ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс
Оценка 5

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

Оценка 5
Домашняя работа +8
doc
воспитательная работа +2
6 кл
30.04.2019
ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс
Турнир проходит по типу игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн-ринг». Цель: углубить знания учащихся об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии наших предков-славян. На столе лежат конверты с вопросами, в центре стола – «волчок» или «вертолина». Участники отвечают на ту задачу, на которую указала стрелка. На обдумывание задачи группе дается 1 минута.
турнир эрудитов История славян.doc
ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян) Цель:  углубить знания учащихся об обычаях, традициях, хозяйственной жизни, культуре и религии наших предков­славян. Турнир проходит по типу игры «Что? Где? Когда?» или «Брейн­ринг». На столе лежат конверты с вопросами, в центре стола – «волчок» или «вертолина». Участники отвечают на ту задачу, на которую указала стрелка. На обдумывание задачи группе дается 1 минута. Эпиграф:  «В нашем рождении участвовали камни гор и воды рек, травы степей и клики пролетающих   когда­то   птиц;   нас   согревает   не   одно   лишь   солнце   нашей   жизни,   но   и   солнце, светившее предкам».  Учитель: С чего начиналась Россия? От какого корня пошел жизнестойкий росток? Название   родительского   дерева   –   славяне.   Первые   письменные   свидетельства   о   славянах относятся к рубежу первого тысячелетия нашей эры. О славянах сообщают греческие, римские, арабские,   византийские,   сирийские   источники.   На   основании   этих   сообщений   историки определили территорию расселения славян. В далекие времена они жили к востоку от германцев: от Эльбы до Донца, Оки и Верхней Волги; от Балтийского Поморья до Среднего и Нижнего течения Дуная и Черного моря.  Валентин Распутин Ученые считают, что к VI веку происходит обособление из единой славянской общности ветви восточного славянства. Жизнь славян, как и многих древних народов, зависела от сил природы. Их   воображение   наполняло   природу   множеством   дивных   существ,   создавало   богов.   Солнце, ветер, гроза, лес – все представлялось нашему предку одушевленным. Славяне были язычниками. От первобытности они унаследовали веру в силу магических обрядов. И в течение всего года обряды   сопровождали   жизнь   славян:   в   новогоднюю   ночь   гадали   о   своей   судьбе,   о   будущем урожае, встречали  Масленицу  блинами.  Особые  обряды  сопровождали  пахоту   и сев,  а затем начинались праздники урожая.  Ход турнира Учитель:  Во время проведения турнира вы познакомитесь с традициями и обычаями наших предков в хозяйственной, культурной, военной жизни. Новеллы­задачи по теме «Славяне» 1. «Тактика». В  бой  славяне  шли  каждый  с  двумя  небольшими  копьями, а некоторые  имели  прочные   и тяжелые щиты. Вооружение их составляли также лук и стрелы. Панцирей славянские воины не носили, летом же, по словам византийца, они сражались в одних коротких штанах. В сражении славяне избегали открытых местностей, предпочитая встречать  врага в лесах, теснинах или у обрывов; при этом они широко пользовались искусством засады, прибегали к различного рода военным хитростям, владели многими способами ведения боя днем и ночью, были чрезвычайно искусны в переправах через реки. Научились   славяне   хорошо   прятаться   и   в   высокой   степной   траве,   часто   сами   нападали нежданно­негаданно на неприятеля и одерживали верх даже над сильным врагом. Они умели притворным   бегством   заманить   неприятеля   в   лесную   чащу   и   там,   скрываясь   за   деревьями, поражали врагов стрелами, концы которых иной раз смазывали ядом. В о п р о с: Предположите, почему славяне предпочитали сражаться в лесу, избегали открытых местностей и старались заманить противника в лес, овраг. О   т   в   е   т:   По   замечанию   византийского   автора,   славяне   в   целом   не   имели   единого командования и не были способны сражаться правильным строем. Разумеется, славяне, жившие отдельными   племенами,   еще   не   могли   создать   тогда   сильную   армию   с   единым   военным командованием, подобную армии Византии. Этим и можно объяснить в определенной степени военную тактику славян. 