ЦЕЛЕВОЙ СИСТЕМНЫЙ ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МЫ ЖИВЕМ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ ЛУКОМОРЬЕ»
Проблематика сказочного проекта
Системный игровой педагогический проект «Мы живем в сказочной
Стране Лукоморье» посвящен идее возвращения народной сказки в мир современного Детства с помощью выстраивания целого направления в системе воспитания младших школьников – воспитания сказкой.
Что заставило нас взяться за разработку и реализацию данного
проекта?
1. Обеспокоенность тем, что современные дети мало читают, в том
числе и сказки. Отсюда не знание сказок и, прежде всего сказок народных.
2. Телевидение с его ориентацией на низкопробные западные и амери
канские образцы детского кино, детских мультфильмов и сказок, несет отрицательные (негативные) явления в детскую среду. Оно сегодня вышло победителем в поединке с книгой и отечественным сказочным наследием.
3. Сказки, если к ним и обращаются родители и педагоги, подаются
детям недодостаточно разнообразно, интересно и содержательно (часто формально). В лучшем случае это чтение, пересказ в лицах, драматизация или просмотр театральных спектаклей, кинофильмов и мультфильмов по мотивам сказок.
4. Сказка (как народная, так и отечественных детских писателей и по
этов) и ее возможности далеко не в полной мере используется педагогами и родителями в процессе воспитания и образования современных детей.
Новизна проекта:
Новизна данного проекта состоит в его построении, основанном не на
отдельных, часто не связанных друг с другом мероприятий, а на основе целевых системных блоков (подпроектов), тесно связанных с поставленными целями. Игровая модель проекта отвечает природе ребенка, его потребности в познании нового, в игре, в творческом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Задачи проекта по отношению к педагогам:
-открыть коллегам (учителям начальной школы и воспитателям ДОУ) новые возможности системного использования потенциала сказки в учебно-воспитательном процессе;
-сделать сказку своим помощником в поисках эффективных путей интеллектуального, духовного, нравственного, культурного и творческого развития ребенка.
Задачи проекта по отношению к воспитанникам:
-вернуть детей в мир сказки, помочь освоить и присвоить ее ценности, научить жить в контексте этих ценностей и той высокой культуры, которая была создана нашим народом и отечественными авторами сказок.
-научить мыслить, развить воображение, речь, способность не теряться в сложных ситуациях, находить из них выход, преодолевая различные препятствия.
Особенности целевого системного игрового проекта
«МЫ ЖИВЕМ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ ЛУКОМОРЬЕ»
Особенность проектов состоит в том, что вхождение воспитанников в
мир народной сказки совмещается не только с процессом чтения, пересказом или просмотром сказок, но и с осмыслением на уровне общения (просвещения) уроков сказки («Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»), с творческим трудом (рисование и сочинение сказок, создание сказочных персонажей в виде кукол, оформлении сказочного пространства, создание локальных подсистем в общей системе воспитания сказкой), с проигрыванием ролей сказочных героев, с построением собственной жизни и жизни коллектива на основе нравственных идеалов и ценностей человеческой жизни.
Ценностные приобретения воспитанников в результате реализации проекта:
Что узнают дети?
-что мир Сказки – это мир, в котором Добро всегда побеждает Зло;
-что сказки бывают разные;
-что в сказках воплотилась вековая мудрость нашего народа;
-что уроками сказки нельзя пренебрегать, у нее надо учиться.
Чему научатся?
-отличать Добро от Зла;
-быть похожими на добрых сказочных героев;
-творить добрые дела и поступать по чести, правде, справедливости.
К каким идеалам и ценностям человеческой жизни приобщатся?
Анализ сказок поможет осознать и привнести в жизненную практику
детей важнейшую информацию, построить гармоничную систему жизни Созидателя, а не разрушителя, опирающуюся на истинные идеалы и ценности жизни человека:
-идеалы Добра, Правды, Красоты, Свободы, Справедливости, Ценности
Жизни, Достоинства, что поможет развивать лучшее, что заложено природой в детях при рождении;
-ценности культуры своего народа, что поможет в итоге осознать
свою этническую принадлежность, избавит его от комплекса национальной неполноценности, будет способствовать возрождению национальной гордости, воспитанию уважения к своим традициям, родному языку.
Реализация проекта
Реализация проекта «Мы живем в сказочной Стране Лукоморье» будет
осуществляться в рамках локальных подсистем, которые предусматривают свои цели, имеют свое содержание, а значит и систему творческой деятельности, в которую активно включаются педагоги, воспитанники и их родители.
Мы убеждены в том, что без познания сказочного мира, дети не могут
до конца состояться как личности, не могут полноценно развиваться во многих отношениях.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
«МЫ ЖИВЕМ В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ ЛУКОМОРЬЕ»
1. Приключения нынешних и бывших детей в Сказочной Стране
«Лукоморье»:
1. Первые шаги по Сказочной Стране «Лукоморье», в результате
которых все узнают о беде, постигшей Сказочную страну, и решают создать Службу Спасения Сказки для того, чтобы спасти «Лукоморье» и расколдовать Сказку.
2. Служба Спасения Сказочной Страны и Сказки действует!
-спасаем сказочных героев разных сказок;
-учимся быть мудрыми, добрыми и милосердными, смелыми, дружны
ми, ловкими, правдивыми и справедливыми.
3. Сказочный Праздник в Сказочной Стране «Лукоморье» в честь
Героев, спасших Сказочную Страну и сказочных героев.
11. Мы живем в «Лукоморье»:
ü Учимся на Добрых сказочных Волшебников в Школе Волшебных Наук
(уроки Сказки «Сказка – ложь, да в ней – намек, добрым молодцам урок», уроки Доброты и Красоты, Правды и Справедливости, Любви и Дружбы, Трудолюбия и Сказочного Этикета, уроки Смелости и Ловкости);
ü Проходим испытания в «Сказочном Лабиринте»;
ü Ходим в Музей Сказки;
ü Играем в сказочные игры на полянке «А ну-ка, поиграй-ка»;
ü Учимся быть здоровыми, сильными, ловкими в Сказочной школе Здо
ровья;
ü Смотрим сказки в кино-видео-театре «Волшебный экран»;
ü Ставим сказки в Сказочном театре «Золотой петушок» и кукольном
театре «Золотой ключик»;
ü Шьем костюмы в сказочном ателье Марьи Искусницы;
ü Придумываем Сказки в Сказочном Конструкторском Бюро;
ü Учимся у богатырей былинных свою страну защищать на богатырских
заставах;
ü Отмечаем праздники и дни нашего рождения в сказочном кафе «У Ко-
лобка»;
ü Соревнуемся со сказочными Героями в Мастерстве, Смекалке, Ловко
сти и Выносливости;
ü Проходим испытание Дружбой, Правдой, Справедливостью (перевос
питываем Змея Горыныча, Бабок Ежек, Кошу Бессмертного, Емелю, Несмеяну, Ленивицу и др. отрицательных героев.
ü Участвуем в конкурсах на призы Василисы Премудрой, Марьи Искус
ницы, Ивана-Царевича, Добрыни Никитича, Ильи Муромца и др. сказочных героев);
ü Веселимся на праздниках и балах в Главном Сказочном Дворце Ска
зочной Страны «Лукоморье»;
ü Устраиваем Большой Сказочный Карнавал с участием героев сказок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.