Творческая проектная работа "Сказка, как одна из форм игрового обучения на уроках математики"

  • Исследовательские работы
  • Научно-исследовательская работа
  • Работа в классе
  • docx
  • 18.07.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Уважаемые коллеги. Хотелось бы поделиться с вами очень необычной проектной работой, которая была проведена моей ученицей из девятого класса под моим руководством. Эта работа была для нее как допуск к экзаменам. Может кому-нибудь идея понравится и будет пользоваться такими творческими работами. Для творческих детей необходим нестандартный подход. Когда мы решили работать над проектом, то даже не думали, как все будет выглядеть. Просто хотели что-то необычное. Решили написать математическую сказку. Но какую? Для кого? Кому такое изложение будет интересно? Ведь материал должен быть полезен. Решили взять целевую аудиторию - первый класс. Выбрали тему (для этого просмотрели программу первого класса), написали сказку. Но мы не чувствовали удовлетворения от этой работы. Посоветовалась с коллегами начальной школы и решили презентовать сказку детям. Тема как раз соответствовала программе первого класса. Немного подождали и выступили. Для этого девятикласснице пришлось изучить самостоятельно программное обеспечение к интерактивной доске, чтобы урок прошел с иллюстрациями и анимационными роликами. Ребенок выступила в качестве учителя, провела полноценный урок. А после первоклашкам было предложено нарисовать рисунки к данному уроку. Так появилась идея - создать книжку с детскими рисунками, а сама книжка стала итоговым продуктом проекта. После такого урока, не только у первоклашек были положительный эмоции, но и у их новой учительницы из девятого класса. Самое главное, что после таких уроков дети понимают: главное не изложить материал, а донести материал до каждого ученика, чтобы все было понятно и время не прошло впустую. А это не так просто. Экспертом такого урока была учительница первого класса. На следующем уроке, когда проводился фронтальный прост по новой теме, который прошел накануне, сделала вывод: время не потрачено зря. В данном файле прилагаются не только теоретический момент проекта и математическая сказка "Репка", но и макет книжки с детскими рисунками, а также фотографии урока.
Иконка файла материала Итоговый проект Рогова Лиза.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Лицей № 41 г. Владивостока».

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальный проект

«Сказка, как одна из основных форм игрового обучения»

 

предмет:  математика, литература, обществознание

 

вид проекта: презентация

 

 

 

 

Выполнила:

 ученица 9 класса

Рогова Елизавета

 

Руководитель:

учитель Крюкова Елена Анатольевна

 

 

 

 

2020 г.


Содержание

Введение. 3

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. 4

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 7

Заключение. 9

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 10

Приложение. 11

 


 

Введение

Актуальность: С древнейших времен используется часто одна и та же форма объяснения нового материала в школах, а конкретно, просто проговаривание нудной теории. Наше время не исключение. Учителя зачастую просто пересказывают нам информацию уже и так данную нам заранее в учебниках или же ищут дополнительные материалы в иных источниках, но подача всей этой информации остается неизменна. Нет, это не вина наших учителей, ведь так всегда учили, учат, но будут ли учить? Все зависит от нас самих. Я решила показать, что даже материал из обычных бумажных учебников можно преподносить абсолютно по-другому, интересней. И кто знает, может после подобного объяснения даже некоторые отстающие ученики захотят учиться.

Цель: изучить влияние сказки на формирование математических представлений младших школьников.

Задачи: 1. Понять что такое сказки с точки зрения науки

2.Узнать психологические рекомендации к обучению детей

3.Провести эксперимент: предоставить одну и туже информация в разных формах и посмотреть, как ее усвоят дети

4. Сделать вывод своей проделанной работы.

Предмет исследования: сказка

Объект исследования: младшие школьники

Гипотеза: Если найти новые способы изучения информации в школах и университетах, то и усвоение учебного материала будет проходить легче, у учеников повысится интерес к обучению.

Методы: Социальные опросы и проверка своих теорий на практике


 

1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика - уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. “Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства” - писал Леонардо да Винчи.

Многие исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили игровое обучение как средство формирования математических представлений детей младшего школьного возраста.

Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на усвоение, получение новых знаний, навыков, умений, а также эмоциональной оценочной деятельности.

В современной педагогике данный метод обучения получил название эдьютеймент, что означает обучение и развлечение.

Игровое обучение отличается от других видов тем, что:

·                    Связано с хорошо известной, привычной и любимой формой деятельности ребенка;

·                    Вовлекает участников в учебную деятельность за счет самой игровой ситуации (появляется высокое эмоциональное и физическое напряжение);

·                    Вызывает у ребенка инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение и устремленность;

·                    Позволяет учить, передавать свои знания другому человеку, увлекая и убеждая в чем-либо;

·                    Заставляет детей соперничать в коллективных или групповых формах деятельности.

Еще в эпоху Возрождения в Западной Европе родоначальники игрового обучения Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле призывали к использованию этого метода. Они хотели, чтобы дети без труда, без принуждения, а как бы играя, знакомились со всеми науками.

В результате, в процессе обучения математике таким способом делается акцент не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

 И. Г. Песталоцци (1746-1827), выдающийся швейцарский педагог-демократ и основоположник теории начального обучения, указывал на недостатки существующих методов обучения, в основе которых лежит зубрежка. Предложенные им методы элементарного обучения предполагали переход от простых элементов к более сложным.

 Например, великий русский писатель Л. Н. Толстой издал в 1872 г. «Азбуку», одной из частей которой является «Счет». Критикуя существующие методы обучения, он предлагал обучать детей счету вперед и назад в пределах сотни, изучать нумерацию, основываясь при этом на детском практическом опыте, приобретенном в игре.