2. «Жилище славян». Византийские источники сообщают ценнейшие сведения о быте славян. Предки наши были стройными,   русыми,   румяными.   По   словам   иноземцев,   славяне   отличались   могучим телосложением, высоким ростом, большой силой и необыкновенной выносливостью: могли долго терпеть зной, холод и голод, пищей довольствовались самой простой, а иногда, в случае нужды, питались даже сырым мясом животных и рыбой.  Селиться славяне любили в лесах, у труднопроходимых рек, болот и озер, на высоких местах, чтобы жилье не затопило во время весенних разливов. Славяне еще не умели строить надежные жилища – сплетали себе жалкие лачуги из хвороста, покрывали соломой, лишь бы укрыться от дождя и непогоды. Печей и дымовых труб совсем не умели делать в древности – устраивали среди жилища очаги, где и разводили огонь, а дым уходил в отверстие в крыше или в стене. Жилища свои славяне устраивали иногда со многими выходами. Пожитки и запасы обычно зарывали в землю.  В о п р о с: Предположите, зачем славяне устраивали в жилище много выходов и прятали пожитки. О т в е т: Славяне устраивали в своих жилищах много выходов, чтобы легче было уйти при внезапном нападении. Многовековой опыт предков научил славян хранить запасы в тайниках, пользоваться только необходимым. 3. «Переправа». Для   того,   чтобы   успешно   воевать   со   славянами,   византийский   автор   советует   заготовить против   них   конницу   и   пехоту,   главным   образом   легковооруженную,   и   приготовить   большое количество   метательного   оружия   –  не   только   стрел,   но   и   различных   видов   копий.  Советует византиец также по возможности заготовлять материал для постройки так называемых плавучих мостов,   чтобы   переход   через   реки   был   заранее   подготовлен.   Ведь   в   стране   славян   много труднопроходимых рек, указывает автор. В о п р о с: Предположите, что имеет в виду автор источника, говоря о сооружении плавучих мостов. О т в е т:  Автор пишет, что надо иметь мешки из бычьих и козьих шкур, чтобы во время внезапных нападений на врага или при переходе через реки воины летом могли плыть на них. 4. «Чур, меня!». Почти   до   конца   X   века   наши   предки   были   язычниками.   Мало   дошло   до   нас   сведений   о языческой вере славян. Знаем мы, что восточные славяне чтили бога – громовника Перуна, а также бога ветра Стрибога. Божество солнца называли Дожбог. Чтили славяне Велеса, который считался покровителем стад и потому назывался «скотьим богом», и других. Кроме того, славяне верили,   что   в   лесу   (это   по   очень   древнему   верованию   наших   предков)   жил   лесной   бог – леший, в воде – водяной бог, в руслах рек – русалки; особенно же чтили домашнего бога – домового. Славяне,   как   и   другие   родственные   им   народы,   думали,   что   души   умерших   предков   не покидают   родного   очага.   В   случае   какой­нибудь   беды   говаривали   в   старину:   «Чур,   меня защити!». В о п р о с: Предположите, что означали эти слова. О т в е т: Славяне считали, что души умерших предков не покидают родного очага, а значит, они заботятся о своих потомках, хранят их от всяких бед, если они чтят память своих предков. Если же нет, тогда эти домашние боги становятся беспокойными, наводят беду. Души предков значились под именем «домовых», называли их также «чурами» или «щурами». Вот прочему говаривали в случае беды: «Чур, меня защити!». 5. «Костер». Каждое поселение славяне обносили высокой бревенчатой стеной, домов за ней было не видно. Избушки были невелики, до половины уходили в землю. Крыши настилали в два ската камышом или соломенными снопами, для прочности обмазывали их сырой глиной.  