Детские стихи про камни и камушки речные и морские:
А. Монт
Я по бережку морскому похожу, похожу.
Я на камешки морские погляжу, погляжу.
Погляжу, возьму с собой,
С моря синего — домой.
Белых камешков, штук пять,
Буду во дворе играть:
— Белый камень у меня, у меня
Говорите на меня, на меня!
Разноцветных? Тех побольше,
Лишь бы ярким был их цвет,
Для аквариумных рыбок —
С моря радужный привет!
Со сквозной дырою камень?
Этот ценный, просто клад.
Все исполнит, что желаешь,
Он волшебный, говорят!
Я по бережку хожу, я на камешки гляжу —
Сколько радостных секретов в камешках я нахожу!
А. Орлова
Камушек
Посмотри, какой малыш –
Круглый гладенький голыш!
На щеках румянец,
На макушке глянец,
Подпоясан пояском,
На меня глядит глазком!
Ну а море, чуть дыша,
Нежно гладит малыша
И. Шандра
По камням наискосок
Ловко прыгал ручеёк.
Ну а камни удивлялись:
Как он прыгает без ног?
В. Кулаев
У прибоя возле скал
Вовка камешки искал.
Каждый камешек хорош:
Вот на солнышко похож,
Этот с синей полосой,
Тот вот с красной полосой,
Вот на рыбку, на кота!
Лучший выбрать – маета!
Мама смотрит – Вовки нет!
На песочке только след:
Вовка с сумкою идёт,
Снова камешки несет!
Но куда всё это нам?
Их ведь много по углам!
Камни в город мы везём,
Саквояж несём вдвоём!
Е. Шендрик
Я этот камешек нашел на берегу,
Его вчера мне подарило море.
Теперь его для папы берегу, -
На нем слова, рисунки и узоры.
Из далека сюда он прилетел,
Осколок неба, космоса посланник.
Он мне ладонь, как солнца луч согрел, -
Чудесный камешек, межзвездный добрый странник.
С. Островский
Всё хохочет ручеёк
И не нахохочется.
Он по камушкам течёт,
А камушки щекочутся!
Цикл дидактических игр по познавательному развитию для детей дошкольного возраста на тему «Волшебный мир камней».
«Вспомним сказку»
Цель: развивать внимание, память, мышление.
Материал: карточки с красным кружком, карточки с отрывками из произведений.
Ход игры:
Воспитатель, называет или читает отрывки из известные сказок («Хозяйка Медной горы», «Серебряное копытце», «Волшебник Изумрудного города», «Три поросенка»). Задача детей – вспомнить, в какой из них говорится о камнях. Если воспитатель назвал нужную сказку, дети хлопают в ладоши или поднимают карточку с красным кружком.
«Камень, ножницы, бумага»
Цель: развивать внимание, быстроту реакции, мышление, умение доказывать свою правоту, соблюдать правила игры.
Ход игры:
Эту игру можно использовать в качестве разминки. Дети делятся на две группы по два- три человека и договариваются, какими движениями они будут обозначать эти предметы. Например, открытые ладони – бумага, сжатые кулачки – камень, два выпрямленных пальца (остальные сжаты в кулак) – ножницы. Взрослый говорит: «Камень, ножницы, бумага!», услышав последнее слово, участники игры при помощи рук изображают один из указанных предметов. Затем каждый доказывает, что его «предмет» победил. Так, ножницы режут бумагу, значит, они «сильнее». Но зато камень может затупить ножницы и т. п. Выигрывает тот, чей предмет может «победить» все остальные.
«Что исчезло?»
Цель: развивать память, наблюдательность.
Материал: камни разных цветов и размеров.
Ход игры:
Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешек. Задача ребенка – определить, какой убран камень.
Чем больше камней и чем меньше они различаются, тем сложнее задача. В эту игру можно играть и во время экскурсий, прогулок, нарисовав на земле квадраты, в каждый из которых кладется один камешек.
«Найди свой камешек»
Цель: развивать тактильные ощущения, внимание, память.
Материал: коллекция камней.
Ход игры:
Каждый ребенок выбирает наиболее понравившийся камень из коллекции (если эта игра поводится на улице, то находит его), внимательно рассматривает, запоминает цвет, трогает поверхность. Затем все камни складываются в одну кучку и примешивают. Задание – найти свой камень.
«Я положил в свой рюкзак»
Цель: дать представление о профессии геолога, его работе; закрепить название камней; развивать внимание, сообразительность.
