План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)
Оценка 4.9

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

Оценка 4.9
Контроль знаний +3
doc
история
6 кл
30.04.2019
План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)
Поурочная разработка составлена по УМК "История России" 6 класс Данилов А.А., Косулина Л.Г. Цель: сформировать у обучающихся целостное представление о древнерусском государстве после смерти Ярослава Мудрого; выявить причины и последствия феодальной раздробленности на Руси, развивать хронологические, картографические умения при помощи познавательных задач; умение работать с учебником; на основе деталей создавать общую картину событий.
Начало раздробления Древнерусского государства.doc
ПЛАН­КОНСПЕКТ УРОКА « Начало раздробления Древнерусского государства» Тема: Начало раздробления Древнерусского государства Тип урока: изучение нового материала Цели   урока:  1)Образовательная:  а)   сформировать   у   обучающихся   целостное представление о древнерусском государстве после смерти Ярослава Мудрого;                                                           б) выявить причины и последствия феодальной раздробленности на Руси.                          2) Развивающая: а) развивать хронологические, картографические умения   при   помощи   познавательных   задач;   умение   работать   с   учебником;   на основе деталей создавать общую картину событий;                                                        б) закрепить навыки конспектирования;                                                         в) учить самостоятельно выводить определения.                            3) Воспитательная: а) воспитать человека – патриота своей страны,   осознающего   важность исторического пути развития.   уважающего   национальные   ценности, Оборудование:  1) Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс, М., Просвещение, 2006 г.    2)   Данилов   А.А.,  Косулина   Л.Г.  Рабочая   тетрадь  «История   России   с древнейших времен до конца XVI века» (6 класс), М., Просвещение, 2007 г.  3)   Атласы   по   Истории   России   с   древнейших   времен   и   до   конца XVIII века  4) «История государства Российского» серия 28. 5)   электронная   презентация   урока   «Начало   раздробления Древнерусского государства»               6) Технические средства обучения: доска, карта, компьютер, проектор. Основные понятия: усобица, феодальная раздробленность, половецкие племена, рать, съезд, уделы, экономика, эксплуатация.  Ход урока План урока. I. Организационный момент II. Повторение изученного материала III. Изучение нового материала 1. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей 2. Любеческий съезд князей 3. Правление Владимира Мономаха в Киеве 4. Причины раздробленности Древнерусского государства 5. Государственное правление в период раздробленности IV. Закрепление нового материала V. Подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся и выставление  оценок VI. Домашнее задание Содержание и приемы работы учителя 1. Организационный момент (2мин) Сегодня мы отправимся в путешествие в Киевскую Русь. Узнаем,   как   жили   князья   молодые,   сыновья   и   внуки Ярослава Мудрого, соблюдали ли единство государства русского.   В   пути   вам   пригодятся   знания,   умения, наблюдательность,   смекалка.   К   концу   путешествия необходимо   выяснить:   что   такое   феодальная раздробленность? последствия раздробленности на Руси. (электронная   презентация   урока   «Начало   раздробления Древнерусского государства». Слайд №1.)  2. Повторение изученного материала  (2 мин) Давайте   с   вами   вспомним   где   располагалось Древнерусское государство.   –Покажите границы государства «Киевская Русь»  –Покажите путь «из  варяг в греки».  –Почему этот путь так назывался? 3. Изучение нового материала (30 мин) 1. Половецкая   угроза   и   распад   союза   Ярославичей   (5 мин) электронная   презентация   урока   «Начало   раздробления Древнерусского государства». Слайд № 2.) Содержание и приемы работы обучающихся  Обучающиеся записывают в тетрадях тему урока, проблемное задание. Один из обучающихся работает по карте у доски, показывает необходимые объекты Ученики слушают Ярослав   Мудрый   умер   в  1054  году.  