Цикл занятий по коррекции восприятия, воображения, мышления, внимания, мелкой моторики рук «МЫ И СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» для детей с ОВЗ
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Цикл занятий по коррекции восприятия, воображения, мышления, внимания, мелкой моторики рук «МЫ И СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК» для детей с ОВЗ

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
14.01.2020

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

программа по СКК Солнечный зайчик.docx

 

 

 

 

 

Цикл занятий
по коррекции восприятия, воображения, мышления,

внимания, мелкой моторики рук

«МЫ И СОЛНЕЧНЫЙ  ЗАЙЧИК»

 

 

 

 

Актуальность

        В образовательные учреждения приходят дети, разные по поведению, по характеру, по уровню развития познавательных процессов. Одни усваивают знания легко, другим для приобретения тех же знаний требуются напряженные усилия, но при достаточном усердии и необходимой помощи взрослых они усваивают программный материал.
       Что же мешает некоторым детям благополучно освоить программу дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) и учебную программу начальной школы? Особое место среди причин стойкой неуспеваемости занимает такой вариант индивидуального развития психики ребенка, который в отечественной науке получил название ”задержка психического развития” (ЗПР).
         Под этим термином понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой - дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта знаний, которые соответствуют возрасту дошкольника, и стандарта школьных знаний.
         Проявления задержки психического развития включают в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку развития познавательной деятельности, при этом проявления этого состояния могут быть разнообразные.

Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему психическому развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование показывает специфические особенности его психической деятельности, в основе которых лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка, за возможности его адаптации к условиям образовательного учреждения.          

Понятие ”задержка психического развития” и ее классификация                 

        

Проблема неуспеваемости определенной части учащихся начальной массовой общеобразовательной школы давно привлекала к себе внимание педагогов, психологов, медиков и социологов. Ими была выделена определенная группа детей, которых нельзя отнести к умственно отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую ”зону ближайшего развития”. Эти дети были отнесены к особой категории - детей с задержкой психического развития.
         Под термином ”задержка психического развития” понимают синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций(моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов (ранней депривации, плохого ухода), задержка темпа может иметь обратимый характер. В этиологии задержки психического развития играют роль конституциональные факторы, хронические, соматические заболевания, органическая недостаточность нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера.
         М.С. Певзнер и Т.А. Власова рассматривали вопрос о том, какую роль играли эмоциональное развитие и нейродинамические расстройства (астенические и церебральные состояния) в формировании личности ребенка с ЗПР. Они выделили задержку психического развития, возникающую на основе психического и психофизического инфантилизма, связанного с вредными воздействиями на ЦНС в период беременности, и за держку, возникающую на ранних этапах жизни ребенка в результате различных патогенных факторов, приведших к астеническим и цоребрастеническим со стояниям организма.
         Различие патогенетических механизмов обусловливало и различие прогноза. ЗПР в виде неосложненного психического инфантилизма расценивалась как прогностически более благоприятная, большей частью не требующая специальных методов обучения. При преобладании же выраженных нейродинамических, в первую очередь стойких церерастенических, расстройств ЗПР оказывалась более стойкой и нередко нуждающейся не только в психолого-педагогической коррекции, но и в лечебных мероприятиях.
         В результате дальнейшей научно-исследовательской работы К.С. Лебединской была предложена этиопатогенетическая систематика задержки психического развития. Основные клинические типы ее дифференцируются по этиопатогенетическому принципу:

  • конституционного происхождения,
  • соматогенного происхождения,
  • психогенного происхождения,
  • церебрально-органического происхождения.                                

                  

Каждый из этих типов может быть осложнен рядом болезненных признаков - соматических, энцефалопатических, неврологических - и имеет свою клинико-психологическую структуру, свои особенности эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности, свою этиологию.
         Представленные клинические типы наиболее стойких форм задержки психического развития в основном отличаются друг от друга именно особенностью структуры и характером соотношения двух основных компонентов этой аномалии: структурой инфантилизма и характером нейродинамических расстройств. В замедленном темпе формирования познавательной деятельности с инфантилизмом связана недостаточность интеллектуальной мотивации и производительности, а с нейродинамическими расстройствами связаны тонус и подвижность психических процессов.

Задержка психического развития конституционного происхождения - так называемый гармонический инфантилизм (неосложненный психический и психофизический инфантилизм, по классификации М.С. Певзнер и Т.А. Власовой), при котором эмоционально-волевая сфера находится как бы на более ранней ступени развития, во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей младшего возраста.

Характерны преобладания эмоциональной мотивации поведения,повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость. Дети по росту и физическому развитию отстают от своих сверстников на 1,5-2 года, для них характерна живая мимика, выразительная жестикуляция, быстрые порывистые движения. Он неутомимы в игре и быстро утомляются при выполнении практических заданий. Особенно быстро им надоедают однообразные задания, требующие удержания сосредоточенного внимания до-вольно продолжительное время (рисование, математика, письмо, чтение).
         Детям свойственна слабая способность к умственному напряжению, повышенная подражательность, внушаемость. Дети с инфантильными чертами поведения несамостоятельны и некритичны к своему поведению. На занятиях ”выключается” и не выполняют задания, плачут по пустякам, быстро успокаиваются при переключении на игру или что-то, доставляющее удовольствие. Любят фантазировать, заменяя и вытесняя неприятные для них жизненные ситуации. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у таких детей в младших классах, М.С. Певзнер и Т.А. Власова связывают с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, преобладанием игровых интересов.

Гармонический инфантилизм - это как бы ядерная форма психического инфантилизма, в котором черты эмоционально-волевой незрелости выступают в наиболее чистом виде и часто сочетаются с инфантильным типом телосложения. Такая гармоничность психофизического облика, наличие семейных случаев, непатологичность психических особенностей позволяют предположить преимущественно врожденно-конституционную этиологию этого типа инфантилизма. Нередко происхождение гармонического инфантилизма может быть связано с неглубокими обменно-трофическими расстройствами, внутриутробными или первых лет жизни.

