Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей
Оценка 4.8

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Оценка 4.8
Особые потребности
doc
дефектология
Взрослым
01.12.2018
Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей
Цель слухоречевой реабилитации -развивать у ребенка способность к восприятию словесной речи, постоянно совершенствовать этот навык, упражнять его в умении контролировать свою речь, а также пользоваться речью и говорить максимально внятно. Конечная цель слухоречевой реабилитации -достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи ребенка для его дальнейшей социализации и адаптации в общество слышащих.
Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей.doc
Слухоречевая   реабилитация   неслышащих   детей   является   одной   из ведущих   проблем   сурдопедагогики,   т.к.   снижение   слуха   влечет   за   собой задержку речевого развития, отрицательно влияет на развитие мышления и общее развитие детей. Другой   не   менее   важной   и   сложной   задачей   школы   является формирование у детей с нарушением слуха устной речи.  В учебном плане коррекционный   блок   представлен   разными   предметами,   но   главное   место занимают   индивидуальные   занятия   по   развитию   речевого   слуха   и формированию   произношения.   Эти   две   стороны   взаимосвязаны   и взаимозависимы. Постоянные индивидуальные занятия, комфортные слуховые аппараты, слуховая   тренировка   на   исходном   и   резервном   расстоянии   дают положительную   динамику   развития   остаточного   слуха.  Коррекционная направленность пронизывает весь учебно­воспитательный процесс. В   нашей   школе   овладение   детьми   произношением   в   условиях интенсивного развития речевого слуха осуществляется в двух направлениях: информальном и в процессе специального обучения. Первое   направление  –   формирование   произносительных   навыков   на основе   целенаправленного   подражания   речи   учителя   и   воспитателя   при постоянном   пользовании   звукоусиливающей   аппаратурой   без   специально подобранного речевого материала на всех уроках и занятиях, так называемое информальное   обучение.   Оно   предполагает   формирование   у   обучающихся умения   воспринимать   слухозрительно   и   на   слух   образец   речи   педагога, воспроизводить воспринятое, соотнося собственное произношение с данным образцом речи. Второе   направление  –   специальное   обучение   произношению.   Оно осуществляется на индивидуальных  и музыкально­ритмических занятиях, в слуховом   кабинете,   а   также   при   проведении   фонетических   зарядок. Специальное   обучение   предполагает   использование   в   работе   над произношением   определённых   методических   приёмов   постановки   звуков   с применением,   при   необходимости,   логопедических   зондов,   специальных технических средств и т.д. Формирование у неслышащих обучающихся произносительных навыков связано с необходимостью тем или иным способом вызвать у них требуемую работу речевого аппарата. В процессе обучения произношению используются следующие способы постановки дыхания, голоса и звуков: 1.   Подражание   речи   учителя,   которое   может   осуществляться   на слуховой,   зрительной,   слухозрительной   основе,   а   также   при   опоре   на тактильно­вибрационные ощущения. 2. Механические способы, при которых сурдопедагог воздействует на те или иные органы речи, пассивно приводит их в движение или в определённое положение с помощью пальца ребёнка, шпателя или логопедических зондов. После ряда упражнений с такой помощью в коре головного мозга ученика закрепляются следы кинестетических раздражений, соответствующих новому положению и движению речевых органов, что позволяет в дальнейшем ему самостоятельно   воспроизводить   требуемый     опираясь   на кинестетический,   а   при   наличии   остаточного   слуха   –   и   на   слуховой самоконтроль. звук, 3.   Третий   способ   –   смешанный   –   представляет   собой   соединение первого и второго способов. Подбор и условия предъявления речевого материала В   условиях   создания   слухо­речевой   среды   как   основы   всей   речевой деятельности обучающихся с нарушением слуха особое значение приобретает правильный   отбор   речевого   материала   для   коррекционных   занятий   по развитию   речевого   слуха.   