Творческая гостиная на тему: «Творческий путь художника В.Г. Перова»
Оценка 4.9

Творческая гостиная на тему: «Творческий путь художника В.Г. Перова»

Оценка 4.9
Занимательные материалы +3
docx
изобразительное искусство +1
Все классы
24.05.2021
Творческая гостиная на тему: «Творческий путь художника В.Г. Перова»
Знакомство с жизнью и творчеством выдающегося русского художника-реалиста второй половины 19 столетия, получившего всенародную признательность Василием Григорьевичем Перовым
Гостиная Перов.docx

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования

«Михайловская детская школа искусств»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая гостиная

на тему:

«Творческий путь художника В.Г. Перова»

 

 

 

Провела: Преподаватель Олина Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сл. Михайловка, 2020 г.

 

Слайд № 1.

слова преподавателя:

Здравствуйте, я рада приветствовать вас в нашем зале на  творческой гостиной! Сегодня вы познакомитесь с жизнью и творчеством выдающегося русского художника-реалиста второй половины 19 столетия, получившего всенародную признательность Василием Григорьевичем Перовым, названного «подлинным певцом скорби». При том не безосновательно: героями его жанровых полотен были в большинстве своем простые люди, униженные и оскорбленные, вечно голодные и оплакивающие своих умерших родственников. Личная драма детства и юности художника наложила свой глубокий отпечаток на весь его творческий путь. Однако, кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но и целая портретная галерея, а также картины на исторические и библейские сюжеты.

(звучит музыка, выходят ведущие) Слайд № 1.

Драматична была судьба Василия, незаконнорожденного сына губернского прокурора барона Григория Карловича Криденера и юной вдовы  Ивановой Акулины Ивановны. Слайд № 2.

Василий родился 2 января 1834 года. И даже тот факт, что вскоре после рождения Василия его родители обвенчались, не давал ему право ни на фамилию, ни на титул отца. Слайд № 4,5.

Поэтому официально «рожденному во грехе» ребенку изначально дали фамилию трактирщика, который согласился стать его крестным отцом. Нарекли малыша Василием Григорьевичем Васильевым. А псевдоним "Перов" возникнет немногим позже.

Интерес к живописи и чистописанию возник у Васи, когда он наблюдал за работой приглашенного в их дом художника, реставрирующего портрет. Мальчишка, "очарованный волшебством живописи", начнет также рисовать. Слайд № 6. И первое, что изобразит будущий художник, будут буквы, которые он не напишет, а именно, нарисует. За красоту письма и виртуозное владение пером дьячок- учитель и прозвал Васю - "Перовым". Под этим прозвищем и прославился художник много лет спустя. А еще Василию в детстве довелось переболеть оспой, вследствие чего слабое зрение останется у него на всю жизнь, что, впрочем, не помешает стать ему знаменитым живописцем. Слайд № 7.

Отец Перова, свободомыслящий человек, друживший со ссыльными декабристами и принимавший их у себя в доме, был сослан в Архангельск и лишен материального достатка. А потом в поисках доходного места он с семьей переезжал из города в город, скитаясь по чужим углам. Пока не остановился в Арзамасе, где Василий, невзирая на материальные трудности семьи, был отдан учиться в художественную школу А. В. Ступина. (Слайд № 8). Преподаватель говорил: «Васенька не пропадёт — у него талант от Бога, из него выйдет художник» и позволял ему ранее чем другим ученикам писать масляными красками.

Слайд № 9. «Молодой художник»

В 1853 году в 18-летнем возрасте мать привезла Василия Перова в Москву, а через год он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Слайд № 10.

Слайд № 11. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова. Слайд № 12.

Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире и по-отечески заботился о нём.

Слайд № 13.

В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. Слайд № 14.

В следующем году за картину (Слайд № 15) «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль.

По своей концепции картина похожа на все остальные работы Перова. В ней ярко показаны несправедливость и разница между несколькими сословиями. В каждом движении картины проглядывается упрек мерзости и гнусности бытия того времени.

По окончанию училища молодой художник представил в Академию художеств «Портрет Н. Г. Криденера»,  (Слайд № 16)  за который был отмечен малой серебряной медалью.

В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Слайд № 17.

Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника... Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.

Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.

В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». Слайд № 18.

В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения.

Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». Слайд № 19.

На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.

Пошли слухи, что "Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки". Эта работа вызвала горячие споры: В. Стасов хвалил ее за правду и искренность; в то же время другие влиятельные критики утверждали, что "подобное направление убивает настоящее высокое искусство, унижает его, показывая только неприглядную сторону жизни".

Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода.

Но как бы там не было, за границу Перов все же поехал.

В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Слайд № 20.

Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».

Слайд №21.

Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств:

«Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

В истории учебного заведения такой случай произошел впервые, так как пенсионеры Академии всеми средствами пытались продлить срок пребывания за границей. Но Василий Перов, тоскуя по родине, всем сердцем стремился в Россию, и ему разрешили досрочно вернуться домой.