Задержка психического развития соматогенного происхождения обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения: хроническими инфекциями и аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы, в первую очередь сердца. В замедленном темпе психического развития детей значительная роль принадлежит стойкой астении, снижающей не только общий, но и психический тонус. Нередко имеет место и задержка эмоционального развития - соматогенный инфантилизм, обусловленный рядом невротических наслоений - неуверенностью, боязливостью, связанными с ощущением своей физической неполноценности, а иногда вызванный режимом запретов и ограничений, в котором находится соматически ослабленный или больной ребенок.

Задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности ребенка.
         Как известно, неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь эмоционального развития. В таких случаях речь идет о патологическом (аномальном) развитии личности.
         Этот тип задержки психического развития следует отличать от явлений педагогической запущенности, не представляющих собой патологического явления, и дефицита знаний и умений вследствие недостатка интеллектуальной информации.
         ЗПР психогенного происхождения наблюдается, прежде всего, при аномальном развитии личности по типу психической неустойчивости (Г.Е. Сухарева, 1959), чаще всего обусловленной явлением гипоопеки - условиями безнадзорности, при которых у ребенка не воспитывается чувство долга и ответственности, формы поведения, связанные с активным торможением аффекта. Не стимулируется развитие познавательной деятельности, интеллектуальных интересов и установок. Поэтому черты патологической незрелости эмоционально-волевой сферы в виде аффективной лабильности, импульсивности, повышенной внушаемости у этих детей часто сочетаются с недостаточным уровнем знаний и представлений, необходимых для усвоения школьных предметов.

Вариант аномального развития по типу ”кумира семьи” обусловлен, наоборот, гиперопекой - изнеживающим воспитанием, при котором ребенку не прививаются черты самостоятельности, инициативности, ответственности.
         Для этого психогенного инфантилизма, наряду с малой способностью к волевому усилию, характерны черты эгоцентризма и эгоизма, нелюбовь к труду, установка на постоянную помощь и опеку.
При нормальном интеллектуальном развитии такой ребенок учится неровно, так как не приучен трудиться, не хочет выполнять задания самостоятельно.
Адаптация в коллективе этой категории детей затруднена из-за таких черт характера, как эгоизм, противопоставление себя классу, что приводит не только к конфликтным ситуациям, но и к развитию у ребенка невротического состояния.

Вариант патологического развития личности по невротическому типу чаще наблюдается у детей, родители которых проявляют грубость, жестокость, деспотичность, агрессию к ребенку и другим членам семьи.
         В такой обстановке нередко формируется личность робкая, боязливая, эмоциональная незрелость которой проявляется в недостаточной самостоятельности, нерешительности, малой активности и инициативе. Неблагоприятные условия воспитания обусловливают замедленное формирование коммуникативно-познавательной активности детей.
Лев Семенович Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития, под которой понимается отношение между ребенком и окружающей его социальной действительностью.

         В неблагополучных семьях ребенок испытывает дефицит общения. Эта проблема со всей остротой встает в школьном возрасте в связи со школьной адаптацией. При сохранном интеллекте эти дети не могут самостоятельно организовать свою деятельность: испытывают трудности при планировании и вычленении ее этапов, им недоступна адекватная оценка результатов.
Отмечаются выраженное нарушение внимания, импульсивность, отсутствие заинтересованности в улучшении своих показателей. Особую трудность вызывают задания, когда необходимо их выполнять по словесной инструкции. С одной стороны, испытывают повышенную утомляемость, а с другой - очень раздражительны, склонны к аффективным вспышкам и конфликтам.

         Задержка психического развития церебрально-органического происхождения встречается чаще других описанных типов и нередко обладает большой стойкостью и выраженностью нарушений как в эмоционально-волевой сфере, так и в познавательной деятельности и занимает основное место в данной аномалии развития.
         Изучение анамнеза детей с этим типом ЗПР в большинстве случаев показывает наличие негрубой органической недостаточности нервной системы, чаще резидуального (остаточного) характера вследствие патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору), недоношенности, асфиксии и травмы при родах, постнатальных нейроинфекций, токсикодистрофирующих заболеваний первых лет жизни.
         Анамнестические данные часто указывают на замедление смены возрастных фаз развития:
запаздывание формирования статистических функций ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
         В соматическом состоянии наряду с частыми признаками задержки физического развития (недоразвитие мускулатуры, недостаточность мышечного и сосудистого тонуса, задержка роста) нередко наблюдается общая гипотрофия, что не позволяет исключить патогенетической роли нарушений вегетативной регуляции; могут наблюдаться и различные виды диспластичности телосложения.
         В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефальные, а иногда и гипертензионные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), явления вегетативно-сосудистой дистонии.
         Церебрально-органическая недостаточность, прежде всего, накладывает типичный отпечаток на структуру самой ЗПР - как на особенности эмоциональноволевой незрелости, так и на характер нарушений познанательной деятельности.
         Эмоционально-волевая незрелость представлена органическим инфантилизмом. У детей отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; характерна слабая заинтересованность в оценке, низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и нередко сопровождается отсутствием критики. Игровую деятельность характеризуют бедность воображения и творчества, монотонность и однообразие. Самостремление к игре нередко выглядит как способ ухода от затруднений в занятиях. Зачастую в игру прекращается деятельность, требующая целенаправленной интеллектуальной деятельности, например приготовление уроков.
         В зависимости от преобладания того или иного эмоционального фона можно выделить два основных вида органического инфантилизма: неустойчивый - с психомоторной расторможенностью, эйфорическим оттенком настроения и импульсивностью, и тормозимый - с преобладанием пониженного фона настроения, нерешительностью, боязливостью.
         Для ЗПР церебрально-органического происхождения характерны нарушения познавательной деятельности, обусловленные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их медлительностью и пониженной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.
         Психолого-педагогические исследования, проведенные еще в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, констатировали, что у этих детей наблюдаются неустойчивость внимания, недостаточность развития фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, дол-говременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Нередко обнаруживается плохая ориентировка в ”правом - левом”, явления зеркальности в письме, затруднения в различии сходных графем.

