«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»
Оценка 5

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

Оценка 5
Карточки-задания +5
doc
воспитательная работа +1
6 кл
30.04.2019
«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»
Предлагаемый урок в формате игры можно провести по теме «Монгольское нашествие» или «Восточные славяне и деятельность первых русских князей» в 6 классе по истории России. Задачи: повторение и обобщение пройденного материала в форме игры; подведение итогов изучения темы; контроль за качеством знаний учащихся по теме.
кочевники игра.doc
«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ» (игра) В.   И.   Боголюбов   в   книге   «Введение   в   педагогическую   технологию» (Пятигорск, 1996 г.) пишет: «Впервые предметом социальных исследований игра была представлена в работе немецкого психолога К. Гросса (1899 г.) как форма жизнедеятельности и самоусовершенствования молодых существ». Теорию Гросса развил далее его соотечественник К. Бюллер, который считал, что стремление к игре поддерживается функциональным удовольствием. В 1933 г. голландский психолог Ф. Бейтендейк установил, что аспекты игры связаны   характерными   для   детей   чертами   поведения:   импульсивностью, робостью. Целью любой игры является тренировка (или упражнение) в определенном виде деятельности. Дети организуют игровую деятельность, принимая на себя функции взрослых в сюжетных играх. Сюжетно­ролевая игра является первой в хронологическом плане для формирования общественного сознания детей. Определенный интерес представляет теория преобладающего влияния игры на развитие детского интеллекта (Жан Плеаже, 1945 г.). Социальную природу игры, ее внутреннюю структуру и значение для развития ребенка   исследовали   Е.   К.   Аркин,   Л.   С.   Выгодский,   А.   Н.   Леонтьев,   Д.   Б. Эльконин и др. Интересный   вывод   делают   Л.  И.  Пидкасистый   и   Ж.  С.  Хайдаров   в   своей работе   «Технология   игры   в   обучении   и   развитии»   (М.,   1996   г.):   «Игра   есть перманентное   явление   –   процесс,   она   последовательно   развивается   на протяжении всего жизненного пути личности и достигает порой удивительного совершенства   по   сравнению   с   утилитарной   деятельностью   и   вообще   любой другой деятельностью». Игра занимает значительное место в технологии личностно ориентированного обучения проф. Серикова В. В. (технология имитационных игр). Триада «задача –   диалог   –   игра»   образует   базовый   технологический   комплекс   личностно ориентированного обучения. Предлагаемый урок можно провести по теме «Монголо­татарское нашествие» или «Восточные славяне и деятельность первых русских князей». Задачи:  повторение   и   обобщение   пройденного   материала   в   форме   игры; подведение   итогов   изучения   темы;   контроль   за   качеством   знаний   учащихся по теме. Оборудование: 1. Рисунок (лучше макет) древнерусского города. 2. Соответствующие теме карты. 3.   Раздаточный   материал   –   карточки   с   вопросами   и   карточки   с дополнительными заданиями. 4. Эмблемы, приготовленные учащимися. 5. Таблица для подсчета баллов. 6.   У   доски   –   карточки   с   фамилиями   учащихся   (перевернуты   тыльной стороной   вверх).   На   доске   можно   написать   слова   А.   С.   Пушкина:   «России определено было высокое предназначение: ее необозримые равнины поглотили силу кочевников и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились на степи своего Востока. Образующееся   просвещение   было   спасено   растерзанной   и   издыхающей Россией». Ход занятия I. Сообщение темы и задач занятия. Инструктаж по условиям игры. Сегодня повторение – обобщение пройденного материала будет проходить в форме игры. Посмотрите на рисунок (макет). Перед вами – древний русский город, который вы должны защитить своими знаниями от кочевников. Задача игры – продержаться 30 минут (именно столько времени необходимо для того, чтобы