Перед   смертью   он разделил между своими сыновьями русские земли. Самые важные   достались   трем   старшим   сыновьям.   Изяслав получил   Киев,   Святослав   –   Чернигов,   Всеволод   – Переяславль. При этом  князь  наказал сыновьям жить в мире  и  согласии  и  слушаться старшего  брата   Изяслава как   своего   отца.   Первое   время   сыновья  Ярослава Мудрого   правили   согласно   его   заветам.   Они  создали новый   свод   законов   —  Правду   Ярославичей.  Этот документ   предусматривал   наказания   за   покушение  на княжескую   собственность   и   на   жизнь   людей,   управ­ лявших княжеским хозяйством. Тем временем на южных границах Руси резко обострилась ситуация.   Из   глубин  Азии   в   Причерноморские  степи вторглись  воинственные  половецкие  племени.  Вытеснив печенегов, они заняли  бескрайние степи  между Доном и Днепром, дошли до византийских сторожевых крепостей на Дунае.  – Что это были за племена и откуда они пришли? Давайте заслушаем доклад на тему «Половецкие племена в XI веке».   –В чем причины восстания 1068 года?  –Какое значение имело вторжение половцев в Киевскую Русь? В 1068 году половцы совершили первый крупный  набег на Русь. Навстречу им вышли войска трех русских князей —   Ярославичей.   Битва   с   половцами   на   реке  Альте закончилась разгромом русской рати. Но когда Изяслав с остатками дружины вернулся в Киев, народ собрался на вече   и   решил   продолжать   войну.   Для   киевлян   победа кочевников означала не просто военное разорение, но и невозможность   продолжать   выгодную  торговлю   с Византией,   поскольку   половцы   перекрывали   путь   по Днепру   на   юг.   Ивяслав   отказался   подчиниться постановлению   веча,  монтируя   свой   отказ   усталостью дружины, Возмущенная толпа разграбила княжеский двор. Изяслав был свергнут и бежал к своему родственнику Отвечают на вопрос Один из учеников читает доклад, остальные слушают и отвечают на вопросы Записывают дату в тетрадь —   польскому   королю.   Но   вскоре,   собрав  в Польше большое войско, он вновь занял киевский престол. Тем   временем   силу   и  популярность   набирал   второй сын   Ярослава   Мудрого   —   черниговский   князь   Свято­ слав, сумевший разгромить половцев во время их второго набега.   Заручившись   поддержкой   Всеволода   Пе­ реяславского  и  киевского  веча,  он  решил   изгнать   Изя­ слава из Киева. Началась бесконечная череда княжеских усобиц,   в   которую   были   втянуты   сыновья,   а   затем  и внуки Ярослава  Мудрого. Враждовавшие  между собой князья   нередко   прибегали   к   помощи   половецких отрядовВ   1093   году   умер   последний   сын   Ярослава Мудрого Всеволод. В последние годы жизни он все чаще поручал   ведение   дел   своему   сыну  Владимиру Мономаху,  который   прославился   борьбой   с половцами.  Однако  в 1093 году киевский престол по праву старшинства занял сын Изяслава Святополк. Пока   князья   враждовали  между   собой,   половцы совершали   набеги   на   Русскую   землю.  Они   разграбили многие города и села, увели в плен огромное количество людей. 2. Любеческий съезд князей (8 мин) Русская   земля   изнемогала   от  княжеских   раздоров   и половецких   набегов.   По   настоянию   Владимира Мономаха, который княжил тогда в Переяславле, в 1097 году внуки и правнуки  Ярослава Мудрого собрались на съезд в городе Любече.   Давайте  посмотрим  с вами кадр   из фильма «История государства Российского» и ответим на вопрос:   –   В   чем   заключалось   политическое   значение Любеческого съезда князей?  – В каком году состоялся Любеческий съезд князей?  – Какое решение было принято на съезде князьями? 3. Правление Владимира Мономаха в Киеве(5 мин) электронная   презентация   урока   «Начало   раздробления Смотрят фильм и отвечают на поставленные вопросы Древнерусского государства». Слайд № 3.) В   1113   году   умер   Святополк   Изяславич.   