Цивилизации Востока в средние века
Оценка 5

Цивилизации Востока в средние века

Оценка 5
doc
30.12.2022
Цивилизации Востока в средние века
Цивилизации Востока в средние века.doc

Особенности развития цивилизаций Востока в средние века

Говоря о средневековом Востоке необходимо учесть специфику развития этих цивилизаций. Дело в том, что на Востоке не было ни античности, ни феодализма, ни Нового времени в чистом виде. Процесс развития восточных держав сочетал в себе периоды расцвета и периоды спада. В этой лекции мы рассмотрим подробнее развитие таких государств как Индия и Китай.

Древняя Индия

india01

Древняя Индия – пример речной цивилизации, она раскинулась в долине рек Инд и Ганг. Историю Индии можно разделить на несколько периодов:

Древняя Индия

     Период Индской (Хараппской) цивилизации (III тыс. — XVII в. до н. э.)

     Ведийский период (XIII—VI вв. до н. э.)

      Ранневедийский период (XIII—X вв. до н. э.)

      Поздневедийский период (IX—VI вв. до н. э.)

     Буддийский период (V—III вв. до н. э.)

     Классическая эпоха (II в. до н. э. — VI век)

Индия Средних веков

     Период господства мусульман

     Период господства англичан (1765—1947)

Современная история

О периоде Харапской цивилизации мало что известно. Она быстро сошла на нет, не оставив преемников. Существует теория, согласно которой территорию Индии захватили арии – теория арийского завоевания Индии. К сожалению, ни одна из предложенных гипотез не дает конкретного ответа на вопросы, что представляли собою эти племена, откуда пришли и в какой форме происходило вторжение.

Священными книгами ариев были Веды. Именно из них мы и получаем основные сведения от цивилизации Древней Индии.

Арии принесли и основы своей религии. Его предшественницей была ведическая религия, потом брахманизм, а затем появиля индуизм. Индуизм определял устройство индийского общества, его деление на особые разряды - варны. Варна на санскрите означала "цвет". Потом этим словом стали называть те группы, на которые было разделено общество в Древней Индии. Это деление подкреплялось легегдой о боге Пуруши, который упал на землю и рассыпался на части. Из частей Бога возникли разные сословия (варны). Из уст – брахманы или священники; из рук – кшатрии или воины и правители; из ног – вайшьи или ремесленники и крестьяне. После захвата ариями Индии, легенда дополнилась. Из стоп (или из праха, рассыпавшегося при падении Бога) появилась варна неприкасаемых или шудры. Закон индийской варны гласил, что она зависит от рождения, а не от имущественного или социального положения человека.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный ШНУР - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право ; носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев.

Перейти из варны в варну было невозможно. Невозможность сменить свой социальный статус формирует такие качества как покорность, отсутствие желания участвовать в революционной деятельности.

В индуизме было огромное количество богов.

Индуисты верят в существование двух групп сверхъестественных существ: богов и демонов. Демонов много: их количество исчисляется миллионами. Демоны имеют плоть и пол. В обычном виде они выглядят уродливо, но для осуществления своих коварных планов могут приобретать облик мужчин и женщин. Демоны смертны: их тела погибают в сражениях с богами и людьми, а их души - вместе с гибелью Вселенной. В священной литературе в разных местах указывается разное количество богов: и 33, и 333, и 3306, и 3339. Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов. Боги - это верховные сверхъестественные существа, управляющие миром.

Наиболее почитаемые боги – Вишну и Шива, а также Брахма.

Буддизм

Считается, что Девятое воплощение бога Вишу был Царевич Сидхарху Гаутама – основатель Буддизма.

Он происходил из варны кшатриев, родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий, - нирвана;

существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный".

Первые контакты с Европейцами

Как первый европеец, совершивший морское путешествие в Индию, известен португальский мореплаватель Васко да Гама (1460 или 1469—1524 годы)

Поиск морского пути в Индию был для Португалии, по сути, задачей века. Португалия, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла с большой выгодой для себя участвовать в мировой торговле.

