презентация предназначена для учителей русского языка по теме "Цитирование как способ передачи чужой речи" в 9 классе по учебнику Львовой. Цели урока: познакомить учащихся с понятием «цитата», охарактеризовать основные способы цитирования,
формировать навык орфографической и пунктуационной грамотности. Использованы разнообразные виды работы.
Цитирование как способ
передачи чужой речи
Подготовила:
Грекова Наталья Анатольевна
Учитель русского языка
МБОУ СОШ №12 ст.Новобейсугской
Выселковского района Краснодарского края
Цели:
•познакомить учащихся с понятием
•«цитата»,
•охарактеризовать основные способы
•цитирования,
•формировать навык орфографической
•и пунктуационной грамотности.
Фронтальный опрос
Какие виды диалога мы
знаем?
Из чего состоит диалог?
Как он оформляется на
письме?
Домашняя работа
Чтение диалога
(впечатления о
просмотренном фильме).
1. Составить схемы
при прямой речи.
2. Составить схему
косвенной речи.
Укажите предложения, где
знаки препинания
расставлены верно:
1) Полный вперёд
«Скомандовал капитан»
2) Я спросил: «Откуда ты?»
3) Он говорил о том: «Что все
должны быть очень
внимательны.
4) Он спросил соседа о том,
далеко ли до города.
– Что мы называем
цитатой?
С какой целью мы
используем цитату?
Как оформлять цитату на
письме?
Цитата – это дословная
выдержка из какоголибо
устного или письменного
высказывания,
приводимая для
подтверждения или
разъяснения какойлибо
мысли.
Немного об истории слова
«цитата».
от латинского слова citatum
«приводить, провозглашать»
В русском языке
употребляется с 20х XIX в. В
толковых словарях появилась в
1861 г.
Орфографическая работа.
«цитата»
(Буквы ыи в слове после ц).
Способы
оформления
цитаты.
В книге «Путь жизни» Л.
Н. Толстой писал:
«Наказывать – порусски
значит поучать. Поучать
можно только добрым
словом и добрым
примером».
С
помощью
прямой
речи.
С
помощь
ю
косвенн
ой речи.
В книге «Путь
жизни» Толстой
писал о том, что
«наказывать – по-
русски значит
поучать».
С помощью
прямой
речи.
В книге «Путь жизни»
Л. Н. Толстой писал:
«Наказывать – по
русски значит поучать.
Поучать можно только
добрым словом и
добрым примером».
С
помощью
вводных
слов.
По словам
Толстого,
«наказывать –
значит
поучать».
А. С. Пушкин писал
Нащокину в 1834 году:
«Говорят, что
несчастье хорошая
школа, может быть. Но
счастие есть лучший
университет».
А. С. Пушкин так
характеризует первого русского
императора в стихотворении
«Стансы»:
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
Пушкин писал Чаадаеву в
1836 году: « … «…» клянусь
честью, что ни за что на
свете, я не хотел бы
переменить отечество, или
иметь другую историю, кроме
истории наших предков,
какой нам бог её дал».
Процитировать высказывание
тремя способами.
Добрый человек не тот, кто
умеет делать добро, а тот, кто не
умеет делать зла.
(В. Ключевский)
А) Найдите ошибку
1) Э. Хемингуэй в одной их своих
статей писал: «Книги обладают
бессмертием. Это самый прочный
продукт человеческого труда».
2) По слова Аристотеля,
«почтеннее всего – самое старое».
3) «У интеллигента не биография, а
список прочитанных книг», считал
О. Э. Мандельштам.
4) Д. С. Лихачёв считал, что «Для
культуры фотография явилась
самым значительным изображением
19 века».
5) Фазиль Искандер говорил, что
«юмор – громоотвод безумия».
Б) В какой строке записана
вводная конструкция, с
помощью которой не может
быть оформлена цитата?
1) по словам автора
2) по утверждению критика
3) по мнению философа
4) по моему мнению
Эпиграф.
Как оформляется эпиграф?
Слово — одно из величайших орудий человека.
А. Кони
Дайте определение
цитаты.
В каких случаях прибегают
к цитированию?
Какие существуют способы
цитирования?
Проверочная работа.
(Раздаточный материал.)
Домашнее задание:
1.§26,
2. Правда — это общая совесть людей.
(М. Пришвин)
Не мудрено, что у такого хозяина, как
Манилов, довольно пусто в кладовой.
(Н. Гоголь)