ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАСТАВНИЧЕСТВО В ДЕЙСТВИИ
Оценка 4.9

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАСТАВНИЧЕСТВО В ДЕЙСТВИИ

Оценка 4.9
docx
16.05.2023
ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАСТАВНИЧЕСТВО В ДЕЙСТВИИ
Тихонова Л.П..docx

УДК 377 / ББК 74. 470                                                                  

 Л.П. Тихонова

КГБПОУ «Енисейский

многопрофильный техникум»

г. Енисейск, РФ

 

ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАСТАВНИЧЕСТВО В ДЕЙСТВИИ

 

Аннотация. В статье описан опыт работы по наставничеству в форме «преподаватель - обучающийся» в системе СПО. Показатели эффективности работы представлены в творческой форме и подкреплены документально. Данный опыт наставничества содействует развитию личности, способной раскрывать свой потенциал; представляет технологию сотрудничества преподавателя и обучающегося в области краеведения.

Ключевые слова: наставничество, форма «преподаватель - обучающийся», система СПО, краеведение, Енисейск – город памятник, развитие личности, технология сотрудничества.

 

L.P. Tikhonova

KGBPOU "Yeniseisky

multidisciplinary technical school"

Yeniseisk, Russia

TOURISM AND LOCAL HISTORY ACTIVITY: MENTORING IN ACTION

 

Abstract. The article describes the experience of mentoring in the form of "teacher - student" in the SPO system. Performance indicators are presented in a creative form and documented. This mentoring experience contributes to the development of a person who is able to reveal his potential; represents the technology of cooperation between a teacher and a student in the field of local lore.

Key words: mentoring, form "teacher - student", SPO system, local history, Yeniseisk – monument city, personality development, technology of cooperation.

 

В настоящее время возрастает интерес к изучению истории родного города, края. Знание истории города Енисейска и района, их прошлого и настоящего необходимо для непосредственного участия в преобразовании родных мест.

В нашем учебном заведении КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум» открытие музея состоялось в 2012 году. На одной из стен музея обучающиеся группы «Штукатур, маляр» сделали панно с видом Спасского монастыря под руководством мастеров производственного обучения Кучумовой Т. Н., Мрыхина А.А.

Енисейск был основан в 1619 году. Волны истории унесли многие уникальные постройки, но и то, что осталось сегодня, хранит атмосферу минувших эпох. Наш город Енисейск, старинный и добрый, когда-то называли белокаменной сибирской столицей.

Средь лесов и болот

Старый город живет

На могучей и сильной реке.

Как тонул и горел,

И как златом болел-

Не сказать на простом языке

Енисейск –это сон,

Енисейск – это дом,

Это сказочный северный град.

Это пух тополей,

Это- судьбы людей,

Это – русской истории клад.

Средь таежных морей

Бьет волной Енисей,

И горят над рекой купола!

Через тысячу лет будет знать белый свет

Енисейские колокола.

А. Дудин

Профиль Музея истории КГБПОУ «ЕМТ»: туристско-краеведческий.

Цели работы: изучение истории техникума со времени его образования до наших дней, обеспечение дополнительного туристско-краеведческого и гражданско-патриотического воспитания обучающихся.

Воспитательные задачи музея: поисковая работа по истории техникума (сведения о преподавателях, выпускниках, о многолетних традициях техникума), что поможет формировать у студентов познавательный интерес к истории своей семьи, техникума, родного города и его людям; воспитание активности в решении познавательных, поисковых задач, поиск и изучение материалов о выпускниках–участниках локальных войн.

Образовательная задача: приобщение обучающихся к самостоятельному выполнению заданий, исследовательской работе, к работе с документами музеев города и техникума и со справочной литературой.

Развивающие задачи: проведение экскурсионной туристско-краеведческой работы на базе материалов по истории техникума для обучающихся, родителей, выпускников, гостей.

Практические задачи: постоянное осуществление связи с ветеранами педагогического труда и выпускниками техникума.

Радуюсь за успешность своих обучающихся. И только мне понятно, сколько стоит за этим, сколько бессонных ночей проведено в поиске пути к каждому обучающемуся, чтобы они смогли достичь успеха в том или ином деле. А им кажется, что этого достигли сами.

Эффективный социальный опыт: привлекаю обучающихся 1, 2 курсов техникума к участию в городских проектах Совета Ветеранов: выступили с исследовательской работой о Фирере Захаре Моисеевиче (1915- 1999гг.) в секции «Почётные граждане города Енисейска»; с целью сохранения исторической памяти молодого поколения о событиях Великой Отечественной войны провели исследование «Преподаватели, мастера техникума - ветераны Великой Отечественной войны»; «Наши обучающиеся на просторах Родины» к 200-летию Енисейской губернии, заняли 1 место среди школ города. Получены благодарственные письма от Совета Ветеранов.

