«Ценностные приоритеты патриотического воспитания воспитанников в современной образовательной среде»
Салиндер Алма Ивановна, воспитатель
МОУ «Школа-интернат среднего
общего образования» с. Ныда
Патриотическое воспитание в современных условиях приобретает особую актуальность и значимость. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение в социальном, духовном, нравственном и физическом развитии личности человека. Патриотизм является одной из важнейших составляющих общенациональной идеи Российского государства, качеством личности проявляющемся в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине, привязанности человека к родной земле, языку, культуре и лучшим традициям своего народа
Патриотическое воспитание - это часть общегражданской культуры и общегражданского воспитания, опирающаяся на общечеловеческие ценности (жизнь, здоровье, духовно-нравственное воспитание человека, права и свободы личности).
Многие молодые люди оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.
В настоящее время в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.
Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые пока не выработаны.
Отсюда одним из острых вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи.
Патриотизм является элементом как общественного, так и индивидуального сознания.
На уровне общественного сознания под патриотизмом подразумевается национальная и государственная идея единства и неповторимости данного народа, которая формируется на основе традиций, стереотипов, нравов, истории и культуры каждой конкретной нации.
На уровне индивидуального сознания патриотизм переживается как любовь к Родине, гордость за свою страну, стремление узнать, понять и улучшить ее. Таким образом, патриотизм представляет собой одну из составных элементов структуры общественного сознания, в которой отражено: отношение личности к Отечеству, к Родине, к народу.
Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования:
- необходимость успешной самореализации личности в период обучения и после его окончания, ее социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда;
- усиление воспитательной функции образования, формирование трудолюбия, нравственности, уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе.
Сегодня в системе образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания детей. Одной из главных задач образования является формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор.
Школа - интернат, ведущая работу по патриотическому воспитанию воспитанников, должна воспитывать человека - патриота, который любит свою Родину, учится и трудится на ее благо. Патриотическое воспитание подрастающего поколения представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие воспитанников.
При планировании воспитательной работы учитываются традиционные общеинтернатские и школьные мероприятия, связанные с юбилейными и значимыми государственными датами.
Воспитательная работа включает в себя следующие направления:
• Познавательная деятельность
• Ценностно - ориентировочная деятельность
• Трудовая деятельность
• Художественно – творческая деятельность
• Физкультурно – оздоровительная деятельность
• Коммуникативная деятельность
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День защитников Отечества.
- День независимости.
2. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- «А ну-ка, парни!»;
- «Веселые старты»;
- проведение спортивных секций;
- работа кружков по интересам;
- национальные виды спорта.
3. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи при школе;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- викторины, конкурсы, презентации;
- благоустройство территории интерната;
- создание этнокультурного парка в интернате, где воспитатели проводят свои мастер – классы в чуме, возле чума.
- Каждый год проводим «Диалог с общественностью», приглашаются родители;
- помни корни свои.
4. Организация конкурсов:
- конкурс стихов ко «Дню празднования Ямала», «Дню 8 Марта»;
- конкурсы рисунков: «Защитники Отечества», «Дню Ямала», «Дню 8 Марта», «Дню Победы 9 Мая»;
- концертные программы, где дети сами берут инициативу на себя (готовят номера).
Поэтому считаю, что патриотическое воспитание в школе – интернате на данный момент является приоритетной задачей.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
В результате осуществления воспитательной работы ожидается:
- повышение качества и количества мероприятий по организации и проведению патриотической работы с воспитанниками;
- формирование гражданской грамотности воспитанников;
- внедрение новых форм работы и повышение эффективности патриотической работы;
- возрождение духовных ценностей детей улучшение условий для формирования патриотических чувств.
Таким образом, можно сказать, что школа - интернат выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития.
Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность - гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки. И, конечно же, лучше всего воспитывать патриотизм именно со школьной скамьи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.