 

    

ПРОГРАММА  ПО   ПСИХОКОРРЕКЦИИ         

ЦЕЛИ: коррекция когнитивных процессов и мелкой моторики рук учащихся специальных/коррекционных/ классов VII вида для детей с ЗПР.

Задачи:
Коррекционно-развивающие:

  • Развивать мелкую и крупную моторику
  • Развивать тактильные ощущения
  • Развивать пространственную ориентировку на листе и в пространстве
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, чувство ритма
  • Развивать внимание, память, мыслительные процессы и операции
  • Развивать координацию движений
  • Развивать речь

Образовательные:

  • Повторить свойства предметов (цвет, форма, величина)
  • Обучить элементам самомассажа
  • Закрепить понятия: вправо-влево, вверх, вниз

Воспитательные:

  • Воспитывать способность подчинять свои действия инструкции.
  • Воспитывать взаимопонимание, дружелюбие
  • Воспитывать уважение друг к другу
  • Воспитание эстетических чувств.

 

 

 

 

 

 

 

Занятие 1. Знакомство.

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Кусочки ткани разных цветов (3 шт.)
  • Простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 1.

 

1

Организационный момент. Введение в игру.

2 мин.

2

Упражнение на мелкую моторику «Нарисуй зайца по точкам»

5 мин.

3

Релаксация – настрой «Солнечный зайчик».

2 мин.

4

Игра "Знакомство с мягкой игрушкой: Солнечным зайчиком"

5 мин.

5

Игра "Да - нет".

4 мин.

6

Упражнение "Мой необыкновенный фотоаппарат"

4 мин.

7

Упражнение «Определи цвет»

3 мин.

8

Выполни задание

5 мин.

9

АРТ-терапевтическое упражнение

13 мин.

10

 Обсуждение нарисованных картин.

5 мин.

11

Завершение занятия.

2 мин.

 

 

50 мин.

1. Организационный момент. Введение в игру. Здравствуйте, ребята, сегодня нас ждет удивительная встреча с самым необычным сказочным героем. Для того, чтобы узнать кто это, надо нарисовать картинку, соединив точки по порядку.

Упражнение  на мелкую моторику «Нарисуй по точкам».

Соедини точки по порядку и разукрась полученную картинку. 

                           Вариант 1.                                                                                       Вариант 2.

            http://iemcko.narod.ru/images/22203.jpg

Релаксация – настрой.

«Посмотрите в окно: какое яркое солнце!
Сол­нечный    зайчик прыгнул вам в глаза - закройте  их.
Он побежал дальше - нежно погладьте его ла­донями на лбу, на носу, на ротике, на щеках, на подбородке.
Поглаживайте аккурат­но, чтобы не спугнуть.
А теперь погладьте голову, шею, руки, ноги, животик...
Он бегает по всему вашему телу.
Солнечный зайчик любит и ласкает вас, и вы погладьте его и подружитесь с ним. Молодцы!
А сейчас представьте, что у вас в руках маленький, беспомощный зайчонок. Вытяните руки вперед ладонями вверх.
Теперь согните их и при­близьте к себе.
Медленно сгибайте пальчики по одному, спрячьте в ладони зайчонка, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыха­нием. Раскройте ладони - ваш зайчонок радостно выпрыгнул.
Улыбнитесь ему и не грустите.
Вы его еще увидите. Отлично! Откройте глазки»

УПРАЖНЕНИЕ «Знакомство с солнечным зайчиком».

«А вот и он – зайчонок, с которым вы уже познакомились. Посмотрите на него. Потрогайте. Что вы ощутили? В дальнейшем этот зайчонок будет вашим верным другом. Хотите, мы его назовем? Как?»

ИГРА «ДА, НЕТ».  

Заяц загадывает слово (морковь, лес, волк и т.п.), а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из пяти ответов: "да"; "нет"; "и да и нет"; "неизвестно"; "неважно".
«Заяц очень рад сегодняшнему знакомству с вами. Эту картину нужно запечатлеть в памяти надолго. Давайте ее сфотографируем».

УПРАЖНЕНИЕ «Мой необыкновенный фотоаппарат».

Дети внимательно осматривают все вокруг и при помощи указательных пальцев и большого пальцев обеих рук изображают «фотоаппараты». Затем им предлагается внимательно рассмотреть в окошке картинку, которую они хотят сфотографировать, и рассказать о ней. Изменить размер рамки «фотоаппарата». Что видно теперь? Передвигая руку-«фотоаппарат», создать движущуюся картину и запомнить. Приближать и удалять «фотоаппарат» - к себе и от себя. Что меняется?

УПРАЖНЕНИЕ «Определи цвет».

«У вас у каждого есть любимый цвет. Какой у вас цвет любимый? Хотите узнать, какие цвета любимые у зайчика?»
Каждому ребенку дается 3 кусочка бумаги или ткани красного, желтого и зеленого цвета. Задание: внимательно рассмотрев поочередно кусочки цветной ткани или бумаги, постараться с закрытыми глазами вспомнить эти цвета. Рассказать о своих ощущениях.

Упражнение «Выполни задание»

Выполни задание, изображенное на картинке.

                 http://iemcko.narod.ru/images/22204.jpg

Арт-терапия. Нарисуй нашего друга зайца и то, что его окружает.

