Цена. Ценообразующие факторы. Виды цен
Важное место среди различных рычагов экономического механизма хозяйственной политики предприятия принадлежит ценам и ценообразованию, в которых отражаются все стороны его экономической деятельности. Цена оказывает непосредственное воздействие на производство, распределение, обмен и потребление.
В условиях рыночных отношений цена выступает как связующее звено между производителем и потребителем, как механизм обеспечения равновесия между спросом и предложением.
Цена – это денежное выражение стоимости товара. Она выполняет различные функции: учетную, стимулирующую и распределительную. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Цена определяет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий на изготовление товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и обращения товаров, но и размер прибыли. Стимулирующая функция используется для развития ресурсосбережения, повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, внедрения новых технологий и т.д. Эта функция состоит в давлении рыночных цен на предпринимателей через механизм конкуренции в целях внедрения новой техники и технологии, более совершенных форм и методов организации производства. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы и виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д.
Цена складывается из цены изготовителя, косвенных налогов, посреднической надбавки, торговой надбавки. Содержание каждого элемента и их принадлежность к определенному виду цены представлены на табл.10.1.
Цены могут быть классифицированы по разным экономическим признакам.
В условиях рыночных отношений одним из важных классификационных признаков цен является степень свободы цен от регулирующего воздействия государства. В зависимости от этого признака различают следующие виды цен:
1. Свободная цена, свободно складывающаяся на рынке под влиянием спроса и предложения независимо от какого-либо государственного влияния.
2. Регулируемые цены также формируются под влиянием спроса и предложения, но могут испытывать определенное воздействие государства. Государство может повлиять на цены путем прямого ограничения их роста или снижения.
3. Фиксированные цены прямо устанавливаются государством в лице каких-либо органов власти и управления (например, Министерства экономического развития и торговли РФ). Такие цены устанавливаются в экстремальных условиях (в случае войны, стихийных бедствий, кризиса в экономике, острого дефицита).
В условиях рыночной экономики преимущественно действуют два вида цен: свободные и регулируемые. Наиболее соответствующими природе рыночных отношений являются свободные цены, но полностью перейти только к ним невозможно. Государство в случае необходимости может вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий переходить к регулируемым ценам.
Цены на отдельные важнейшие виды товаров должны регулироваться государством. К этим видам продукции можно отнести нефть и нефтепродукты, газ, электроэнергия, хлеб и др. Кроме того, политика социальной защиты населения на определенных этапах развития требует прямого государственного регулирования розничных цен на отдельные предметы потребления, которые определяют прожиточный минимум населения (хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочные продукты, сахар, растительное масло).
Таблица. 10.1. Элементы цены
Цена изго- товителя |
Косвенны е налоги |
Посредническая надбавка |
Торговая надбавка |
||||||
Полная себе- стоимос ть изго- тов- ления и реализа- ции |
Пр иб ыл ь |
кци з |
Нало г на добав ленн ую стои мост ь |
Издер жки (себес тоимо сть) посре дника |
Приб ыль посре дника |
НДС на цену посре дника |
Издер жки торгов ых орган изаци й |
Приб ыль торгов ых орган изаци й |
НДС на цену торг овы х орга низа ций |
Отпускная цена изго- товителя |
|||||||||
Оптовая цена посредника |
|||||||||
Розничная цена |
|||||||||
Исходя из обслуживаемой сферы товарного обращения, цены подразделяются на следующие виды:
1. оптовые цены на продукцию промышленности;
2. цены на строительную продукцию;
3. закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
4. тарифы грузового и пассажирского транспорта;
5. розничные цены;
6. тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
7. цены, обслуживающие внешнеторговый оборот
(экспортные и импортные).
Оптовые цены на продукцию промышленности – цены, по которым реализуется и закупается продукция предприятий, фирм, организаций независимо от форм собственности в порядке оптового оборота. Этот вид цен подразделяется на два подвида:
· оптовая цена предприятия;
· оптовая (отпускная) цена промышленности.
Оптовая цена предприятия – цена изготовителя продукции, по которой предприятие продает произведенную продукцию потребителям, возмещая свои издержки производства и реализации и получая такую прибыль, которая позволит ему продолжать и развивать свою деятельность.
Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию предприятиям- производителям или сбытовым (оптовым) организациям. В их состав включается оптовая цена предприятия, издержки снабженческо-сбытовой (оптовой) организации, прибыль снабженческо-сбытовой организации, акциз и НДС (рис.10. 1). Издержки и прибыль снабженческо-сбытовой организации составляют величину оптово-сбытовой наценки.
Обычно массовый товар проходит три стадии товародвижения:
· предприятие - оптовая торговля (этой стадии соответствует оптовая цена предприятия или цена изготовителя);
· оптовая торговля – розничная торговля (оптовая цена промышленности);
· розничная торговля – потребители (розничная цена).
![]() |
Рис. 10. 1. Элементы оптовой цены промышленности
В хозяйственной практике применяются три вида цен на строительную продукцию:
§ сметная стоимость, отражающая предельный размер затрат на строительство каждого объекта;
§ прейскурантная цена, которая представляет собой усредненную сметную стоимость единицы конечной продукции типового строительного объекта (за 1м2 жилой площади, за 1м2 малярных работ и др.);
§договорная цена устанавливается по соглашению между заказчиком и подрядчиком.
Закупочные цены – цены (оптовые), по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными предприятиями, фермами и населением. Обычно они являются договорными ценами, устанавливаемыми по соглашению сторон.
Тарифы грузового и пассажирского транспорта – плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и населения.
Розничные цены - цены, по которым товары реализуются в розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и потребляются в домашнем хозяйстве или в производстве (рис.10.2).
![]() |
![]() |
Рис. 10.2. Элементы розничной цены
Цены на бытовые и коммунальные услуги – плата за
различного рода услуги, оказываемые населению бытовыми и коммунальными службами
(цены на услуги
прачечных, парикмахерских, химчисток, на ремонт одежды
и обуви, плата
за квартиру, телефон
и пр.).
Внешнеторговые цены используются при экспорте товаров и их импорте. На импортируемые товары цены устанавливаются на основе импортной стоимости с включением расходов по закупке и доставке товаров до границы в валюте страны – экспортера. Затем на территории РФ импортная стоимость пересчитывается в рубли по официальному курсу ЦБ + налог на импорт, таможенная пошлина, акцизы, НДС и другие платежи. На экспортируемые товары внутри страны устанавливаются специальные цены и надбавки к ним.
В зависимости от территории действия различают:
§ цены единые по стране, или поясные;
§ цены региональные (зональные, местные).
Единые, или поясные, цены могут устанавливаться только на базовые виды продукции, на которые распространяется государственное регулирование. Речь идет о таких видах продукции и услуг, как энергоносители, электроэнергия, квартирная плата и некоторые другие.
Региональные (местные) цены могут быть оптовыми, закупочными, розничными. Они регулируются региональными органами власти и управления. Эти цены ориентируются на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными являются цены и тарифы на большинство жилищно-коммунальных и бытовых услуг, оказываемых населению.
Особыми видами цен, непосредственно связанных с торговлей, являются:
1. аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она может отличаться от рыночной цены, т.к. отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров;
2. биржевая цена – цена, по которой осуществляется оптовая сделка по купле-продаже товаров на бирже. Она является свободной ценой, которая колеблется в зависимости от спроса, объема сделки и т.д.;
3. договорная цена (контрактная) – цена, по которой осуществляется реализация товаров в соответствии с заключенным договором. Договорные цены могут быть постоянными на протяжении всего срока действия договора или индексироваться на условиях, согласованных обеими сторонами.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.