Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"
Оценка 4.9

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Оценка 4.9
Исследовательские работы +2
docx
воспитательная работа +2
1 кл—9 кл
18.07.2020
Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"
Уважаемые коллеги. Хотелось бы поделиться с вами очень необычной проектной работой, которая была проведена моей ученицей из девятого класса под моим руководством. Эта работа была для нее как допуск к экзаменам. Может кому-нибудь идея понравится и будет пользоваться такими творческими работами. Для творческих детей необходим нестандартный подход. Когда мы решили работать над проектом, то даже не думали, как все будет выглядеть. Просто хотели что-то необычное. Решили написать математическую сказку. Но какую? Для кого? Кому такое изложение будет интересно? Ведь материал должен быть полезен. Решили взять целевую аудиторию - первый класс. Выбрали тему (для этого просмотрели программу первого класса), написали сказку. Но мы не чувствовали удовлетворения от этой работы. Посоветовалась с коллегами начальной школы и решили презентовать сказку детям. Тема как раз соответствовала программе первого класса. Немного подождали и выступили. Для этого девятикласснице пришлось изучить самостоятельно программное обеспечение к интерактивной доске, чтобы урок прошел с иллюстрациями и анимационными роликами. Ребенок выступила в качестве учителя, провела полноценный урок. А после первоклашкам было предложено нарисовать рисунки к данному уроку. Так появилась идея - создать книжку с детскими рисунками, а сама книжка стала итоговым продуктом проекта. После такого урока, не только у первоклашек были положительный эмоции, но и у их новой учительницы из девятого класса. Самое главное, что после таких уроков дети понимают: главное не изложить материал, а донести материал до каждого ученика, чтобы все было понятно и время не прошло впустую. А это не так просто. Экспертом такого урока была учительница первого класса. На следующем уроке, когда проводился фронтальный прост по новой теме, который прошел накануне, сделала вывод: время не потрачено зря. В данном файле прилагаются не только теоретический момент проекта и математическая сказка "Репка", но и макет книжки с детскими рисунками, а также фотографии урока.
Итоговый проект Рогова Лиза.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 41 г. Владивостока».

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект

«Сказка, как одна из основных форм игрового обучения»

 

предмет:  математика, литература, обществознание

 

вид проекта: презентация

 

 

 

 

Выполнила:

 ученица 9 класса

Рогова Елизавета

 

Руководитель:

учитель Крюкова Елена Анатольевна

 

 

 

 

2020 г.


Содержание

Введение. 3

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 7

Заключение. 9

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10

Приложение. 11

 


 

Введение

Актуальность: С древнейших времен используется часто одна и та же форма объяснения нового материала в школах, а конкретно, просто проговаривание нудной теории. Наше время не исключение. Учителя зачастую просто пересказывают нам информацию уже и так данную нам заранее в учебниках или же ищут дополнительные материалы в иных источниках, но подача всей этой информации остается неизменна. Нет, это не вина наших учителей, ведь так всегда учили, учат, но будут ли учить? Все зависит от нас самих. Я решила показать, что даже материал из обычных бумажных учебников можно преподносить абсолютно по-другому, интересней. И кто знает, может после подобного объяснения даже некоторые отстающие ученики захотят учиться.

Цель: изучить влияние сказки на формирование математических представлений младших школьников.

Задачи: 1. Понять что такое сказки с точки зрения науки

2.Узнать психологические рекомендации к обучению детей

3.Провести эксперимент: предоставить одну и туже информация в разных формах и посмотреть, как ее усвоят дети

4. Сделать вывод своей проделанной работы.

Предмет исследования: сказка

Объект исследования: младшие школьники

Гипотеза: Если найти новые способы изучения информации в школах и университетах, то и усвоение учебного материала будет проходить легче, у учеников повысится интерес к обучению.

Методы: Социальные опросы и проверка своих теорий на практике


 

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. “Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства” - писал Леонардо да Винчи.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили игровое обучение как средство формирования математических представлений детей младшего школьного возраста.

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на усвоение, получение новых знаний, навыков, умений, а также эмоциональной оценочной деятельности.

В современной педагогике данный метод обучения получил название эдьютеймент, что означает обучение и развлечение.

Игровое обучение отличается от других видов тем, что:

·                    Связано с хорошо известной, привычной и любимой формой деятельности ребенка;

·                    Вовлекает участников в учебную деятельность за счет самой игровой ситуации (появляется высокое эмоциональное и физическое напряжение);

·                    Вызывает у ребенка инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение и устремленность;

·                    Позволяет учить, передавать свои знания другому человеку, увлекая и убеждая в чем-либо;

·                    Заставляет детей соперничать в коллективных или групповых формах деятельности.

Еще в эпоху Возрождения в Западной Европе родоначальники игрового обучения Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле призывали к использованию этого метода. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя, знакомились со всеми науками.