Материал: рюкзак, разные камешки,
Ход игры:
Воспитатель рассказывает детям о том, что есть такая профессия – геолог. Он изучает камни, часто ездит в экспедиции, ходит с рюкзаком и специальным геологическим молотком, при помощи которого отбивает кусочки горы – камешки. Пусть дети сядут в круг и представят, что они геологи, которые «складывают» разные камни в рюкзак. Воспитатель говорит: «Я положила в рюкзак гранит», второй участник игры добавляет: «Я положил в рюкзак гранит и кремень», «Я положил в рюкзак гранит, кремень и мрамор»…
«Подбери камешек»
Цель: закрепить названия природных и искусственных камней; дать представление об использовании их человеком.
Материал: разные природные и искусственные камни (мел, кирпич, кремень, агат, и т. п.).
Ход игры:
Педагог говорит: «Если бы я был строителем, я бы построил дом из…»; «Если я был бы художником, я бы сделал украшение из…»; «Если бы я был кузнецом, я бы выковал меч из…»; «Если бы я был самолетостроителем, я бы построил самолет из..» и т. п. (дети показывают нужный камень).
«Что для чего»
Цель: продолжать детей знакомить с искусственными и природными камнями и изделиями из них; развивать мышление, память; закрепить умение работать парами, договариваться объяснять свой выбор.
Материал: карточки с изображением различных изделий из камня (памятники, дома, украшения и т. п.), различные камни (кирпич, гранит, каменный уголь и др.), горные породы и минералы и изделия из них: кристаллы кварца и кварцевые часы, графит и карандаши, медная руда и медная проволока, сера и спички и т. п.
Воспитатель предлагает подобрать к каждому камню картинки с изображением сделанных из него предметов (одному камню может соответствовать одна или несколько картинок).
«Сочиняем рассказы и сказки»
Цель: развивать творчество; связную речь; память, мышление, внимание.
Материал: разные камешки.
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку выбрать камешек и рассказать о нем сказку или рассказ: где «жил» раньше этот камешек, как он появился на свет, как попал в детский сад, нужен ли он людям. Сочинять можно от лица камня. Можно также составить коллективную сказку или рассказ об одном камне. Или дети встают возле большого камня и сочиняют сказку по очереди. Взрослый предлагает начало: «Далеко- далеко, на самой большой вершине горы, лежал большой- большой, старый камень…». Каждый из детей дает свой вариант продолжения текста.
«Ящик ощущений»
Цель: развивать тактильную память, внимание.
Материал: ящик ощущений, разные камни.
Ход игры:
1-й вариант. Положите в ящик несколько предметов, в том числе один - два камня. Предложите ребенку определить, что находится внутри, и выбрать камни. Спросить у ребенка, по каким признакам определил, что это камень? Пусть скажет, что он чувствует, - какой предмет на ощупь? (гладкий, шершавый, угловатый, с острыми краями, теплый, холодный, тяжелый, легкий и т.д.).
2-й вариант. В ящике ощущений лежат только камни (их количество равно количеству детей). Каждый ребенок вытаскивает один образец, предварительно рассказав о его характеристиках, которые он определил на ощупь. Когда все камни окажутся на столе, сравните их.
3- й вариант. Педагог описывает камень, а ребенок на ощупь находит его среди других образцов, например: «Выбери, круглый, гладкий, маленький камешек». В этом случае камни в ящике ощущений должны хорошо отличаться друг от друга.
Пословицы и поговорки «Мудрые слова»
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
Без шлифовки и драгоценный камень не блестит.
Несчастья превратят тебя в драгоценный камень.
Если в сердце есть стремление, то и камень просверлишь.
На одном месте и камень мхом обрастает.
Маленький камень и большую голову разобьёт.
Капля камень долбит не силой, а частым падением.
Первый камень криво в землю врос.
Жестоких сердцем не увещай, ведь в камень не вонзится гвоздь железный.
Жизнь – не камень: на одном месте не лежит, а вперед бежит.
Кто строит не на своей земле, тот теряет и цемент и камень.
Ласковым словом и камень растопишь.
Камень на гору вносят, а вниз сам свалится.
Вопросы:
1.Назовите сказку о волшебном козлике, у которого из-под копытца сыпались драгоценные камушки? (Серебряное копытце).
2. Как называется камень, из которого Данила мастер сделал цветок?(Малахит).
3. Уральские горы богаты рудой, из которой делают … Что? (железо)
4. Как называются очень большие округлой формы камни? (булыжники, валуны)
5. Какое полезное ископаемое называют «Каменным маслом»?(Нефть).
6. Найди картинку, где изображен камень аметист?
7. Какого цвета:
Амазонит. (Бирюзовый)
Аметист. (Розовый)
Бирюза. (Голубая)
Гематит. (Черный)
Изумруд. (Зеленый)
Лунный камень. (Белый, едва синеватый)
Малахит. (Зеленый с черными и белыми прожилками)
Обсидиан. (Черный)
Родонит. (Розовый с черными прожилками)
Рубин. (Красный)
Сапфир. (Синий)
Цирконий. (Золотистый)
Янтарь. (Желтый)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.