Цикл «Повести Белкина».
Оценка 4.9

Цикл «Повести Белкина».

Оценка 4.9
docx
20.05.2021
Цикл «Повести Белкина».
16.Цикл «Повести Белкина»..docx

Урок литературы в 7 классе № 16

Тема: Цикл «Повести Белкина».

Цели урока:

определить место повести в творчестве А.С. Пушкина;

ознакомить учащихся с содержанием повести; понятием «маленький человек» в литературе;

формировать умение анализировать образ литературного героя;

определить идейный смысл произведения;

рассмотреть основные художественные особенности произведения, нравственные проблемы, поставленные в повести;

совершенствовать навыки монологической речи;

воспитывать гуманное отношение к людям, уважение к родителям.

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.

Ход урока

1.Оргмомент.

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Ф. М. Достоевский писал: «Пушкин … унес с собою … великую тайну. И вот мы теперь с вами эту тайну разгадываем». Одно из произведений, входящих в школьную программу, повесть «Станционный смотритель» - предмет нашего разговора сегодня.

3.Целеполагание.

- Обратите внимание на тему урока и скажите, что мы должны выяснить в ходе рассмотрения повести, на какие вопросы ответить?

Кто такой «маленький человек»? Кто из героев повести воплотил в себе образ маленького человека?

Повесть — прозаический жанр, не имеющий устойчивого объёма и занимающий промежуточное место между романом, с одной стороны, и рассказом с другой, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

- Данная повесть актуальна, привлекательна и очень интересна. В 1972 году режиссер Сергей Соловьев снял фильм по этому произведению. Роль Самсона Вырина сыграл Николай Пастухов.

4.Сообщение ученика:

Уникальный факт: в деревне Выра Ленинградской области находится первый в нашей стране музей художественного героя «Домик станционного смотрителя». Открыт он в 1972 году. Не менее тринадцати раз на Вырской почтовой станции бывал А.С.Пушкин, и народное предание связано с повестью «Станционный смотритель».

Имя станционного смотрителя – Самсон Вырин – образовано от названия деревни и почтовой станции. Из архивных документов известно, что на Вырской станции действительно в течение многих лет служил смотритель с дочерью. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Историческая справка: во времена Пушкина движение осуществлялось на лошадях. Существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащих, кот отвечал за эту работу называли станционными смотрителями.

«Повести Белкина» были новым явлением в литературе. Сам Пушкин на вопрос одного из его знакомых, кто такой Белкин, как-то ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот эдак: просто, коротко и ясно».

Особое место принадлежит повести «Станционный смотритель».

5.Работа по теме урока.

Слово заранее подготовленного ученика о времени и месте создания повести

Есть в творческой биографии А.С. Пушкина особое время, которое литературоведы назвали «Болдинская осень». Это была осень 1830 года. Пушкин готовится к свадьбе с Н.Н. Гончаровой и находится в своем имении в селе Болдино Нижегородской губернии, приводя в порядок хозяйственные дела. Из-за вспыхнувшей холеры он вынужден был задержаться здесь. Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца.

Осень вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне», - говорил он. За время нахождения в Болдине он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, сборник «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».

Цикл создан за очень короткое время: с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».

«Повести Белкина» - первое законченное прозаическое произведение Пушкина. Он так сформулировал основной закон своего повествования: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». На вопрос знакомого: « Кто такой Белкин?» - Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно». Надо сказать, что и критики по-разному отзывались о «Повестях Белкина».

 

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь – мило, гладко, плавно: прочитаешь – все забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать». («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа)

«Правда, эти повести замечательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасёнки». (В.Г. Белинский)

«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу – прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение». (Из письма Л.Н. Толстого)

 

Цикл предваряет предисловие «От издателя». Роль издателя Пушкин взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.», авторство же приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Зачем автору нужен такой рассказчик? Очевидно, что благодаря голосу провинциального помещика Белкина, повести отличает уникальная стилевая манера: необыкновенная простота, безыскусность изложения, достоверность. Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц. Кроме того, это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности. Вместе с тем использование распространенного в ту пору приема литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта. «Повести Белкина» были новым явлением в литературе.

 

6.Работа над текстом.

А. Словарная работа.

- Как вы понимаете слова «подорожная», «станционный смотритель», «повествователь»?

Подорожная — в 18—19 вв. письм. свидетельство, необходимое для проезда по почтовым дорогам. П. выдавалась губ. или уезд. властями и удостоверяла право получить на почтовой станции опред. кол-во лошадей, зависевшее от чина и звания проезжающего. 

Смотритель: (офиц. дореволюц.). Должностное лицо, которому поручено заведывание чем-н., надзор, присмотр, наблюдение за чем-н.

Повествователь — тот, кто повествует о событиях в эпическом литературном произведении (эпическое произведение), он является посредником между миром героев и читателем (читатель).

- Каждая повесть рассказана Ивану Петровичу Белкину, он выступает в качестве писателя, но авторство «Повестей…» принадлежит А.С.Пушкину.

- Как вы думаете, для чего Пушкин вводит образ повествователя?

- Чтобы объединить между собой истории и придать им цельность и впечатление полной достоверности.

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России. Давайте посмотрим, какими предстают в повествовании образы станционных смотрителей?

Б. Анализ произведения.

- Кто выступает повествователем в повести «Станционный смотритель»?

(мелкий чиновник)

- Через повествователя мы узнаём об авторской позиции.

Авторская позиция—это отношение автора к своим героям.

- Как автор относится к главному герою?

(сочувствует, переживает, изображая горе и страдание старика)

- А в чём трагедия Самсона Вырина?