На самой высокой сосне в городище устраивалась сторожевая вышка. Поднимались на нее не по   лестнице,   а   по   шесту   с   перекладинами.   С   вышки   далеко   видно.   Если   бдительный   страж замечал,   что   подбираются   к   селению   недобрые   пришельцы,  тотчас   же   поднимал   тревогу.  На вышке зажигали костер, оповещали соседей.  За короткий срок все ближние селения узнавали  об опасности, и люди сходились вместе, чтобы отразить нападение врагов.  В о п р о с ы: Почему на сторожевую вышку поднимались по шесту с перекладинами, а не по лестнице? Каким должен быть сигнальный костер? О т в е т: Славяне использовали шест с перекладинами, так как его легко можно было поднять наверх и спрятать в ветвях сосны, дозорный был как в крепости. Сигнальный костер разжигали на вышке с тем условием, чтобы он был с густым дымом. Именно густой дым и был сигналом для соседей о надвигающейся опасности.  6. «Торговля». Новгородские купцы торговали с Царьградом. Везли туда разные товары: меха, мед, воск, льняное полотно, желтый камень – янтарь, оружие, щиты, украшения.  Сначала новгородцы плыли по реке Волхов. С Волхова выплывали в Ильмень­озеро, затем в Ловать­реку. Но Ловать вскоре поворачивала на восток, а купцам надо было на юг. Приходилось перетаскивать ладьи по суше до Днепра. И плыл новгородский купеческий караван далее вниз по Днепру. В устье Днепра, где река впадает в Черное море, новгородцы становились на стоянку, чтобы подготовиться для морского плавания. Они ставили большие паруса, привозили много хвороста. И выплывали ладьи в море.  В о п р о с: Для чего новгородцам нужно было так много вязанок хвороста? О т в е т: После того как были поставлены большие паруса, новгородцы обвязывали ладьи по бортам вязанками хвороста, чтобы они устойчиво держались на воде.  7. «Выдающийся полководец». Полководцем великой славы был на Руси в X веке Святослав – сын князя Игоря и княгини Ольги. О его походах, победах и гибели знали в близких и далеких от Киева странах. Вся его жизнь, начиная с детства, прошла в борьбе с беспокойными соседями, угрожавшими восточным и юго­западным границам Древнерусского государства. Византийский историк оставил достоверное описание Святослава в зрелом возрасте. После сражений   на   Дунае   Святослав   вел   переговоры   об   окончании   войны   с  императором   Византии Цимисхием: «Видом он был таков: среднего росту, не слишком высок, не слишком мал, с густым бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и с густыми длинными волосами на верхней губе. Голова была у него голая, но только на одной ее стороне висел локон волос… шея толстая, плечи широкие, и весь стан довольно стройный. В одном ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная». В о п р о с: Предположите, что означал висевший на одной стороне головы локон волос. О т в е т: У Святослава голова была выбрита, а локон волос означал знатность рода.  8. «Крашение яиц». Обычай  красить  яйца  и  дарить  их  друг  другу  в  весенний  праздник  существовал   у  славян задолго до принятия христианства.  Над праздничной едой предварительно совершали специальный обряд, с помощью заклинаний придавали   ей   могущественные   целебные   свойства.   Славяне,   одаривая   друг   друга   крашеными яйцами,   взаимно   желали   здоровья,   целовались,   веря,   что   этот   обряд   передает   их   близким частичку той сверхъестественной силы, которая вошла в них вместе с праздничным угощением. В о п р о с: Предположите, почему яйца стали красить. О т в е т: Устраивая многодневные и многолюдные весенние праздники, кормления различных божеств и духов, славяне обычно обмазывали скорлупу яиц кровью, потому что кровь с давних времен считалась изысканным лакомством духов и богов. В последующем это перешло в обычай крашения яиц. 9. «Одежда». Переговоры Святослава и Цимисхия проходили у реки. Русский князь сидел на скамье ладьи, причалившей к берегу, а византиец приехал на коне.  