Командующим экспедицией в Индию король Португалии выбрал Васко да Гама. Отплыл он 8 июля 1497 года на четырех кораблях и с экипажем в 170 человек, включая переводчиков, которые могли говорить на арабском языке. Только пятьдесят пять членов экипажа — менее одной трети от числа отплывавших в экспедицию — смогли пережить путешествие в оба конца. Тем не менее, когда 9 сентября 1499 года да Гама вернулся в Лиссабон, и он и король поняли, что двухгодичное путешествие имело огромный успех. Основное значение путешествия Васко да Гама заключается в том, что он открыл морской путь из Европы в Индию и на Дальний Восток — эффект, влияние которого почувствовали многие страны. В то время это дало огромный толчок развитию самой Португалии.

 

Картинка 3 из 3564

До 1498 года Индия была изолирована от Европы. Большую часть своей истории эта страна являлась довольно замкнутой и вела внешнюю политику только в отношении северо-западных государств. Путешествие да Гама обеспечило Индии прямой контакт с европейской цивилизацией через морские пути. Влияние и власть европейцев росли в Индии все больше до второй половины девятнадцатого века, когда весь регион оказался под правлением британской короны. (Можно отметить, что впервые в истории Индия оказалась объединенной под руководством одного правителя.) Что касается Индонезии, она первой попала под европейское влияние, а потом и под европейский контроль. Только в середине двадцатого века эти районы восстановили свой суверенитет.

Первым русским, посетивши Индию считается купец Афанасий Никитин. В качестве памятника об этом путешествии остались путевые записи «Хо́жение за три моря» («Хождение за три моря»), сделанные Никитиным  во время его путешествия в индийское государство Бахмани в 1468—1474. Сочинение Никитина было первым русским произведением, точно описывающим торговое и нерелигиозное путешествие.

Автор посетил Кавказ, Персию, Индию и Крым. Однако, большая часть записок была посвящена Индии — её политической структуре, торговле, сельскому хозяйству, обычаям и традициям. Произведение полно лирическими отступлениями и автобиографическими эпизодами.

В 1475 году оказалась в Москве у правительственного чиновника Василия Мамырева. Позже, в 1489 году, она была воспроизведена в летописном своде, к которому восходят тексты Львовский и Софийской летописях.

 

 

Древний Китай

china01

Китай располагался в долине рек Хуанхэ и Янцзы. В Древнем Китае, как и в Месопотамии и Древнем Египте, зарождение цивилизации было связано с возникновением первых городов-государств, воевавших между собой.

Император почитался как «Сын Неба», а управляемая им империя получила название Поднебесной. Такое название означало, что Китайская империя находится под покровительством неба и, следовательно, является главной на земле. Поднебесная была настоящей восточной деспотией, в которой вся земля и власть принадлежали правителю. Однако, если в стране случались какие-либо катаклизмы, народ воспринимал их как гнев Неба своего сына. Если Небо недовольно императорм, то оно уже подготовило среди народа или знати его приемника. Следовательно, правителя можно свергнуть, этим и объясняется частая смена династий в Китае.

Основные религиозные учения Китая.

Значительную роль в жизни китайского общества играла религия. Своими корнями религия древнего Китая уходит в доклассовое общество. Религия древних китайцев представляла собой, с одной стороны, обожествление и одухотворение космоса и природы, с другой стороны — развитый культ предков. Мир духов состоял из добрых и злых. В качестве добрых духов выступали люди и предметы, полезные для человека. Под злыми духами понимали привидения, болезни, оборотней.

Основными религиозными учениями Китая являлись Даосизм и Конфуцианство.

Даосизм в стабильной религиозной организации оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая элементы учения, активно используемые в Средние века. Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников.

Основателем Конфуцианства считается Конфуций (551 — 479 до н.э.). В самом Китае это учение известно под именем жу-цзяо, «религии учёных»; в названии его не упоминается ни о Конфуции, ни о главных пунктах его учения (в противоположность китайским названиям других религий). В чём состояло учение самого Конфуция теперь определить нельзя, так как все классические книги, автором или редактором которых выставляют его китайские учёные, дошли до нас в редакциях гораздо более поздних времён. Главным в Конфуцианстве были вопросы этики, морали и управления государством.

konfutcii

      «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного и безоглядного уважения к старшим — по возрасту, по поколению, по чину, по званию и, наконец, старшим в силу принадлежности к мужскому полу. Другим важным элементом учения было представление о том, что все человеческие отношения для их гармоничного и беспрепятственного соблюдения должны подчиняться ритуалу, то есть строго определенным и традиционно выверенным нормам поведения, которые имеют массу примеров в прошлом.

