Турнир знатоков природы (3 класс)
Оценка 4.9

Турнир знатоков природы (3 класс)

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
3 кл
29.09.2018
Турнир знатоков природы (3 класс)
Внеклассное занятие по окружающему миру в 3 классе, на котором формируется у учащихся интерес к окружающему миру посредством игрового и занимательного материала. Главная цель турнира - привитие любви к природе, развитие коллективных навыков в игре, развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу.Внеклассное занятие по окружающему миру «Турнир знатоков природы»
Турнир знатоков природы.docx
Внеклассное занятие по окружающему миру  «Турнир знатоков природы» Цель: Формирование у учащихся интереса к окружающему миру посредством игрового и занимательного материала,  привитие любви к природе, развитие коллективных навыков в игре,  развитие воображения, кругозора, воспитание доброжелательности друг к другу. Задачи: 1. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. 2. Развивать     мышление,   воображение,   смекалку,   речь,   развитие   творческих способностей учащихся в процессе игры 3. Развивать у учащихся коммуникативные компетентности (культуру общения, умение работать в группах) 4. Воспитывать   дружеские   взаимоотношения,   выручку,   желание   помочь   друзьям   по команде. Ожидаемые   результаты   воспитание   бережного   отношения   к   природе,:   улучшение качества   знаний   учащихся,   развитие   интереса   к   окружающему   миру   как   учебному предмету. Метапредметные: Личностные УУД:  способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной  деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.  помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость     учебного материала, ценность совместной деятельности;   Регулятивные УУД: осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в учебнике ситуаций  «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;   выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами  помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые  коррективы; контролировать и оценивать свои действия;                                                    Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных  условий; построение логической цепи рассуждений; установление причинно­следственных связей. Коммуникативные УУД:      вступать   в   учебное   сотрудничество   с   учителем   и   одноклассниками,   осуществлять совместную   деятельность,   осваивая   различные   способы   взаимной   помощи   партнёру   по общению. Ожидаемые   результаты:   улучшение   качества   знаний   учащихся,   развитие   интереса   к чтению и окружающему миру как учебному предмету. Оборудование:   карточки   с  заданиями   для   команд,  для   конкурса   капитанов,   ребусы, медали, грамоты, воздушные шары, плакаты. Форма турнира: игра КВН. Оформление класса: рисунки учащихся с изображением птиц, растений, животных,  пейзажа леса; картинки ­ подсказки "Животные леса"; кроссворд "Птичьи разговоры"; Красная книга, карточки с заданиями для команд, для конкурса капитанов, ребусы,  медали, грамоты, Ход турнира: (Команды создаются при подготовке к турниру. Игроки придумывают заранее  название, эмблему своей команды. Коллективная работа перед соревнованиями очень  важна: дети почувствуют поддержку друг друга.) Выступления чтецов: 1.Здесь знает каждый, ты и я! Природу обижать нельзя! Так скажем дружно раз, два, три, Откроем праздник ­ День Земли!  2. На нашем шаре на земном, Где мы родились и живем, Где в травах летняя роса И голубые небеса, Где море, горы, степи, лес – Полно таинственных чудес. 3. Не разрушайте этот мир,  Девчонки и мальчишки, Иначе эти чудеса Останутся лишь в книжке. 4.Есть одна планета­сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят. Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной. И стрекозы только тут В речку смотрят удивлённо. Хором: Береги свою планету – Ведь другой похожей нету!  Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто хорошо знает жизнь зверей,   растения,   птиц,   насекомых,   умеет   правильно   вести   себя   в   природе,   готов   её оберегать. О чем мы должны помнить на каждом занятии? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что­то новое.)  – А чтобы заметить что­то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)  –   Каким   вы   хотите,   чтобы   получился   наше   занятие?   (Интересным,   весёлым, познавательным)   Учитель. Сначала давайте более подробно познакомимся с нашими командами игроков. Игроки демонстрируют эмблемы, названия своих команд, а также небольшой девиз  (объясняют свой выбор). Представление команд:  "Медведи» "Лисята" "Ястребы" Улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу мира, добра. Пожелайте успеха друг другу в проведении этого занятия.   ­ Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу. Чтобы работать командой, нужно знать некоторые правила: Работать дружно, все вместе; Уметь выслушать своего товарища; Не обижать товарища, который сделал ошибку; Не смеяться над командой, которая проигрывает; Не злиться, если вы проиграете.     II. Основная часть внеклассного занятия. ­ Итак, друзья, вперёд. I"Разминка". Верители вы? Верите ли вы, что: • прибор, который помогает определить стороны света, называется спидометр? (Нет,  компас) • кора березы всегда белее и чище с южной стороны, а трещины, неровности и наросты  находятся всегда на северной стороне дерева? (Да) • грибы в основном растут с северной стороны деревьев, пней, кустарников? (Да) • если встать лицом к северу, то за спиной будет запад, справа — юг, а слева — восток?  (Нет, за спиной будет юг, справа — восток, слева — запад) • пчелы ориентируются по солнцу? (Да) • попавшие за много километров от дома домашние животные и без компаса успешно  находят дорогу домой? (Да) • если утром и вечером тень от крыльев бабочки направлена на восток, то в полдень — с  севера на юг? (Да) • местность, изображенная условными знаками на листе бумаги, называется рисунком?  (Нет, картой) • правильно определить направление в степи поможет норка суслика? Грызуны, как  правило, вход в свое жилище делают с южной стороны. (Да) • олени в лесу точат свои рога только о северную сторону деревьев? (Нет) • в южных районах растет «компасное» растение латук, листья которого обращены на запад и восток плоскостями, а на север и юг ребрами? (Да) • ягоды на открытой лесной поляне раньше созревают с севера? (Нет, с юга) • цветущий подсолнух поворачивает свою голову вслед за солнцем? (Да) • в большинстве случаев муравейники расположены с южной стороны деревьев, пней,  кустарников? (Да) • в полдень волки встают головой на север и начинают выть? (Нет) • на стволах сосен с южной стороны выступает смола, а с северной тянется вдоль ствола  темная полоса? (Да) • мхи и лишайники чаще всего поселяются с южной стороны камней, пней, стволов  деревьев? (Нет, с северной) • после дождя раньше просыхает южная сторона предметов? (Да) II    «Звериная планета» У природы живые краски, И пусть живет она без опаски, Пусть живут и звери, и птицы, Пусть человек никого не боится! 1 этап."О страшных, храбрых и не очень". Узнай животное. а) "Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала зверек сплетает из  толстых веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху ­ крышу. Дома у  зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом­лишайником, сухими  травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в  сильные морозы хозяйка затыкает легким лишайником". Если дети берут подсказку, то из баллов, полученных за ответ, вычитают один балл. Подсказка: зимой этот зверек серый, летом ­ рыжий. На кончиках ушей ­ длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной. Ответ: белка. б) Французский натуралист Жорж Луи Бюффон так охарактеризовал этих животных: "Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос,  невыносимый запах, коварный нрав". Подсказка: этих зверей называют санитарами леса. Ответ: волки. в) "Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное ­ зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест  все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей". Подсказка: он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж. г) "У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко ­ так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не  помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными  задними ногами".       Подсказка: его считают большим трусишкой. Ответ: заяц. д) "Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот" (англ. foxtrotбукв.лисий шаг). Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами". Подсказка: убегать от помогает рыжий, пушистый хвост следы). Ответ: лиса. е) "Этот зверь очень подвижный и бегать, делать большие прыжки, влезать гору бежит быстрее, чем по равнине. По старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь". Подсказка:   сладкоежкой.       его считают неуклюжим     медведь.     Ответ:   преследователей  (заметает  ловкий: может быстро  на деревья и плавать. В  лесу шагает осторожно,  2 этап. «Птичий рынок» Каждой команде задают по одному вопросу, на который после короткого обсуждения она должна дать ответ. 