Жадный, корыстолюбивый,   он   успел   за   годы   своего   правления возбудить   всеобщую   ненависть   среди   киевлян.   В результате   восстания   на   киевский   престол   был приглашен Владимир, сын Всеволода. Дайте характеристику князя Владимира Мономаха и его политике.   –Какое значение имел свод законов «Устав Владимира Мономаха» для государства? Доклад одного из  обучающихся Отвечают на вопрос    4. Причины раздробленности Древнерусского  государства (7 мин) электронная   презентация   урока   «Начало   раздробления Древнерусского государства». Слайд № 4.) Усобицы между князьями привели к тому, что в середине XII  века   Древнерусское   государство   распалось   на несколько   самостоятельных   частей.   Но   за   княжескими усобицами скрывались более глубокие причины, которые привели   Русь,   как   в   свое   время   и   страны  Западной Европы, к периоду раздробленности. Давайте с вами вместе найдем и выпишем все причины раздробленности в Киевской Руси. (Работа с учебником с. 78­79)  Читают и выписывают причины в тетрадь. 5. Государственное раздробленности (5 мин)   правление   в   период Работа с картой. В   середине  X I I   века  Русь   раскололась   на   15 самостоятельных земель­княжеств. Наиболее крупными были:  Киевское княжество  с центром в Киеве,  Черни­ говское  с центром в Чернигове,  Северское  с центром в Новгороде­Северском,   Новгородская   земля  с   цент­ ром в Новгороде Великом,  Галицко­ Волынское  с цент­ Слушают и работают с картой ром   в  Галиче  и  Владимире   Волынском,   Владимире­ Суздальское  с   центром   во  Владимире­на­Клязьме, Полоцкое с центром в Полоцке, Смоленское с центром в Смоленске. Количество  княжеств менялось, так  как каждое из них в ходе семейных разделов со временем распадалось на новые. В   каждом   княжестве,   за   редким   исключением,   была собственная   княжеская   династия,   имелось   собственное войско, свои деньги, меры длины и веса, осуществлялась самостоятельная   внешняя   политика.   Наиболее   мо­ гущественные  князья   начали  именовать   себя  великими князьями.  В   пределах   крупных   княжеств   выделялись уделы — наследственные земельные держания младших членов   княжеского   рода.   Удельные   князья   были вассалами великих князей. Отношения   между   князьями   регулировались   суще­ ствовавшими   тогда   обычаями   и   заключавшимися   между ними соглашениями. И хотя княжеские усобицы не ути­ хали, цель их была уже иной, чем в едином государстве: не   захватить   власть   во   всей   стране,   а   укрепить   свое княжество,   расширить   его   границы   за   счет   соседей. Князья,   получившие   свое   княжество   по   наследству   и передававшие его своему сыну или брату, были больше заинтересованы   в   обустройстве   своих   земель,   нежели их   временные   владельцы.  Они  с  удовольствием   занима­ лись   строительством   городов   и   храмов,   стремились привлечь   в   свои   владения   земледельческое   население, ремесленников и торговцев. IV. Закрепление нового материала (3 мин) ­ Что такое феодальная раздробленность? ­ Каковы причины раздробленности? ­   В   чём   заключаются   отрицательные   последствия раздробленности на Руси? Тест проверочный V. Подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся и выставление оценок (2мин) Отвечают на вопросы. Таким   образом,   в   середине  XII  века   в   развитии Древнерусского   государства   наступил   период   раз­ дробленности. Он был вызван как политическими, т. е. связанными   с   особенностями   государственного управления, так и экономическими, т. е. связанными с хозяйственной жизнью людей, причинами. Но  некоторые элементы государственного единства сохранились. VI. Домашнее задание § 9, Рабочая   тетрадь  § 9, документ  в конце  параграфа ответить на вопросы. Записывают задание в дневники

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)

План-конспект урока «Начало раздробления Древнерусского государства» (6 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019