Цикл опытов и экспериментов в начальной школе
Автор:
Панаётова Оксана Ивановна,
учителдь начальных классов
МБОУ «СОШ №2» г. Салехард
Цикл опытов и экспериментов в начальной школе может включать в себя различные научные эксперименты и наблюдения, которые помогают детям развивать критическое мышление, навыки наблюдения и понимание научных концепций. Вот примерный цикл опытов и экспериментов для начальной школы:
№
|
Тема |
Эксперимент |
Приложение |
Уровень 1 (7-8 лет) |
|||
1.1. |
Изучение свойств воды |
Эксперимент с плавающими и тонущими предметами |
1 |
1.2. |
Наблюдение за процессом испарения и конденсации воды |
2 |
|
1.3. |
Растения и их потребности |
Посадка семян и наблюдение за их ростом |
3 |
1.3. |
Эксперимент с влиянием света и воды на рост растений |
4 |
|
1.5. |
Цвета и смешивание |
Эксперимент с смешиванием цветов и созданием новых оттенков |
5 |
1.6. |
Наблюдение за цветами радуги и их порядком |
6 |
|
1.7. |
Тепло и холод |
Эксперимент с передачей тепла и холодных предметов |
7 |
1.8. |
Наблюдение за влиянием температуры на свойства материалов. |
8 |
|
2 |
Уровень 2 (8-9 лет) |
||
2.1. |
Изучение магнитов и магнетизма |
Эксперимент с магнитами и их взаимодействием |
9 |
2.2. |
Наблюдение за магнитными свойствами различных материалов |
10 |
|
2.3. |
Электричество и цепи |
Эксперимент с простыми электрическими цепями и источниками света. |
11 |
2.4. |
Наблюдение за поведением электрического тока |
12 |
|
2.5. |
Химия и реакции |
Эксперимент с смешиванием веществ и наблюдением за химическими реакциями |
13 |
2.6. |
Наблюдение за свойствами различных химических веществ |
14 |
|
2.7. |
Экология и окружающая среда |
Эксперимент с переработкой отходов и их влиянием на окружающую среду. |
15 |
2.8. |
Наблюдение за взаимосвязью живых организмов и их среды обитания |
16 |
|
3 |
Уровень 3 (9-10 лет) |
||
3.1. |
Физика и механика |
Эксперимент с простыми машинами и механизмами |
16 |
3.2. |
Наблюдение за поведением объектов в движении |
18 |
|
3.3. |
Биология и живые организмы |
Эксперимент с микроскопом и наблюдением за микроорганизмами |
19 |
3.4. |
Наблюдение за жизненным циклом растений и животных |
20 |
|
3.5. |
Химия и материалы |
Эксперимент с различными материалами и их свойствами |
21 |
3.6. |
Наблюдение за поведением материалов при различных условиях |
22 |
|
3.7. |
Астрономия и космос |
Эксперимент с моделью Солнечной системы и наблюдением за движением планет |
23 |
3.8. |
Наблюдение за звездами и созвездиями |
24 |
|
4 |
Уровень 4 (10-11 лет) |
||
4.1. |
Физика и энергия |
Эксперимент с различными источниками энергии и их преобразованием |
25 |
4.2. |
Наблюдение за поведением энергии в различных системах |
26 |
|
4.3. |
Биология и экология |
Эксперимент с экосистемами и взаимосвязью живых организмов |
27 |
4.4. |
Наблюдение за влиянием человеческой деятельности на окружающую среду |
28 |
|
4.5. |
Химия и реакции |
Эксперимент с сложными химическими реакциями и наблюдением за их результатами |
29 |
4.6. |
Наблюдение за свойствами различных химических веществ и их применением |
30 |
|
4.7. |
Технологии и инженерия |
Эксперимент с простыми роботами и программированием |
31 |
4.8. |
Наблюдение за применением технологий в различных областях жизни. |
32 |
Этот цикл опытов и экспериментов предназначен для того, чтобы помочь детям развивать научные навыки и знания, а также критическое мышление и навыки наблюдения. Однако, важно отметить, что каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, и эксперименты должны быть адаптированы к индивидуальным потребностям и интересам детей.
Приложение 1
Уровень 1 (7-8 лет)
Изучение свойств воды
Эксперимент 1: «Плавающие и тонущие предметы»
Цель: Изучить свойства воды и понять, почему некоторые предметы плавающие, а другие тонущие.
Материалы:
- вода;
- различные предметы (например, камень, деревянный кубик, пластиковая бутылка, металлический ключ, резиновый мяч и т.д.);
- бак или контейнер для воды.
Инструкции:
1. Наполните бак или контейнер водой.
2. Попросите детей выбрать предметы, которые они хотят проверить на плавающие или тонущие.
3. Попросите детей предсказать, будет ли каждый предмет плавающим или тонущим.
4. Попросите детей осторожно положить каждый предмет в воду и наблюдать, что происходит.
5. После того, как все предметы были проверены, попросите детей записать результаты в таблицу или на листе бумаги.
Вопросы для обсуждения:
ü Почему некоторые предметы плавающие, а другие тонущие?
ü Какой предмет был самым удивительным в результате?
ü Можно ли сделать предмет, который тонущий, плавающим?
ü Какие объекты в нашей повседневной жизни плавающие, а какие тонущие?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с плотностью воды: попросите детей измерить плотность воды, используя ареометр или специальный прибор.
- Эксперимент с поверхностным натяжением: попросите детей создать поверхностное натяжение на воде, используя мыло или другие вещества.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью предсказать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание концепции плавающих и тонущих предметов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте график или диаграмму, показывающую результаты эксперимента.
- Попросите детей создать список объектов, которые они встретили в своей повседневной жизни, и которые плавающие или тонущие.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный со свойствами воды.
Приложение 2
Уровень 1 (7-8 лет)
Изучение свойств воды
Эксперимент 2: «Наблюдение за процессом испарения и конденсации воды»
Цель: Изучить процесс испарения и конденсации воды и понять, как они происходят в природе.
Материалы:
- Вода
- Бак или контейнер для воды
- Термометр
- Гигрометр
- Прозрачный пластиковый или стеклянный контейнер с крышкой
- Лед
- Соль
Инструкции:
1. Наполните бак или контейнер водой и поместите его на солнечное место.
2. Попросите детей наблюдать за поверхностью воды и записать температуру и влажность воздуха с помощью термометра и гигрометра.
3. Через некоторое время (например, 30 минут) попросите детей наблюдать за баком и записать, что происходит с поверхностью воды.
4. Попросите детей предсказать, что произойдет, если вы поместите лед в бак с водой.
5. Попросите детей наблюдать за процессом конденсации воды на поверхности контейнера с крышкой, когда вы поместите его над баком с водой.
6. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о процессе испарения и конденсации воды.
Вопросы для обсуждения:
ü Что происходит с водой, когда она испаряется?
ü Почему вода конденсируется на поверхности контейнера с крышкой?
ü Как температура и влажность воздуха влияют на процесс испарения и конденсации воды?
