Творческая лаборатория для учащихся начальной школы.
Оценка 4.8

Творческая лаборатория для учащихся начальной школы.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
экология
8 кл—9 кл
14.02.2020
Творческая лаборатория для учащихся начальной школы.
творческая лаборатория с целбю экологического воспитания младших школьников. Работая в группах, дети ищут ответы на проблемные вопросы: нужны ли ель и сосна в лесу, как им помочь. Практическая работа: изготовление хвойного саше.
Сосны и елочки - зеленые иголочки.docx

Творческая лаборатория  "Сосны и елочки – зеленые иголочки». Хвойные саше.

Автор: учитель начальных классов высшей категории МБОУ СШ №72 г. Ульяновска  Бирюлина Г.В.

Описание работы: творческая лаборатория  рассчитана  на детей младшего школьного возраста 8-9 лет.


Назначение: 
поделку можно использовать в качестве подарка, как замечательную альтернативу  покупным освежителям, а также для оформления интерьера.

 

Цели творческой лаборатории:

формирование экологической культуры,  развитие познавательно-речевых навыков у учащихся.

Задачи:

  • познакомить детей с хвойными деревьями: елью и сосной;
  • учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;
  • обогащать словарный запас по лексической теме “Ель и сосна”;
  • формировать навыки первичной исследовательской деятельности (наблюдение, анализ, вывод);
  • расширить кругозор детей;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;
  • воспитывать любознательность, интерес  к объектам живой и неживой природы;
  • способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Прогнозируемые результаты:

Личностные
:

·         Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе.

·         Формирование личной ответственности за выполнение групповой работы.

·         Воспитание интереса к творческим усилиям товарищей.

·         Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа занятия.

·         Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

·         Воспитывать доброе и бережное отношение к миру природы, стремление заботиться о деревьях  и их сохранении, формировать представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии,



 


Метапредметные:

·         Умение принимать и сохранять цель занятия.

·         Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

·         Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

·         Умение находить способы решения поставленной цели.

Предметные:

·         Овладение алгоритмами решения организационных задач и технологических операций.

·         Формирование устойчивого интереса к книге - источнику знаний, умения работать самостоятельно с дополнительной литературой.

Методы и приёмы:

·         Метод информирования (рассказ, беседа, демонстрация)

·         Метод наглядности (показ, готового изделия, этапов выполнения работы)

·         Метод практической деятельности

·         Приём активизации внимания, мышления, восприятия, воображения

·         Приём контроля, самоконтроля.


        Оборудование: компьютер, проектор, презентация;
• тканевые мешочки с завязочками;
• стаканчики с хвоей;
• ручки;

• иллюстрации;

• информационные листы.



                                     Ход занятия.

1. Организационный момент.

Приветствие  группы и эмоциональный настрой детей. (Тихо звучит музыка «Сказочный лес»).

Педагог: Здравствуйте ребята! Вы любите ходить в гости? К кому можно сходить в гости? Мы с вами сегодня отправимся в гости в необычный дом.

Дом со всех сторон открыт, дом резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом, чудеса увидишь в нем. (лес)

- А в гости ходят с хорошим настроением. Чтобы настроение у нас было замечательным, предлагаю вам встать в круг, поприветствовать друг друга и ласково поздороваться ладонями. Скажем друг другу: «Добрый день!

- Какое у вас настроение? (хорошее, жизнерадостное)

- Видите, в любой, даже самый хмурый день, станет тепло и радостно от ваших улыбок.

- Ребята, посмотрите на этот дом (слайд). Сейчас с вами отправимся в гости к жильцам этого дома. Отгадайте загадку.

Ее зимой в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем.
(Ель)

- В лесу у ели есть подружка. Вы с ней познакомитесь, если отгадаете загадку.

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветки - только на макушке.
(Сосна).

-  О чем мы сегодня будем говорить?
2.  Постановка проблемы.

- Какой праздник не обходится без ели или сосны? (Новый год.)