Была в жизни художника и любовь с привкусом горечи утрат. Слайд № 22.

Перед самой поездкой в Париж, в 1862 году, Василий Перов женился на Елене Шейнс, племяннице профессора Рязанова. Однако семейное счастье молодой пары длилось недолго. Через пять лет живописца постигла большая беда - сначала умерла любимая жена, а вслед за ней двое старших детей, в живых остался только младший сын Владимир.

После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. С сарказмом и иронией живописец разоблачает безнравственность духовенства и власть имущих, доведших простой народ до жалкого существования. Внутренний протест против угнетенной жизни определял замысел практически всех полотен мастера.

В 1865 году Перов создаёт одну из лучших своих картин «Проводы покойника». Слайд № 23.

 Полотно хоть и было небольшим по размерам, но великим по содержанию… Художник мастерски показал безысходность и одиночество крестьянской семьи, оставшейся без кормильца.

Слайд № 24, 25.

За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Перов получил звание академика.

На картине «Тройка» изображены трое ребятишек, тянущих бочку с водой по обледенелой дороге. Их поза, усталый изможденный вид – все напоминает тройку лошадей, тянущих груз. Холодный пронизывающий ветер дует прямо в лицо детям, ветхая одежонка не спасает от холода. Одинокий прохожий, такой же несчастный и изможденный, пытается помочь ребятам, подталкивая бочку сзади.

В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом», автор изображает тот момент, когда гувернантку принимает в богатом доме. Хоть эта ситуация была самой обычной, воспринималась она все таки необыкновенно.

Прием гувернантки не такой уж и теплый. Девушка кланяется купцу, который с подозрением поглядывает на нее – кто такая, откуда пожаловала. Он снисходительно смотрит на нее сверху вниз, одновременно указывая ее место в доме.

Слайд № 26.

Пять полотен («Проводы покойника», «Первый чин», «Дилетант», «Гитарист-бобыль», «Тройка») демонстрировались на Всемирной выставке 1867 года в Париже, где художественная критика и просвещенная публика по достоинству оценила его творческие работы.

В 1868 году Академия художеств продлила на два года пенсионерское содержание Перова сверх полученных им ранее трёх лет. Первая премия на конкурсе была присуждена Перову за картину  «Сцена у железной дороги» — характерна добросовестность, с которой художник выписал выражения на лицах мужиков. Слайд № 27.  

Начиная с этого года, продолжая разрабатывать бытовые сюжеты, Перов много сил стал отдавать работе над портретами.

Слайд №28.

В 1869 году Перов совместно с Мясоедовым, которому принадлежала идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, организовали группу передвижников в Москве. Семь лет Василий Григорьевич был членом ее правления.

Слайд № 29.

В 1870 году он получил первую премию за работу «Птицелов» и звание профессора Академии художеств.

Слайд № 30, 31.

Остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Охотники на привале», «Ботаник».

 Слайд № 32, 33, 34, 35.

В семидесятые годы в творчестве Перова особое место заняли житейские бытовые сюжеты. В своих портретах Перов сумел обозначить новые, для портретного искусства, социально-психологические перспективы; он стремился воссоздать на холсте человека не только в его материальной конкретности, но и в неисчерпаемости его духовного мира: «Что ни тип, что ни лицо, что ни характер, то особенность выражения всякого чувства. Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал Перов.

Слайд № 36.

За «Портрет В. В. Безсонова» он был награждён первой премией МОЛХ.

В 1871 году В. Г. Перов был назначен преподавателем МУЖВЗ (московское училище живописи, ваяния и зодчества) на место умершего С. К. Зарянко.

Слайд № 37.

В это время, Перов попробовал себя и в литературном творчестве. Он писал рассказы о своем художественном опыте — «Тётушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)». (отрывок читает преподаватель)

…«Так было и решено, что Фанни приедет по оставленному ей адресу в мастерскую Егора Яковлевича.

На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье». Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать.
<...>

Фанни стояла спокойно. В положении ее тела чувствовалось изящество. Сложена она была хорошо.

Егор Яковлевич рисовал с увлечением, даже не курил своей трубочки»…

(Василий Перов, отрывок из рассказа «На натуре (Фанни под № 30))

Слайд № 38.

Продолжая портретную живопись, в 1871—1872 годах Перов по заказу П. М. Третьякова исполнил ряд портретов русских писателей и учёных: А. Н. Островского, И. С. Тургенева,Ф. М. Достоевского, А. Н. Майкова, В. И. Даля, М. П. Погодина, московского купца И. С. Камынина.

Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли.

Слайд № 39.

Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.

Слайд № 40.

