Методическая разработка урока по биологии
5 класс
«Царство Грибы».
Автор: учитель биологии
МБОУ «СОШ №8» г.Новочебоксарск
Александрова Лариса Георгиевна
2023-2024 учебный год
Предмет: Биология
Тема: Царство Грибы
Продолжительность: 1 урок (30 минут)
Класс (группа): 5 класс
Технологии: проблемного и программированного обучения.
Аннотация: Урок-путешествие по биологии «Царство Грибы» проводится с целью формирования новых знаний о царстве грибов и ценностного отношения к ним.
Для достижения поставленных целей и задач используется групповая исследовательская работа; демонстрация натуральных объектов: гриб мукор на хлебе,
дрожжи сухие, сырые, Красная книга Чувашской Республики. Для изучения обширной темы о грибах весь класс делится на 4 команды: Исследователи, Любознатели, Энциклопедисты и Практики. У каждой команды свое задание и каждый член команды является исследователем. В итоге команды делятся полученными знаниями со сверстниками. Во время урока делается акцент на особо охраняемые природные территории Чувашской Республики. Проверка знаний проводится по технологии программированного контроля с помощью сигнальных карточек. Также особенностью урока является дифференцированное домашнее задание.
Цель урока: Доказать, что грибы сочетают в себе признаки растений, животных и свои собственные.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
знать –характеристики царства грибов, отличия и сходства грибов от растений и животных.
уметь – отличать ядовитые грибы от съедобных, находить в природе место, где растут грибы, отличать в природе взаимополезные взаимоотношения.
Метапредметные:
Регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
Коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
Познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение
Личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной деятельности, готовность к саморазвитию.
Основные термины: автотрофы, гетеротрофы, гифы, грибница, дрожжи, микориза, плодовое тело, сапротрофы, симбиоз, эукариоты.
Оборудование: компьютер, презентация, дрожжи, булочка с плесенью, карточки - задания, раздаточный материал, сигнальные карточки, Красная книга Чувашской Республики, видеоролик «Ценность грибов»
.
Конспект урока:
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Ребята вы верите в чудеса? (Ответы учащихся) Я тоже верю в чудеса. Купила волшебные шарики (показываю дрожжи) и постряпала такую вкусную булочку, через неделю обнаружила, что чудеса продолжаются (показываю плесень на хлебе). Кто мне скажет, что произошло? Кто творит такие чудеса? К какому царству относятся эти организмы?
Ответы учащихся.
Тема урока: Царство Грибы (запись в тетради). Запишем на листочках дату и тему.
Учитель: Ребята, давайте подумаем, какова цель нашего урока? (На доске написаны слова - помощники). Закончите предложение, вставив нужные слова.
- Докажите, что …. сочетают в себе признаки….., …..и свои собственные.
- Правильно. Нам необходимо определить, какие организмы называют грибами.
Одним из чудес, одной из загадок органического мира, бесценным даром природы являются грибы. Грибы, представляющие самостоятельное царство органического мира, и царство это удивительное. Мы сталкиваемся с ними гораздо чаще, чем думаем. Подходит ли тесто на дрожжах, появляются ли на хлебе пятна плесени, идем ли в лес за грибами, пьем ли холодный квас, беспокоят ли человека ногти и стопы или получаем ли укол антибиотиков. Нигде не обошлось без встречи с грибами или результатом их жизнедеятельности. (Включается видеоролик)
Учитель: Дальше мы будем работать в группах.
Вам нужно прочитать задание, обсудить, выполнить его и поделиться полученными знаниями о грибах с одноклассниками. (На выполнение работы отводится 5 минут)
1 группа: Исследователи.
1. Прочитайте дополнительный материал.(Приложение 1)
2. С помощью пластилина смоделируйте шляпочный гриб.
3. На листе заполните схему «Строение шляпочных грибов», подготовьте устный рассказ о строении гриба.
2 группа: Любознатели
1. Прочитайте дополнительный материал. (Приложение 2)
2. Подготовьте выступление об особенностях питания грибов.
3. Заполните схему и дополните картинками
Питание грибов
……. …… …….. ………
Картинки грибов: шампиньон, трутовик, подосиновик, подберезовик, опенок, спорынья
3 группа: Энциклопедисты
1. Прочитайте дополнительный материал. (Приложение 3)
2. С помощью рисунков и текста подготовьте сообщение о роли грибов в природе и жизни человека.
3. Заполните схему и приведите примеры.