Обсуждаем нарисованные картинки. «Картинная галерея: Мой новый друг – солнечный зайчик и то, что рядом с ним».

Завершение занятия. Все участники встают в круг, берутся за руки и желают друг другу всего самого доброго и хорошего.

 

Занятие 2. «В гостях у Солнечного Зайчика».

Материалы и оборудование к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам» по количеству участников.
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы («Постройка дома», «Назови гостей», )

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 2.

 

1

Организационный момент. Приветствие. Введение в игру.

3 мин.

2

Игра «Что снаружи, что внутри»

4 мин.

3

Упражнение «Видеоскоп»

4 мин.

4

Упражнение «Изобрази сюжет картинки»

5 мин.

5

Упражнение «Назови гостей солнечного зайца»

6 мин.

6

Упражнение "Пальчики-узнавальчики"

4 мин.

7

Упражнение «Постройка дома»

4 мин.

8

Упражнение «Отгадай загадки»

5 мин.

9

Упражнение «Нарисуй по точкам»

5 мин.

10

Рефлексия. Завершение занятия.

6 мин.

 

 

45 мин.

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь поудобнее. Солнечный зайчик очень рад видеть вас у себя в гостях. И сегодня он хочет поздороваться с вами так, как принято у него. Приветствовать друг друга мы будем не словами, а с по­мощью  рук.  Закройте глаза. Я дотронусь до того, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и точно так же передаст его соседу - дотронется до него. И так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны. Замечательно!

ИГРА« Что снаружи, что внутри? »

Вам интересно, как живет зайчик? Заяц называет пару предметов, а ребенок говорит, что может быть снаружи, а что - внутри. Дом - шкаф; книга - шкаф; сумка - кошелек; кошелек-деньги; кастрюля - каша; аквариум - рыбы; будка - собака; нора - лиса. Затем поменяйтесь ролями - пусть ребенок загадывает пары слов.

Упражнение «Видеоскоп»

«А сейчас заяц предлагает вам посмотреть его фотографии» Дети сидят в кругу, психолог с интервалом в 10 сек. передает им одну задругой 2-3 картинки с несложным сюжетом. Картинки проходят 2-3 круга, после чего откладываются в сторону. Задание: вспомнить самую первую картинку. Что на ней было изображено? По команде дети должны представить ее сюжет, вспомнить подробности.
ПРИМЕР: Разделите представленные ниже картинки на части, предъявляйте по одной картинке.

http://iemcko.narod.ru/images/22205.jpg

 

Упражнение «Изобрази сюжет картинки»

«А вот еще фотографии. Заяц не может вспомнить, что там было. Помогите ему представить все, оживив фотографию».
Ребенок рассматривает картинку с несложным сюжетом. Затем он рассказывает сюжет всем детям, но картинку не показывает. Детям нужно «оживить» картинку, изобразить позы, действия, настроение героев.
Дети по 2-е рассматривают картинку, на которой изображено действие. Они вдвоём пытаются изобразить то, что нарисовано на этой картинке. Все остальные угадывают, что они изобразили.

Картинки для изображения:

     http://iemcko.narod.ru/images/22206.jpg

       http://iemcko.narod.ru/images/22207.jpg

Упражнение «Назови гостей солнечного зайца»

Найди названия животных, изображенных на картинке, подчеркни их.

                                      http://iemcko.narod.ru/images/22208.jpg

Упражнение «Пальчики-узнавальчики».

«Давайте посмотрим, что есть дома у зайца»
На стол, закрытый скатертью, ставятся 2-3 предмета, разные по форме и величине. Ребенок исследует предметы, проводя по ним пальцем, пытается угадать.

Упражнение  «Постройка дома». 

Зайчик рассказал,  как он строил дом, а сможем ли мы восстановить этапы постройки дома? Назови последовательно этапы постройки дома.

                  http://iemcko.narod.ru/images/22209.jpg

Отгадай загадки:

На стул не очень я похож —
Побольше и помягче.
На мне приятно отдохнуть,
А если хочется поспать,
То превращаюсь я в кровать.  (Кресло)

У стены — большой и важный
Дом стоит многоэтажный.
Мы на нижнем этаже
Всех жильцов прочли уже.  (Книжный шкаф)

В гостиной комнате стою,
Ходить я вовсе не могу.
Когда устанете гулять,
Вы можете сесть и отдыхать.  (Диван)

Упражнение  на мелкую моторику «Нарисуй по точкам».


дини точки по порядку, назови, что нарисовано на картинке. Разукрась полученный рисунок.

                                          http://iemcko.narod.ru/images/22210.jpg

Рефлексия. Завершение занятия:
Что вы запомнили, побывав в гостях у зайки? А теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки.

 

Занятие 3. «Расскажите солнечному зайке о жизни людей».

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Мяч малый с шипами (массажный)
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Листочки в клетку или тетради для выполнения графических работ

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 3.

 

1

Организационный момент. Введение в игру. Настрой на работу.

2 мин.

2

Упражнение-разминка «Кто кем будет?»

3 мин.

3

Игра «Съедобное - несъедобное»

4 мин.

4

Упражнение  "Как будут звучать"

3 мин.

5

Упражнение «Простые рисунки»

5 мин.

6

Упражнение "Жили – были…"

4 мин.

7

Упражнение «Кто без чего не обойдется»

4 мин.

8

Упражнение «Графический диктант»

7 мин.

9

Упражнение «Нарисуй по точкам»

5 мин.

10

Упражнение «Кто это?» знакомимся с профессиями

5 мин

11

Рефлексия. Завершение занятия.

3 мин.

 

 

45 мин.