ü Можно ли ускорить или замедлить процесс испарения и конденсации воды?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с испарением воды в разных условиях: попросите детей наблюдать за процессом испарения воды в разных условиях (например, на солнце, в тени, при разных температурах).
- Эксперимент с конденсацией воды на разных поверхностях: попросите детей наблюдать за процессом конденсации воды на разных поверхностях (например, на стекле, на металле, на ткани).
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание процесса испарения и конденсации воды.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте график или диаграмму, показывающую результаты эксперимента.
- Попросите детей создать список примеров испарения и конденсации воды в природе.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с процессом испарения и конденсации воды.
Приложение 3
Уровень 1 (7-8 лет)
Растения и их потребности
Эксперимент 1: Посадка семян и наблюдение за их ростом
Цель: Изучить потребности растений и наблюдать за их ростом от семян до взрослых растений.
Материалы:
- Семена (например, фасоли, гороха, подсолнуха)
- Почва
- Горшки или контейнеры для посадки
- Вода
- Свет (естественный или искусственный)
- Тепло (комната или специальный обогреватель)
- Удобрения (необязательно)
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать семена и подготовить горшки или контейнеры для посадки.
2. Попросите детей наполнить горшки или контейнеры почвой и сделать небольшое углубление для семян.
3. Попросите детей положить семена в углубление и засыпать их почвой.
4. Попросите детей полить семена водой и поместить горшки или контейнеры в теплое и светлое место.
5. Попросите детей наблюдать за семенами и записать их рост каждые несколько дней.
6. Попросите детей измерить рост растений и записать результаты в таблицу или на графике.
Вопросы для обсуждения:
ü Что нужно растениям для роста?
ü Почему растения нуждаются в свете и воде?
ü Как температура и влажность воздуха влияют на рост растений?
ü Можно ли ускорить или замедлить рост растений?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными типами почвы: попросите детей посадить семена в разных типах почвы и наблюдать за их ростом.
- Эксперимент с разными уровнями освещения: попросите детей поместить горшки или контейнеры в разные места с разными уровнями освещения и наблюдать за ростом растений.
- Эксперимент с удобрениями: попросите детей использовать разные типы удобрений и наблюдать за их влиянием на рост растений.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание потребностей растений и их роста.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте график или диаграмму, показывающую результаты эксперимента.
- Попросите детей создать список примеров растений, которые они встретили в своей повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с ростом растений.
Приложение 4
Уровень 1 (7-8 лет)
Растения и их потребности
Эксперимент 2: Эксперимент с влиянием света и воды на рост растений
Цель: Изучить, как свет и вода влияют на рост растений.
Материалы:
- 4-6 маленьких горшков с почвой
- Семена растений (например, фасоли или гороха)
- Вода
- Свет (естественный или искусственный)
- Тьма (например, картонная коробка или темный шкаф)
- Термометр (необязательно)
- Гигрометр (необязательно)
Инструкции:
1. Попросите детей наполнить горшки почвой и посадить семена.
2. Попросите детей полить семена водой и поместить горшки в разные условия:
3. Горшок 1: Светлое место (например, под лампой или на солнце)
4. Горшок 2: Темное место (например, в картонной коробке или темном шкафу)
5. Горшок 3: Светлое место, но с ограниченным количеством воды
6. Горшок 4: Темное место, но с обильным количеством воды
7. Попросите детей наблюдать за ростом растений в каждом горшке и записать результаты каждые несколько дней.
8. Попросите детей измерить рост растений и записать результаты в таблицу или на графике.
Вопросы для обсуждения:
ü Как свет влияет на рост растений?
ü Как вода влияет на рост растений?
ü Что происходит, если растение не получает достаточно света или воды?
ü Можно ли ускорить или замедлить рост растений, изменив условия освещения или полива?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными типами света: попросите детей использовать разные типы света (например, лампу, солнечный свет, светодиодный свет) и наблюдать за ростом растений.
- Эксперимент с разными количествами воды: попросите детей использовать разные количества воды (например, много, мало, среднее) и наблюдать за ростом растений.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание влияния света и воды на рост растений.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте график или диаграмму, показывающую результаты эксперимента.
- Попросите детей создать список примеров растений, которые они встретили в своей повседневной жизни, и которые нуждаются в свете и воде для роста.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с ростом растений и влиянием света и воды.
Приложение 5
Уровень 1 (7-8 лет)
Цвета и смешивание
Эксперимент 1. Эксперимент с смешиванием цветов и созданием новых оттенков.
Цель: Изучить основные цвета и их смешивание для создания новых оттенков.
Материалы:
- Краски или цветные карандаши (красный, синий, желтый)
- Бумага или холст
- Палитра или тарелка для смешивания цветов
- Вода (если используется краска)
- Кисти или цветные карандаши
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать два основных цвета (красный, синий или желтый) и смешать их на палитре или тарелке.
2. Попросите детей наблюдать, какой новый цвет получается при смешивании двух основных цветов.
3. Попросите детей создать таблицу или график, показывающий результаты смешивания цветов:
Красный + Синий = Фиолетовый
Синий + Желтый = Зеленый
Красный + Желтый = Оранжевый
4. Попросите детей использовать полученные цвета, чтобы создать картину или рисунок на бумаге или холсте.
5. Попросите детей экспериментировать с разными пропорциями цветов, чтобы создать новые оттенки и тени.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие основные цвета можно смешать, чтобы получить новый цвет?
ü Что происходит, когда вы смешиваете два основных цвета?
ü Можно ли создать новые оттенки и тени, используя разные пропорции цветов?
ü Какие цвета можно использовать, чтобы создать яркий и насыщенный цвет?
Дополнительные эксперименты:
1. Эксперимент с добавлением белого или черного цвета: попросите детей добавить белый или черный цвет к полученному цвету, чтобы создать новые оттенки и тени.
2. Эксперимент с смешиванием цветов в разных пропорциях: попросите детей смешать цвета в разных пропорциях, чтобы создать новые оттенки и тени.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью создать новые цвета и оттенки.
- Проверьте их таблицу или график на понимание смешивания цветов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте цветовую палитру или колесо цветов, показывающее основные цвета и их смешивание.
- Попросите детей создать список примеров цветов, которые они встретили в своей повседневной жизни, и какие цвета можно использовать, чтобы создать эти цвета.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с цветами и их смешиванием.
Приложение 6
Уровень 1 (7-8 лет)
Цвета и смешивание
Эксперимент 2. Наблюдение за цветами радуги и их порядком
Цель: Изучить цвета радуги и их порядок, а также понять, как они образуются.
Материалы:
- Прозрачный стеклянный или пластиковый контейнер, наполненный водой
- Солнечный свет или лампа
- Белая бумага или экран
- Краски или цветные карандаши (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый)
- Линейка или прямая палочка
Инструкции:
1. Попросите детей наполнить контейнер водой и поместить его на солнечное место или под лампу.
2. Попросите детей наблюдать за контейнером и белой бумагой или экраном, чтобы увидеть, как образуется радуга.
3. Попросите детей определить цвета радуги и их порядок:
Красный
Оранжевый
Жёлтый
Зеленый
Синий
Фиолетовый
4. Попросите детей нарисовать радугу на бумаге, используя краски или цветные карандаши, и пометить цвета в правильном порядке.