Основной категорий конфуцианство является «Благородный муж». Благородный муж — это образец  во всем,  который всем своим поведением утверждает нормы морали

Конфуцианство позволило формировать такие качества как почтительность, послушание, стремление хорошо выполнять свою работу.

Основные китайские изобретения

Компас (феодальный период, до 4 века до н.э.)

Китайцы использовали первые компасы для указания направления из минерала магнетита как минимум в 4 веке до нашей эры. Эти приспособления были предназначены для предсказания и нахождения направлений. Еще в 4 веке до н.э. известный в Китае шаман (или как их там называли) написал: «магнетит вызывает притяжение железа, зовя его».

Железный плуг (династия Хан, 202 год до н.э. — 220 год н.э.)

Значительным достижением земеледельцев Древнего Китая считается изобретение и использование плуга с металлическими отвалами. Имеются сведения, что такие плуги использовались в Китае в 4 веке до н.э., но более консервативные историки считают, что основное распространение такое оборудование получило в эпоху правления династии Хан, т.е. на 200 лет позже.

Фарфор (династия Суй, 581-618 год)

Фарфор — особый вид керамики, который получается при высокотемпературном обжиге в специальной печи. При этом материал спекается и превращается в разновидность стекла, отличающуюся прочностью, легкостью и красотой. Известно, что фарфор изготавливали в Китае во времена династии Суй (581-618 год), но возможно, это произошло еще раньше.

Печать с подвижными литерами (династия Сонг, 960-1279 год)

Первая печатная книга была создана приблизительно в 868 году. Чрез 100 лет мастер Би Шенг (990-1051, изображен выше). Используя обожженные глиняные съемные буквы он изобрел технологию съемных литер и разработал основные тонкости книгопечатания с их использованием.

Порох

В военном трактате «У-цзин цзун-яо» (1044) описаны различные способы изготовления пороха с содержанием селитры от 27 до 50 процентов. Во времена Хубилая ( 1260-1294 ) взрыв склада боеприпасов в Янчжоу унёс жизни ста стражников. Уже в то время китайцы использовали подобие чугунных гранат, начинённых порохом.

Бумага

Изобретение бумаги приписывается Цай Луню, придворному чиновнику династии Хань, который ок. 105 г. изготовил лист бумаги из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки. Между тем археологи нашли в окрестностях Дуньхуана фрагменты бумаги, датированные 8 г н. э. Первоначально китайская бумага использовалась для упаковки, в эпоху Троецарствия её стали применять для письма, при династии Тан появилась туалетная бумага и бумажные мешочки для упаковки чая, при династии Сун — бумажные деньги.

Шелк

Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора, мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать ткань. На самом деле самый древний кокон шелкопряда был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. 2200—1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани в одной из гробниц южного Китая, времен Борющихся царств (475—221 гг. до н. э.).

Экзамены

В Китае любой человек мог сделать карьеру, успешно сдав экзамен. Чиновники должны были проходить регулярную переэкзаменовку, чтобы удержаться на службе или пойти на повышение. Экзамены проходили на императорском дворе. Экзаменуемые соревновались в знании трудов Конфуция и каллиграфии.

 

 

 

http://www.ancienthistory.spb.ru/book/7-23obshestvo/ - Индия

http://schools.keldysh.ru/school1413/religija/ind.htm - религии мира

http://gumilevica.kulichki.net/HE1/he112.htm - Китай

http://allchina2004.narod.ru/index1.htm - Китай


Скачано с www.znanio.ru

Особенности развития цивилизаций

Особенности развития цивилизаций

О периоде Харапской цивилизации мало что известно

О периоде Харапской цивилизации мало что известно

Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов

Практически наиболее почитаемыми во всех конфессиях являются 9 богов

До 1498 года Индия была изолирована от

До 1498 года Индия была изолирована от

Древний Китай Китай располагался в долине рек

Древний Китай Китай располагался в долине рек

Основными религиозными учениями

Основными религиозными учениями

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного…

В основе конфуцианского учения лежат идеи так называемой сыновней почтительности, то есть организация всех отношений между людьми и в стране в целом на основе беспрекословного…

Во времена Хубилая ( 1260-1294 ) взрыв склада боеприпасов в

Во времена Хубилая ( 1260-1294 ) взрыв склада боеприпасов в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.