- Нравятся ли вам живая ель или сосна на празднике?

-А как вы думаете, а ели и сосне нравится быть у вас дома на Новый год? Что с ней произойдёт после праздника? Посмотрите на экран  (ель в лесу, новогодняя ель, ель на свалке).

- Что можно сказать? Какую проблему мы видим?  Всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Проблемные вопросы: 1. Нужны ли сосна и ель в лесу? 2. Как им помочь?

- Что нам поможет ответить  на эти вопросы?  (Ответы детей).

- Правильно! Нам нужно как можно больше узнать об этих деревьях, какую пользу они приносят.

3. Актуализация знаний. Работа в группах.

– Работать мы будем  в группах, на которые вы  уже  разделились  по жетонам, которые получили, когда вошли в класс.  

- Давайте вспомним правила работы в группах (слайд).

- Справиться с работой  нам поможет «Азбука успеха» (слайд).

- Какие  качества нам помогут сегодня в работе? Ответы детей: внимательность, целеустремленность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь, доброжелательность.

- Мы настроились на успех! Наша задача выбрать интересные сведения о ели и сосне из источников информации, лежащих у вас на столах. Каждая группа самостоятельно готовит небольшое сообщение об этих деревьях, составляя план – «Помощник ответа».

Задания группам:

1 группа – сходство  и различие ели и сосны.

2 группа – друзья  ели и сосны.

3 группа –  ель и сосна в жизни человека, интересные факты из жизни этих деревьев.

1 группа работает с текстом (Приложение 1), иллюстрациями (Приложение 2), ветками и шишками деревьев. Дети готовят сообщение, чем похожи  и чем отличаются ель и сосна?

 План - «Помощник  ответа»:

Сходство.

«Помощник  ответа»:

1.      Какие это деревья? ____________________________

2.      Вместо листьев у них __________________________

3.      Растут примерно  ________________________ в год.

4.      Выделяют летучие вещества ____________________, поэтому __________________

Различия.

 «Помощник  ответа»:

Ель

Сосна

1.Ствол

1.Ствол

2.Корень

2.Корень

3.Хвоинки

3.Хвоинки

4.Шишки

4.Шишки

5.Форма дерева

5.Крона

6.Любит                                  

6.Любит

 

2 группа работает с текстом (Приложение 1), иллюстрациями (Приложение 2), готовит сообщение «Кто  дружит с елью и сосной?»;  выполняет задание «Выбери верное утверждение».

Друзья  ели и сосны. План - «Помощник  ответа».

 Друзья ели и сосны

                            Что дают им ель и сосна

Питание

Жилище

Укрытие

Белка

 

 

Муравьи

 

 

 

Мыши

 

 

 

Медведь

 

 

 

Лось

 

 

 

Клест

 

 

 

Поползень

 

 

 

Королек

 

 

 

Синица

 

 

 

Дятел

 

 

 

 

Задание 2 . Выбери верное утверждение:

а) Белка, дятел, клест королек, заяц, мышь дружат с елью, потому что она растет в лесу.

б) Белка, дятел, клест, королек, заяц, мышь дружат с елью, потому что она красивая,

в) Белка, дятел, клест, королек, заяц, мышь дружат с елью, потому что она для них является источником питания, местом укрытия.

 

 

3группа работает с иллюстрациями (Приложение 2), информационным листом  (Приложение 1) по теме  «Ель и сосна в жизни человека»

План - «Помощник  ответа»:

Область применения

Что изготавливают

Строительство

 

Мебельное производство.

 

Музыка.

 

Косметика.

 

Украшения.

 

Медицина.

 

 

1.      Самая старая ель растет __________________________________________________

2.      Самая древняя сосна находится ___________________, ей _____________________

3.      Много хвойных лесов  ___________________________________________________

4.      В Красную книгу России занесено _________________________________________

Выступление групп.