Роль грибов в природе и жизни человека
Положительная роль Отрицательная роль
1 1
2 2
3 3
4 4
4 группа: Практики
1. Прочитайте дополнительный материал. (Приложение 4)
2. Подготовьте устный рассказ о многообразии грибов.
3. Заполните схему и дополните картинками
Многообразие грибов
………. ………. ……..
………. ………
Физкультминутка.
Учитель: Успели? А сейчас послушаем ответственного группы о результатах работы.
Обсуждения и записи в тетради.
Учитель : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Скажите, на какие две группы можно разделить организмы, изображённые на рисунках?
Дети: Первая организмы, принадлежащие к царству растений, вторая к царству животных.
Учитель : Давайте вспомним признаки этих царств живых организмов. Обратите внимание на слайд, здесь список признаков. Ваша задача распределить их по разным группам:
· Неограниченный рост
· Питание путём всасывания воды и минеральных солей
· Питаются готовыми органическими веществами. (Гетеротрофы).
· Пассивное движение.
· Наличие хлоропластов
· Наличие ядра
· Ограниченный рост
· Фотосинтез. (Автотрофы).
· Активное движение
Учитель : Ребята, мы должны выбрать из этих признаков только те, которые присущи грибам. Вначале урока мы с вами поставили цель, в которой говорилось, что грибы имеют сходные признаки с растениями и животными, но при этом для них характерны свои собственные признаки. Какие?
Дети: Наличие грибницы.
Учитель : На уроке мы с вами, ребята, путешествовали по грибному царству. Надеюсь, что это путешествие было для вас интересным и познавательным. А для того, чтобы убедиться в этом, проведём следующую тестовую работу с помощью сигнальных карточек. У вас на партах у каждого лежат три сигнальные карточки с цифрами 1,2,3. Если правильный ответ 1, то вы поднимаете карточку с цифрой 1, если 2, то с цифрой 2, если 3, то соответственно с цифрой 3.
1. Грибы питаются:
1 – только путём фотосинтеза;
2 – готовыми органическими веществами;
3 – только поселяясь на продуктах питания.
2. К пластинчатым грибам относится
1 – лисичка,
2 – подосиновик,
3 – маслёнок.
3. Гриб, питающийся органическими веществами отмерших организмов
1 – трутовик,
2 – шампиньон,
3 – подберезовик.
4. Симбиоз – это тип взаимоотношений между двумя организмами, при котором:
1 - выгодно одному из организмов,
2 - не выгодно обоим,
3 - выгодно обоим.
5. К шляпочным грибам относится
1 – груздь,
2 – дрожжи,
3 – спорынья.
Учитель: Необходимо отметить, что некоторые грибы занесены в Красную книгу Чувашской Республики. Желающие из вас могут ознакомиться с этой книгой во время перерыва. Существуют особо охраняемые природные территории, которые занимаются сохранением исчезающих видов живых организмов. Это, например, национальный парк «Чaваш вaрманě», ботанический сад им. Цицина, природный заповедник «Присурский» и многие другие.
Домашнее задание: §13
Посмотрите на слайд, можно выбрать любое из этих заданий.
а) подготовить презентацию «В царстве грибов»;
б) устное сообщение «Грибы-рекордсмены» (необычные грибы);
в) галерея грибника (рисунки съедобных и ядовитых грибов с приложением -пояснением);
г) сказка собственного сочинения по теме урока.
Учитель : Наш урок подошёл к концу. Спасибо за работу.
Приложение 1
Строение шляпочных грибов.
Грибы относятся к эукариотам, так как их клетки содержат чётко оформленное ядро. Как и бактерии, они выделены в отдельное царство живой природы. Причиной выделения грибов в отдельное царство послужила особенность их строения – вегетативное тело грибов представляет собой грибницу, или мицелий. Среди грибов наиболее известны шляпочные грибы: опята, лисички, маслята, подберёзовики, шампиньоны. Все они характеризуются наличием двух частей: грибницы, расположенной в почве и плодового тела, представленного шляпкой и ножкой. Плодовое тело также состоит из гиф, очень плотно переплетённых. В шляпках гифы расположены в два слоя: верхний, покрытый окрашенной кожицей и нижний.
Приложение 2
Питание грибов
Грибы – гетеротрофы, поскольку питаются только готовыми органическими веществами. Одни виды поглощают органические вещества отмерших остатков организмов – это сапротрофы. Другие поглощают органические вещества живых существ – их называют паразитами. Есть среди грибов хищники и симбионты. Сапротрофные грибы, такие как опенок, шампиньон, вешенка, перерабатывают сложные органические вещества и разлагают их до простых неорганических веществ.