Психолог: «Здравствуйте! Проходите, пожалуйста, рассаживайтесь поудобнее. Солнечный зайчик очень рад видеть вас у себя в гостях. И сегодня он хочет поздороваться с вами так, как принято у него. Приветствовать друг друга мы будем не словами, а с по­мощью  рук.  Закройте глаза. Я дотронусь до то­го, кто сидит справа от меня. Он примет мое приветствие и точно так же передаст его со­седу - дотронется до него. И так далее, пока мое приветствие опять ко мне не вернется, только уже с другой стороны. Замечатель­но! На прошлом занятии мы побывали в гостях у солнечного зайчика, сегодня мы расскажем ему о жизни людей.

Игра-разминка  "Кто кем (чем) будет?"


Игра хороша тем, что можно играть и с группой и вдвоем с ребенком. Задавайте друг другу вопросы, следите, чтобы ребенок, отвечая на вопрос, грамотно склонял имена существительные.

Кем будет яйцо? (может быть птенцом, крокодилом, черепахой, змеей.)
- цыпленок - петухом;
- мальчик - мужчиной;
- теленок - коровой или быком

 бумага - книгой
- снег -водой
- вода - льдом
- семечко - цветком
- мука - блинчиками
и т. д.

Игра-наоборот: "Кто кем был?".

- лошадь - жеребенком
- цветок - семенем
-пирожок - тестом и т.д.

Игра «Съедобное – несъедобное».

Упражнение выполняется с мячом. Ведущий называет различные предметы: если это съедобное – игроки ловят мяч, а если нет, то не ловят.

Игра «Как будут звучать».

Психолог спрашивает у детей, как, по их мнению, будут звучать бурчалки? Изобрази набором звуков, как будут звучать сопелки... ворчалки... пыхтелки... дразнилки... хвалилки

Упражнение «Простые рисунки».

Заяц говорит, что много интересных вещей видел у людей. Он сделал наброски, но рисует плохо. Попытайтесь помочь зайцу и представьте, на что это похоже, что бы это могло быть.
Такие рисунки состоят из контуров геометрических фигур, дуг и прямых. В них при создании не закладывается никакого определенного значения. Простые рисунки нужно разгадывать, то есть находить в них смыл, отвечать на вопрос "Что это такое?".
Правила игры просты: нужно сказать, что за предмет изображен на рисунке. Чем больше решений, тем лучше. Единственное ограничение: не нужно поворачивать рисунки.

                                          http://iemcko.narod.ru/images/22211.jpg

 

Игра "Жили-были...".

Игра на развитие мышления, смекалки, закрепление знаний об окружающем мире. Играть можно вдвоем с ребенком или компанией, задавая вопросы по очереди.
Смысл игры объяснять долго - мы просто приведем примеры.
Для детей поменьше вопросы простые, для более старших посложнее - со "степенью трудности" определитесь сами.
Взрослый задает вопрос "Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?" - "Он стал петушком".
"Жила-была тучка, что с ней потом стало?" - "Из нее дождик пролился"
"Жил-был ручеек, что с ним стало?" - "Зимой замерз", "Засох в жару".
"Жило-было семечко, что с ним потом стало?" - "Из него цветок вырос"
"Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?" - "Из него сделали кирпич (вазу...).

Упражнение "Кто без чего не обойдётся".

Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки. Взрослый зачитывает ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, самых важных, без чего главный предмет не может обойтись. Например, сад… какие слова самые главные: растения, садовник, собака, забор, земля? Без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.
Примерные задания:
Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)
Школа (учитель, ученики, столы, стулья, книги, тетради)
Второй вариант. Называем слова, и спрашиваем: чего не может быть без этого предмета, для чего или кого оно самое главное?
Например: вода, провод, карандаш, стекло, кирпич.

Упражнение «Графический диктант».


Загадка:      Кашу варим в ней и суп.
                            Будут сыты все вокруг         (кастрюля).

Выполните задание под мою диктовку. Отгадайте загадку по окончании работы.
2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 2 клетки вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вниз, 5 клеток влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх.

                                http://iemcko.narod.ru/images/22212.jpg

Упражнение  на мелкую моторику «Нарисуй по точкам»


     Соедини точки по порядку и узнай, что нарисовано на картинке. Разукрась полученную картинку.

 (Учащимся предлагается 3 варианта картинок на выбор)

http://iemcko.narod.ru/images/22213.jpg

Упражнение "Кто это?" знакомимся с профессиями.

Для игры хорошо иметь карточки с изображением людей разных профессий и инструментов.

1 вариант: Задаем вопросы: кто лечит больных? Кто учит детей в школе? Кто готовит обед? Кто работает на тракторе? Кто разносит письма и газеты? Кто шьет платье?

2 вариант: Вопросы: что делает дворник? Что делает доктор? Что делает электромонтер? Что делает учитель? Что делает шофер? Что делает маляр? Что делает парикмахер?

3 вариант: Придумываем загадки. Например: этот человек работает на улице, у него есть метла, лопата.

4 вариант: "Кому что нужно?" Что нужно почтальону? Что нужно парикмахеру? И наоборот: кому нужны ножницы? Кому нужна иголка?

                             http://iemcko.narod.ru/images/22214.jpg

Рефлексия. Завершение занятия: Что вы запомнили, побывав в гостях у зайки? А теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки.

Занятие 4. «Прогулка с солнечным зайцем».

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Листочки в клетку или тетради для выполнения графических работ
  • Простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования

ХОД ЗАНЯТИЯ

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 4.

 

1

Организационный момент. Введение в игру. Настрой на работу.

2 мин.

2

Упражнение «На прогулку»

3 мин.

3

Упражнение «Какое что бывает?»

3 мин.

4

Упражнение  "Точка зрения"

4 мин.

5

Упражнение «Что где растет?»

3 мин.

6

Упражнение "Живое - неживое"

3 мин.

7

Упражнение «Вопросы - ответы»

3 мин.

8

Упражнение «Сонар»

3 мин.

9

Упражнение «Ловушка»

4 мин.

10

Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»

4 мин.

