МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 Г. КИЗИЛЮРТ
ПРОЕКТ НА ТЕМУ
«Орфография. Названия конфет»
Подготовила:
Магомедова Айшат 2 «В» класс
Руководитель:
Абдурахманова Туказибан Омаровна
Учреждение:
МКОУ «СОШ № 8» г. Кизилюрт
2017 ГОД
В данном творческом проекте в начальной школе на тему "Орфография. Названия конфет" представлены информационные сведения об истории конфетной обертки, представлены примеры старинных фантиков от конфет и оберток советских времен, а также предложено изучение орфографических правил на примере названий конфет.
Предложенная автором творческая работа в
начальной школе "Орфография. Названия конфет" будет интересна для
учеников начальной школы, поможет им в легкой игровой форме выучить правила
орфографии русского языка.
Созданный учащейся творческий проект "Орфография. Названия конфет" во 2 классе начальной школы содержит интереснейший анализ истории конфетной обертки, а также результаты опроса, проведенного среди учеников нашей начальной школы, на предмет знания орфограмм.
Тема работы, выбранная автором проекта, очень актуальна, так как орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Оглавление
Введение
1. История фантика
2. Разновидности орфограмм русского языка
3. Классификация названий конфет по орфограммам
4. Анкетирование
5.Эксперимент
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Однажды на уроке изобразительного
искусства учитель предложила нам попробовать себя в роли дизайнеров и создать свои
оригинальные эскизы фантиков от конфет. (Приложение 1). Придумывая названия для
своих фантиков, мы столкнулись с тем, что многие ученики нашего класса
допустили орфографические ошибки в названиях конфет. Это натолкнуло нас на
мысль: «А можно ли с
помощью уже существующих фантиков повышать грамотность письма? Можно ли вообще
на фантиках найти орфограммы русского языка?».
Тема нашего исследования выбрана неслучайно. Ведь значение орфографической грамотности очень велико. Современное поколение отличается безграмотностью и с этим нужно бороться.
Учительница нам рассказала о том, что грамотное письмо берёт свое начало от умения замечать орфограммы, «видеть» их в окружающей нас письменной речи. Это орфографическая зоркость.
Актуальность исследования заключается в том, что орфографическая зоркость приобретается как раз в период начальной школы. Все дети очень любят конфеты, так почему бы не совместить приятное с полезным: развивать орфографическую зоркость, находя орфограммы русского языка на фантиках от конфет?
Перед Новым годом мы попросили наших одноклассников помочь нам собрать обёртки от конфет с русскими названиями.
Цель исследования: выявить возможность изучения орфографии русского языка по обёрткам от конфет.
Задачи:
1. Узнать историю происхождения обёрток от конфет.
2. Повторить орфограммы, изученные на уроках русского языка.
3. Изучить названия разных конфет.
4. Найти орфограммы русского языка на обёртках от конфет.
5. Классифицировать названия конфет по орфограммам.
6. Выяснить, можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя фантики от конфет.
Объект исследования: фантики от конфет.
Предмет исследования: орфограммы русского языка.
Гипотеза: орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет.
Методы исследования:
· изучение информации по данной теме;
· изучение оберток от конфет;
· анкетирование учащихся начальных классов;
· классификация;
· эксперимент;
· анализ и обобщение полученных результатов.
·
1. История фантика
Когда говорят о великом изобретателе Томасе Алве Эдисоне, вспоминают, по крайней мере, пять его самых известных творений: фонограф, пишущая машинка, биржевой телеграф, генератор переменного тока и, конечно, лампочку (всего около 1000 патентов).
Последнюю, на самом деле, запатентовал русский
ученый Александр Лодыгин, а Эдисон уже занялся ее усовершенствованием. И среди
всего этого великолепия мало кто вспоминает, что в 1872 году дядюшка Эдисон
придумал еще и парафинированную бумагу, служившую первой оберткой для конфет.
Эх, если бы не он, как бы мы сейчас хранили сладости? (Приложение 2).
В начале ХХ века в России уже было известно множество сортов конфет: леденцы и монпансье с различными вкусами, помадка и тянучки, «драже, пралины», зефир, пастила... Коробки для наборов конфет были яркими и красочными, ничуть не уступающими нынешним. На них красовались изящные дореволюционные барышни, а названия были почти всегда связаны с женским полом: «Марианна», «Рыбачка», «Веселая вдова», «Софи».
Фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» - с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные - с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.
После революции производство конфет уже не блистало прекрасным оформлением. Даже красивые обертки ушли в прошлое – что уж говорить об украшениях из карамели. (Приложение 3).
В наше время, каких только обёрток не встретишь. Глаза разбегаются от разнообразия и выдумки производителей.
В народе обёртку от конфет называют фантик. Есть определение этому понятию:
Фа́нтик (от слова «фант») — народное название конфетной обертки, которая служит для заворачивания конфет и другой кондитерской продукции. Материалом служит бумага, полимер (обычно фольгированный), фольга.
К созданию эскизов фантиков привлекались лучшие мастера. Ведь в зависимости от того, как подашь продукт, так он и будет продаваться.