Являюсь руководителем исследования «Города-герои Великой Отечественной войны» обучающегося 2 курса; работа «Награда в твоем доме» отмечена дипломом 3 степени среди школ города, проект Совета Ветеранов г. Енисейска.

Также принимаем участие во всероссийский мероприятиях. В 2021 году во Всероссийском конкурсе грантовых исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия–ХХ век», исследовательская работа обучающейся 2 курса «Человек на войне», выполненная под моим руководством, отмечена поощрительной грамотой за интересную исследовательскую работу, сертификатом научному руководителю. Решением жюри и оргкомитета конкурса вошла в число 50 лучших работ в России.  Конкурс проводился Международным историко-просветительским и правозащитным обществом «Мемориал».

Творческой исследовательской работой под моим руководством наши обучающиеся, имеющие необходимый уровень подготовки к подобной работе, с развитым познавательным интересом к проведению самостоятельных исследований и способностью осмысливать полученные результаты, занимаются много лет, ежегодно выступают на городских «Кытмановских чтениях».

Выступление на научно-практической конференции «Кытмановские чтения-2020» в секции «Методика» по теме «История КГБПОУ «Енисейский многопрофильный техникум» в формате онлайн отмечено благодарственным письмом за работу.

2021 год - подготовила к выступлению на «Кытмановских чтениях» в секции «Люди на Великой реке» обучающегося 2 курса. Работа отмечена грамотой и благодарственным письмом за сотрудничество с «Енисейским краеведческим музеем им. А. И. Кытманова».

2023 год - на «Кытмановских чтениях» предметом исследования обучающейся 2 курса стала история Енисейска театрального.

Актуальность данного исследования в том, что в 2023 году Енисейск получил статус «Культурной столицы Красноярья».

Каждый год обучающиеся нашего техникума принимают участие во Всероссийском чемпионатном движении по профессиональному мастерству «Профессионалы».

 

              Лидия Васильевна Иванова,  

руководитель Центра развития профессионального образования-

 

РКЦ чемпионатного движения Профессионалы  в Красноярском крае,

 

кандидат философских наук

 

В музей техникума Л. В. Иванова передала фотографии, театральные программы и афиши спектаклей с участием матери: «Барабанщица», «Бесприданница» и «Стряпуха». Её мама, Серафима Березина, была актрисой Енисейского народного театра в 50-60-е годы прошлого столетия, воевала.

Эти материалы были использованы при подготовке исследовательской работы «Енисейск театральный».

Выбор темы исследовательской работы не самое простое дело для научного руководителя. Иногда обучающийся замахивается на проблему, которая явно не по плечу. Здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, особенно в небольшом городе. Проблемой является получить архивные материалы для написания исследовательской работы. Иногда не менее важен опыт общения, чем опыт исследования. Исследовательская работа открывает новую форму общения: с учениками, их родителями, общественностью, интересными людьми.

При выполнении исследовательских работ по краеведению и при подготовке выступлений (презентаций) на различных научно-практических конференциях и конкурсах оказываю методическую поддержку обучающимся.

Учу оформлять исследовательскую работу, представлять ее результаты. Для того, чтобы обучающимся лучше подготовиться к защите своей работы, предлагается следующая схема:

-почему избрана эта тема;

-какой была цель исследования;

-какие ставились задачи;

-какие гипотезы проверялись;

-какие использовались методы и средства исследования;

-каким был план исследования;

-какие результаты были получены;

-какие выводы сделаны по итогам исследования;

-что можно исследовать в дальнейшем в этом направлении.

Обучающиеся должны научиться приемам исследования, должны выполнять исследование максимально самостоятельно, трезво оценивая свои возможности. При этом роль руководителя-наставника меняется в зависимости от достигнутого этапа. Она наиболее значима при определении основного замысла и планировании, так как обучающиеся, как правило, затрудняются сформулировать цели и задачи исследовательской работы, отобрать литературу, которая бы соответствовала их возрасту, найти оптимальную структуру.

При защите исследовательских работ автору исследования могут быть заданы вопросы. К ответам на них следует подготовиться. Для того, чтобы это сделать, надо предугадать, какие вопросы могут быть заданы. Конечно, все вопросы никогда не предугадаешь, но можно не сомневаться, что вопросы будут заданы в первую очередь об основных понятиях, поэтому требуется четко знать их формулировки. Как правило, члены Экспертного совета, да и просто слушатели могут поинтересоваться, как получена та или иная информация и на каком основании сделан тот или иной вывод. Готовясь к ответам, нужно помнить, что главный залог успешных ответов, успешной защиты своего исследования - свободное владение материалом. Речь докладчика должна быть ясной, грамматически точной, уверенной, выразительной.