5. Попросите детей измерить угол, под которым образуется радуга, используя линейку или прямую палочку.
Вопросы для обсуждения:
ü Как образуется радуга?
ü Какие цвета радуги и в каком порядке они расположены?
ü Почему цвета радуги всегда расположены в одном и том же порядке?
ü Можно ли создать радугу в других условиях, кроме солнечного света и воды?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными углами света: попросите детей изменить угол света, чтобы увидеть, как это влияет на образование радуги.
- Эксперимент с разными средами: попросите детей попробовать создать радугу в других средах, таких как воздух или масло.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью определить цвета радуги и их порядок.
- Проверьте их рисунок радуги на точность и последовательность.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель радуги, используя призму или линзу, чтобы показать, как образуются цвета.
- Попросите детей создать список примеров радуг, которые они встретили в своей повседневной жизни, и какие условия необходимы для их образования.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с радугами и их свойствами.
Приложение 7
Уровень 1 (7-8 лет)
Тепло и холод
Эксперимент 1. Эксперимент с передачей тепла и холодных предметов
Цель: Изучить, как тепло и холод передаются от одного предмета к другому.
Материалы:
- 3-4 маленьких контейнера или чашки
- Вода
- Лед
- Термометр
- Теплоизоляция (например, пенопласт или ткань)
- Различные предметы (например, металлический ключ, деревянный палочек, пластиковая ложка)
Инструкции:
1. Попросите детей наполнить контейнеры водой и добавить лед в один из них.
2. Попросите детей поместить термометр в каждый контейнер и наблюдать за температурой воды.
3. Попросите детей поместить разные предметы в контейнеры и наблюдать, как они влияют на температуру воды.
4. Попросите детей обернуть один из контейнеров теплоизоляцией и наблюдать, как это влияет на температуру воды.
5. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о передаче тепла и холодных предметов.
Вопросы для обсуждения:
ü Как тепло и холод передаются от одного предмета к другому?
ü Какие материалы хорошо проводят тепло, а какие нет?
ü Как можно сохранить тепло или холод в предмете?
ü Можно ли использовать теплоизоляцию, чтобы сохранить тепло или холод в предмете?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными материалами: попросите детей проверить, как разные материалы (например, металл, дерево, пластик) влияют на передачу тепла и холодных предметов.
- Эксперимент с разными температурами: попросите детей проверить, как разные температуры (например, горячая вода, ледяная вода) влияют на передачу тепла и холодных предметов.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание передачи тепла и холодных предметов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель системы отопления или охлаждения, используя теплоизоляцию и другие материалы, чтобы сохранить тепло или холод.
- Попросите детей создать список примеров передачи тепла и холодных предметов в их повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с передачей тепла и холодных предметов.
Приложение 8
Уровень 1 (7-8 лет)
Тепло и холод
Эксперимент 2: Наблюдение за влиянием температуры на свойства материалов
Цель: Изучить, как температура влияет на свойства различных материалов.
Материалы:
- Различные материалы (например, металлический ключ, деревянный палочек, пластиковая ложка, резиновый мяч, лед)
- Термометр
- Горячая вода
- Ледяная вода
- Стакан или контейнер
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать материалы и наблюдать за их свойствами при комнатной температуре.
2. Попросите детей поместить материалы в горячую воду и наблюдать, как они меняются.
3. Попросите детей поместить материалы в ледяную воду и наблюдать, как они меняются.
4. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о влиянии температуры на свойства материалов.
5. Попросите детей создать таблицу или график, показывающий изменения свойств материалов при разных температурах.
Вопросы для обсуждения:
ü Как температура влияет на свойства материалов?
ü Какие материалы меняют свои свойства при нагревании или охлаждении?
ü Почему некоторые материалы становятся более гибкими или хрупкими при изменении температуры?
ü Можно ли использовать изменения свойств материалов для создания новых изделий или решений?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными температурами: попросите детей проверить, как разные температуры (например, очень горячая вода, очень ледяная вода) влияют на свойства материалов.
- Эксперимент с разными материалами: попросите детей проверить, как разные материалы (например, ткань, бумага, пластик) меняют свои свойства при изменении температуры.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание влияния температуры на свойства материалов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель системы, использующей изменения свойств материалов при изменении температуры, чтобы создать новый изделий или решение.
- Попросите детей создать список примеров влияния температуры на свойства материалов в их повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с влиянием температуры на свойства материалов.
Приложение 9
Уровень 2 (8-9 лет)
Изучение магнитов и магнетизма
Эксперимент 1. Эксперимент с магнитами и их взаимодействием
Приложение 10
Уровень 2 (8-9 лет)
Изучение магнитов и магнетизма
Эксперимент: Наблюдение за магнитными свойствами различных материалов
Цель: Изучить свойства магнитов и их взаимодействие с другими магнитами и материалами.
Материалы:
- Магниты (различных размеров и форм)
- Железные скрепки
- Бумажные клипы
- Проволока
- Лента
- Карандаш
- Бумага
Инструкции:
1. Попросите детей исследовать свойства магнитов и их взаимодействие с другими магнитами.
2. Попросите детей поместить два магнита вместе и наблюдать, как они взаимодействуют.
3. Попросите детей проверить, как магниты взаимодействуют с железными скрепками и бумажными клипами.
4. Попросите детей создать простую цепь, используя проволоку и магнит, и проверить, как она работает.
5. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о свойствах магнитов и их взаимодействии.
Вопросы для обсуждения:
ü Как магниты взаимодействуют с другими магнитами?
ü Как магниты взаимодействуют с другими материалами, такими как железо и бумага?
ü Что такое магнитное поле и как оно работает?
ü Можно ли использовать магниты для создания простых машин или устройств?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными типами магнитов: попросите детей проверить, как разные типы магнитов (например, неодимовые, ферритовые) взаимодействуют с другими магнитами и материалами.
- Эксперимент с магнитными полями: попросите детей создать простую модель магнитного поля, используя магнит и железные опилки.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание свойств магнитов и их взаимодействия.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель простой машины или устройства, использующей магниты и их взаимодействие.
- Попросите детей создать список примеров использования магнитов в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с магнитами и их взаимодействием.
Приложение 11
Уровень 2 (8-9 лет)
Электричество и цепи
Эксперимент 1: Эксперимент с простыми электрическими цепями и источниками света
Цель: Изучить основы электрических цепей и источников света.
Материалы:
- Батарейки (1,5 В или 9 В)
- Провода (различных длин и цветов)
- Маленькие лампочки (например, светодиодные или миниатюрные лампочки)
- Выключатели (например, простые переключатели или кнопки)
- Резисторы (например, 100 Ом или 1 кОм)
- Диоды (например, 1N4001 или 1N4148)
- Изоляционная лента
- Карандаш
- Бумага
Инструкции:
1. Попросите детей собрать простую электрическую цепь, используя батарейку, провод и лампочку.
2. Попросите детей проверить, как цепь работает, когда лампочка включена и выключена.