- Спасибо, ребята, за работу. Мы узнали много интересного о ели и сосне. Ель и сосна приносят пользу животным, человеку и являются нашими  друзьями.

- Как же быть – и без ели или сосны на Новый год нельзя, и дерево жалко?  Какие бы советы вы дали людям, чтобы сохранить деревья? (Ответы детей).

- Вы отлично потрудились. А теперь немного отдохнем.

4. Динамическая пауза. Игра «Верно – неверно».

- Давайте немного отдохнем. На уроках математики вы познакомились с понятиями «верное высказывание», «неверное высказывание». Сейчас мы вспомним эти понятия и     поиграем в игру «Верно – неверно». 

- Встаньте, пожалуйста. Если я буду говорить верное высказывание, то нужно хлопнуть в ладоши, а если неверное – покачать головой.

- У хвойных деревьев нет листьев. (Неверно).

- Всю зиму у ели и сосны хвоинки зеленые. (Верно).

- Хвоинки у сосны  короткие и растут поодиночке. Хвоинки ели длинные, растут попарно (Неверно).

- Корни у ели неглубокие, поэтому дерево боится сильного ветра (Верно)

 - Ели  и сосны могут исчезнуть, если их вырубать на праздники. (Верно).

5. Систематизация знаний. Экологическая минутка. 

Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен? 
Вот стоит обычный стол. Это лес! 
Или рама, двери, пол? Лес!
А пенал красивый наш? Лес! 
Или этот карандаш? Лес! 
Ну, а стол, скамейка, парта? Лес! 
А тетрадка, книга, карта? Лес! Лес! 
Оглянись, всё вокруг – это наш зелёный друг!

- Какой же мы вывод сделаем? Как нужно относиться к лесу?

- Лес – это наша жизнь, наше богатство и его надо беречь. Беречь от огня, беречь от топора, беречь от злых людей. Беречь лес – значит беречь жизнь, беречь Родину, беречь нашу планету!

– Берегите русский лес,
Он источник всех чудес.
Чтобы всюду зеленели
Сосны, вязы, клёны, ели,
Берегите русский лес!

 

6.Творческая мастерская.  Изготовление саше.

Знакомство с техникой, демонстрация работ.

-Ну что же, собрались все ребята старательные, трудолюбивые, раз так приглашаю вас в творческую мастерскую.

- Да, ель и сосна - щедрые деревья и прислали вам в подарок немного хвои, которая очищает воздух, а еще запах хвои улучшает работоспособность.

- Сейчас мы с вами сделаем саше – небольшие подушечки. Сделать подушечку саше можно следующим способом (слайд).

- Итак, саше мы будем делать из еловых и сосновых иголок. Сложите еловые иголки в красивый мешочек из ткани и завяжите лентой.  Что касается мешочка, то украсить его вы сможете на свое усмотрение.

- Как вы думаете, а зачем нам нужно учиться делать какие-то поделки, изделия? Ведь в магазине можно купить и игрушки, и картины, разные красивые вещи.

-  Правильно! Ведь гораздо приятнее подарить работу, выполненную своими руками. И такой работы не купишь.

- Саше - замечательная альтернатива  покупным освежителям. Во-первых, экологически чисто и безопасно, во-вторых, хвоя  обладает дезинфицирующим свойством, способствует повышению иммунитета. Хвойные запахи действуют как антисептики, избавляют от навязчивых мыслей, смягчают перепады настроения, снимают сердечную боль.

Саше – отличный подарок, это не только чисто практичная вещь, но и способ продемонстрировать близкому человеку вашу заботу и дружбу.

- Мешочки нужно периодически разминать, чтобы в вашей комнате всегда присутствовал легкий лесной аромат. Саше заменяют каждые 3-4 месяца, так как дольше запах редко держится. Разбавить запах ели смогут апельсиновые корки, палочки корицы или листики лаванды. Путем недолгих экспериментов вы сможете создать такой запах, который будет нравиться только вам.