2. Разновидности орфограмм русского языка
Изучив историю происхождения фантика, мы решили освежить свои знания об изученных нами на уроках русского языка орфограммах. Для этого поработали с учебниками русского языка М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко (2,3 классы), составили перечень орфограмм русского языка.
Список орфограмм русского языка
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
2. Непроверяемые написания (словарные слова).
3. Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова.
4. Непроизносимые согласные.
5. Написание буквосочетаний.
6. Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова).
7. Написание имен собственных;
8. Удвоенные согласные.
9. Разделительные Ь и Ъ.
10. Написание сложных слов.
11. Правописание предлога со словом.
12. Правописания приставок.
3. Классификация названий конфет по орфограммам
После изучения литературы нас ожидала самая интересная часть исследования - это поиск орфограмм на фантиках от конфет и классификация названий конфет по орфограммам. С помощью одноклассников нам удалось собрать 284 фантика. Но не все фантики нам подошли – попадались фантики с иностранными или вообще несуществующими названиями. Работу мы начали с того, что провели опись названий конфет по орфограммам. Вот что у нас получилось:
1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением (19 шт.)
(Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово так, чтобы проверяемый звук оказался под ударением).
Кареглазка – карий Холодок – холод Медунок – мёд (Москва) вечерняя – вечер Морской (волк) - море Сливки-ленивки – лень Марсианка – Марс Денёк –день Зимолюбка – зимний Газировка - газ |
(Рачки) добрячки - добрый Река молока – реки, молочный Голу́бкина (весточка) – го́лубь Колосок - колос, колосья Золотой ключик – золото, позолоченный Лесной (олень) – лес Тянучка – тянет Кто сказал «Му» - скажет (Мишка) косолапый - косо |
2. Непроверяемые безударные гласные (19 шт.)
(Правописание безударных гласных в некоторых словах нужно запомнить).
(Райское) яблоко Сорока Ореховая роща (Лесной) олень Шатенка Ягодка к ягодке Барбарис Ананасные Ромашка Желанная |
Коровка Москвичка Молочная (речка) Желейные Лимон Ассорти Миндаль (Иванович) Стакан молока (Яшкинская) картошка |
3. Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова (15 шт.)
(Для
того, чтобы проверить орфограмму нужно изменить слово или подобрать
однокоренное слово так, чтобы проверяемый согласный оказался в сильной позиции
(перед гласным или сонорным).
(Угости) город – города Коровка – корова (Яшкинская) картошка - картошечка Ромашка – ромашечка Кареглазка – глазной Голубкина (весточка) – голуби Сказка – сказочка |
Ириска – ирисочка Маска – масочка Курьёз – курьёзы Зимолюбка – любить Ягодка к ягодке – ягоды Мишка (косолапый) – Миша Шоко-лапки – лапок Сливки- ленивки – сливок-ленивок |
4. Непроизносимые согласные (1 шт.)
(Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук оказался в сильной позиции).
Буревестник - вести
5. Удвоенные согласные (1 шт.)
Джульетта
6. Заглавная буква в именах собственных (8 шт.)
Джульетта Золушка Тайна Буратино Москва (вечерняя) |
Красная Шапочка Плотник Вася Мама Женя Миндаль Иванович |
7. Написание сложных слов (5 шт.)
(В сложных словах после основы на твердый согласный пишется соединительная гласная о, после основы на мягкий согласный, на шипящий и ц – соединительная гласная е).
Мишка косолапый Чернослив Буревестник
Зимолюбка Кареглазка
8. Написание буквосочетаний (11 шт.)
Написание гласных после шипящих.
Шипучки Ореховая роща
Написание буквосочетаний –чк-, -чн-, - ст-.
Шипучки Белочка Москвичка Молочная речка (Голубкина) весточка |
Красная Шапочка Рачки добрячки Тянучка Угости (город) |
9. Разделительный Ь (3 шт.)
(Разделительный ь пишется в корне слова после согласного перед гласными е, ё, и, ю, я).
Джульетта Птичье молоко Курьёз
10. Орфограммы с Ь (обозначение мягкости, обозначение формы слова). (4 шт.)
Обозначение мягкости согласного.
(Буква ь пишется для обозначения мягкости согласных, кроме ч, щ, на конце и в середине слова).
Миндаль (Иванович) (Лесной) олень
Обозначение формы слова (Ь после шипящих на конце имён существительных женского рода)
(Тёмная) ночь (Леди) Ночь
11. Правописание предлогов со словами (2 шт.)
(Предлоги со словами пишутся раздельно).
Ягодка к ягодке Десерт со сгущёнкой
12. Правописание приставок (2 шт.)
(Приставки со словами пишутся слитно).
Угости (город) (Десерт) со сгущёнкой
4. Анкетирование
Цель: выяснить, обращают ли ученики внимание на названия конфет и видят ли в этих названиях орфограммы.
Исходя из цели анкетирования, мы составили вопросы для анкеты:
1. Любите ли Вы конфеты?
2. Интересуетесь ли Вы названием конфеты перед тем, как её съесть?
3. Названия, каких конфет Вам запомнились?
