Цели

Оценка 5
docx
22.11.2021
Цели
триединая цель.docx

Триединая цель урока и его конечный результат.

ГКУ «сш №43»

с.им.М.Туймебаева

 

     Современный урок сегодня можно рассматривать с различных сторон, с различных точек зрения. И все эти суждения будут правильны, так как оценить урок через какую-либо одну позицию невозможно, потому что урок - это очень сложная процессуальная система.

     За свой профессиональный период учитель в среднем дает более 25 тыс. уроков, а каждый школьник за годы своего ученичества посетит более 10 тыс. уроков. Поэтому многие ученые, психологи считают урок «живой клеточкой» учебно-воспитательного процесса. Все самое важное и самое главное для школьника совершается на уроке. Мы уже привыкли говорить, что урок - это творческая мастерская учителя, это его творческая лаборатория. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Каждый новый урок - это ступенька в знание и развитие ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры.

     Наша школа, наш коллектив работает по режиму развивающего обучения на научной основе. Учитель должен чувствовать и видеть эту «живую клеточку» учебно-воспитательного процесса. Руководителю необходимо глубоко познать и изучить творческую лабораторию учителя, знать его сильные и слабые стороны и использовать эти знания для дальнейшего развития учебно-воспитательного процесса в школе.

так писал: «Урок - это зеркало обшей и педагогической культуры учителя. Это мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». Только на уроке можно составить представление о том, каковы отношения учителя с обучающимися, глубоко или поверхностно он знает свой предмет, как он мотивирует познавательную деятельность своих учеников; кто он - примитивный информатор или организатор процесса обучения детей, обеспечивает ли прочные знания, умения и навыки, умеет ли использовать процесс освоения обучающимися знаний по предмету для их развития и воспитания.

     Только на уроке можно определить роль и место учителя в учебном процессе, потому что именно от урока тянутся сотни незамечаемых, с первого взгляда, незримых связей, имеющих отношение к внеклассной и внешкольной работе, к взаимоотношениям с родителями, в педагогическом коллективе, к содержанию всей работы, формированию новых технологий обучения и воспитания и освоению передового опыта. Одним словом, ко всем явлениям школьной жизни.

     Урок был и остается основной формой организации учебной деятельности, при помощи которой осуществляется и воспитание и развитие личности. Как бы ни менялась его форма, структура, технология, он всегда будет в центре других форм учебных занятий.

     Итак, современный урок - это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, он строится на основе взаимодействия учителя и обучающихся, на основе самодеятельности обучающихся в учебном процессе, их самореализации, ответственности (ученик знает свои обязанности, принимает их, реализует, контролирует, выполняет).

     В последнее время, когда стали говорить о новых технологиях, об инновационных направлениях, появился новый термин, новое словосочетание, новое предложение: исходная идея современных научных представлений об уроке. Что она заключает в себе?

Прежде всего, необходимо отметить, что исходная идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания, сюда вошли творческие достижения отдельных педагогических коллективов, а также ряд целых систем образования.

     Такой идеей является представление о единстве обучения, воспитания и развития. Она является исходной для построения любого урока, независимо от его принадлежности. В соответствии с этой идеей должен конструироваться и осуществляться каждый урок. В ней находит свое отражение логика современной теории обучения, и мы, в какой-то степени, выполняем заказ общества в системе образования.

     Из исходной идеи современного урока выводится общая функция урока. Профессор , в свое время, совершенно справедливо заметил, что общее развитие школьников осуществляется не по отдельным разрозненным линиям, а в виде целостного процесса. Это подразумевает:

- вооружение обучающихся глубокими и осознанными знаниями,

использование этого процесса для всестороннего развития личности;

- обучение обучающихся собственной деятельности по овладению

знаниями;

- формирование прочных мотивов учения, постоянного

самосовершенствования,

самообучения, самовоспитания;

- эффективное воздействие урока на умственное развитие

обучающихся;

- воспитание волевых качеств, мотивов и опыта поведения;

- формирование нравственных основ личности, ориентированных на

общечеловеческие ценности;

- воспитание чувств культуры.

     Что представляет собой цель урока?

     Об этом много говорить не следует. Все мы знаем, что цель урока исходит из общих целеполаганий воспитания личности и задач, стоящих перед школой. В нашем случае, цель урока включает, с одной стороны, предвидение возможных результатов, заложенных в учебно-воспитательный процесс, с другой стороны, программу действий учителя и учеников, направленную на получение желаемого результата.

     Значит, исходя из общей идеи современных научных представлений об уроке, его цель носит триединый характер и состоит из трех взаимосвязанных, взаимодействующих аспектов: познавательных, развивающих, воспитывающих (триединой цели урока).

Эти аспекты-цели связывают и подчиняют все стороны, все компоненты, все структуры урока, определяя успешную реализацию его основной функции.

     Таким образом, они носят системообразующий характер, и чем выше целесообразность его конструкции и его реализации, тем выше уровень целостности урока.

Каким путем достигается триединая цель урока?

     Сама по себе она ничего не даст. Она достигается посредством решения целого ряда учебно-воспитательных задач, на которые она распадается. Эти задачи ставятся и решаются на каждом учебно-воспитательном моменте урока, они же и являются результатом достижения триединой дидактической цели.

     Известный американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда».

А много веков тому назад римский писатель и философ Сенека утверждал: «Для того, кто не знает, в какой гавани бросит якорь, любой ветер попутный». Как видим, проблема целенаправленности деятельности человека не нова, и в принципе, она сводится к утверждению: без цели - нет управления, без цели - нет результата. Почему? Да потому, что сама цель есть заранее запрограммированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности.

Как было уже сказано выше, что урок - это сложная система, и она связана со многими процессами. Он делится на разделы: целеполагание (очень сложная часть, процесс формирования, развертывания), целеосуществление (формирование конечного результата), и следствие -целеустремленность - этот процесс представляет собой «дерево целей» подсистем и элементов.

     Итак: ТЦУ - триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и обучающимися в конце урока.

ТЦУ - это сложная составная цепь, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий (если на уроке нет цели, то об эффективности урока говорить трудно).

ТЦУ - это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и обучающихся, дающая ей направление, другими словами, это пусковой механизм урока.

ТЦУ достигается в том случае, если к этому стремятся обе стороны, то есть реализуются деятельность учителя и обучающихся.

ТЦУ - есть тот системообразующий стержень, без которого урок никогда не превратится в целостную систему.

Следовательно, познавательный аспект складывается из следующих требований:

- учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, учить чему-нибудь;

- учить других, значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат;

- осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность и гибкость, оперативность и прочность;

- формировать навыки точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма;

- формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;

- формировать то, что обучающийся должен познать, уметь в результате работы на уроке (репродуктивность, конструктивность и творчество).


 

Скачано с www.znanio.ru

Триединая цель урока и его конечный результат

Триединая цель урока и его конечный результат

Прежде всего, необходимо отметить, что исходная идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания, сюда вошли творческие достижения отдельных педагогических…

Прежде всего, необходимо отметить, что исходная идея современного урока сформировалась в результате длительного развития отечественной теории обучения и воспитания, сюда вошли творческие достижения отдельных педагогических…

А много веков тому назад римский писатель и философ

А много веков тому назад римский писатель и философ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.11.2021