1.                    Какая птица самая маленькая на   Земле? (колибри) 2.                    Какая птица самая большая на   Земле? (страус)  Пингвин – птица или нет? (птица)  Какая птица летает выше всех?     3.                   4.                   (орел) 5.                     Повторить правила работы в группе   «Ястребы» Повторить правила работы в группе  Терпеливо выслушивать своего товарища,  стараясь не перебивать его. С партнёрами общаться вежливо и  доброжелательно. Если возникнут затруднения, нужно помочь. К полученному заданию относиться серьёзно, проявив активность. Испытывать чувство ответственности не  только за свои успехи, но и за успехи своих  одноклассников. Честно распределять обязанности между  членами группы.  Какая птица может летать хвостом вперед? (колибри) 6.                    Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)   Команда отгадывает кроссворд.      1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 1.Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). 2.Заметив врага, эта птица кричит, как дикая кошка. (Иволга). 3.Пение этой птицы слышно уже в марте. Чем выше она взлетает, тем звонче ее  голос. (Жаворонок). 4.Свое название птица получила за громкий мелодичный посвист "спи ­  спи". (Синица). 5.Эту птицу иногда называют "пернатой кошкой". (Ворона). 3этап «Кто лишний?» Командам предлагается по три набора животных. Надо найти лишнего в каждой из групп и  объяснить свой выбор. Крот, дождевой червь, многоножка, личинка майского жука, стрекоза Летучая мышь, голубь, страус, бабочка, летучая рыба Лошадь, собака, суслик, кошка, корова Собака, рысь, коза, корова, лошадь Кузнечик, пчела, муха, комар, воробей Белый медведь, лев, антилопа, койот, гиена Чайка, буревестник, рыбный филин, зимородок, летучая мышь Кот, морж, осьминог, носорог, акула Лещ, дельфин, щука, окунь, сом 4этап.«Пропавшее животное» В пословицах пропали животные, назовите их: Старый … борозды не испортит Брешет, как … …всегда грязь найдет В плохую погоду хороший хозяин… не выгонит. Не все.. масленица Знает…, чье мясо съела Лучше… в руках, чем … в небе. 5 этап. «Цепи питания».   Каждая команда получает карточки с изображениями живых организмов и  выкладывают цепи питания (Капуста, гусеница, змея, жаба, орёл). III    «Цветочная планета» Цветы, как люди, на добро щедры, И, нежность людям отдавая, Они цветут, сердца отогревая, Как маленькие, теплые костры. 1этап. «Путаница» Проводится во время конкурса капитанов. Каждой команде предлагается набор букв, из  которых надо составить 7 названий цветов так, чтобы лишних букв не осталось Пион, василек, медуница, ромашка, фиалка, хризантема, роза Лютик, гвоздика, подснежник, лилия, тюльпан, мимоза, мак Гиацинт, нарцисс, ирис, орхидея, одуванчик, ландыш, клевер. 1. 2. 3. 2этап.Конкурс  капитанов   «Бегущие  минутки» ВОПРОСЫ    1 Безводная песчаная местность. (Пустыня) 2 Лес, где растет дерево дуб. (Дубрава) 3 Искусственный водоем. (Пруд) 4 Синоним слова бегемот. (Гиппопотам) 5 Кто причиняет вред диким животным? (Браконьеры) 6 Из какого дерева делают спички? (Из осины) 7 Кто собирает яблоки спиной? (Ёж) 8 Пингвин ­ птица или нет? (да) 9 Самое сладкое дерево наших лесов. (Липа) 10 Какая ягода бывает красной, белой и чёрной? (Смородина) 11 У кого каждый день растут зубы? (У бобра, зайца) 12 У какого дерева ствол белый? (Береза) 13 Какая птица выше всех летает? (Орел) 14 Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек) 15 Кто спит вниз головой? (Летучая мышь) 16 Когда чаще всего бывает первая гроза? (В мае) 17 Что случается с пчелой, после того как она ужалит? (Она умирает) 18 Какое дерево весной дятла поит? (Береза) 19 Где дикие животные чувствуют себя спокойно и име ют необходимую пищу? (В  заповеднике) 20 Название, какого растения говорит, где оно растёт? (Подорожник) 21 Кто бежит, выставляя вперёд задние ноги? (Заяц) 22 Кровожадный хищник наших лесов. (Волк) 23 Какой цветок лето начинает? (Колокольчик) 24 Перед какой погодой птицы перестают петь? (Дождём) 25 Животное, которое очень похоже на кошку. (Рысь) 26 Листья, какого дерева опадают осенью зелеными? (ольхи) 27 Она похожа на тетрадь в линию. (Зебра) 28 Где у кузнечика ухо? (На ноге) 29 Что теряет лось каждую зиму? (Рога) 30 Прилет, каких птиц означает приход весны? (Грачей) 31 Золотая середина, и лучи идут кругом. Это может быть картина: солнце в небе голубом. Нет, не солнце на бумажке, На лугу цветы … (ромашки) 32 Подрастает – нарядится в беленькое платьице, Легкое, воздушное, ветерку послушное. А пока, стоит одетый в желтый сарафанчик. А