В результате, в процессе обучения математике таким способом делается акцент не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

 И. Г. Песталоцци (1746-1827), выдающийся швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка. Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным.

 Например, великий русский писатель Л. Н. Толстой издал в 1872 г. «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Критикуя существующие методы обучения, он предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

 Одним из видов игрового обучения является сказка. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности, так как она особенно интересна детям: привлекает их своими фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью сюжета. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

 Что же такое сказка?

 Сказка – это, прежде всего, универсальное средство, так как имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Может быть поэтому она очень ценна и для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

В сказках используются истории, притчи, анекдоты и знакомые персонажи, которые наиболее доступны для восприятия ребенка, что делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Об этом говорил и удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают её привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы, а также заставляют ребенка фантазировать. Народная сказка содержит мудрость накопленную веками многими поколениями, поэтому в представлении знаний во многом универсальна.

Я решила в своем проекте взять за основу русскую народную сказку, которая известна всем практически с рождения. Её герои знакомы и понятны каждому ребенку. Учителя начальной школы используют героев этой сказки для объяснения темы «Порядковые числительные. Кто за кем идет по порядку». Мне захотелось использовать героев любимой сказки для объяснения темы: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»

Математическая сказка «Репка»

 

Посадил дед репку. Подумал и решил посадить еще и другие овощи.

Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.

Засунул дед руку в карман и достал 9семечек моркови.

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.

Сначала дед досадил первую грядку: 9 дополнил 1 до 10. А три оставшихся зернышка отправил в лунки на другую грядку. Значит, всего семечек моркови дед с  бабкой посадили 13.

Бабка решила посадить лук на следующей грядке. Достала 8 семечек лука. Но засадить всю грядку у нее семечек было не достаточно, поэтому позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука. Сначала бабка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 4 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек лука бабка с внучкой посадили 14.

Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.

Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сначала Жучка досадила первую грядку: 5 дополнила 5 до 10. А 1 оставшееся семечко отправила в лунку на другую грядку. Значит всего семечек гороха Жучка с кошкой посадили 11.

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4. Сначала мышка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 2 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек гороха мыша с внучкой посадили 12.

Вот так и засеяли они огород разными овощами, а осенью собрали богатый урожай.


 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Я решила опробовать свою сказку на учениках первого класса. Важной составляющей моей работы было именно объяснение новой темы: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток», а не просто прочтение сказки. Поэтому я включила в свое произведение интерактивные элементы, которые помогали мне взаимодействовать с детьми при объяснении новой, незнакомой им темы. Также я подготовила презентацию, которая, по моему мнению, наглядно показывала события, происходящие в математической сказке. Все ребята увлеченно меня слушали, многие старались ответить на вопросы. Чтобы окончательно убедиться в том: поняли ли дети новую тему, я записала еще несколько примеров на эту тему, дети успешно с ними справились. Также я предложила детям нарисовать иллюстрации к прослушанной ими сказке. Ребята с удовольствием принялись за дело: рисовали грядки и овощи на них, главных героев сказки и т.д. Некоторые рисунки я включила в свою книжку со сказкой как иллюстрации. Я провела опрос между учениками двух параллельных классов: тех кому объяснялась новая тема с помощью сказки и тех кому разъяснили материал без её использования. По результатам опроса ученики обоих классов хорошо усвоили информацию, но интересней получать новые знания было ребятам, у которых я провела урок с использованием сказки. По их словам получать знания из сказки проще и интересней.

Фрагмент урока объяснение нового

Сказка сложение с переходом через десяток

Математическая сказка «Репка»

 

Посадил дед репку. Подумал и решил посадить еще и другие овощи.

-Ребята, названия каких овощей вы знаете?
(морковка, огурцы, свекла, помидоры, баклажаны, редиска, лук)

Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.

Засунул дед руку в карман и достал 9семечек моркови.

-Хватит ли ему этих семечек, чтобы засадить грядку целиком?

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.

-Ребята, сколько семечек надо посадить на первую грядку? Сколько семечек останется? Сколько семечек всего посадили дед с бабкой?

9+1+3=13

9+4=13

На другой грядке решила бабка посадить лук. Достала 8 семечек лука.

-Хватит ли этих семечек, чтобы засадить целую грядку?

Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука.

-Как будут засаживать грядки с луком бабка с внучкой?

8+2+4

- Сколько всего лука может вырасти на огороде7

8+6=14

Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.

-Ребята, сколько семечек надо посадить на грядку? Сколько семечек не хватает Жучке? Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сколько теперь семян у Жучки с кошкой вместе? Сколько семечек останутся лишними?

5+5+1=11

5+6=11

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4. Ребята, сколько семечек надо посадить на грядку? Сколько семечек останется? Сколько семечек всего посадили мышка с внучкой?

