Цикл организованной образовательной деятельности по формированию умений в аппликации у детей дошкольного возраста

  • docx
  • 10.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы по проблеме формирования умений в аппликации у детей дошкольного возраста, мы составили и частично апробировали цикл организованной образовательной деятельности (ООД) по аппликации в старшей дошкольной группе.
Иконка файла материала цикл.docx

Цикл организованной образовательной деятельности по формированию  умений в аппликации у детей дошкольного возраста

 

На основании изучения психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы по проблеме формирования  умений в аппликации у детей  дошкольного возраста, мы  составили и частично апробировали цикл организованной образовательной деятельности (ООД) по аппликации в старшей дошкольной группе. При составлении цикла ООД были использованы рекомендации Т.С.Комаровой [15], Г.С.Швайко [33], А.Н.Малышевой, Н.В.Ермолаевой [22].

Проведение цикла ООД по аппликации с детьми старшего возраста предполагает решение следующих задач:

- развитие умений выполнять аппликацию из цветной бумаги;

 - обучение приемам составления изображения предметов из отдельных частей;

- закрепление умения правильно держать ножницы и пользоваться ими;

- формирование умений резания по прямой, по косой, по диагонали, вырезания круглых форм из квадрата и овальных из прямоугольника;

 - закрепление умения аккуратно наклеивать изображение

Материал и оборудование для ООД по аппликации:

 - цветная бумага;

 - ножницы;

- розетки с материалом;

 - клейстер;

- кисточки;

- салфетки;

- клеёнки;

 - игрушки для обследования и обыгрывания.

 

Таблица 1

Цикл ООД по аппликации в старшем дошкольном возрасте

 

п/п

Тема

Программные задачи

Умения

Время проведения

1.

«Красивые ворота»

 

-Учить выполнять аппликацию постройки из узких полос;

- Закреплять способы резания широких полос бумаги;

 

Умение держать ножницы, резание по прямой широких полос, размещение деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание.

Сентябрь

 

2.

«Красивые флажки»

 

 

Учить выполнять аппликацию флажков, развивать умение работать ножницами: правильно держать их; резать полоску по узкой стороне на одинаковые отрезки; закреплять приемы аккуратного наклеивания; умение чередовать изображения по цвету

Умение держать ножницы, резание по прямой широких полос, размещение деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание

 

 

Сентябрь

 

 

3.

«Нарежь полоски и наклей из них какие хочешь предметы»

 

Закреплять умение создавать изображения из полосок бумаги, развивать умение резать узкую полоску бумаги правильно держать ножницы, развивать творчество, воображение

 

Умение держать ножницы, резание по прямой узких полос, размещение деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Октябрь

 

 

4.

«Украшение фартука»

 

 

Развивать цветовое восприятие

 

 

Умение держать ножницы, резание по прямой узких полос, размещение деталей, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Октябрь

 

 

5.

«Аквариум с рыбками»

Продолжать учить детей создавать несложную композицию; по-разному располагать изображение рыбок на листе. Развивать умение изображать рыбок, плавающих в разных направлениях

Разрезание квадрата по диагонали, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеивание

 

 

Ноябрь

6.

«Парусная лодочка»

Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображение

Резание квадрата по диагонали, прямоугольника – по косой, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Ноябрь

7.

«Домик»

Закреплять умение составлять изображение домика из частей, красиво подбирать детали по цвету

Резание по диагонали, по прямой, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, приклеивание

Декабрь

8.

«Бусы на елку»

бусинок овальной и круглой формы; чередовать бусинки разной формы и цвета

Вырезание круга из квадрата и овала из прямоугольника, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Декабрь

9.

«Украшение платочка»

 

 

Учить преобразовывать форму, нарезая квадрат на треугольники, круг  на полукруги. Развивать композиционные умения

 

 

Резание круга пополам, резание по диагонали, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Январь

10.

«Летящие самолеты»

 

 

Учиться правильно составлять изображения самолетов из деталей; аккуратно наклеивать, плавно срезать его углы

Вырезание овала из прямоугольника, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Январь

11.

«В магазин привезли красивые пирамидки»

Соотнесение большого к самому маленькому

 

 

Вырезание круга из квадрата, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Февраль

12.

«Неваляшка»

Соотнесение большого к самому маленькому

 

 

Вырезание круга из квадрата, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Февраль

13.

«Весенний цветок»

Учить детей выполнять изображение нераспустившегося цветка; использовать в аппликации два оттенка одного цвета; закреплять приемы аккуратного наклеивания.

Вырезание круга способом пластичного закругления углов квадрата, разрезание круга по сгибу пополам; размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Март

14.

«Вырежи и наклей красивый цветок в подарок маме и бабушке»

Воспитывать желание порадовать маму и бабушку своими изделиями

Вырезание круга приемом плавного закругления углов квадрата, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Март

15.