Он   осуществляется   в   соответствии   с индивидуальными возможностями ребенка с учетом ряда требований:  1) доступности по содержанию. Речевой материал должен состоять из осмысленных речевых единиц и его смысловое содержание должно знакомо детям   (на   индивидуальных   занятиях   и   фронтальных   уроках   по   развитию речевого слуха и коррекции произношения не рекомендуется тратить время на словотолкование). 2) коммуникативной направленности. Традиционно для восприятия на слух детям предлагаются тексты повествовательного характера. Вместе с тем, для организации последующего общения с окружающими людьми (знакомыми и   незнакомыми)   ребенок   должен   быть   готов   к   ведению   диалога,   т.е. восприятию   реплик­стимулов   собеседника   и   самостоятельным формулировкам реплик­реакций. В связи с этим целесообразно при отборе речевого   материала   для   развития   слухового   восприятия   отдавать предпочтение диалогам. 3) соответствия основным задачам развития речевого слуха ученика на конкретном   этапе.   Это   требование   означает,   что   из   знакомого, коммуникативно направленного  речевого материала отбирается материал с различными   акустическими   характеристиками   (силой,   частотой   звучания), различной слоговой и ритмической структурой.  Решающим   признаком,   который   учитывается   при   отборе   речевого материала,   является   все   же   его   смысловая,   социальная   значимость, необходимость для организации последующего общения.  Смена видов работ и видов речевой деятельности В   процессе   индивидуальных   занятий   по   коррекции   произношения должно быть соблюдено одно из основных требований – смена видов работ и речевой деятельности. Существует достаточно большое разнообразие видов работ с различным речевым материалом. Приведем некоторые из них: ­чтение слогов; ­составление слогов из данных звуков (работа со слоговыми таблицами); ­дополнение слогов до слова; ­чтение слов (с разложением на части или без разложения); ­составление слов из данных слогов; ­сопоставление слов; ­классификация слов (в процессе дифференциации);  ­называние картинок; ­придумывание слов с данным звуком (на данный звук); ­называние   слов   с   определенным   звуком   с   опорой   на   сюжетную картинку; ­чтение словосочетаний; ­составление словосочетаний из данных слов; ­решение кроссвордов; ­дополнение   словосочетаний   (с   опорой   на   картинку   или самостоятельно); ­чтение предложений; ­чтение предложений с постепенным наращиванием; ­дополнение   предложений   (с   опорой   на   предметную   или   сюжетную картинку, слова для справок, самостоятельно); ­составление предложений (с данным словом, с опорой на картинку); ­восстановление целостности фразы (из «рассыпного текста); ­работа с подстановочными таблицами: ­ответы на вопросы и т.д. Все   многообразие   видов   работ   в   конечном   счете   укладывается   в небольшое количество видов речевой деятельности: подражание, сопряженное и   отраженное   проговаривание,   называние   картинок,   чтение,   рядовая   речь (устойчивые сочетания типа: понедельник, вторник…, один, два, три… и т.д.), ответы на вопросы, самостоятельные высказывания.  Индивидуальные занятия являются одним из видов специальных занятий по   развитию   речевого   слуха   и   коррекции   произношения.   Учебное   время, предусмотренное   учебным   планом,   распределяется   поровну   между   всеми учениками класса и, таким образом, количество занятий в неделю с каждым ребенком   зависит   от   наполняемости   класса.   Индивидуальные   занятия проводятся   учителем­дефектологом   или   учителем   класса   в   специально оборудованном   помещении.   Продолжительность   индивидуальных   занятий составляет 20–25 минут. Индивидуальное занятие состоит из двух частей: 1. коррекция произношения; 2. развитие речевого слуха. Структура каждой части индивидуального занятия зависит от темы и задач, содержания работы, этапа работы над произносительным навыком или этапа   формирования   слуховых   представлений   и   поэтому   может   быть разнообразной.  Структура индивидуального занятия: I. Формирование произношения: 1. Упражнения для голоса, губ, языка, направленные на подготовку артикуляционного аппарата ученика к произношению определенного речевого материала.   С   учетом   этого   при   их   отборе   должен   осуществляться индивидуальный подход.  2. Упражнения по выработке слуховых дифференцировок. Задачами таких упражнений являются ­выявление   возможностей   ученика   воспринимать   на   слух   звук,   над которым будет осуществляться работа; ­определение   основного   компонента   для   подражания   (возможность опоры на зрительный, слуховой, кожный анализаторы).  