Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 41 г. Владивостока».
Индивидуальный проект
«Сказка, как одна из основных форм игрового обучения»
предмет: математика, литература, обществознание
вид проекта: презентация
Выполнила:
ученица 9 класса
Рогова Елизавета
Руководитель:
учитель Крюкова Елена Анатольевна
2020 г.
Содержание
Введение. 3
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 7
Заключение. 9
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10
Приложение. 11
Введение
Актуальность: С древнейших времен используется часто одна и та же форма объяснения нового материала в школах, а конкретно, просто проговаривание нудной теории. Наше время не исключение. Учителя зачастую просто пересказывают нам информацию уже и так данную нам заранее в учебниках или же ищут дополнительные материалы в иных источниках, но подача всей этой информации остается неизменна. Нет, это не вина наших учителей, ведь так всегда учили, учат, но будут ли учить? Все зависит от нас самих. Я решила показать, что даже материал из обычных бумажных учебников можно преподносить абсолютно по-другому, интересней. И кто знает, может после подобного объяснения даже некоторые отстающие ученики захотят учиться.
Цель: изучить влияние сказки на формирование математических представлений младших школьников.
Задачи: 1. Понять что такое сказки с точки зрения науки
2.Узнать психологические рекомендации к обучению детей
3.Провести эксперимент: предоставить одну и туже информация в разных формах и посмотреть, как ее усвоят дети
4. Сделать вывод своей проделанной работы.
Предмет исследования: сказка
Объект исследования: младшие школьники
Гипотеза: Если найти новые способы изучения информации в школах и университетах, то и усвоение учебного материала будет проходить легче, у учеников повысится интерес к обучению.
Методы: Социальные опросы и проверка своих теорий на практике
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. “Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства” - писал Леонардо да Винчи.
Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили игровое обучение как средство формирования математических представлений детей младшего школьного возраста.
Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на усвоение, получение новых знаний, навыков, умений, а также эмоциональной оценочной деятельности.
В современной педагогике данный метод обучения получил название эдьютеймент, что означает обучение и развлечение.
Игровое обучение отличается от других видов тем, что:
· Связано с хорошо известной, привычной и любимой формой деятельности ребенка;
· Вовлекает участников в учебную деятельность за счет самой игровой ситуации (появляется высокое эмоциональное и физическое напряжение);
· Вызывает у ребенка инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение и устремленность;
· Позволяет учить, передавать свои знания другому человеку, увлекая и убеждая в чем-либо;
· Заставляет детей соперничать в коллективных или групповых формах деятельности.
Еще в эпоху Возрождения в Западной Европе родоначальники игрового обучения Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле призывали к использованию этого метода. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя, знакомились со всеми науками.
В результате, в процессе обучения математике таким способом делается акцент не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.
И. Г. Песталоцци (1746-1827), выдающийся швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка. Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным.
Например, великий русский писатель Л. Н. Толстой издал в 1872 г. «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Критикуя существующие методы обучения, он предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.
Одним из видов игрового обучения является сказка. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности, так как она особенно интересна детям: привлекает их своими фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью сюжета. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.
Что же такое сказка?
Сказка – это, прежде всего, универсальное средство, так как имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Может быть поэтому она очень ценна и для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.
В сказках используются истории, притчи, анекдоты и знакомые персонажи, которые наиболее доступны для восприятия ребенка, что делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Об этом говорил и удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).
Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают её привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы, а также заставляют ребенка фантазировать. Народная сказка содержит мудрость накопленную веками многими поколениями, поэтому в представлении знаний во многом универсальна.
Я решила в своем проекте взять за основу русскую народную сказку, которая известна всем практически с рождения. Её герои знакомы и понятны каждому ребенку. Учителя начальной школы используют героев этой сказки для объяснения темы «Порядковые числительные. Кто за кем идет по порядку». Мне захотелось использовать героев любимой сказки для объяснения темы: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»
Математическая сказка «Репка»
Посадил дед репку. Подумал и решил посадить еще и другие овощи.
Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.
Засунул дед руку в карман и достал 9семечек моркови.
Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.
Сначала дед досадил первую грядку: 9 дополнил 1 до 10. А три оставшихся зернышка отправил в лунки на другую грядку. Значит, всего семечек моркови дед с бабкой посадили 13.
Бабка решила посадить лук на следующей грядке. Достала 8 семечек лука. Но засадить всю грядку у нее семечек было не достаточно, поэтому позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука. Сначала бабка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 4 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек лука бабка с внучкой посадили 14.
Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.
Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сначала Жучка досадила первую грядку: 5 дополнила 5 до 10. А 1 оставшееся семечко отправила в лунку на другую грядку. Значит всего семечек гороха Жучка с кошкой посадили 11.
Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4. Сначала мышка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 2 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек гороха мыша с внучкой посадили 12.