3. Попросите детей добавить выключатель в цепь и проверить, как он работает.
4. Попросите детей добавить резистор в цепь и проверить, как он влияет на яркость лампочки.
5. Попросите детей добавить диод в цепь и проверить, как он влияет на направление тока.
6. Попросите детей записать результаты и сделать выводы об электрических цепях и источниках света.
Вопросы для обсуждения:
ü Как работают электрические цепи?
ü Какие компоненты необходимы для создания простой электрической цепи?
ü Как выключатели и резисторы влияют на работу цепи?
ü Можно ли использовать диоды для контроля направления тока в цепи?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными типами источников света: попросите детей проверить, как разные типы источников света (например, светодиодные, люминесцентные) работают в цепи.
- Эксперимент с разными типами выключателей: попросите детей проверить, как разные типы выключателей (например, простые переключатели, кнопки) работают в цепи.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание электрических цепей и источников света.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель более сложной электрической цепи, используя несколько источников света и компонентов.
- Попросите детей создать список примеров использования электрических цепей в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с электрическими цепями и источниками света.
Приложение 12
Уровень 2 (8-9 лет)
Электричество и цепи
Эксперимент 2: Наблюдение за поведением электрического тока
Цель: Изучить поведение электрического тока в различных условиях и понять основные принципы электрических цепей.
Материалы:
- Батарейки (1,5 В или 9 В)
- Провода (различных длин и цветов)
- Маленькие лампочки (например, светодиодные или миниатюрные лампочки)
- Выключатели (например, простые переключатели или кнопки)
- Резисторы (например, 100 Ом или 1 кОм)
- Амперметр (необязательно)
- Вольтметр (необязательно)
- Карандаш
- Бумага
Инструкции:
1. Попросите детей собрать простую электрическую цепь, используя батарейку, провод и лампочку.
2. Попросите детей наблюдать за поведением электрического тока, когда лампочка включена и выключена.
3. Попросите детей проверить, как добавление резистора в цепь влияет на поведение электрического тока.
4. Попросите детей проверить, как изменение напряжения батарейки влияет на поведение электрического тока.
5. Попросите детей использовать амперметр и вольтметр (если доступны), чтобы измерить ток и напряжение в цепи.
6. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о поведении электрического тока.
Вопросы для обсуждения:
ü Как электрический ток течет через цепь?
ü Как добавление резистора в цепь влияет на поведение электрического тока?
ü Как изменение напряжения батарейки влияет на поведение электрического тока?
ü Можно ли использовать амперметр и вольтметр, чтобы измерить ток и напряжение в цепи?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными типами проводов: попросите детей проверить, как разные типы проводов (например, медные, алюминиевые) влияют на поведение электрического тока.
- Эксперимент с разными типами источников питания: попросите детей проверить, как разные типы источников питания (например, батарейки, генераторы) влияют на поведение электрического тока.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание поведения электрического тока.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель более сложной электрической цепи, используя несколько источников питания и компонентов.
- Попросите детей создать список примеров использования электрических цепей в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с электрическими цепями и поведением электрического тока.
Приложение 13
Уровень 2 (8-9 лет)
Химия и реакции
Эксперимент 1: Эксперимент с смешиванием веществ и наблюдением за химическими реакциями
Цель: Изучить химические реакции и наблюдать за изменениями, которые происходят при смешивании различных веществ.
Материалы:
- Бикарбонат натрия (пищевая сода)
- Уксус
- Краситель для еды
- Вода
- Сода (гидроксид натрия)
- Кальций карбонат (мел)
- Лимонная кислота
- Пипетки
- Чашки для смешивания
- Защитные очки
- Фартук
Инструкции:
1. Попросите детей смешать бикарбонат натрия и уксус в чашке для смешивания.
2. Попросите детей наблюдать за реакцией и записать результаты.
3. Попросите детей добавить краситель для еды в смесь и наблюдать за изменениями цвета.
4. Попросите детей смешать соду и кальций карбонат в отдельной чашке и наблюдать за реакцией.
5. Попросите детей добавить лимонную кислоту в смесь и наблюдать за реакцией.
6. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о химических реакциях.
Вопросы для обсуждения:
ü Что происходит, когда мы смешиваем различные вещества?
ü Какие изменения мы наблюдаем при химических реакциях?
ü Какие вещества реагируют с другими веществами?
ü Можно ли предсказать результат химической реакции?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными концентрациями веществ: попросите детей проверить, как изменения концентрации веществ влияют на химические реакции.
- Эксперимент с разными температурами: попросите детей проверить, как изменения температуры влияют на химические реакции.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание химических реакций.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель химической реакции, используя различные вещества и наблюдая за изменениями.
- Попросите детей создать список примеров химических реакций в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с химическими реакциями.
Приложение 14
Уровень 2 (8-9 лет)
Химия и реакции
Эксперимент 2: Наблюдение за свойствами различных химических веществ
Цель: Изучить свойства различных химических веществ и наблюдать за их поведением в разных условиях.
Материалы:
- Бикарбонат натрия (пищевая сода)
- Уксус
- Краситель для еды
- Вода
- Сода (гидроксид натрия)
- Кальций карбонат (мел)
- Лимонная кислота
- Пипетки
- Чашки для смешивания
- Защитные очки
- Фартук
- Термометр
- pH-индикатор
Инструкции:
1. Попросите детей наблюдать за свойствами бикарбоната натрия и уксуса отдельно.
2. Попросите детей смешать бикарбонат натрия и уксус и наблюдать за реакцией.
3. Попросите детей добавить краситель для еды в смесь и наблюдать за изменениями цвета.
4. Попросите детей измерить температуру смеси с помощью термометра.
5. Попросите детей проверить pH смеси с помощью pH-индикатора.
6. Попросите детей повторить эксперимент с другими химическими веществами, такими как сода и кальций карбонат.
7. Попросите детей записать результаты и сделать выводы о свойствах различных химических веществ.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие свойства имеют различные химические вещества?
ü Как химические вещества взаимодействуют друг с другом?
ü Как можно использовать pH-индикатор для определения кислотности или щелочности раствора?
ü Можно ли предсказать поведение химического вещества в разных условиях?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разными концентрациями химических веществ: попросите детей проверить, как изменения концентрации химических веществ влияют на их свойства.
- Эксперимент с разными температурами: попросите детей проверить, как изменения температуры влияют на свойства химических веществ.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание свойств различных химических веществ.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель химической реакции, используя различные химические вещества и наблюдая за изменениями.
- Попросите детей создать список примеров использования химических веществ в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с химическими веществами и их свойствами.
Приложение 15
Уровень 2 (8-9 лет)
Экология и окружающая среда
Эксперимент 1: Эксперимент с переработкой отходов и их влиянием на окружающую среду
Цель: Изучить важность переработки отходов и их влияние на окружающую среду.
Материалы:
- Различные типы отходов (бумага, пластик, стекло, металл)
- Контейнеры для переработки
- Весы
- Календарь или график
- Карандаш и бумага
Инструкции:
1. Попросите детей собрать различные типы отходов и разделить их на категории (бумага, пластик, стекло, металл).