«Тележка с игрушками»

 

 

Учить изображать сказочный персонаж, характерные детали, соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать

Резание по прямой, вырезание круга, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Апрель

16.

«Красная Шапочка»

Учить изображать сказочный персонаж, характерные детали, соблюдая соотношения по величине. Закреплять умение аккуратно вырезать и наклеивать

Резание по прямой, вырезание круга, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Апрель

17.

«Бабочки на весенней полянке»

Учить красиво подбирать бумагу по цвету

Вырезание овала, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Май

18.

«Цыплята в траве»

Развивать композиционные умения

Вырезание круга, размещение деталей на фоне, намазывание клейстера кистью, точное приклеивание

Май

 

 

При составлении цикла ООД по аппликации учитывались возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, имеющийся уровень сформированности умений в аппликации, индивидуальные особенности и предпочтения детей. Организованная образовательная деятельность подбиралась с учетом постепенного усложнения содержания заданий на интересном для детей материале - от простых изображений к более сложным, с большим количеством деталей и более разнообразной формы, для того чтобы дети могли осознанно применять те или иные приемы вырезания.

 

Описание методики организации ООД по аппликации с детьми средней группы

 

 1. При организации ООД большое внимание уделяется подготовке рабочего места, соблюдению гигиенических требований: дошкольники выполняют аппликацию на клеёночке, положенной на стол; рабочие места располагаются вблизи окна, свет освещает всю плоскость доски; перед работой проводится влажная уборка, помещение проветривается. Детям постоянно напоминают, как правильно пользоваться ножницами, что нельзя брать клейстер в рот. После аппликации следует убрать рабочее место, выстирать тряпочки, отмыть клеёночки, розетки, кисти,  вымыть руки. Используемое оборудование должно соответствовать возрасту детей и теме ООД.

2.Наиболее сложным для детей являются действия, связанные с процессом владения ножницами. Для этого дети должны усвоить логику движений правой руки с ножницами, согласовать их с действиями левой руки, которая подводит бумагу под лезвия ножниц. От координации движений обеих рук зависит качество процесса вырезания. Здесь важную роль играет толщина бумаги, положение ножниц по отношению к бумаге (ножницы должны резать, а не мять ее). Во вторую половину дня детям предоставляется возможность вырезать любые предметы, геометрические фигуры, не ограничивая их во времени. Подобные упражнения очень полезны для развития движений, тактильных ощущений, мелкой моторики пальцев рук и, как нельзя лучше, способствуют формированию технических умений в аппликации.

3. Организуя ООД по аппликации с детьми старшего дошкольного возраста, необходимо использовать простые композиции, близкие опыту детей. На знакомой композиции легче отрабатывать  технические умения в вырезании и наклеивании. Предложенные  темы должны вызывать у детей интерес, положительное эмоциональное отношение.

4. Основу ООД составляют игровые ситуации, в которых дети встречают «гостей» и выполняют их просьбу. Необходимо создать атмосферу игры, в которой у детей возникает необходимая мотивация. Обыгрывание того или иного персонажа способствует более чёткому и целенаправленному восприятию содержания работы.

5. Каждая ООД состоит из трёх частей. В первой части мы вызывается у детей эмоциональный отклик на появление персонажа, возбуждается желание помочь игровому персонажу. От имени игрового персонажа дается задание. Обучение изображению проводится через рассматривание образца, выполненного  воспитателем. С помощью анализа  образца дети видят конкретный результат, который  нужно достигнуть. При рассматривании образца педагоги учат детей выделять его основные части, называть детали, их расположение, форму, цвет. Обследование проводится в такой последовательности: восприятие целостного образа предмета, вычленение основных частей, их формы, деталей, расположения частей, повторное целостное восприятие. Это помогает конкретизировать характер и последовательность действий.

Одним из ведущих методов обучения является показ приемов резания, сопровождаемый простым, точным объяснением действий, как правильно вырезать нужную фигуру, что усиливало эффективность показа.

 Во второй части организованной образовательной деятельности детям предлагается выполнить практическое задание  – вырезать и наклеить нужное изображение. Работая над формированием технических умений в аппликации, используются указания, напоминания, индивидуальный показ действий с ножницами, упражнения в резании. Эти приёмы способствуют формированию способов самостоятельных действий с ножницами с деталями из цветной бумаги, повышению интереса детей к процессу аппликации.

Данная спланированная работа должна способствовать тому, что дети с интересом осваивают технические приемы работы с ножницами и цветной бумагой. Мы считаем, что на успешность работы положительно будет  влиять наличие яркого, привлекательного оборудования, доступность тематики, игровая форма организации ООД, проведение упражнений в резании. Мы составили рекомендации по формированию технических умений в процессе организации продуктивной деятельности по аппликации с детьми средней группы.