М. Нестеров писал: «А его портреты? Этот „купец Камынин“, вмещающий в себя почти весь круг героев Островского, а сам Островский, Достоевский, Погодин, — разве это не целая эпоха? Выраженные такими старомодными красками, простоватым рисунком, портреты Перова будут жить долго и из моды не выйдут так же, как портреты Луки Кранаха и античные скульптурные портреты».

Слайд № 41.

В некоторых портретах Перов достиг такой «правдивости», которая в русском искусстве отмечалась лишь у И. Е. Репина и В. А. Серова.

Слайд № 42.

Вторично Перов женился спустя пять в 1872 году на Елизавете Егоровне Другановой. Но сердце, разбитое горем, так и не зажило.

Слайд № 43.

Мастер всецело отдался живописи. Работал много, писал "громко", в бесхитростных, берущих за душу работах, искренне отражал жизнь «могучей и обильной, великой и бессильной матушки Руси».

В этом же году на 2-й выставке ТПХВ (Товарищества художественных передвижных выставок) показал серию написанных портретов.

Иван Крамской писал: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».

Слайд № 44, 45, 46.

Трагизм своей внутренней жизни этого периода Перов выразил «евангельской» серией «Христос в Гефсиманском саду», эскиз «Распятие», «Снятие с креста».

Гефсиманский сад – место уединения Иисуса Христа, где он молился об отвращении чаши грехов, в ночь перед тем, как его взяли под стражу. Очень редкое в изобразительном плане, чуть ли не единственное произведение, на котором отсутствует изображение самого лика Христа. На полотне мы видим Христа, упавшего ниц в молитве. Зеленоватый лунный свет слегка озаряет сад, создав сети теней на земле… Он озаряет неподвижную, распластанную в мольбе фигуру Иисуса Христа, пришедшего сюда говорить с отцом своим, Господом Богом. Его руки, вытянутые в мольбе, кажутся мертвенно-бледными, вся фигура его окутана сплетениями теней, этой гнетущей мглой, как предзнаменование надвигающихся бедствий и грядущих страданий…

Картина В. Перова «Снятие с креста» большого признания не получила, но даже глядя на это незаконченное произведение ощущаешь всю трагичность ситуации. На лицах людей виднеется весь тот ужас, который пережил Христос и его ученики.

В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Осуществил поездку в Нижний Новгород, на Волгу, в Оренбургскую губернию; начал писать этюды.

Слайд № 47

Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Слайд № 48.

 Остальные полотна остались на стадии набросков. Это «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой». Слайд № 49, 50.

 Перед пыткой Морозовой, князь Воротынский уговаривал Морозову повиниться. Уверяя, что всему виной то, что она принимала юродивых, этот момент и изображён художником.

Слайд № 51.

В. Г. Перов сотрудничал с журналом «Природа и Охота» Л. П. Сабанеева. Ряд его рассказов был опубликован в «Художественном журнале», издававшемся в 1881—1887 гг. писателем и критиком Н. А. Александровым.

 Слайд № 52.

Перов передал Александрову для публикации свои воспоминания и опыты. Воспоминания Перова открывали мало кому известные страницы из жизни Московского Училища живописи и ваяния. Они и теперь, когда история Училища досконально исследована и опубликована, сохраняют значение ценнейшего первоисточника. В рассказах Перова популярный живописец предстал как писатель, свободно непринуждённо владеющий словом и формой проиведения.

Слайд № 53.

Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят. Спор о вере».

В центре картины оказывается простой православный священник Никита Пустосвят, пришедший в Грановитую палату Московского Кремля для того, чтобы принять участие в споре о вере. Данный спор был затеян им самим, но по лицам, присутствующих на картине персонажей – царевны Софьи, высокопоставленных священников и придворных, ясно видно, что претензии к церкви, также как и сама церковь, им не интересна.

Слайд № 54.

В конце 1881 года тиф и воспаление лёгких окончательно подорвали его здоровье. Василий Григорьевич Перов скончался от чахотки, на 49-м году жизни, в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне территория Москвы).

Слайд № 55.

Художник был похоронен на монастырском кладбище в Даниловом монастыре.

Прах его был перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре. Точная дата перезахоронения неизвестна. На новой могиле художника был установлен памятник работы скульптора Алексея Евгеньевича Елецкого.


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Михайловская детская школа искусств»

Слайд № 1. слова преподавателя:

Слайд № 1. слова преподавателя:

В 1853 году в 18-летнем возрасте мать привезла

В 1853 году в 18-летнем возрасте мать привезла

Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в

Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в

Слайд № 24, 25. За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Слайд № 24, 25. За произведения «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал

Глубокий художник тем и познается, что изучает, подмечает все эти особенности и потому его произведение бессмертно, правдиво и жизненно» — утверждал

Слайд № 41. В некоторых портретах

Слайд № 41. В некоторых портретах

Слайд № 51. В. Г. Перов сотрудничал с журналом «

Слайд № 51. В. Г. Перов сотрудничал с журналом «
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2021