2. Попросите детей взвесить каждый тип отходов и записать результаты.
3. Попросите детей создать график или календарь, чтобы отслеживать количество отходов, которые они собирают и перерабатывают в течение недели или месяца.
4. Попросите детей исследовать, как переработка отходов влияет на окружающую среду (например, сокращение загрязнения, сохранение ресурсов).
5. Попросите детей придумать и реализовать план по увеличению количества переработанных отходов в их школе или сообществе.
Вопросы для обсуждения:
ü Почему переработка отходов важна для окружающей среды?
ü Какие типы отходов можно переработать?
ü Как можно сократить количество отходов в нашей повседневной жизни?
ü Какие последствия могут быть, если мы не перерабатываем отходы?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с компостированием: попросите детей создать компостную кучу и наблюдать за процессом разложения органических отходов.
- Эксперимент с сокращением отходов: попросите детей придумать и реализовать план по сокращению количества отходов в их школе или сообществе.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание важности переработки отходов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель системы переработки отходов для школы или сообщества.
- Попросите детей создать список примеров того, как переработка отходов может помочь окружающей среде.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с экологией и окружающей средой.
Приложение 16
Уровень 2 (8-9 лет)
Экология и окружающая среда
Эксперимент 2: Наблюдение за взаимосвязью живых организмов и их среды обитания
Цель: Изучить взаимосвязь между живыми организмами и их средой обитания, и понять, как они влияют друг на друга.
Материалы:
- Различные типы растений (например, цветы, травы, деревья)
- Животные (например, рыбы, насекомые, птицы)
- Террариум или аквариум
- Почва, вода, воздух
- Инструменты для наблюдения (например, лупа, бинокль)
- Карандаш и бумага
Инструкции:
1. Попросите детей создать террариум или аквариум с различными типами растений и животных.
2. Попросите детей наблюдать за взаимосвязью между живыми организмами и их средой обитания, и записать результаты.
3. Попросите детей изучить, как растения и животные влияют друг на друга, и как они адаптируются к своей среде обитания.
4. Попросите детей исследовать, как изменения в среде обитания могут повлиять на живые организмы (например, изменение температуры, влажности, освещения).
5. Попросите детей придумать и реализовать план по созданию более благоприятной среды обитания для живых организмов.
Вопросы для обсуждения:
ü Как живые организмы взаимодействуют с их средой обитания?
ü Как изменения в среде обитания могут повлиять на живые организмы?
ü Какие факторы влияют на здоровье и выживание живых организмов?
ü Как можно создать более благоприятную среду обитания для живых организмов?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с фотосинтезом: попросите детей изучить, как растения производят энергию из солнечного света, и как это влияет на их среду обитания.
- Эксперимент с пищевыми цепями: попросите детей изучить, как живые организмы взаимодействуют друг с другом в пищевой цепи, и как это влияет на их среду обитания.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание взаимосвязи между живыми организмами и их средой обитания.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель экосистемы, демонстрирующую взаимосвязь между живыми организмами и их средой обитания.
- Попросите детей создать список примеров того, как люди могут повлиять на окружающую среду и живые организмы.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с экологией и окружающей средой.
Приложение 17
Уровень 3 (9-10 лет)
Физика и механика
Эксперимент 1: Эксперимент с простыми машинами и механизмами
Цель: Изучить принципы простых машин и механизмов, и понять, как они работают.
Материалы:
- Простые машины (например, рычаги, блоки, колеса)
- Материалы для строительства (например, деревянные палочки, картон, скотч)
- Весы или грузы
- Линейка или рулетка
- Карандаш и бумага
Инструкции:
1. Попросите детей построить простую машину, используя материалы для строительства (например, рычаг, блок, колесо).
2. Попросите детей проверить, как машина работает, и измерить силу, необходимую для ее работы.
3. Попросите детей изменить конструкцию машины, и проверить, как это влияет на ее работу.
4. Попросите детей исследовать, как простые машины могут быть использованы для решения проблем или выполнения задач.
5. Попросите детей создать модель более сложной машины, используя простые машины и механизмы.
Вопросы для обсуждения:
ü Что такое простая машина, и как она работает?
ü Как простые машины могут быть использованы для решения проблем или выполнения задач?
ü Как изменение конструкции машины может повлиять на ее работу?
ü Какие преимущества и недостатки использования простых машин?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с рычагами: попросите детей изучить, как рычаги работают, и как они могут быть использованы для решения проблем.
- Эксперимент с блоками: попросите детей изучить, как блоки работают, и как они могут быть использованы для решения проблем.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание принципов простых машин и механизмов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель более сложной машины, используя простые машины и механизмы.
- Попросите детей создать список примеров использования простых машин в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с физикой и механикой.
Приложение 18
Уровень 3 (9-10 лет)
Физика и механика
Эксперимент 2. Наблюдение за поведением объектов в движении
Цель: Изучить поведение объектов в движении, и понять, как они взаимодействуют с окружающей средой.
Материалы:
- Объекты для броска (например, мячи, шары, бумажные самолеты)
- Stopwatch или секундомер
- Линейка или рулетка
- Карандаш и бумага
- Поверхности для броска (например, пол, стул, стол)
Инструкции:
1. Попросите детей бросать объекты с разных высот и измерять время, которое они находятся в воздухе.
2. Попросите детей измерять расстояние, которое объекты пролетают, и записывать результаты.
3. Попросите детей изменить угол броска и проверить, как это влияет на поведение объекта.
4. Попросите детей исследовать, как поверхность, с которой объект брошен, влияет на его поведение.
5. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты их экспериментов.
Вопросы для обсуждения:
ü Как объекты движутся в воздухе?
ü Как высота и угол броска влияют на поведение объекта?
ü Как поверхность, с которой объект брошен, влияет на его поведение?
ü Как можно использовать знания о поведении объектов в движении для решения проблем или выполнения задач?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с воздушным сопротивлением: попросите детей изучить, как воздушное сопротивление влияет на поведение объектов в движении.
- Эксперимент с трением: попросите детей изучить, как трение влияет на поведение объектов в движении.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и таблицы на понимание поведения объектов в движении.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель системы, которая использует знания о поведении объектов в движении для решения проблем или выполнения задач.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о поведении объектов в движении в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с физикой и механикой.
Приложение 19
Уровень 3 (9-10 лет)
Биология и живые организмы
Эксперимент 1. Эксперимент с микроскопом и наблюдением за микроорганизмами
Цель: Изучить микроорганизмы и их структуру, используя микроскоп, и понять их роль в экосистеме.
Материалы:
- Микроскоп
- Микроскопические препараты (например, водоросли, бактерии, простейшие)
- Слайды и покровные стекла
- Пипетки
- Вода
- Красители (например, метиленовый синий)
- Карандаш и бумага
Инструкции:
1. Попросите детей подготовить микроскопические препараты, используя слайды и покровные стекла.
2. Попросите детей наблюдать за микроорганизмами под микроскопом и записывать результаты.
3. Попросите детей изучить структуру микроорганизмов и их движения.
