Урок № 3
Тема урока: Цикл с предусловием WHILE.
Цель урока:
1) обучающий аспект: познакомить учащихся с циклом с предусловием и научить применять его при составлении программ на языке программирования Python.
2) развивающий аспект: развитие мыслительной деятельности, речи, алгоритмического стиля мышления.
3) воспитательный аспект: воспитание эмоционально-положительной направленности на практическую деятельность, интереса к информатике, личной ответственности за результаты своей работы.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Вид урока: урок-презентация, урок-лабораторное занятие.
Ресурсы: компьютеры, проектор, среда программирования Python IDLE, презентация.
Межпредметные связи: математика.
Основные понятия: цикл с предусловием.
Ход урока (дидактическая структура урока)
1. Организационный этап (2 мин) |
УУД: - Личностные - Коммуникативные |
Приветствие, перекличка. |
2. Проверка и разбор домашнего задания (10 мин)
|
УУД: - Личностные - Познавательные - Регулятивные - Знаково-символические - Коммуникативные |
Заданное на прошлом уроке домашнее задание: Написать программы: 1) Дано целое число. Если оно является положительным, то умножить его на 3; в противном случае вычесть из него 100. Вывести полученное число. 2) Определить, является ли число а делителем числа b. 3) Определить возможность существования треугольника по сторонам. (Треугольник существует только тогда, когда сумма любых двух его сторон больше третьей). |
3. Теоретическая часть (10 мин)
|
УУД: - Личностные - Познавательные - Знаково-символические - Коммуникативные |
||
Откройте тетради и запишите тему урока: «Цикл WHILE (цикл с предусловием)». На прошлом уроке мы изучили конструкцию ветвления или «условный оператор if». Сегодня мы изучим конструкцию «цикл WHILE» или «цикл с предусловием» и попробуем написать первые игры. WHILE – «пока» в переводе с английского Посмотрим на пример цикла WHILE: n=0 while n<3: n=n+1 Если объяснять русским языком, цикл WHILE означает следующее: Пока <выполняется условие>: делать какие-то действия. «Пока n меньше 3, прибавлять к n единицу» Цикл повторяется, пока условие истинно, если же нет, цикл заканчивается. Скажите, чему будет равно n после завершения цикла? (Ответ: 3) Для того, чтобы увидеть, что происходит в теле цикла, создадим и запустим следующую программу: n=0 while n<5: n=n+1 print(n) Программа выведет: 1 2 3 4 5 На первом шаге цикла n=1, на втором n=2 и так далее. Когда n станет равным пяти и программа выведет число 5, снова будет проверяться условие. Но условие не будет выполняться, так как 5<5 - не верно. И произойдёт выход из цикла. Запись в тетрадь:
Бесконечный цикл. while True: print("У попа была собака, он её любил.") print("Она съела кусок мяса, он её убил,") print("В землю закопал и на камне написал:") Пишем и запускаем эту программу на компьютере, чтобы увидеть бесконечный цикл в действии. Запись в тетрадь:
Досрочный выход из цикла break Пример: import random while True: a=random.randint(1,10) print(a) if a==7: break Пишем и запускаем эту программу на компьютере, чтобы увидеть оператор break в действии. Что происходит в программе? |
4. Работа на компьютерах (20 мин)
|
УУД: - Личностные - Регулятивные - Познавательные - Знаково-символические - Коммуникативные |
Учащиеся пишут программы на компьютерах под руководством учителя. Задачи: 1) С помощью цикла while вывести любую фразу 7 раз. 2) Написать программу, которая получает два целых числа A и B (0 < A < B) и выводит все натуральные числа в интервале от A до B. 3) С помощью бесконечного цикла реализовать игру «Купи слона». Программа должна выводить фразу «Купи слона!», получать ответ пользователя и выводить: «Все говорят “фраза, введённая пользователем”. А ты купи слона!» Затем программа получает новый ответ от пользователя и так до бесконечности. 4) С помощью бесконечного цикла и оператора break реализовать игру «Угадай число». Программа генерирует случайное число в диапазоне от 1 до 7 и говорит пользователю: «Угадай число от 1 до 7!». В бесконечном цикле программа считывает ответы пользователя и подсказывает ему «больше!» или «меньше!», а в случае правильного ответа цикл завершается, и выводятся сердечные поздравления с победой. 5) Доработать программу «Угадай число» так, чтобы она не заканчивалась, то есть, чтобы после угадывания одного числа, начиналось угадывание следующего. Увеличить диапазон с 7 до 15 и ввести ограничение на количество попыток (например, 3 попытки). Если пользователь не справился за 3 попытки, вывести «GAME OVER». Выставление оценок за работу на уроке. Дополнительные материалы: Программа «Угадай число» вариант-1: import random a=random.randint(1,7) print("Угадай число от 1 до 7") while True: b=int(input()) if b==a: print("Верно!") break elif b<a: print("Больше!") else: print("Меньше!") Программа «Угадай число» вариант-2: import random while True: a=random.randint(1,15) print("Угадай число от 1 до 15") k=0 while True: k=k+1 if k>3: print("GAME OVER") break b=int(input()) if b==a: print("Пусть другие говорят:") print("Главное – участие.") print("Лишь победа дарит нам") print("Наслажденье, счастье!") print("Вас с победой поздравляем!") print("От души мы вам желаем") print("Без намёков и прикрас") print("Побеждать ещё 100 раз!") break elif b<a: print("Больше!") else: print("Меньше!") |
5. Домашнее задание (3 мин)
|
УУД: - Личностные - Коммуникативные |
Написать программы: 1) С помощью цикла while вывести повторяющуюся строчку из любой песни 25 раз. 2) Написать программу, которая получает два целых числа A и B (0 < A < B) и выводит квадраты всех натуральных чисел в интервале от A до B. 3) Дано целое число N (>0). Используя операции деления нацело и взятия остатка от деления, вывести все его цифры, начиная с самой правой. 4) ** Напишите программу, которая бы «подбрасывала» условную монету 100 раз и сообщала, сколько раз выпал орел, а сколько — решка. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.