- Назовите главных героев повести?

7.Выразительное чтение текста.

Записи в тетрадях ключевых слов, характеризующих смотрителей: «сущий мученик», «дрожащий смотритель», «люди мирные, услужливые, склонные к

общежитию», «скромные в притязаниях на почести», «не слишком сребролюбивые».

- Совпадает ли с этими представлениями образ Вырина?

- Каким мы увидели его впервые?

- Найдите в повести другой портрет этот героя.

-Что изменилось в этом портрете?

-Чем вызваны были эти перемены?

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

- Какие качества в характере Вырина вам понравились? Какие чувства вызывает у вас этот человек? (Самсон Вырин – человек, всеми унижаемый, но исполненный чувства достоинства. Это вызывает уважение к нему, сочувствие его горю).

- Найдите описание комнаты, где остановился повествователь. На чем он заострил внимание?

- Как вы понимаете слово «блудный»?

- Но Вырин сам отпустил Дуню покататься. Почему?

- Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

- Почему его попытки не увенчались успехом?

- Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

-Почему минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его возлюбленной: «Пошел вон!»

- Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

- Вспомните, как относились богатые путешественники к станционным смотрителям? В чем трудности службы смотрителей?

Слово учителя:

В повести Пушкина написано об отношении богатых путешественников к станционным смотрителям. Защитить этих людей некому, к унижениям и издевательствам они привыкли.

Через взаимоотношения Вырина и Минского Пушкин показал социальное неравенство, судьбу «маленького человека».

Кто такой «маленький человек»?

Анализ образа «маленького человека»

 «Маленький человек» - так в литературе называют героев, написанных с людей прошлого века, которые «не вышли в чины» и терпели унижения от вышестоящих чиновников. Они не одарены выдающимися способностями, но отличаются силой характера, без целей, испытывают страх перед жизнью, но при этом добрые, никому не делающие зла, безобидные.

Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки.

- Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком?

- Переходим к образу другого героя – его дочери.

- Подготовьте устный рассказ «Портрет Дуни».

-Какую роль играла Дуня в жизни Вырина?

-Подтвердите цитатами.

 

Пушкин первым вывел образ маленького человека в своей повести. Забытый и терпеливый станционный смотритель – это «маленький человек», образ огромной значимости.

История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием. Но Пушкин не отдается печали полностью. Он всегда иронизирует над героями и над обстоятельствами, и над собой. Характерная для Пушкина ирония проявляется, например, в эпиграфе: «Коллежский регистратор, / Почтовой станции диктатор».

Во времена Пушкина, как вы знаете, основной тягловой силой были лошади. Между населенными пунктами существовали станции, на которых путешественникам меняли уставших лошадей. Служащий, который отвечал за эту работу, и назывался станционный смотритель.

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему?

Ирония и в имени главного героя: «маленький», бессильный человек, который назван именем библейского богатыря.

- Кто такой библейский Самсон?

- Перед нами Самсон Вырин. Что вы можете о нем сказать? Сколько ему лет, когда мы с ним знакомимся? Что вы можете сказать о его молодости. Кем он был?

- Мы видим первое сходство между Самсонами: воины.

- Кто сыграл огромную роль в жизни библейского Самсона?

- Кто сыграл огромную роль в жизни Самсона Вырина?

- И это еще одно сходство.

Герой Пушкина – ничем не примечательный чиновник низшего класса. Люди, подобные ему, занимали в обществе одну из самых низких ступеней, были почти бесправными и беззащитными. Присущи ли таким людям высокие помыслы и чувства, благородство души? Сейчас этот вопрос кажется нам странным. Во времена Пушкина мало кто отвечал на него положительно. Пушкин не только сделал «маленького человека» героем литературного произведения, но и наделил его высокими душевными и духовными качествами.

По существу, с Пушкина началась разработка одной из любимых тем русской литературы – тема «маленького человека».

- Вернемся к библейским сюжетам в повести. Прочитаем описание комнаты смотрителя. На чем заостряет внимание повествователь?

- Что вы можете сказать о судьбе Вырина после того, как он понял то, что дочь уехала? Какие чувства его одолевают?

- Почему он испытывает тревогу?

- Что вы можете сказать о попытке вернуть дочь?

- Берет ли Вырин предложенные деньги?

- Как вы думаете, для чего он вернулся?

- Что понимает смотритель, пробравшись в дом во второй раз?

- О судьбе Вырина повествователь узнает от мальчика. Когда он только ехал к смотрителю, какие чувства его одолевали?

- Меняются ли его чувства после того, как он посетил станцию?

Говорит ли это о том, что к дочери пришло осознание совершенного поступка, и она хотела попросить прощения у отца, но опоздала?

8.Рефлексия.

- Попробуйте написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к родителям?» Прежде чем вы приступите к работе, давайте вспомним особенности жанра «поучение».

(Содержит вступление – обращение, устанавливаются правила жизни, используются глаголы повелительного наклонения, присутствует убедительный тон повествования).

Зачитывание поучений.

9.Итог урока.

- Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

- Что вы унесете сегодня с урока?

- Над чем задумались?

- Каким высказыванием вы бы закончили урок:

«Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты» (Р.Роллан)

«Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними» (из Библии)

- Будьте добры и отзывчивы, почитайте и уважайте своих родителей.

10.Домашнее задание: Напишите рассказ-предположение «Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»


 

Урок литературы в 7 классе № 16

Урок литературы в 7 классе № 16

Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц

Белкин оказывается идеальным, беспристрастным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц

Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком? -

Можно ли Вырина назвать «маленьким» человеком? -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021