11

Упражнение «Отгадай предмет по описанию»

3 мин.

12

Упражнение «Где мы были, мы не скажем…»

3 мин.

13

Упражнение «Нарисуй по точкам»

4 мин.

14

АРТ-терапия «Нарисуйте воображаемую прогулку»

10 мин.

15

Картинная галерея. Обсуждение выполненных работ.

5 мин.

16

Рефлексия. Завершение занятия.

3 мин.

 

 

60 мин.

Психолог. Заяц очень рад видеть вас в своих владениях. Но и вы не сегодня не дети, а представьте, что вы - лесные жители: медведи, лисы, зайцы, тигры и т.д. Кто кем хочет, тем и будет. Мы встретились на этой лесной полянке и сейчас поприветствуем друг друга. Скажите, животные умеют приветствовать, как люди? (Нет.) Значит, приветствовать друг друга мы будем жестами. (Дети встают парами по кругу!) Поздоровайтесь друг с другом (носами потритесь). Спросите, как дела (соедините ладони). Общих друзей встречали? (Спинами трутся?) Нет? Да? (Головой мотают) Я так рада вас видеть! (Обнимаются?) Молодцы!

Упражнение «На прогулку!»

Заяц предлагает детям отправиться на прогулку.
Дети закрывают на мгновение глаза. Как только начинает звучать музыка, открывают их и танцуют, изображая то или иное место, предложенное зайцем – где они находятся (1 минута).
Далее музыка меняется несколько раз. На каждую смену психолог говорит, где оказались дети ( в дремучем лесу, вокруг дикие звери; в парке – поют птицы, белки на деревьях; на полянке – летают бабочки, кузнечики; в пруду – плавают рыбки, русалки, крабы.) Звучит очень медленная музыка.

Игра "Какое что бывает?".

Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов и, наконец, понимать значение таких понятий как высота, ширина, длина; классифицировать предметы по форме, размеру, цвету. Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Потом нужно дать возможность ребенку проявить себя.
Примеры:
- Что бывает высоким? (дерево, столб, человек, дом). Здесь уместно спросить, что выше - дерево или дом; человек или столб.
- Что бывает длинным? (коротким)
- Что бывает широким (узким)?
- Что бывает круглым (квадратным)?
В игру можно включать самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, белым, черным и т.д.

Игра «Точка зрения».

Психолог предлагает детям придумать и рассказать, что ви­дит расположившаяся на верхуш­ке дерева гусеница. Что видит солнце, выглянувшее из-за туч. Что услышал зайчик, пробежавший по лесу. Что чувствует под ногами мальчик, идущий босиком.

Упражнение «Что где растет?»

Психолог  начинает  фразу,  ребята   ее  за­канчивают и повторяют целиком. Ромашки растут на ... (лугу). Орехи растут на . . . (дереве). Яблоки растут на ... (яблоне). Цветы растут на . . . (клумбе). Морковь растет на . . (грядке).

Упражнение«Живое – неживое».

Знакомим ребенка с понятиями "одушевленный" и "неодушевленный".
Сначала объясняем, что все живые предметы мы называем "КТО", а неживые "ЧТО". Если ведущий называет живой предмет, то участники хлопают в ладоши, если неживой – сидят тихо.

Упражнение «Вопросы - ответы».

Играем в вопросы и ответы. Можно использовать книжки с сюжетными картинками.
Что растет? Кто растет?
Кто летает? Что летает?
Кто плавает? Что плавает?
Кто самый большой? Что самое большое? и т.д.

Упражнение «Сонар»

Мы отдыхаем на полянке. Послушайте внимательно, какие звуки окружают нас в комнате, а затем услышать звуки улицы.

Упражнение «Ловушка»

Педагог говорит: «Пошел охотник в лес, выбрал место и поставил свою ловушку. Прибежали звери, при­летели птицы, почуяли вкусный корм, а ловушка захлопнулась. Стал охотник проверять, кто в ловушке, и увидел там зайчат, медвежат, кукушку и разных лесных птичек».
С помощью считалки выбираются охотник и 4—5 человек, ко­торые берутся за руки и образуют круг—ловушку. Охотник ста­вит ее в середине комнаты. Остальные дети — обитатели леса. Они бегают и прыгают через ловушку и вокруг нее (изображающие ловушку стоят неподвижно, взявшись за руки и подняв их на уровне плеч). «Хлоп!» - неожиданно говорит охотник. Дети быстро опускают руки и приседают. «Посмотрю, кто попал в мою ловушку», - говорит охотник. Дети, попавши в ловушку, движениями и голосами подражают разным зверям и птицам. Охотник отгадывает: «зайчик» (или: «Кукушка»). Если он угадал, то ребенок уходит за круг, а если охотник не угадал, ребенок говорит: «Я не зайчик, я не птичка» - и становится к ребятам, которые изображают ловушку.
При повторении игры дети меняются ролями.

Упражнение «Мысленное путешествие по картинке»

Рассматриваем картинку, затем, сначала с открытыми, затем с закрытыми глазами, представляем себя на этой картинке. Что происходит с вами во время путешествия? Какие образы возникают?
Где вы сейчас? Что видите, слышите? Вы один? Кто рядом? Разговариваете с ним? О чем? Что вы ощущаете? Что хочется сделать? Кого хотите пригласить к себе?

Упражнение «Отгадай предмет по описанию».

Во время прогулки заяц видел следующее – что это? или кто это?
Дикое животное, живет в лесу, большое, лохматое, любит мед.      (Кто? Медведь)
Дикое животное, хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.    (Кто? Лиса)
Насекомое, с разноцветными крыльями, похожа на цветок.    (Кто? Стрекоза)
Транспорт, большой, тяжелый, с крыльями и хвостом.     (Что? Самолет)
Овощ, красного цвета, круглый, его кладут в салат и в борщ.    (Что? Свекла)
Сладкая, маленькая, в красивой бумажке.    (Что? Конфета)

Упражнение «Где мы были, мы не скажем….»