Можно сделать защитное саше. Для его приготовления понадобятся 3 части укропного семени, 2 части семян тмина, 1 часть льняного семени и щепотка соли. Завяжите все в белую или красную ткань и носите с собой для защиты. Вообще мешочки саше были придуманы как талисманы, а позже  стали сувенирами. Можете, конечно, не верить, но сделанный своими руками оберег защищает своего хозяина. Конечно, мешочки саше не всесильны, но их необычный аромат, который вы собираете сами,  делает их популярными сувенирами, их можно подарить друзьям или наслаждаться самому.

- Поделка готова! Вы молодцы! Можно использовать ее для украшения интерьера или подарить.

7. Рефлексия «10 баллов». 
Оцените по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции: 
„Я“       0________10 
„Мы“   0________10 
„Дело“ 0________10 

Спасибо за работу!

 

Приложение 1.

1 группа

 

Хвойные, вечнозеленые деревья, вместо плодов – шишки; страдают от новогодних вырубок. Растут они примерно 20 см в год. То есть на 1 метр вырастают за 5 лет.

Сосна и ель приносят огромную пользу. Хвойные деревья выделяют летучие вещества – фитонциды, которые убивают вредные бактерии. Поэтому в хвойном лесу хорошо и легко дышится.

Сосна - неприхотливое дерево. Она растёт в лесу, на песках, камнях, на болотах.

Ель растёт только на богатой питательными веществами почве.

Сосна - светолюбивое, жароустойчивое дерево.

Ель – влаголюбивое дерево. Это дерево теневыносливое.

Сосна - ветви тянутся вверх. Форма кроны у сосны напоминает раскрытый купол парашюта. Про такую форму говорят, что она куполообразная. Ствол у сосны прямой и высокий. Кора золотистого цвета.

Ель - дерево пирамидальной формы, ветви спускаются до земли. Ствол у ели густо усеян колючей хвоей. Кора темная, шершавая.

Хвоинки длинные, растут попарно. У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются. В народе говорят: “Ёлка колет, сосна гладит”.

 

Хвоинки короткие, расположены поодиночке.  Они  твердые и колючие, если покатать между пальцами, можно ощутить твердые грани.

Сосновая шишка округлая, с твёрдыми чешуйками.

Еловая шишка продолговатая, длинная. 

У сосны корневая система глубоко уходит в землю. Корень, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю.

У ели  корни расположены в поверхностном слое. Поэтому ураганы сосны ломают, а ели выворачивают с корнем.

 

2 группа

 

Под корой живут мелкие жучки – короеды. Когда их мало, они не страшны. Если много, они приносят хвойным деревьям большой вред.

Муравьям сосна даёт “строительный материал” для муравейника – хвою. Эти насекомые любят делать свои жилища у южной стороны сосны. Уничтожают за сезон тысячи вредных насекомых.

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели.

К ели и сосне полакомиться короедами прилетает дятел. Дятла называют санитаром леса. Он питается короедами, а иногда семенами сосны.

Зимой к сосне приходит лось. Он любит полакомиться молодыми веточками сосны.

Белка живёт в дуплах на ели и сосне. Питается семенами шишек.

Под хвойными деревьями можно встретить лесных грызунов – мышей – полевок. Полевки питаются семенами шишек.

 

Зимой хвойный лес спасает зверей и птиц не только от голода, но и от стужи. В густых еловых ветвях клесты вьют гнезда и выводят птенцов. Под еловыми лапами заяц спрячется от ветра и хищников.

 

 

3 группа

 

Из сосновой и еловой древесины делают мебель, В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду, а  еще корабли.

Много-много лет, скрипки, сделанные в старину из еловой древесины, зачаровывают своим голосом слушателей.

Делают детские игрушки, бумагу, картон, ткани, карандаши, фотопленки, кинопленки, глицерин.