Вот так и засеяли они огород разными овощами, а осенью собрали богатый урожай.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Я решила опробовать свою сказку на учениках первого класса. Важной составляющей моей работы было именно объяснение новой темы: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток», а не просто прочтение сказки. Поэтому я включила в свое произведение интерактивные элементы, которые помогали мне взаимодействовать с детьми при объяснении новой, незнакомой им темы. Также я подготовила презентацию, которая, по моему мнению, наглядно показывала события, происходящие в математической сказке. Все ребята увлеченно меня слушали, многие старались ответить на вопросы. Чтобы окончательно убедиться в том: поняли ли дети новую тему, я записала еще несколько примеров на эту тему, дети успешно с ними справились. Также я предложила детям нарисовать иллюстрации к прослушанной ими сказке. Ребята с удовольствием принялись за дело: рисовали грядки и овощи на них, главных героев сказки и т.д. Некоторые рисунки я включила в свою книжку со сказкой как иллюстрации. Я провела опрос между учениками двух параллельных классов: тех кому объяснялась новая тема с помощью сказки и тех кому разъяснили материал без её использования. По результатам опроса ученики обоих классов хорошо усвоили информацию, но интересней получать новые знания было ребятам, у которых я провела урок с использованием сказки. По их словам получать знания из сказки проще и интересней.
Фрагмент урока объяснение нового
Сказка сложение с переходом через десяток
Математическая сказка «Репка»
Посадил дед репку. Подумал и решил посадить еще и другие овощи.
-Ребята, названия каких овощей вы знаете?
(морковка, огурцы, свекла, помидоры, баклажаны, редиска, лук)
Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.
Засунул дед руку в карман и достал 9семечек моркови.
-Хватит ли ему этих семечек, чтобы засадить грядку целиком?
Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.
-Ребята, сколько семечек надо посадить на первую грядку? Сколько семечек останется? Сколько семечек всего посадили дед с бабкой?
9+1+3=13
9+4=13
На другой грядке решила бабка посадить лук. Достала 8 семечек лука.
-Хватит ли этих семечек, чтобы засадить целую грядку?
Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука.
-Как будут засаживать грядки с луком бабка с внучкой?
8+2+4
- Сколько всего лука может вырасти на огороде7
8+6=14
Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.
-Ребята, сколько семечек надо посадить на грядку? Сколько семечек не хватает Жучке? Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сколько теперь семян у Жучки с кошкой вместе? Сколько семечек останутся лишними?
5+5+1=11
5+6=11
Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4. Ребята, сколько семечек надо посадить на грядку? Сколько семечек останется? Сколько семечек всего посадили мышка с внучкой?
8+2+2=12
8+4=12
Вот так и засеяли они огород разными овощами, а осенью собрали богатый урожай.
Заключение
В ходе работы над проектом я изучила влияние сказки на формирование математических представлений у младших школьников. Я поняла что такое сказка с точки зрения науки, узнала что такое игровая форма обучения и как она действует на ребенка, узнала психологические рекомендации к обучению детей, провела эксперимент: предоставила одну и туже информацию в разных формах и посмотрела как ее усвоят дети. Я испробовала свой метод на практике и моя гипотеза подтвердилась. Ученики, у которых я провела урок, пробуя теорию на практике, действительно взглянули на учебу по-другому. Ребятам было очень интересно получать знания таким способом и они даже просили меня провести у них еще несколько таких уроков. Итак, какой вывод мы можем сделать? Ребята, которым я рассказала сказку, усвоили материал не хуже, чем те кому провели стандартный урок. Но в ходе опроса выяснилось, что получение информации с помощью сказки намного увлекательнее, интереснее и проще для детей. С помощью своего проекта я смогла доказать, что пора отходить от обычного объяснения нового материала. Пора находить новые способы ведения уроков ,отходя от всем знакомых стандартов. Пора сделать так, чтобы дети шли в школу с радостью, с мыслью о том как интересно ему будет сидеть на уроках.. Я надеюсь, что благодаря моему проекту учителя действительно начнут искать новые способы подачи знаний, ведь от этого зависит наше будущее образование.
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
2. Учебник по математике 1 класс издательство «Просвещение» Авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.
3. Сборник «Русские народные сказки» Издательство «Астрель».
4. «Математика в стихах» Издательство «Учитель»
5. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского.-М.: Просвещение, 1983.-208 с., ил.
6. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д.Фабер.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с.
Приложение
Приложение 1 Макет детской книжки
Математическая сказка «Репка»
Автор: Рогова Е.Д.
Под руководством: Крюковой Е.А.
П |
осадил дед репку. Подумал-подумал и решил посадить еще и другие овощи.
Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.
Засунул
дед руку в карман и достал 9 семечек моркови.
Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.
Сначала дед досадил первую грядку: 9 дополнил 1 до 10. А три оставшихся зернышка отправил в лунки на другую грядку. Значит, всего семечек моркови дед с бабкой посадили 13.
Бабка решила посадить лук на следующей грядке. Достала 8 семечек лука. Но засадить всю грядку у нее семечек было не достаточно, поэтому позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука.
Сначала бабка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 4 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек лука бабка с внучкой посадили 14.
Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.
Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сначала Жучка досадила первую грядку: 5 дополнила 5 до 10. А 1 оставшееся семечко отправила в лунку на другую грядку.
Значит: Жучка с кошкой посадили всего 11 семечек гороха.
Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4.
Сначала мышка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 2 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек гороха мышка с внучкой посадили 12.
Вот так и засеяли они огород разными овощами.
А осенью наши герои собрали богатый урожай.
КОНЕЦ
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.