Советы при ответах на вопросы:

- Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования. Вполне допустимо сказать, что это не было предметом вашего исследования или что это планируется исследовать на следующем этапе.

- Очень важным условием ответа на вопрос является правильное понимание того, что именно спрашивает оппонент. Поэтому будет целесообразно уточнить вопрос и, согласовав понимание вопроса, отвечать на него.

- По сложившейся этике проведения научной дискуссии перед тем, как отвечать по существу на заданный вопрос, принято благодарить его автора. Ведь спрашивающий проявил интерес к вашей работе. Кроме того, вопросы часто позволяют увидеть новые направления для дальнейшего исследования.

В современной педагогике, по степени самостоятельности ребенка, выделяется 3 уровня реализации «исследовательского обучения»:

- наставник ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Решение в этом случае предстоит самостоятельно найти обучающемуся.

- преподаватель ставит проблему, но метод ее решения обучающийся ищет самостоятельно. На этом уровне допускается коллективный поиск.

- высший уровень - постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляется обучающимся самостоятельно.

На всех этапах работы главный из ожидаемых результатов - это развитие творческих способностей, приобретение обучающимися новых знаний, умений и навыков. Прежде всего, это бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, отличающие творца от исполнителя, а также конкретный результат деятельности обучающегося.

Любая исследовательская работа начинается с выбора темы исследования. Руководитель, предполагающий тему исследования, или обучающийся, самостоятельно решивший избрать некоторую тему для своей научно-исследовательской работы, должны хорошо представлять: каково же направление будущего научного поиска, какую проблему надо решить. Название работы должно четко характеризовать направление проведенного исследования. Название должно точно и четко отражать сущность проделанной работы (содержать в себе предмет, название метода исследования). Заявленная тема должна целиком и полностью соответствовать содержанию работы, т.е. быть обоснованной.

При всей ответственности наставника за качество планируемой работы необходимо помнить, что исследовательская работа требует максимальной самостоятельности от обучающегося-исследователя. Руководитель-наставник лишь советует и ориентирует обучающегося в море информации. Учебно-исследовательская деятельность требует определенной подготовки как обучающегося, так и преподавателя. В этой совместной работе успех зависит от подготовленности каждого из ее участников. Совершенно естественно, что основная для ответственности ложится на руководителя работы, исполняющего в данном случае роль ведущего наставника.

Приобщение обучающихся к научно-исследовательской, поисковой деятельности является одной из форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать и определять, как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности, причем индивидуально у каждого обучающегося.

Проблемы при организации исследовательской работы в техникуме: экспедиционные исследования обучающихся затратны для родителей; денежные средства для подобного рода исследований не выделяются.

Чтобы грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, руководителю-наставнику необходимо с обучающимся предварительно обсудить все вопросы выступления.

Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с оформлением исследования.

В заключение хотелось бы отметить, что именно через краеведение приобщаются обучающиеся к вечным человеческим ценностям, познают историю, свои корни. Туристско-краеведческое воспитание является одним из направлений патриотического воспитания обучающихся: формирование причастности к истории Отечества, ответственности за сохранение исторического и культурного наследия родного города, края.

Наставник при этом является ведущим звеном в профессиональном и личностном становлении обучающегося, поэтому безусловно важна целостная система работы по созданию условий для совместной деятельности с наставляемым.

          

          Список литературы

 

1.                 Вагин И. О., Наставничество; Ардис-Москва, 2014г. 

2.                 Баранова С. В. Основные положения духовно-нравственного    

          наставничества; Новая реальность - Москва, 2011

3.                 Театр на Енисее // Енисейская правда.Енисейский народный //   

          Красноярский рабочий. – 1970. – 23 мая.

4.                 Радистка, актриса и просто красавица // Енисейская

          правда, 15.09.2022.


 

Скачано с www.znanio.ru

УДК 377 / ББК 74. 470

УДК 377 / ББК 74. 470

Штукатур, маляр» сделали панно с видом

Штукатур, маляр» сделали панно с видом

Образовательная задача : приобщение обучающихся к самостоятельному выполнению заданий, исследовательской работе, к работе с документами музеев города и техникума и со справочной литературой

Образовательная задача : приобщение обучающихся к самостоятельному выполнению заданий, исследовательской работе, к работе с документами музеев города и техникума и со справочной литературой

Кытмановских чтениях». Выступление на научно-практической конференции «

Кытмановских чтениях». Выступление на научно-практической конференции «

Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, особенно в небольшом городе

Часто такой отказ связан с недостаточностью источников, особенно в небольшом городе

Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования

Если заданный вопрос выходит за рамки вашего исследования, не стоит на ходу придумывать ответ, не подкрепленный результатом исследования

Руководитель-наставник лишь советует и ориентирует обучающегося в море информации

Руководитель-наставник лишь советует и ориентирует обучающегося в море информации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.05.2023