Некоторые из грибов-паразитов вызывают гибель хозяина, например, гриб-трутовик, спорынья.
Грибы-хищники ловят обитающих в почве червей-нематод и одноклеточных организмов, пользуясь клейкими гифами или специальными петлями-ловушками, которые от прикосновения к ним мгновенно набухают и стягивают жертву. В тело жертвы быстро врастают гифы и всасывают его содержимое. Некоторые грибы растут преимущественно под деревьями определенного вида, например, маслята – под соснами и елями, подосиновики – под осинами. Между их грибницей и корнями деревьев устанавливается тесная взаимосвязь. Из деревьев в грибницу поступают необходимые грибам органические вещества. Растение же получает с помощью грибов намного больше воды с растворенными в ней минеральными веществами. Такое взаимовыгодное сожительство называют симбиозом.
Приложение 3
Значение грибов.
Грибы играют важную роль в круговороте веществ в природе, в связи с чем, значение грибов чрезвычайно велико. Почвенные грибы, в первую очередь плесневые, играют исключительную роль в почвообразовании.
Научный факт, что микориза (симбиоз грибов и растений) положительно влияет на жизнедеятельность растений. Многие животные употребляют в пищу плодовые тела шляпочных грибов, к примеру, млекопитающие, насекомые, птицы, т.д. Отрицательное свойство некоторых грибов – они могут являться паразитами некоторых растений и высших животных. Грибы-паразиты могут разрушать деревья, полностью уничтожить пораженные растения способны фитофтора, мучнисторосяные грибы.
Из таких плесневых грибов, как пеницилл, аспергилл, получают лекарственные препараты – антибиотики, которые уничтожают клетки некоторых болезнетворных бактерий, не влияя на клетки хозяина. Общеизвестна роль хлебопекарных, винных, пивных дрожжей в приготовлении уксуса, кефира, хлебопечении.
Многие несъедобные грибы вредят здоровью человека при случайном употреблении их в пищу и могут вызвать смертельные отравления.
Большие убытки хозяйству человека приносят грибы, повреждающие деревья (трутовики, плесневые грибы). Они разрушают деревянные части строений, мебели, древесину на складах, книги в хранилищах, произведения искусства, т.д. Распространены в средней полосе России и Украине такие заболевания растений, как головня злаковых, плодовая гниль груши и яблони, другие. Домашние животные и люди могут заболевать при поражении кожи различными плесневыми и дрожжевыми грибками (стригущий лишай, парша).
Приложение 4
Многообразие грибов.
Шляпочные грибы. Характерный признак шляпочных грибов – плодовое тело, состоящее из ножки и расширенной верхней части – шляпки. Сверху шляпка покрыта тонкой пленкой, окрашенной в яркие цвета, снизу расположен особый спороносный слой, где развиваются споры. У сыроежек, груздей, шампиньонов, опенков, мухоморов, бледной поганки и других грибов спороносный слой образован пластинками, расходящимися от верхушки ножки к краю шляпки. Такие грибы называют пластинчатыми. Белый, сатанинский грибы, подосиновик, подберезовик, маслята и многие другие имеют иное строение спороносного слоя: он состоит из трубочек. Такие грибы называют трубчатыми.
Плесневые грибы. На продуктах питания, почве, богатой органическими веществами, навозе можно увидеть характерные пленки, состоящие из сильно разветвленных нитей грибницы. Это разные виды грибов, которых называют плесневыми. Они питаются органическими веществами остатков организмов или продуктами их жизнедеятельности.
Мукор образует беловатые или серые пленки на продуктах питания, поверхности почвы.
Пеницилловые грибы в виде голубых или зеленых пленок развиваются на пищевых продуктах.
Дрожжи – одноклеточные микроскопические грибы. Они не образуют настоящей грибницы и обитают на поверхности растений и животных или в разнообразных растворах, содержащих сахара. Многие виды дрожжей живут в почве. Размножаясь почкованием, они образуют колонии в виде разветвленных или неразветвленных цепочек.
Литература:
1. Внеурочная работа по биологии. 6-11 классы / Сост. С.М. Курганский. – М. ВАКО, 2015. – 288 с. – (Мастерская учителя биологии).
2. Методические рекомендации к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. А.В. Марина. – М.: Дрофа, 2019. – 207 с
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.