подошли на помощь основные силы русского князя и отбросили кочевников   в  степь),  а  главная   задача   урока –  продемонстрировать   глубокие знания. Перед кочевниками (вы видите это на рисунке) три основных препятствия: ров   с   валом,   городская   крепостная   стена,   укрепленный   княжеский   двор   с церковью. Вас ровно столько, сколько необходимо для защиты крепости. Когда ваши потери составят 7 человек, вы будете вынуждены пропустить кочевников через ров и вал. Когда вы потеряете 15 человек, – это будет означать, что противник взобрался на городские стены и проник в город, а вы своими силами сможете удерживать только княжеский двор; если хотя бы один из вас по истечении 30 минут останется в игре, – это означает, что вы продержались до прихода русской дружины и, следовательно, вы победили. Сегодня в роли кочевников буду я (учитель). Каждый мой вопрос – это ваш поединок с кочевниками. Не ответив на него, вы становитесь тяжелораненым, выбываете из основной борьбы и не набираете ни одного балла для себя и для своей команды (по количеству набранных вами баллов я оценю в конце урока ваши   знания   по   теме).   Если   вы   даете   неполный   ответ,   то   вы   считаетесь легкораненым, набираете 1 балл и продолжаете борьбу, но только до следующего ранения. Если вы отвечаете верно и полно, то, набирая 2 балла, остаетесь в игре. Вопросы сгруппированы по блокам. Вопрос, на который не был получен ответ, повторяется для оставшихся «в борьбе» защитников крепости. Они отвечают на него по желанию, набирая при этом баллы. Выбывшие   «из   боя»   имеют   возможность   набрать   баллы   для   себя   и   своей команды во время «лечения раны», выполняя задание на листочках в специально отведенном для этого месте. Помогать   мне   будут   два   ассистента   (старшеклассника):   один   ведет   учет ваших баллов, другой – выдает листы и задания для выбывших из игры. (Возможно   усиление   соревновательного   момента   в   игре:   «Такая   игра проводится сегодня и в других восьмых классах, поэтому вы боретесь не только с кочевниками, но и соперничаете с другими восьмыми классами. Общие игровые итоги будут подведены сегодня после уроков­игр» и т. д.) II. Проведение игры. Учитель берет карточку с фамилией, называет ученика, которому предстоит отвечать, зачитывает вопрос и оценивает ответ («0», «1», «2» балла). Ассистент заносит полученный балл в оценочный лист. Работа ведется в быстром темпе. Названный   ученик   заслушивает   вопрос,   у   него   несколько   секунд   для продумывания, затем он дает ответ. Ученики отвечают по очереди. Дополнительные   задания   для   выбывших   из   борьбы   (оцениваются   по   3­ балльной системе): 1.   Составить   рассказ   о   деятельности   любого   из   первых   русских   князей (по желанию). 2. Написать, как княгиня Ольга отомстила древлянам за смерть своего мужа – князя Игоря. 3. Рассказать о древнерусском городе: как он выглядел, кто были его жители, какую роль он играет в феодальном обществе. III. Подведение итогов. Сегодня   мы   повторили   тему   «Восточные   славяне   и   деятельность   первых русских князей VI – XII вв.». Итоги урока в баллах будут подведены в конце учебного дня, и вы сможете узнать свою оценку и общий результат класса. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ 1. Частью какой общности народов являются славяне? (Индоевропейской.) 2. Назовите три ветви славян. (Восточные, южные, западные.) 3.   Где   расселялись   восточные   славяне?   (Прежде   всего   –   Поднепровье, северная граница – Балтийское море, южная граница – Черное море, западная граница – река Висла, восточная – река Ока.) 4. Перечислите основные занятия славян. (Земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, бортничество, ремесла.) 5. Какой была религия славян? (Язычество.) 6. Была ли у славян письменность до принятия христианства? (Да, была.) 7. Дайте определение язычеству. (Политеизм или многобожие.) 8.   