Император Цимисхий был в золоченых доспехах. Золоченая сбруя украшала коня. Блистала дорогими нарядами многочисленная свита. Внимание византийцев привлекли волосы на верхней губе, то есть усы, и локон на бритой голове Святослава. Удивило   византийцев   и  то,  что  Святослав   не  отличался   от   своих   воинов  одеждой,  кроме чистоты ее.  В о п р о с: Предположите, почему Святослав носил одежду, не отличающуюся от одежды воинов. О т в е т: Святослав не отличался от своих воинов одеждой не случайно. Кроме серьги с жемчугами  и  рубином, богатый  князь  не хотел  обременять  себя  ничем  таким, что  могло  бы помешать походной жизни. Суровый и простой быт во все времена отличал многих знаменитых военачальников. Задолго до Святослава Александр Македонский делил со своими воинами все походные тяготы. Намного позже Святослава Александр Суворов, даже будучи стариком, спал на охапке сена, покрываясь плащом, и не надевал теплого мундира до тех пор, пока зимнюю одежду не получали его солдаты. 10. «В зимнее время». Если и случалось, что славяне шли на открытый бой, то они с криком слегка продвигались вперед  все  вместе.  Если  враги  не  выдерживали  их натиска, то  славяне  наступали  сильнее, в противном случае просто убегали, не спешили схватиться с неприятелем в рукопашной схватке. Они направлялись к лесу, где умели отлично сражаться. Далее   византийский   автор   советует   нападать   на  славян   главным   образом   в  зимнее   время. Почему? Во­первых, у славян мало запасов пищи; во­вторых, у них плохая зимняя одежда; в­третьих, зимой на снегу остаются следы. Подобных доводов византиец приводит пять. В о п р о с: Назовите еще два довода в пользу ведения войны зимой. О т в е т: В­четвертых, зимой реки замерзают, и потому их легко можно перейти, не надо иметь плавучие средства. В­пятых, в зимнее время деревья стоят без листьев, и поэтому славянам труднее спрятаться за ними.  11. «Ладья». В один из летних дней отправились славяне в лес искать подходящее дерево для ладьи.  Долго ходили они по лесу.  Деревьев  в  лесу много, да не всякое годится в дело: одно криво, другое гнило, третье суковато, четвертое свилевато.  К   вечеру   набрели   на   вековой   дуб.   Измерили   толщину   ствола,   получилось   три   обхвата   с лишком. Острым топориком сделали на дубу три затеса: два вдоль ствола и один под ним – поперек. Метка означала, что этот дуб будут рубить именно они, и никто другой. Миновало лето, прошла осень. Наступила зима, выпал снег. Срубили дуб, вывезли из лесу и привезли в селение.  Начали ладить ладью. Первым делом дуб ошкурили: сняли с него кору. Потом принялись обтесывать бревно сверху и с боков. День ото дня росла куча желтой щепы и выросла выше человеческого роста. День ото дня дубовая колода все больше становилась похожа на лодку.  Потом наступил черед выделывать ладью изнутри. В о п р о с: Предположите, как это сделали славяне. О т в е т: Славяне разожгли костёр. Когда костер разгорелся, они лопатой стали доставать из огня горячие угли и класть их на колоду сверху. Угли горели, ветерок их раздувал. От жарких углей дымилась колода. Угли прогорали, и в колоде оставалось выжженная ямка. Славяне клали в нее новые угли, и опять дымилась колода. Так мало­помалу выжигали ладью изнутри.  12. «Для защиты». Проходили  годы,  десятки  лет, славяне  уже  владели   всем  арсеналом  тогдашнего  тяжелого вооружения. Особенно это проявилось в 597 году при штурме греческого города Фессалоники. У славян   теперь   были   осадные   машины,   железные   тараны,   огромные   механизмы   для   метания камней. Были у них и так называемые «черепахи» – подвижные башни. Эти грозные сооружения медленно двигались к крепости. Помещавшихся на них воинов скрывали деревянные барьеры – щиты. Как только «черепахи» подбирались к крепости, воины выскакивали из укрытий и, осыпая защитников стрелами, овладевали стеной.  