Цели функционирования предприятии на рынке. Понятие главной цели предприятия
Главная цель создания любого предприятия называется миссией. Миссия определяет причину появления предприятия на рынке. Миссия формулируется высшим руководством, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Существует множество подходов к определению миссии и к ее содержанию. В центре внимания одного из подходов находится ответ на вопрос: какова главная цель организации, где на первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу. В центре внимания другого подхода находится качество – понятие, которое раскрывается с разных сторон, давая представление о компании, ее продукции, стиле руководства и менеджмента, характере работы. Примерная формулировка такой миссии: достижение высокого мастерства во всех сферах – в целях, продукции, услугах, людях и стиле жизни.
Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и организация информирована о них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для оценки эффективности организации. Они дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме должны ставиться цели.
По характеру деятельности предприятия цели бывают коммерческими и некоммерческими (образование, культура, медицина).
На основе общей миссии предприятия формулируются и устанавливаются общефирменные цели, которые должны быть:
1) конкретными и поддаваться измерению. Формулирование целей в конкретных формах создает исходную базу отсчета для последующих правильных хозяйственных и социальных решений. Благодаря этому можно более обоснованно определить, насколько эффективно предприятие (фирма) действует для осуществления своих целей;
2) ориентированными во времени, т.е. иметь конкретные горизонты прогнозирования. Цели обычно устанавливаются на длительные или короткие промежутки времени. Долгосрочная цель имеет горизонт прогнозирования, равный 5 годам (иногда 7–10 лет) – для передовых в техническом отношении фирм; краткосрочная – в пределах 1 года;
3) достижимыми и обеспечивать повышение эффективности его деятельности. Недостижимые или достижимые лишь частично цели приводят к негативным последствиям: блокированию стремления работников эффективно хозяйствовать, снижению уровня их мотивации, ухудшению показателей инновационной, производственной и социальной деятельности предприятия, снижению конкурентоспособности его продукции на рынке;
4) взаимно поддерживающими, т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не могут препятствовать реализации других целей. Иное может привести к возникновению конфликтной ситуации между подразделениями предприятия (фирмы), ответственными за достижение различных целей.
Формулирование целевой функции начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл его существования. Миссия и цели служат ориентирами для всех последующих этапов деятельности и одновременно накладывают определенные ограничения на направления деятельности предприятия при анализе альтернатив развития. В миссии обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, заявления и намерения руководства, дается определение самых важных характеристик организации. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов ее работы. В целом она выражает устремленность в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Миссия организации должна быть вне ее.
Например, это может быть завоевание рынка; географическое или продуктовое расширение рынка; повышение качества продукции при снижении цен на нее; социальные или экологические цели и т.д.
В миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании предприятия. Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, она может привести к неэффективной работе. Различаются цели общие и глобальные, разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам и направлениям деятельности производственно-хозяйственных подразделений на основе общих целей или ориентиров. Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма среды цели могут изменяться. Установление целей предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление общих для организации целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.