зовут его, ребята, просто… (одуванчик) 33 На солнечной опушке в траве стоит она, Лиловенькие ушки тихонько подняла. И тут поможет вам смекалка – Все знают, что зовут цветок… (фиалкой) 34 Нам каждому весенняя природа дорога, Ручьями распускаются холодные снега. От снега очищаются и поле, и валежник, И первый появляется в проталинке… (подснежник) 35 В траве густой, зеленой он выглядит нарядно, Но с пашни, как сорняк, он изгнан беспощадно. Головка голубая и длинный стебелек – Ну кто ж его не знает, ведь это… (василек) 36 Ранним утром распускается лепестки свои цветок. А как вечер наступает, гаснет красный огонек. Погляди­ка, погляди­ка, что за красный веерок? Это яркая … (гвоздика) новый празднует денек. 3этап. «Живая буква» Капитаны команд вытягивают из мешка одну букву и команда за 1 минуту должна  вспомнить цветок, дерево, насекомое, рыбу, птицу, зверя, начинающих на эту букву. цветок дерево насекомое рыба птица зверь 4этап.Конкурс  «Загадочный ящик» На стол каждой команде ставится «загадочный ящик». Ребятам загадывается загадка, ответ на который находится в ящике В коробочке лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему  приписывали чудесные свойства: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов  мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим  ученикам строение Вселенной. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные  свойства, а в середине века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний.  Что это? (Луковица) Красива во время цветения. Ягода содержит много витамина С? (Черная  смородина)  В коробочке лежат семена. Родина этого растения – Мексика. В 1874 году академик Севергин в книге «Царство израстания» писал: «Сие растение почитается способным  1. 2. 3. исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получить  из них масло, пережженные семена имеют запах кофея». Что это за лакомство лежит в  коробочке? (семена подсолнечника) III«Планета тревоги» Внимание, внимание! К нам поступила радиограмма с планеты Тревоги: Наша планета ­ живой дом!                 Но как ей жить под дымным ­ колпаком Где сточная канава ­ океан! Где вся природа поймана в капкан! Где места нет ни аисту, ни льву. Где стонут травы: «Больше не могу!» Представьте, что мы с вами оказались на природе, в роще. Какие правила мы должны  соблюдать, чтобы наше пребывание не было губительным для природы? Конкурс плакатов об охране природы  Выступление чтецов: 1. Смотрю на глобус – шар земной,  И вдруг вздохнул он как живой;  И шепчут мне материки: «Ты сбереги нас, сбереги!»  2. В тревоге рощи и леса,  Роса на травах, как слеза!  И тихо просят родники: «Ты сбереги нас, сбереги!»  3. Грустит глубокая река, свои теряя берега,  И слышу голос я реки: «Ты сбереги нас, сбереги!»  4. Остановил олень свой бег,  Будь человеком, человек! В тебя мы верим – не солги:  «Ты сбереги нас, сбереги!»  5. Смотрю на глобус – шар земной,  Такой прекрасный и родной!  И шепчут губы на ветру: «Я сберегу вас, сберегу!»  Команды выходят с плакатами. Защита плакатов. Рефлексия Молодцы! Прошу Вас запомнить, что мы, ныне живущие, в ответе за нашу природу перед  потомками. Сберечь и сохранить флору и фауну Земли для потомков ­ важнейшая задача  человечества. Берегите каждое дерево, каждый кустик! Пусть каждый из вас посадит  дерево, цветы и ухаживает с любовью за ними. Ведь от нас зависит будущее нашей планеты, будущее родной Земли! Подведение итогов конкурса.  Пока жюри подводит итоги конкурса, я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу.  Поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы  отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим  "нет"!  Если я приду в лесок И сорву ромашку? (нет) Если съем я пирожок И выброшу бумажку? (нет) Если хлебушка кусок На пеньке оставлю? (да) Если ветку подвяжу, Колышек подставлю? (да) Если разведу костер, А тушить не буду? (нет) Если сильно насорю И убрать забуду. (нет) Если мусор уберу, Банку закапаю? (да) Я люблю свою природу, Я ей помогаю! (да) Награждение победителей. Ведущая: Спасибо вам, ребята. Давайте постараемся никогда не обижать природу. Мы  должны помнить, что человек не губитель, а друг природы, садовник и врач.  Давайте вместе Землю уважать И относиться с нежностью, как к чуду! Мы забываем, что она у нас одна – Неповторимая, ранимая, живая. Прекрасная: хоть лето, хоть зима… Она у нас одна, одна такая! Вручение школьникам памяток о правилах поведения на природе.

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)

Турнир знатоков природы (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2018