
направление связано с вопросами применения в
повседневной жизни, при посещении кружков методов и
приемов проблемного обучении и создания проблемных
ситуаций как средства повышения трудовой активности
учащихся.
Проблемное обучение заключается в создании проблемных
ситуаций, в осознании, принятии и разрешении этих
ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и
воспитателя или руководителя , при оптимальной
самостоятельности первых и под общим направляющим
руководством последних, а также в овладении детьми в
процессе такой деятельности обобщенными знаниями и
общими принципами решения проблемных задач. Принцип
проблемности сближает между собой процесс обучения с
процессами познания, исследования, творческого мышления.
Проблемное обучение (как и любое другое обучение) может
способствовать реализации двух целей:
Первая цель — сформировать у воспитанников необходимую
систему знаний, умений и навыков.
Вторая цель — достигнуть высокого уровня развития детей,
развития способности к самообучению, самообразованию.
Обе эти задачи могут быть реализованы с большим успехом
именно в процессе проблемного обучения, поскольку
усвоение любого материала происходит в ходе активной
поисковой деятельности детей, в процессе решения ими
системы проблемно-познавательных задач. Тематика проблемного обучения может быть разнообразной:
1) На общетрудовые темы: «Наш сад», «Ухаживаем за
больной подругой», «На даче».
2) На профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин»,
«Стройка» и т.д.
3) На техническую смекалку, творческие способности и
воображение: «Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.
В качестве средства дополнительного воспитания трудового
сознания и активности детей можно использовать на
воспитательных часах метод «профессиональный
портфолио».
В своих портфолио воспитанникам можно предложить
собирать сведения о различных профессиях, наблюдения за
работой специалистов и вырезки из газет и журналов.
Пополнение содержимого этих папок с файлами-
накопителями приобретет для детей личностное значение.
Портфолио будет наполняться реальными результатами их
деятельности. Им будет интересно возвращаться к
материалам, смотреть, как менялось их мнение по поводу тех
или иных профессий.
Метод творческого проекта- это самостоятельная творческая
работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в
готовом изделии – выполняется или под контролем и при
непосредственной консультативной помощи взрослого.
Проектный метод ориентирован на творческую
самореализацию развивающей личности, развитие воли,
находчивости, целеустремленности.
Выполнение творческого проекта – работа сложная и
объемная. Защита проектов проходит перед всей группой.
Дети должны будут продемонстрировать готовые изделия.
Это мероприятие формирует у них чувство ответственности,
навыки самооценки и взаимооценки, развивает способности
детей, вносит в воспитательный процесс дух соревнования. В
процессе подготовки творческих проектов воспитанники
знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда,
возможностями профессионального роста.
Проектирование как метод активизации трудовой
деятельности детей позволяет усилить индивидуализацию
обучения на основе личностно ориентированного подхода.
Наряду с этим большое значение имеют трудовые умения и
навыки, которые формируются у детей в процессе освоения
или специальных упражнений, тренировочных заданий и их
востребованность в процессе выполнения творческих
проектов.
Трудовую активность воспитанников, на мой взгляд, будут
повышать организованные взрослыми смотры, выставки,
конкурсы на изготовление лучшего проекта.
Для того чтобы пробудить интерес к трудовой деятельности,
необходим и коллективный подход: поставить перед группой
цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию,
раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в
труд.
Кроме всего прочему, в коллективной деятельности у детей
формируются навыки общения и активного сотрудничества.
Таким образом, рассмотрев различные методы и приемы
формирования трудовой активности у детей детского дома
можно сделать следующий вывод:
Необходимо постоянно, систематически использовать
различные метода и приемы для повышения трудовой
активности воспитанников.
Принципы формирования трудового сознания и трудовой
активности:
1 воспитанник должен осознавать, что его труд представляет
определенную общественную значимость, приносит пользу
людям, коллективу, обществу. Это может быть труд на пользу
детского дома(работа на участке, оформление детского дома ,
ремонт учебных пособий, благоустройство и озеленение
двора). 2. Результатом труда обязательно должен быть полезный
продукт, имеющий определенную общественную ценность.
Воспитанник должен ясно, зримо видеть реальные
результаты своего труда. Здесь очень важно на деле
знакомить детей с общественным назначением цели его
труда, показать ребенку кому нужен его труд. Но если дети
не видят, что их работа приносит пользу, у них пропадает
всякое желание трудиться, они будут работать по
принуждению, неохотно.
3. Труд должен быть коллективным. Коллективный труд – это
совместное выполнение общих трудовых задач, это труд,
объединенный общей целью. Только такой труд вырабатывает
умение подчинять свое поведение в интересах коллектива.
Коллективный труд позволяет ставить и решать задачи,
выполнение которых не под силу каждому отдельному
человеку, дает возможность детям приобрести опыт трудовой
взаимопомощи и солидарности.
4. Труд воспитанника должен быть инициативным и
творческим. Желательно, чтобы он предоставлял детям
возможность проявить инициативу, стремиться к новому,
поискам. Чем больше интеллектуальных усилий требует труд,
тем с большей готовностью будут заниматься им дети.
5. Необходимо требовать от воспитанников не просто
выполнения работы, а тщательного, аккуратного,
добросовестного выполнения, бережного отношения к
оборудованию, материалам, орудиям труда.
Если все указанные условия будут соблюдаться, то труд для
детей станет весьма привлекательной деятельностью, будет
вызывать у них чувство большого морального
удовлетворения. В таком труде они приобретают
практический опыт правильного общественного поведения, а
также формируются такие качества личности, составляющие
трудовую активность, как трудовая направленность,
инициативность, целеустремленность, общительность и т.д.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Трудовое воспитание детей в условиях детского дома.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.