8+2+2=12

8+4=12

Вот так и засеяли они огород разными овощами, а осенью собрали богатый урожай.


 

Заключение

В ходе работы над проектом я изучила влияние сказки на формирование математических представлений у младших школьников. Я поняла что такое сказка с точки зрения науки, узнала что такое игровая форма обучения и как она действует на ребенка, узнала психологические рекомендации к обучению детей, провела эксперимент: предоставила одну и туже информацию в разных формах и посмотрела как ее усвоят дети. Я испробовала свой метод на практике и моя гипотеза подтвердилась. Ученики, у которых я провела урок, пробуя теорию на практике, действительно взглянули на учебу по-другому. Ребятам было очень интересно получать знания таким способом и они даже просили меня провести у них еще несколько таких уроков. Итак, какой вывод мы можем сделать? Ребята, которым я рассказала сказку, усвоили материал не хуже, чем те кому провели стандартный урок. Но в ходе опроса выяснилось, что получение информации с помощью сказки намного увлекательнее, интереснее и проще для детей. С помощью своего проекта я смогла доказать, что пора отходить от обычного объяснения нового материала. Пора находить новые способы ведения уроков ,отходя от всем знакомых стандартов. Пора сделать так, чтобы дети шли в школу с радостью, с мыслью о том как интересно ему будет сидеть на уроках.. Я надеюсь, что благодаря моему проекту учителя действительно начнут искать новые способы подачи знаний, ведь от этого зависит наше будущее образование.


 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

2.         Учебник по математике 1 класс издательство «Просвещение» Авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

3.         Сборник «Русские народные сказки» Издательство «Астрель».

4.         «Математика в стихах» Издательство «Учитель»

5.         Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского.-М.: Просвещение, 1983.-208 с., ил.

6.         Безруких М.М.  Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д.Фабер.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с.


 

Приложение

Приложение 1 Макет детской книжки

 

 

Математическая сказка «Репка»

 

Картинки по запросу "РЕПКА сказка"

 

 

Автор: Рогова Е.Д.

Под руководством: Крюковой Е.А.


 

П

осадил дед репку. Подумал-подумал и решил посадить еще и другие овощи.

 

Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.

Засунул дед руку в карман и достал 9 семечек моркови.

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.

Сначала дед досадил первую грядку: 9 дополнил 1 до 10. А три оставшихся зернышка отправил в лунки на другую грядку. Значит, всего семечек моркови дед с бабкой посадили 13.


 

Бабка решила посадить лук на следующей грядке. Достала 8 семечек лука. Но засадить всю грядку у нее семечек было не достаточно, поэтому позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука.

Сначала бабка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 4 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек лука бабка с внучкой посадили 14.


 

Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.

Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сначала Жучка досадила первую грядку: 5 дополнила 5 до 10. А 1 оставшееся семечко отправила в лунку на другую грядку.

Значит: Жучка с кошкой посадили всего 11 семечек гороха.

 


 

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4.

Сначала мышка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 2 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек гороха мышка с внучкой посадили 12.

Вот так и засеяли они огород разными овощами.


 

А осенью наши герои собрали богатый урожай.

 

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/11/ovoshi1-640x466.jpg

КОНЕЦ

 

 




 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 41 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 41 г

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Введение Актуальность: С древнейших времен используется часто одна и та же форма объяснения нового материала в школах, а конкретно, просто проговаривание нудной теории

Введение Актуальность: С древнейших времен используется часто одна и та же форма объяснения нового материала в школах, а конкретно, просто проговаривание нудной теории

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Математика играет огромную роль в жизни человека

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Математика играет огромную роль в жизни человека

В результате, в процессе обучения математике таким способом делается акцент не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так…

В результате, в процессе обучения математике таким способом делается акцент не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так…

Д. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов направления

Д. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов направления

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Я решила опробовать свою сказку на учениках первого класса

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. Я решила опробовать свою сказку на учениках первого класса

Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука

Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука

Заключение В ходе работы над проектом я изучила влияние сказки на формирование математических представлений у младших школьников

Заключение В ходе работы над проектом я изучила влияние сказки на формирование математических представлений у младших школьников

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1

Приложени е Приложение 1 Макет детской книжки

Приложени е Приложение 1 Макет детской книжки

П осадил дед репку. Подумал-подумал и решил посадить еще и другие овощи

П осадил дед репку. Подумал-подумал и решил посадить еще и другие овощи

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка

Бабка решила посадить лук на следующей грядке

Бабка решила посадить лук на следующей грядке

Жучка захотела посеять горошек

Жучка захотела посеять горошек

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку

А осенью наши герои собрали богатый урожай

А осенью наши герои собрали богатый урожай

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.07.2020