Применяли   ли   восточные   славяне   в   хозяйстве   металлы   и металлообработку? (Да.) 9.   Дайте   определение   подсечному   земледелию.   (Деревья   подсекали,   затем сжигали.) 10. Кто являлся основателем династии русских князей? (Рюрик.) 11.   Кто   такие   хазары?   (Тюркоязычный   народ,   появившийся   в   Восточной Европе   после   гуннского   нашествия   в   IV   в.   и   кочевавший   в   Западно­ Прикаспийской степи.) 12. Кто такие половцы? (Тюркоязычный народ (XI в.) в южнорусских степях, совершали набеги на Русь в XI – начале XIII вв..) 13. Каким было общественное устройство у славян в VIII веке? («Военная демократия».) 14.   Где   и   когда   зародилось   государственное   образование,   которое   стало называть себя Русью? (В Среднем Поднепровье в VIII – IX вв.) 15. В каком году в Новгород прибыл править Рюрик? (В 862 г.) 16. Из какой летописи мы узнаем о древних славянах? («Повесть временных лет» летописца Нестора.) 17.   В   чем   заключается   суть   норманнской   теории?   (Западные   историки отказывают   восточным   славянам   в   способности   создать   государство самостоятельно   и   считают,   что   только   вмешательство   германских   народов привело к образованию Киевской Руси.) 18.   В   каком   году   новгородский   князь   Олег   захватил   Киев?   Эта   же   дата является официальным началом истории Древнерусского государства. (882 г.) 19.   Перечислите   первых   русских   князей.   (Рюрик,   Олег,   Игорь, Ольга, Святослав.) 20.   Что   такое   вотчина?   (Земельное   владение,   которое   передавалось   по наследству от отца к сыну.) 21. Дайте определение натурального хозяйства. (Хозяйство, в котором все необходимое для жизни производилось для себя, а не для продажи.) 22.   Какое   государство   называется   раннефеодальным?   (Государство,   в котором еще идет процесс превращения свободных крестьян в зависимых.) 23. Как назывался сбор дани на Руси? (Полюдье.) 24. Кому принадлежит фраза: «Иду на вы»? (Князю Святославу.) 25.   В   каком   году   произошло   крещение   Руси   и   кто   крестил   Русь? (Князь Владимир в 988 г.) 26. Дайте характеристику христианству. (Это одна из трех мировых религий. Имеет   три   основных   направления:   католицизм,   православие,   протестантизм, возникла в I в. н. э. в восточной провинции Римской империи.) 27. В чем заключается значение принятия христианства на Руси? (Принятие христианства   укрепило   Древнерусское   государство,   способствовало   развитию его   культуры,   усилило   княжескую   власть   и   облегчило   связи   с   другими государствами, принявшими христианство.) 28.   При   каком   князе   было   положено   начало   русскому   письменному законодательству,   как   назывались   русские   законы   того   времени?   («Русская правда» Ярослава Мудрого.) 29. Как называлась древняя русская письменность? (Узелковая.) 30. Назовите основоположников славянской азбуки. (Кирилл и Мефодий.) 31.   Дайте   характеристику   феодальной   раздробленности.   (Закономерный, объективный   этап   в   развитии   феодализма.   Одним   из   наиболее   негативных последствий ее являются постоянные феодальные войны, усобицы, разорявшие и ослаблявшие государство.) 32. Что такое феодальная лестница? (Соподчиненность феодалов различного ранга.) 33.   Что   такое   горизонтальный   порядок   передачи   власти?   (Передача великокняжеской власти по наследству старшему брату.) 34.   Что   такое   вертикальный   порядок   передачи   власти?   (Передача великокняжеской власти от отца к старшему сыну.) 35.   Каким   было   политическое   устройство   Новгорода   в   XII   –   XV   вв.? (Боярская   республика,   верховная   власть   принадлежала   вече   –   народному собранию.) 36. В какой торговый союз входил Новгород? (Ганзейский морской союз.)

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»

«ОБОРОНА РУССКОГО ГОРОДА ОТ КОЧЕВНИКОВ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2019