4. Попросите детей исследовать, как микроорганизмы взаимодействуют с окружающей средой и другими организмами.
5. Попросите детей создать рисунок или схему микроорганизма и его структуры.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие микроорганизмы существуют и как они выглядят?
ü Как микроорганизмы взаимодействуют с окружающей средой и другими организмами?
ü Какие роли микроорганизмы играют в экосистеме?
ü Как можно использовать микроскоп для изучения микроорганизмов и их поведения?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с ростом микроорганизмов: попросите детей изучить, как микроорганизмы растут и размножаются в разных условиях.
- Эксперимент с влиянием факторов окружающей среды на микроорганизмы: попросите детей изучить, как изменения температуры, pH и других факторов окружающей среды влияют на микроорганизмы.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и рисунки на понимание микроорганизмов и их структуры.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель микроорганизма и его структуры, используя различные материалы.
- Попросите детей создать список примеров использования микроскопа в биологии и медицине.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с биологией и живыми организмами.
Приложение 20
Уровень 3 (9-10 лет)
Биология и живые организмы:
Эксперимент 2. Наблюдение за жизненным циклом растений и животных
Приложение 21
Уровень 3 (9-10 лет)
Химия и материалы
Эксперимент 1. Эксперимент с различными материалами и их свойствами
Цель: Изучить жизненный цикл растений и животных, и понять, как они растут, развиваются и размножаются.
Материалы:
- Растения (например, семена, саженцы, цветы)
- Животные (например, насекомые, рыбы, птицы)
- Террариум или аквариум
- Камера или телефон для фотографирования
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
1. Попросите детей наблюдать за ростом и развитием растений и животных в течение определенного периода времени.
2. Попросите детей фотографировать или рисовать этапы жизненного цикла растений и животных.
3. Попросите детей записывать результаты и создавать график или таблицу, чтобы показать изменения, которые происходят во время жизненного цикла.
4. Попросите детей исследовать, как факторы окружающей среды (например, свет, температура, вода) влияют на рост и развитие растений и животных.
5. Попросите детей создать модель или диораму, показывающую жизненный цикл растения или животного.
Вопросы для обсуждения:
ü Как растения и животные растут и развиваются?
ü Какие этапы жизненного цикла проходят растения и животные?
ü Как факторы окружающей среды влияют на рост и развитие растений и животных?
ü Как можно использовать знания о жизненном цикле растений и животных для решения проблем или выполнения задач?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с влиянием света на рост растений: попросите детей изучить, как свет влияет на рост и развитие растений.
- Эксперимент с влиянием температуры на развитие животных: попросите детей изучить, как температура влияет на развитие и рост животных.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание жизненного цикла растений и животных.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель или диораму, показывающую жизненный цикл растения или животного, и представьте ее классу.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о жизненном цикле растений и животных в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с биологией и живыми организмами.
Приложение 22
Уровень 3 (9-10 лет)
Химия и материалы
Эксперимент 2. Наблюдение за поведением материалов при различных условиях
Цель: Изучить поведение материалов при различных условиях, таких как температура, влажность и давление, и понять, как они меняются.
Материалы:
- Различные материалы (например, металлы, пластмассы, бумага, дерево)
- Термометр
- Гигрометр
- Барометр
- Камера или телефон для фотографирования
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать несколько материалов и наблюдать за их поведением при различных условиях (например, температура, влажность, давление).
2. Попросите детей измерять и записывать данные о поведении материалов при различных условиях.
3. Попросите детей фотографировать или рисовать материалы при различных условиях.
4. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать изменения, которые происходят с материалами при различных условиях.
5. Попросите детей исследовать, как изменения в условиях влияют на свойства материалов (например, прочность, гибкость, проводимость).
Вопросы для обсуждения:
ü Как материалы меняются при различных условиях?
ü Как температура, влажность и давление влияют на поведение материалов?
ü Какие свойства материалов меняются при различных условиях?
ü Как можно использовать знания о поведении материалов при различных условиях для решения проблем или выполнения задач?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с влиянием температуры на материалы: попросите детей изучить, как температура влияет на поведение материалов (например, плавление, кипение, изменение цвета).
- Эксперимент с влиянием влажности на материалы: попросите детей изучить, как влажность влияет на поведение материалов (например, разложение, изменение цвета, изменение текстуры).
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание поведения материалов при различных условиях.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель или диораму, показывающую поведение материалов при различных условиях, и представьте ее классу.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о поведении материалов при различных условиях в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с химией и материалами.
Приложение 23
Уровень 3 (9-10 лет)
Астрономия и космос
Эксперимент 1. Эксперимент с моделью Солнечной системы и наблюдением за движением планет
Цель: Изучить структуру и движение Солнечной системы, и понять, как планеты движутся вокруг Солнца.
Материалы:
- Модель Солнечной системы (например, шары, бумага, картон)
- Лампа или фонарь (для имитации Солнца)
- Нити или провода (для имитации орбит планет)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
1. Попросите детей создать модель Солнечной системы, используя шары, бумагу или картон.
2. Попросите детей поместить лампу или фонарь в центр модели, чтобы имитировать Солнце.
3. Попросите детей натянуть нити или провода, чтобы имитировать орбиты планет.
4. Попросите детей наблюдать за движением планет вокруг Солнца и записывать результаты.
5. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать движение планет и их положение в Солнечной системе.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие планеты входят в состав Солнечной системы?
ü Как планеты движутся вокруг Солнца?
ü Какие орбиты имеют планеты, и как они различаются?
ü Как можно использовать модель Солнечной системы для предсказания положения планет в будущем?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с движением Луны: попросите детей изучить, как Луна движется вокруг Земли и как это влияет на приливы и отливы.
- Эксперимент с затмениями: попросите детей изучить, как затмения происходят, когда Луна или планеты проходят между Солнцем и Землей.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание структуры и движения Солнечной системы.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель других астрономических объектов, таких как галактики или звезды, и изучите их структуру и движение.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о Солнечной системе в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с астрономией и космосом.
Приложение 24
Уровень 3 (9-10 лет)
Астрономия и космос
Эксперимент 2. Наблюдение за звездами и созвездиями
Цель: Изучить звезды и созвездия, и понять, как они меняются в течение года.
Материалы:
- Телескоп или бинокль
- Карта звездного неба или планетарное программное обеспечение
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
- Фонарик или красный свет (для сохранения ночного зрения)
Инструкции:
1. Попросите детей наблюдать за звездами и созвездиями в течение нескольких вечеров, используя телескоп или бинокль.
2. Попросите детей использовать карту звездного неба или планетарное программное обеспечение, чтобы идентифицировать созвездия и звезды.
3. Попросите детей записывать результаты и создавать график или таблицу, чтобы показать изменения в положении звезд и созвездий в течение года.
4. Попросите детей изучить, как звезды и созвездия меняются в течение года из-за вращения Земли и ее орбиты вокруг Солнца.
5. Попросите детей создать модель или рисунок созвездия и объяснить его мифологию.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие созвездия можно увидеть в ночном небе?
ü Как звезды и созвездия меняются в течение года?