Византийцы признавали, что славяне к концу VI века «научились вести войну лучше, чем римляне» (то есть чем они сами). Уязвимым местом на подвижной башне – «черепахе» – были деревянные щиты, скрывавшие воинов, они могли загореться.  В о п р о с: Предположите, что придумали славяне для предохранения этих щитов от огня. О т в е т: Для защиты от огня славяне покрывали деревянные щиты сырыми шкурами.  13. «Купание». Детей, страдающих сухоткою, кладут в раздвоенное от удара молнии дерево, потом девять раз обходят с ними вокруг дерева и вешают на его ветвях детские сорочки. При возвращении домой купают детей в воде, взятой из девяти рек или колодцев, и обсыпают золою из семи печей.  От лихорадки и других болезней крестьяне купаются в реках, лесных родниках и колодцах, а после купания вытираются чистою тряпицею и вешают ее на соседнее дерево или ракитов куст; вместо тряпицы вешают также рубашку или лоскут от своей одежды и оставляют до тех пор, пока те совсем не истлеют. В о п р о с: Предположите, в чем смысл этого обряда. О т в е т: Смысл обряда таков: больной смывает и стирает со своего тела недуг, то есть снимает его с себя и вместе с тряпицею и сброшенной рубашкою передает кусту или дереву как земным   представителям   того   небесного,   райского   дерева,   который   источает   живую   воду, исцеляющую все болезни. Как истлевает лоскут или сорочка, так должна сгинуть и самая болезнь. Позднее, при утрате ясного понимания старинных представлений, обряд этот получил характер жертвоприношения лесным и водяным духам. 14. «С собой». Редкий человек может похвалиться, что видел домового. Для этого нужно надеть на себя в пасхальную   ночь   лошадиный   хомут,   покрыться   бороной,   зубьями   на   себя,   и   сидеть   между лошадьми целую ночь. Если повезет, то увидишь старичка – маленького, словно обрубочек, всего покрытого седенькой шерстью, даже ладошки у него волосатые. Иной раз, чтобы отвести от себя любопытный взор, он принимает облик хозяина дома – просто вылитый. Вообще домовой любит носить хозяйскую одежду, но всегда успевает положить ее на место, как скоро понадобятся вещи человеку.  Если хозяева своего домового любят, если живут с ним в ладу, то нипочем не захотят с ним расстаться, даже переезжая в новый дом. В о п р о с: Предположите, как перевозили славяне с собой домового. О т в е т: При переезде в новый дом наши предки поступали так: поскребут под порогом, затем   соберут   мусор   в   совок   и   рассыпают   его   в   новой   избе,   считая,   что   с   этим   мусором перебирается   на   новое   место   жительства   «хозяин».   Только   надо   не   забыть   принести   ему   на новоселье горшок каши и со всем возможным уважением сказать: «Дедушка домовой, выходи домой. Иди к нам жить!». 15. «Два лица». Этот славянский бог был о двух лицах: одно лицо подобно солнцу, другое – полумесяцу. Жрецы этого бога ведали тайные, древние науки счета дней, месяцев, лет. Перед храмом его высаживали великое множество самых разнообразных цветов, которые открывали свои венчики в разное время суток, от раннего утра до позднего вечера. В о п р о с: Предположите, чему покровительствовал этот бог. Его имя? Для чего высаживали так много цветов? О т в е т: Славяне почитали Числобога как покровителя течения времени. Одно, подобное солнцу,   его   лицо   потому   таково,   что   солнце   отмеряет   течение   дня,   другое   лицо   подобно полумесяцу, ибо луна отмеряет течение ночи.  Жрецы   Числобога   содержали   в   порядке   большие   солнечные   и   лунные   часы,   которые посвящены были этому загадочному богу.  А узнать, который теперь час, можно было, поглядев на удивительные цветочные часы. Равных им по красоте не создано до сих пор.

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс

ТУРНИР ЭРУДИТОВ (из истории славян), 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019