3. Работа   над   схематическим   профилем   звука,   направленная   на формирование у ребенка зрительного представления о правильном положении органов артикуляции в момент произношения.  4. Упражнения   по   выработке   артикуляционных   дифференцировок, целью которых является введение звука в речь.  5. Упражнения по закреплению произношения звуков без опоры на звукоусиливающую   аппаратуру.   Задачей   работы   является   формирование умения   учащихся   воспроизводить   звук   без   усиленного   слухового самоконтроля.  II. Развитие слухового восприятия. 1. 2. Различение материала разговорно­обиходного характера. Усвоение   нового   речевого   материала   с   использованием стационарной   звукоусиливающей   аппаратуры   (предложений,   текстов   и заданий к ним). 3. Закрепление материала, воспринятого на слух, с использованием индивидуальной звукоусиливающей аппаратуры. 4. Различение   материала   на   слух   без   использования звукоусиливающей аппаратуры. Целью работы по развитию речевого слуха на индивидуальных занятиях является   усиление   слухового   компонента   в   слухо­зрительном   восприятии речи   окружающих   людей,   овладение   средствами   общения   в   условиях сниженного слуха.  Содержание   работы   по   развитию   речевого   слуха   неслышащих школьников на индивидуальных занятиях включает несколько разделов: ­различение слов; ­различение слов и фраз, связанных с организацией занятия; ­различение материала общеобразовательных уроков; ­различение текстов. Эффективность  работы по развитию речевого  слуха основывается  на тщательном учете возможностей каждого ученика. Индивидуальные занятия позволяют   в   полной   мере   осуществлять   дифференцированный   подход   к развитию слуховых возможностей обучающихся, учитывая и уровень развития и   состояние   произносительных   навыков, речи, целенаправленной деятельности.    и   готовность   к Коррекционная   работа   по   развитию   слухового   восприятия предусматривает   осуществление   дифференциации   способов   предъявления речевого материала.  Традиционно   в   работе   с   детьми   с   нарушением   слуха   выделяют   два способа восприятия: ­на слух; ­слухо­зрительно. Выбор определенного способа будет зависеть от состояния тонального и речевого   слуха   ребенка,   от   подготовки   ученика   к   специальным   занятиям. Основным   способом   восприятия   глухими   школьниками   будет   слухо­ зрительный, слабослышащими детьми – слуховой. Если после трехкратного предъявления   ученик   затрудняется   в   восприятии,   учитель   предлагает материал   слухо­зрительно,  а  потом   снова   на   слух.   Постепенно   количество предъявлений речевого материала сокращается.  Большое внимание на индивидуальных занятиях в классах для глухих и слабослышащих детей должно уделяться выработке слухового самоконтроля, который предполагает самостоятельную оценку выполнения действия и его результатов и во многом определяет эффективность коррекционной работы. Дети с нарушением слуха в большей степени, чем слышащие, требуют помощи и поддержки в обучении и воспитании. Поддержка обучающегося ­ это   организованная   психолого­педагогическая   помощь   с   целью   повышения эффективности   и   качества   его   обучения   и   воспитания.   Поддержка представляет собой комплекс действий, методик, мероприятий, реализующих цели образования. Смысл в том, чтобы оказать помощь ребёнку в адаптации к условиям учреждения и на пути овладения знаниями и навыками, которые помогут ему войти в социум, перейти из упрощенного и специфического мира школы для неслышащих детей в сложный и трудный современный мир, найти в нем место, обрести самостоятельность в различных сферах жизни. Обобщая   вышесказанное   можно   сделать   вывод:   цель   слухоречевой реабилитации ­развивать у ребенка способность к восприятию словесной речи, постоянно   совершенствовать   этот   навык,   упражнять   его   в   умении контролировать   свою   речь,   а   также   пользоваться   речью   и   говорить максимально внятно.  Конечная цель слухоречевой реабилитации ­достижение необходимого уровня развития слухового восприятия и речи ребенка для его дальнейшей социализации и адаптации в общество слышащих.

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей

Цель слухоречевой реабилитации неслышащих детей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2018