ü Как можно использовать карту звездного неба или планетарное программное обеспечение, чтобы идентифицировать созвездия и звезды?
ü Какие мифы и легенды связаны с созвездиями?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с наблюдением за планетами: попросите детей наблюдать за планетами и их движением в течение нескольких вечеров.
- Эксперимент с наблюдением за лунными фазами: попросите детей наблюдать за лунными фазами и их изменениями в течение месяца.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание звезд и созвездий.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель созвездия или звезды и объясните ее мифологию.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о звездах и созвездиях в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с астрономией и космосом.
Приложение 25
Уровень 4 (10-11 лет)
Физика и энергия
Эксперимент 1. Эксперимент с различными источниками энергии и их преобразованием
Цель: Изучить различные источники энергии и их преобразование, и понять, как энергия может быть передана и преобразована из одного вида в другой.
Материалы:
- Различные источники энергии (например, солнечные панели, ветряные турбины, батареи, динамо-машины)
- Устройства для преобразования энергии (например, генераторы, двигатели, трансформаторы)
- Приборы для измерения энергии (например, амперметры, вольтметры, ваттметры)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
1. Попросите детей изучить различные источники энергии и их преобразование.
2. Попросите детей создать эксперимент, в котором они будут преобразовывать энергию из одного вида в другой (например, солнечная энергия в электрическую энергию).
3. Попросите детей измерять и записывать данные о преобразовании энергии.
4. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
5. Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как энергия может быть передана и преобразована.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие различные источники энергии существуют?
ü Как энергия может быть преобразована из одного вида в другой?
ü Какие устройства используются для преобразования энергии?
ü Как можно улучшить эффективность преобразования энергии?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с солнечной энергией: попросите детей изучить, как солнечная энергия может быть преобразована в электрическую энергию.
- Эксперимент с ветряной энергией: попросите детей изучить, как ветряная энергия может быть преобразована в электрическую энергию.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание различных источников энергии и их преобразования.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель устройства для преобразования энергии (например, солнечной панели, ветряной турбины).
- Попросите детей создать список примеров использования различных источников энергии в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с физикой и энергией.
Приложение 26
Уровень 4 (10-11 лет)
Физика и энергия
Эксперимент 2. Наблюдение за поведением энергии в различных системах
Цель: Изучить поведение энергии в различных системах, таких как механические, тепловые, электрические и световые, и понять, как энергия может быть передана и преобразована.
Материалы:
- Различные системы для наблюдения за поведением энергии (например, механическая система с шариками, тепловая система с термометром, электрическая система с лампой, световая система с солнечным спектром)
- Приборы для измерения энергии (например, амперметры, вольтметры, ваттметры, термометры)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать одну или несколько систем для наблюдения за поведением энергии.
2. Попросите детей измерять и записывать данные о поведении энергии в выбранной системе.
3. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
4. Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как энергия может быть передана и преобразована в различных системах.
5. Попросите детей сравнить и противопоставить поведение энергии в различных системах.
Вопросы для обсуждения:
ü Как энергия может быть передана и преобразована в различных системах?
ü Какие законы физики регулируют поведение энергии в различных системах?
ü Как можно использовать знания о поведении энергии для решения проблем и оптимизации систем?
ü Какие примеры использования различных систем для передачи и преобразования энергии существуют в повседневной жизни?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с консервацией энергии: попросите детей изучить, как энергия может быть сохранена и передана в механической системе.
- Эксперимент с тепловым излучением: попросите детей изучить, как тепловая энергия может быть передана и преобразована в различных системах.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание поведения энергии в различных системах.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель системы для передачи и преобразования энергии (например, механической, тепловой, электрической или световой).
- Попросите детей создать список примеров использования различных систем для передачи и преобразования энергии в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с физикой и энергией.
Приложение 27
Уровень 4 (10-11 лет)
Биология и экология
Эксперимент 1. Эксперимент с экосистемами и взаимосвязью живых организмов
Цель: Изучить экосистемы и взаимосвязь живых организмов, и понять, как они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Материалы:
- Террариум или аквариум
- Различные живые организмы (например, растения, животные, микроорганизмы)
- Почва, вода, воздух
- Приборы для измерения температуры, влажности и освещения
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
1. Попросите детей создать экосистему в террариуме или аквариуме, используя различные живые организмы и среду обитания.
2. Попросите детей наблюдать за экосистемой и записывать данные о взаимосвязи живых организмов.
3. Попросите детей измерять и записывать данные о температуре, влажности и освещении в экосистеме.
4. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
5. Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как живые организмы взаимодействуют и влияют друг на друга в экосистеме.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие типы экосистем существуют, и как они различаются?
ü Как живые организмы взаимодействуют и влияют друг на друга в экосистеме?
ü Какие факторы влияют на экосистему, и как они могут быть изменены?
ü Как можно использовать знания об экосистемах для решения проблем и сохранения природы?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с влиянием температуры на экосистему: попросите детей изучить, как температура влияет на живые организмы в экосистеме.
- Эксперимент с влиянием освещения на экосистему: попросите детей изучить, как освещение влияет на живые организмы в экосистеме.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание экосистем и взаимосвязи живых организмов.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте модель экосистемы, используя различные материалы и технологии.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний об экосистемах в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с биологией и экологией.
Приложение 28
Уровень 4 (10-11 лет)
Биология и экология
Эксперимент 2. Наблюдение за влиянием человеческой деятельности на окружающую среду
Цель: Изучить влияние человеческой деятельности на окружающую среду, и понять, как люди могут влиять на экосистемы и живые организмы.
Материалы:
- Различные источники информации о человеческой деятельности и ее влиянии на окружающую среду (например, книги, статьи, видео)
- Приборы для измерения качества воздуха и воды (например, датчики, тест-наборы)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
- Камера или телефон для фотографирования
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать тему, связанную с человеческой деятельностью и ее влиянием на окружающую среду (например, загрязнение воздуха, загрязнение воды, вырубка лесов).
2. Попросите детей изучить и собрать информацию о выбранной теме, используя различные источники.
3. Попросите детей наблюдать и измерять качество воздуха и воды в выбранном месте (например, в парке, в реке).
4. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
5. Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как человеческая деятельность может влиять на окружающую среду.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие типы человеческой деятельности могут влиять на окружающую среду?
ü Как человеческая деятельность может влиять на экосистемы и живые организмы?
ü Какие меры можно предпринять, чтобы уменьшить негативное влияние человеческой деятельности на окружающую среду?
ü Как можно использовать знания о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду для решения проблем и сохранения природы?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с влиянием загрязнения воздуха на растения: попросите детей изучить, как загрязнение воздуха может влиять на рост и развитие растений.
- Эксперимент с влиянием загрязнения воды на водные организмы: попросите детей изучить, как загрязнение воды может влиять на водные организмы.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте проект, направленный на уменьшение негативного влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о влиянии человеческой деятельности на окружающую среду в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с биологией и экологией.
Приложение 29
Уровень 4 (10-11 лет)
Химия и реакции
Эксперимент 1. Эксперимент с сложными химическими реакциями и наблюдением за их результатами
Цель: Изучить сложные химические реакции и наблюдать за их результатами, и понять, как химические вещества взаимодействуют и преобразуются.