4. Как Вы считаете, можно ли на фантиках от конфет найти орфограммы, изучаемые на уроках русского языка?
Анкетирование было проведено среди учеников 3 и 4 классов. В анкетировании приняли участие 30 человек. Проанализировав результаты анкет учащихся, мы получили такие результаты:
оказалось, что из 26 человек, принявших участие в анкетировании, 1 человек не любит конфеты, 6человек любят не все конфеты, остальные 19 человека дали положительный ответ.
Также выяснилось, что 19 человек из 26 опрошенных не интересуются названием конфеты, главное, чтобы конфета была вкусной, 7 человек всегда интересуются тем, что написано на обертке. Перечисляя названия любимых конфет, участники анкетирования часто допускали орфографические ошибки.
Большинство анкетируемых (15 человек) считают, что на фантиках можно найти орфограммы русского языка, 3 человека думают, что нельзя, остальные (3 человека) затрудняются ответить на этот вопрос. (Приложение 4).
Что же получается? Многие ребята конфету съедают, а на название внимания не обращают, поэтому и пишут названия любимых конфет с ошибками. Хотя и считают, что на обёртках можно встретить орфограммы русского языка.
Мы решили на этом не останавливаться. И всерьёз задумались над проблемой: можно ли повысить уровень орфографической зоркости, используя конфетные обёртки? И решили провести эксперимент.
5. Эксперимент
Цель
проведения эксперимента: выяснить,
можно ли повысить уровень орфографической зоркости учащихся, используя фантики.
Продолжительность эксперимента: 7 дней.
Для участия в эксперименте мы привлекли 28 учеников нашего класса. Учитель помог нам организовать эксперимент и подобрать слова (названия конфет) для словарного диктанта с учётом изученных нами орфограмм. (Приложение 5). Участникам эксперимента было предложено написать словарный диктант. (Приложение 4). Проверив все работы, мы получили такие результаты:
5 учеников из 28 не справились со словарным диктантом (получили «2»), 13 учеников написали диктант на «3», 9 человек получили отметку «4», и лишь 2 ученика не допустили ни одной ошибки. Выходит, конфету многие дети съедают, а на название конфеты не обращают внимания.
О результатах словарного диктанта участники эксперимента не знали. И о допущенных ошибках им тоже не сообщалось.
На следующий день мы попросили участников эксперимента проклассифицировать часть названий конфет, среди которых были слова из словарного диктанта, по предложенным орфограммам, как это делали мы. После этого участникам было предложено дома составить орфографические задачники с использованием названий конфет, которые они классифицировали по орфограммам.
Через 2 дня ребята продемонстрировали орфографические задачники перед классом. Теперь эти задачники могут использовать ученики начальной школы для усовершенствования умения решать орфографические задачи. (Приложение 6).
Далее нам предстояло провести последнюю часть эксперимента –повторный словарный диктант. В диктанте были использованы те же слова, что и в первый раз. Результат нас удивил и порадовал: 6учеников из 17 не допустили ни одной ошибки, 6 получили отметку «4», 5 человек написали диктант на «3», а двоек не было вовсе. Мы занесли результаты обеих словарных работ в таблицу и сравнили их: результаты повторного словарного диктанта значительно улучшились. (Приложение 7).
Мы пришли к выводу, что работая над составлением задачников, участники эксперимента стали обращать внимание на названия конфет и выделять в них изученные орфограммы, что привело к повышению уровня орфографической зоркости.
Заключение
Итак, подведём итоги нашей работы. На фантиках
от конфет можно встретить разные орфограммы. Мы сгруппировали названия конфет
по 12 орфограммам. Среди нашей подборки фантиков самыми частыми орфограммами
оказались слова с непроверяемыми и проверяемыми безударными гласными. А самыми
редкими - непроизносимые согласные в корне слова и удвоенные согласные.
А вот орфограмма «разделительный Ъ» не встретилась на наших фантиках вовсе. Рекордсменами по количеству орфограмм стали названия таких конфет: «Джульетта», «Зимолюбка», «Кареглазка», «Голубкина весточка», «Мишка косолапый».
При исследовании фантиков от конфет мы формировали орфографические умения и навыки, находили и обосновывали орфограммы в названиях конфет.
Результаты эксперимента доказали, что можно повысить уровень орфографической зоркости учеников, используя фантики.
Мы убедились в том, что фантик является хорошим материалом для изучения орфографии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что собранный нами материал можно использовать на уроках русского языка в начальной школе при отработке навыков грамотного письма.
Мы считаем, что достигли цели работы и выполнили все задачи.
Наша гипотеза о том, что орфографию можно изучать не только на уроках русского языка, но и по обёрткам от конфет, подтвердилась.
Литература
1. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 2 класс - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)
2. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Русский язык 3 класс - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. (1, 2 ч.)
3. Шелякин М.А. Объяснительный словарь непроверяемых орфограмм русского языка. Флинта, Наука. -2009.
4. Откуда взялась обёртка от конфет?
5. Определение понятия «фантик».
6. Список школьных орфограмм.
7. Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма.
8. Правила - памятки по русскому языку, 2-3 класс.
9. Критерии оценивания словарных диктантов в начальной школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.