Сосна и ель - зелёная аптека. В хвое содержится много витаминов. Чистую смолу (живицу) можно накладывать на рану вместо бинта. Отвар почек сосны принимают при кашле.

Из хвои делают зубную пасту, мыло, крем, шампунь.

Янтарь – это сосновая смола, которая миллионы лет пролежала в земле. Из янтаря делают украшения, картины. Недалеко от Петербурга, в Царском селе есть знаменитая янтарная комната. В ней все выполнено из резного янтаря.

Ель можно считать съедобным деревом. В старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба.

Настой еловой коры пили при сердечных заболеваниях; при больных суставах принимали хвойные ванны, а кожные заболевания и цингу лечили при помощи елового сока или настоя хвои.

Существуют деревья долгожители. Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Дереву  более 9000 лет.

Самая древняя сосна находится в Калифорнии. Ей дали имя – Мафусаил. Ей около 5000 лет. Она внесена в книгу рекордов Гиннеса

В настоящее время много хвойных лесов уничтожено в результате строительства дорог, городов, лесных пожаров. Потеря лесных богатств - одно из экологических бедствий.

В Красную книгу России занесено уже 11 видов хвойных растений. Из них три вида сосен. Это сосна меловая, сосна пицундская, сосна погребальная.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

https://fermer.blog/media/res/1/3/1/8/8/9/131889.pzd1tc.840.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05b2/000a3ee1-c7a77e65/1/img7.jpg

 

https://hvorast.ru/wp-content/uploads/2018/10/1-1.jpghttp://900igr.net/datai/okruzhajuschij-mir/Izmenenija-v-prirode-zimoj/0011-003-Izmenenija-v-prirode-zimoj.jpg

 

 

https://fermer.blog/media/res/1/3/0/7/6/1/130761.pz7k1c.840.jpghttps://mypresentation.ru/documents/cbb05309c815ad8bd050ebd9b3ebead5/img8.jpg

 

 

 

 

 

https://myslide.ru/documents_4/15fce673e7a858e61618bf44e02baba2/img8.jpghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bfe/0001a625-7091c00e/img5.jpg

http://900igr.net/up/datas/183220/045.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1861353/04e5a6bc-ebec-4311-91c9-dfa0f787a9b1/s1200?webp=false

 

 

http://ivynbee.com/wp-content/uploads/2016/06/sosna-02.jpg

 

Самая старая сосна Мафусаил в Калифорнии. Ей около 5000лет.

 

 

https://zagge.ru/wp-content/uploads/2015/12/1109.jpg

 

Самая старая ель в мире растет в Швеции на горе Фулу. Дереву  более 9000 лет.

 

 

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/195198/pub_5a5511423dceb7851f1ed54b_5a5512344bf161504f94c1d9/scale_1200

                                                                           


 

Творческая лаборатория "Сосны и елочки – зеленые иголочки»

Творческая лаборатория "Сосны и елочки – зеленые иголочки»

Метапредметные: ·

Метапредметные: ·

Видите, в любой, даже самый хмурый день, станет тепло и радостно от ваших улыбок

Видите, в любой, даже самый хмурый день, станет тепло и радостно от ваших улыбок

Приложение 1), иллюстрациями (Приложение 2), ветками и шишками деревьев

Приложение 1), иллюстрациями (Приложение 2), ветками и шишками деревьев

Приложение 2), информационным листом (Приложение 1) по теме «

Приложение 2), информационным листом (Приложение 1) по теме «

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

Ну, а стол, скамейка, парта? Лес!

Поделка готова! Вы молодцы! Можно использовать ее для украшения интерьера или подарить

Поделка готова! Вы молодцы! Можно использовать ее для украшения интерьера или подарить

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели

Медведи часто делают берлоги под корнями упавшей ели

Приложение 2.

Приложение 2.

Творческая лаборатория для учащихся начальной школы.

Творческая лаборатория для учащихся начальной школы.

Самая старая сосна Мафусаил в

Самая старая сосна Мафусаил в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2020