Один игрок выходит за дверь. Остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда заходит водящий, он задает вопрос: Где вы были, что вы делали? Дети отвечают: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! Дети показывают, что они подготовили. Водящий отгадывает, что делали дети!

                                            http://iemcko.narod.ru/images/22215.jpg
Арттерапия. Вспомните и нарисуйте сегодняшнюю воображаемую прогулку.

Картинная галерея. Обсуждение нарисованных работ.

Рефлексия. Завершение занятия: Что вы запомнили, побывав в стях у зайки? А теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки.

Занятие 5. «Прогулка с солнечным зайцем».

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Листочки в клетку или тетради для выполнения графических работ
  • Простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования

 

ХОД ЗАНЯТИЯ                

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 5.

 

1

Организационный момент. Введение в игру. Настрой на работу.

2 мин.

2

Упражнение-разминка «Давайте познакомимся»

3 мин.

3

Упражнение  «Нарисуй по точкам»

5 мин.

4

Упражнение  "Подарок зайцу"

7 мин.

5

Упражнение «Угадайте, кто еще в гостях у зайки»

5 мин.

6

Упражнение "Настроение рожицы"

5 мин.

7

Упражнение «Черный ящик»

4 мин.

8

Упражнение «Посмотрите, что у нас в тазике»

4 мин.

9

Упражнение «Выполни задание по картинке»

5 мин.

10

АРТ-терапия. «Что подарим зайцу»

10 мин

11

Картинная галерея «Подарки зайцу»

7 мин.

12

Рефлексия. Завершение занятия.

3 мин.

 

 

60 мин.

Вступление. Настрой на работу.
Психолог: Чем мы сегодня будем заниматься, мы узнаем, выполнив задание.

Игра «Давайте познакомимся».

У зайца день рождения, но он расстроен, т.к. нет нужных предметов, и он не знает, что ему нужно, чтобы устроить праздник и как этим пользоваться. Помогите весело рассказать об этом.
Психолог предлагает детям познакомиться, но по-особому. Ребенок одушевляет различные предметы, превращается в них и рассказывает «о себе». Например: «Давайте познакомимся, я - терка. Конечно, дырявая, металлическая. Мое любимое занятие - измельчать все, что попадает ко мне на спину. Живу я на кухне...»
Для того, чтобы помочь ребятам, можно названия предметов написать крупными печатными буквами на листочках, а они от имени этого предмета выступят.

Упражнение  на мелкую моторику «Нарисуй по точкам»

Ребятам предлагаются на выбор несколько картинок.

http://iemcko.narod.ru/images/22216.jpg

Упражнение «Подарок зайцу»

Детям даются листы с кляксами. Нужно придумать из клякс подарок солнечному зайцу.

    http://iemcko.narod.ru/images/22217.jpg

Упражнение «Угадайте, кто еще в гостях у зайки (из сказок)».


1. Испекли его для людей, а съела его лиса. (Колобок)
2. Сначала она его сильно полюбила и объяснилась в любви, а он ответил отказом, потом он ее полюбил, объяснился в любви, но она ответила отказом. (Евгений Онегин)
3. Сначала он ее поймал, поговорил и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но обиделась и уплыла. (Золотая рыбка)
4. Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели, потом он убежал и его съели. (Колобок)
5. Один гений сказал второму, что он гений, за что и был отравлен вторым. ("Моцарт и Сальери" А.С. Пушкин)
6. Кто-то похвастался и остался без завтрака. ("Ворона и Лиса" И. А. Крылов)
7. Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты)
8. Все лягушки квакают. Но одна лягушка квакнула так, что шлепнулась с большой высоты в болото. В чем дело? (Лягушка-путешественница)

Упражнение «Настроение  рожицы».

Какое настроение у других гостей и почему?
Материал – рисунки рожиц с разной эмоциональной окрашенностью.
Психолог просит определить одним словом настроение рожицы (предлагаются рисунки).

                      http://iemcko.narod.ru/images/22219.jpg

Игра "Черный ящик".

Какой подарок я приготовила зайке?
Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.
- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т. д.

Упражнение «Посмотрите, что у вас в тазике?»

Перед вами волшебный тазик. Представьте. Содержимое тазика зависит от вашего желания. Представьте, что в тазике. Опишите, как оно выглядит, как на ощупь, на вкус.

Упражнение "Угадай, что находится в тазике твоего друга".

Дети по очереди мимикой и жестами изображают, что у каждого в тазике. Остальные угадывают.
Упражнение «Выполни задание по картинке»

АРТ-терапия. Нарисуйте подарок, который бы вы подарили зайцу.

Рефлексия. Завершение занятия: Что вы запомнили, побывав на прогулке с зайцем? А теперь давайте попрощаемся. Встаньте в круг, возьмитесь за руки и передайте свое тепло человеку, стоящему рядом с вами. Дети слегка пожимают друг другу руки.

Занятие 7. «Мы с зайчиком – друзья!».

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Листочки в клетку или тетради для выполнения графических работ
  • Простые и цветные карандаши, листы А4, краски, кисти для рисования

ХОД ЗАНЯТИЯ                

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 7.

 

1

Организационный момент. Введение в игру. Настрой на работу.

3 мин.

2

Упражнение-ледокол «Алфавит»

5 мин.

3

Упражнение  «Нарисуй по точкам»

5 мин.

4

Читаем и обсуждаем стихотворения:

  • «На свете все на всё похоже» - рисуем героев
  • «Разговор в сумерках» - инсценируем
  • «Чем отличаются» - учим наизусть

25 мин.

5

Упражнение «Похвали соседа»

4 мин.

6

Рефлексия. Завершение занятия.

3 мин.

