Триединая цель урока и его конечный результат.
ГКУ «сш №43»
с.им.М.Туймебаева
Современный урок сегодня можно рассматривать с различных сторон, с различных точек зрения. И все эти суждения будут правильны, так как оценить урок через какую-либо одну позицию невозможно, потому что урок - это очень сложная процессуальная система.
За свой профессиональный период учитель в среднем дает более 25 тыс. уроков, а каждый школьник за годы своего ученичества посетит более 10 тыс. уроков. Поэтому многие ученые, психологи считают урок «живой клеточкой» учебно-воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Мы уже привыкли говорить, что урок - это творческая мастерская учителя, это его творческая лаборатория. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знание и развитие ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.
Наша школа, наш коллектив работает по режиму развивающего обучения на научной основе. Учитель должен чувствовать и видеть эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса. Руководителю необходимо глубоко познать и изучить творческую лабораторию учителя, знать его сильные и слабые стороны и использовать эти знания для дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса в школе.
так писал: «Урок - это зеркало обшей и педагогической культуры учителя. Это мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Только на уроке можно составить представление о том, каковы отношения учителя с обучающимися, глубоко или поверхностно он знает свой предмет, как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников; кто он - примитивный информатор или организатор процесса обучения детей, обеспечивает ли прочные знания, умения и навыки, умеет ли использовать процесс освоения обучающимися знаний по предмету для их развития и воспитания.
Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, потому что именно от урока тянутся сотни незамечаемых, с первого взгляда, незримых связей, имеющих отношение к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям с родителями, в педагогическом коллективе, к содержанию всей работы, формированию новых технологий обучения и воспитания и освоению передового опыта. Одним словом, ко всем явлениям школьной жизни.
Урок был и остается основной формой организации учебной деятельности, при помощи которой осуществляется и воспитание и развитие личности. Как бы ни менялась его форма, структура, технология, он всегда будет в центре других форм учебных занятий.
Итак, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, он строится на основе взаимодействия учителя и обучающихся, на основе самодеятельности обучающихся в учебном процессе, их самореализации, ответственности (ученик знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует, выполняет).
В последнее время, когда стали говорить о новых технологиях, об инновационных направлениях, появился новый термин, новое словосочетание, новое предложение: исходная идея современных научных представлений об уроке. Что она заключает в себе?
Прежде всего, необходимо отметить, что исходная идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания, сюда вошли творческие достижения отдельных педагогических коллективов, а также ряд целых систем образования.
Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Она является исходной для построения любого урока, независимо от его принадлежности. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое отражение логика современной теории обучения, и мы, в какой-то степени, выполняем заказ общества в системе образования.
Из исходной идеи современного урока выводится общая функция урока. Профессор , в свое время, совершенно справедливо заметил, что общее развитие школьников осуществляется не по отдельным разрозненным линиям, а в виде целостного процесса. Это подразумевает:
- вооружение обучающихся глубокими и осознанными знаниями,
использование этого процесса для всестороннего развития личности;
- обучение обучающихся собственной деятельности по овладению
знаниями;
- формирование прочных мотивов учения, постоянного
самосовершенствования,
самообучения, самовоспитания;
- эффективное воздействие урока на умственное развитие
обучающихся;
- воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;
- формирование нравственных основ личности, ориентированных на
общечеловеческие ценности;
- воспитание чувств культуры.
Что представляет собой цель урока?
Об этом много говорить не следует. Все мы знаем, что цель урока исходит из общих целеполаганий воспитания личности и задач, стоящих перед школой. В нашем случае, цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в учебно-воспитательный процесс, с другой стороны, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.
Значит, исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательных, развивающих, воспитывающих (триединой цели урока).
Эти аспекты-цели связывают и подчиняют все стороны, все компоненты, все структуры урока, определяя успешную реализацию его основной функции.
Таким образом, они носят системообразующий характер, и чем выше целесообразность его конструкции и его реализации, тем выше уровень целостности урока.
Каким путем достигается триединая цель урока?
Сама по себе она ничего не даст. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока, они же и являются результатом достижения триединой дидактической цели.
Известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».
А много веков тому назад римский писатель и философ Сенека утверждал: «Для того, кто не знает, в какой гавани бросит якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе, она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему? Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.
Как было уже сказано выше, что урок - это сложная система, и она связана со многими процессами. Он делится на разделы: целеполагание (очень сложная часть, процесс формирования, развертывания), целеосуществление (формирование конечного результата), и следствие -целеустремленность - этот процесс представляет собой «дерево целей» подсистем и элементов.
Итак: ТЦУ - триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и обучающимися в конце урока.
ТЦУ - это сложная составная цепь, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий (если на уроке нет цели, то об эффективности урока говорить трудно).
ТЦУ - это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и обучающихся, дающая ей направление, другими словами, это пусковой механизм урока.
ТЦУ достигается в том случае, если к этому стремятся обе стороны, то есть реализуются деятельность учителя и обучающихся.
ТЦУ - есть тот системообразующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную систему.
Следовательно, познавательный аспект складывается из следующих требований:
- учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, учить чему-нибудь;
- учить других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат;
- осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность и гибкость, оперативность и прочность;
- формировать навыки точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;
- формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
- формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке (репродуктивность, конструктивность и творчество).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.