Материалы:
- Химические вещества (например, сода, уксус, лимонная кислота, бикарбонат натрия)
- Приборы для измерения температуры, pH и других параметров (например, термометр, pH-метр)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
- Защитные очки и перчатки
Инструкции:
- Попросите детей выбрать сложную химическую реакцию (например, реакция между содой и уксусом, реакция между лимонной кислотой и бикарбонатом натрия).
- Попросите детей подготовить реакцию, используя химические вещества и приборы для измерения параметров.
- Попросите детей наблюдать за реакцией и записывать данные о ее результате (например, изменение температуры, pH, цвета).
- Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
- Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как химические вещества взаимодействуют и преобразуются.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие типы химических реакций существуют, и как они различаются?
ü Как химические вещества взаимодействуют и преобразуются в сложных реакциях?
ü Какие факторы могут влиять на результат химической реакции (например, температура, pH, концентрация реагентов)?
ü Как можно использовать знания о химических реакциях для решения проблем и создания новых материалов?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с влиянием температуры на химическую реакцию: попросите детей изучить, как температура влияет на скорость и результат химической реакции.
- Эксперимент с влиянием pH на химическую реакцию: попросите детей изучить, как pH влияет на результат химической реакции.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание сложных химических реакций.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте проект, направленный на создание нового материала или вещества, используя химические реакции.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о химических реакциях в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с химией и реакциями.
Приложение 30
Уровень 4 (10-11 лет)
Химия и реакции
Эксперимент 2. Наблюдение за свойствами различных химических веществ и их применением
Цель: Изучить свойства различных химических веществ и их применение, и понять, как химические вещества могут быть использованы для решения проблем и создания новых материалов.
Материалы:
- Различные химические вещества (например, металлы, неметаллы, кислоты, основания)
- Приборы для измерения свойств химических веществ (например, плотность, температура плавления, температура кипения)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
- Защитные очки и перчатки
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать несколько химических веществ и изучить их свойства (например, плотность, температура плавления, температура кипения).
2. Попросите детей наблюдать за поведением химических веществ в различных условиях (например, при нагревании, охлаждении, воздействии света).
3. Попросите детей записывать данные о свойствах химических веществ и их применении.
4. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
5. Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как химические вещества могут быть использованы для решения проблем и создания новых материалов.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие свойства химических веществ важны для их применения?
ü Как химические вещества могут быть использованы для решения проблем и создания новых материалов?
ü Какие факторы могут влиять на свойства химических веществ (например, температура, давление, влажность)?
ü Как можно использовать знания о свойствах химических веществ для создания новых технологий и материалов?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с влиянием температуры на свойства химических веществ: попросите детей изучить, как температура влияет на свойства химических веществ.
- Эксперимент с влиянием давления на свойства химических веществ: попросите детей изучить, как давление влияет на свойства химических веществ.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать результаты.
- Проверьте их записи и графики на понимание свойств химических веществ и их применения.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте проект, направленный на создание нового материала или вещества, используя знания о свойствах химических веществ.
- Попросите детей создать список примеров использования знаний о свойствах химических веществ в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с химией и реакциями.
Приложение 31
Уровень 4 (10-11 лет)
Технологии и инженерия
Эксперимент 1. Эксперимент с простыми роботами и программированием
Цель: Изучить простые роботы и программирование, и понять, как можно использовать технологии для создания автоматизированных систем.
Материалы:
- Простые роботы (например, Lego Mindstorms, Dash, Dot)
- Программное обеспечение для программирования роботов (например, Scratch, Blockly)
- Компьютер или планшет
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
Инструкции:
- Попросите детей выбрать простого робота и изучить его возможности и ограничения.
- Попросите детей создать простую программу для робота, используя программное обеспечение для программирования.
- Попросите детей проверить свою программу и внести необходимые изменения.
- Попросите детей создать более сложную программу, которая включает в себя несколько команд и условий.
- Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как можно использовать технологии для создания автоматизированных систем.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие возможности и ограничения имеют простые роботы?
ü Как можно использовать программирование для создания автоматизированных систем?
ü Какие типы задач можно решить с помощью простых роботов и программирования?
ü Как можно использовать знания о простых роботах и программировании для создания более сложных систем?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с датчиками и актуаторами: попросите детей изучить, как можно использовать датчики и актуаторы для создания более сложных систем.
- Эксперимент с алгоритмами и структурами данных: попросите детей изучить, как можно использовать алгоритмы и структуры данных для создания более эффективных программ.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью создать простую программу.
- Проверьте их программу на понимание простых роботов и программирования.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте проект, направленный на создание более сложной системы, которая включает в себя несколько роботов и программ.
- Попросите детей создать список примеров использования простых роботов и программирования в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с технологиями и инженерией.
Приложение 32
Уровень 4 (10-11 лет)
Технологии и инженерия
Эксперимент 2. Наблюдение за применением технологий в различных областях жизни
Цель: Изучить применение технологий в различных областях жизни, и понять, как технологии могут быть использованы для улучшения жизни людей.
Материалы:
- Различные технологические устройства (например, смартфоны, планшеты, компьютеры)
- Интернет-ресурсы (например, статьи, видео, веб-сайты)
- Карандаш и бумага
- Календарь или график
- Камера или телефон для фотографирования
Инструкции:
1. Попросите детей выбрать несколько областей жизни (например, медицина, образование, транспорт, развлечение) и изучить, как технологии используются в этих областях.
2. Попросите детей наблюдать и записывать данные о применении технологий в выбранных областях.
3. Попросите детей создать график или таблицу, чтобы показать результаты эксперимента.
4. Попросите детей обсудить и объяснить результаты эксперимента, и понять, как технологии могут быть использованы для улучшения жизни людей.
5. Попросите детей придумать и представить свои собственные идеи о том, как технологии могут быть использованы для улучшения жизни людей.
Вопросы для обсуждения:
ü Какие области жизни наиболее сильно зависят от технологий?
ü Как технологии могут быть использованы для улучшения жизни людей?
ü Какие новые технологии могут быть разработаны для решения проблем в различных областях жизни?
ü Как можно использовать технологии для улучшения окружающей среды и сохранения природы?
Дополнительные эксперименты:
- Эксперимент с разработкой нового технологического устройства: попросите детей разработать и создать новое технологическое устройство, которое может быть использовано для улучшения жизни людей.
- Эксперимент с изучением истории технологий: попросите детей изучить историю технологий и понять, как они развивались со временем.
Оценка:
- Наблюдайте за участием детей в эксперименте и их способностью записать данные.
- Проверьте их записи и графики на понимание применения технологий в различных областях жизни.
- Попросите детей объяснить свои результаты и ответить на вопросы для обсуждения.
Расширение:
- Создайте проект, направленный на разработку нового технологического устройства или системы, которая может быть использована для улучшения жизни людей.
- Попросите детей создать список примеров использования технологий в повседневной жизни.
- Попросите детей придумать и провести новый эксперимент, связанный с технологиями и инженерией.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.