 

 

45 мин.

Вступление. Настрой на предстоящую деятельность. Введение в игру

Упражнение «Алфавит»

Ведущий: я прошу всех расположиться таким образом, чтобы ваше место в круге соответствовало алфавитному порядку ваших имен. Этот стул (психолог показывает на произвольно выбранный стул в круге) – точка отсчёта. От него вправо вы сядете «по алфавиту».
После того, как все рассядутся, ведущий просит каждого из присутствующего громко и чётко назвать свое имя. Группа проверяет соответствие порядка имен участников алфавиту.

2 вариант: один из игроков рассаживает всех участников в алфавитном порядке, называет имена всех участников, группа проверяет правильность выполнения задания.

Упражнение  на мелкую моторику «Нарисуй по точкам»

     http://iemcko.narod.ru/images/22227.jpg

Читаем и обсуждаем стихотворения.

Упражнение «Рисуем героев стихотворения».

На свете все на всё похоже...   (Р. Сеф)

     На свете все на всё похоже:
     Змея - на ремешок из кожи;
     Луна - на круглый глаз огромный;
     Журавль - на тощий кран подъемный;
     Кот полосатый - на пижаму;
     Я - на тебя, а ты - на маму.

Упражнение «Инсценируем стихотворение»

Разговор в сумерках.     Б. Заходер (Из Джо Уоллеса)

      Воскликнул Кролик: - Мне везет!
      Я превратился в вертолет!
      Плати морковку за билет -
      И облетишь весь белый свет! -
      А Гриб сказал: - Я стал зонтом,
      Ведь я всю жизнь мечтал о том!
      Отныне в дождик проливной
      Кто хочешь прячься подо мной! -
      Олень сказал: - Чего я жду?
      Я вешалкой служить иду!
      Но без конфетки ни за что
      Не буду отдавать пальто! -
      Вдруг все услышали Сову:
      - Довольно бредить наяву!
      Ложитесь спать.
      Одним сычам
      Прилично ухать по ночам! -
      И все решили,
      Что Сова вполне права,
      Вполне права.
      Вам тоже спать давно пора.
      Спокойной ночи, детвора!

Упражнение «Развиваем память. Учим наизусть!»

Чем отличаются.   (Р. Сеф)

      Чем отличаются кильки от речки,
      Чем отличается хлев от овечки,
      Чем отличается повар от ужина -
      Спрашивать так интересно и нужно.

Психолог: Зайцу очень понравилось  с вами общаться Он очень хочет вас похвалить.

Упражнение «Похвали соседа».

Все участники сидят в кругу. Каждый делает комплимент соседу, сидящему справа.
Обсуждение: Кто самый лучший восхвалитель?
Ответьте на вопрос: с кем сегодня мог подружиться заяц. Обсуждение.

Рефлексия. Завершение занятия в общем круге.
                          

 

Занятие 8. «Прощание с друзьями».

Материалы к занятию:

  • Мягкая игрушка «Зайчик» или «Солнечный зайчик»
  • Картинки с контурными изображениями предметов «Соедини по точкам»
  • Релаксационная музыка для упражнений
  • Карточки с заданиями по количеству учащихся для индивидуальной работы
  • Листочки в клетку или тетради для выполнения графических работ
  • Листы А4, картон, цветная бумага, клей, ножницы

ХОД ЗАНЯТИЯ                

Содержание

Время

 

ЗАНЯТИЕ 8.

 

1

Организационный момент. Введение в игру. Настрой на работу.

2 мин.

2

Упражнение «Вспомни всё…»

7 мин.

3

Упражнение  "Отгадай, кто такой…"

5 мин.

4

Упражнение «Солнечный заяц»

4 мин.

5

АРТ-ТЕРАПИЯ. Выполнение творческой работы

20мин.

6

Картинная галерея. Выступление учащихся. Представление работ.

9 мин.

7

Рефлексия. Завершение занятия.

3 мин.

 

 

50 мин.

Вступление. Настрой на предстоящую деятельность. Введение в игру
Сегодня мы с вами вспомним все, что мы прошли на предыдущих  занятиях: какие приключения пришлось нам испытать, с чем и с кем познакомились и кого запомнили.
Итак, у нас сегодня занятие – повторение  пройденного.

Упражнение. «Вспомни всё…»

Ребята по кругу высказывают свои мысли о занятиях, которые прошли. Ведущий-психолог подводит итог.

Упражнение «ОТГАДАЙ, КТО КАКОЙ»

Ведущий-психолог задает вопросы. Ребята отвечают на них, подумав и подняв руку.
1. Кто никогда не опаздывает ____.
2. Кто никогда не кричит ____.
3. Кто всегда очень вежлив с другими ____.
4. У кого самый красивый голос ____.
5. У кого голубые глаза ____.
6. Кто самый веселый и шутливый ____.
7. Кто самый серьезный ____.
8. Кто самый честный ____.
9. Кто самый добрый ____.
10. Кто самый справедливый ____.

Упражнение «Солнечный заяц»

Цель: ориентация в пространстве
Все учащиеся стоят в кругу. Водящий – в центре круга.
Один участник изображает зайца. Дети – заблудившихся в лесу. Увидев зайчика, дети обращаются к нему:
Заяц, заяц длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Заяц отвечает:
Топай правою ногой, топай левою ногой,
Снова – правою ногой,
Снова левою ногой,
Вот тогда придешь домой! Учащиеся выполняют движения, которые предлагает им аист.

АРТ – терапия: Соедини точки и выполни мозаику «Солнечный зайчик» из рваной цветной бумаги.

                                                                         http://iemcko.narod.ru/images/22225.jpg

Давайте представим свои работы и пожелания, которые Вы бы хотели подарить зайцу, вашу дружбу.

Рефлексия. Завершение занятия в общем круге.

 

скачать по прямой ссылке