 Одним из видов игрового обучения является сказка. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности, так как она особенно интересна детям: привлекает их своими фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью сюжета. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

 Что же такое сказка?

 Сказка – это, прежде всего, универсальное средство, так как имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Может быть поэтому она очень ценна и для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

В сказках используются истории, притчи, анекдоты и знакомые персонажи, которые наиболее доступны для восприятия ребенка, что делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой развивает личность педагога, создает невидимый мост между ребенком и взрослым, сближает родителей и детей.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Об этом говорил и удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем и большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач).

Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают её привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы, а также заставляют ребенка фантазировать. Народная сказка содержит мудрость накопленную веками многими поколениями, поэтому в представлении знаний во многом универсальна.

Я решила в своем проекте взять за основу русскую народную сказку, которая известна всем практически с рождения. Её герои знакомы и понятны каждому ребенку. Учителя начальной школы используют героев этой сказки для объяснения темы «Порядковые числительные. Кто за кем идет по порядку». Мне захотелось использовать героев любимой сказки для объяснения темы: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток»

Математическая сказка «Репка»

 

Посадил дед репку. Подумал и решил посадить еще и другие овощи.

Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.

Засунул дед руку в карман и достал 9семечек моркови.

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.

Сначала дед досадил первую грядку: 9 дополнил 1 до 10. А три оставшихся зернышка отправил в лунки на другую грядку. Значит, всего семечек моркови дед с  бабкой посадили 13.

Бабка решила посадить лук на следующей грядке. Достала 8 семечек лука. Но засадить всю грядку у нее семечек было не достаточно, поэтому позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука. Сначала бабка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 4 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек лука бабка с внучкой посадили 14.

Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.

Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сначала Жучка досадила первую грядку: 5 дополнила 5 до 10. А 1 оставшееся семечко отправила в лунку на другую грядку. Значит всего семечек гороха Жучка с кошкой посадили 11.

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4. Сначала мышка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 2 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек гороха мыша с внучкой посадили 12.

Вот так и засеяли они огород разными овощами, а осенью собрали богатый урожай.


 

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

Я решила опробовать свою сказку на учениках первого класса. Важной составляющей моей работы было именно объяснение новой темы: «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток», а не просто прочтение сказки. Поэтому я включила в свое произведение интерактивные элементы, которые помогали мне взаимодействовать с детьми при объяснении новой, незнакомой им темы. Также я подготовила презентацию, которая, по моему мнению, наглядно показывала события, происходящие в математической сказке. Все ребята увлеченно меня слушали, многие старались ответить на вопросы. Чтобы окончательно убедиться в том: поняли ли дети новую тему, я записала еще несколько примеров на эту тему, дети успешно с ними справились. Также я предложила детям нарисовать иллюстрации к прослушанной ими сказке. Ребята с удовольствием принялись за дело: рисовали грядки и овощи на них, главных героев сказки и т.д. Некоторые рисунки я включила в свою книжку со сказкой как иллюстрации. Я провела опрос между учениками двух параллельных классов: тех кому объяснялась новая тема с помощью сказки и тех кому разъяснили материал без её использования. По результатам опроса ученики обоих классов хорошо усвоили информацию, но интересней получать новые знания было ребятам, у которых я провела урок с использованием сказки. По их словам получать знания из сказки проще и интересней.

Фрагмент урока объяснение нового

Сказка сложение с переходом через десяток

Математическая сказка «Репка»

 

Посадил дед репку. Подумал и решил посадить еще и другие овощи.

-Ребята, названия каких овощей вы знаете?
(морковка, огурцы, свекла, помидоры, баклажаны, редиска, лук)

Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.

Засунул дед руку в карман и достал 9семечек моркови.

-Хватит ли ему этих семечек, чтобы засадить грядку целиком?

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.

-Ребята, сколько семечек надо посадить на первую грядку? Сколько семечек останется? Сколько семечек всего посадили дед с бабкой?

9+1+3=13

9+4=13

На другой грядке решила бабка посадить лук. Достала 8 семечек лука.

-Хватит ли этих семечек, чтобы засадить целую грядку?

Позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука.

-Как будут засаживать грядки с луком бабка с внучкой?

8+2+4

- Сколько всего лука может вырасти на огороде7

8+6=14

Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.

-Ребята, сколько семечек надо посадить на грядку? Сколько семечек не хватает Жучке? Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сколько теперь семян у Жучки с кошкой вместе? Сколько семечек останутся лишними?

5+5+1=11

5+6=11

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4. Ребята, сколько семечек надо посадить на грядку? Сколько семечек останется? Сколько семечек всего посадили мышка с внучкой?

8+2+2=12

8+4=12

Вот так и засеяли они огород разными овощами, а осенью собрали богатый урожай.


 

Заключение

В ходе работы над проектом я изучила влияние сказки на формирование математических представлений у младших школьников. Я поняла что такое сказка с точки зрения науки, узнала что такое игровая форма обучения и как она действует на ребенка, узнала психологические рекомендации к обучению детей, провела эксперимент: предоставила одну и туже информацию в разных формах и посмотрела как ее усвоят дети. Я испробовала свой метод на практике и моя гипотеза подтвердилась. Ученики, у которых я провела урок, пробуя теорию на практике, действительно взглянули на учебу по-другому. Ребятам было очень интересно получать знания таким способом и они даже просили меня провести у них еще несколько таких уроков. Итак, какой вывод мы можем сделать? Ребята, которым я рассказала сказку, усвоили материал не хуже, чем те кому провели стандартный урок. Но в ходе опроса выяснилось, что получение информации с помощью сказки намного увлекательнее, интереснее и проще для детей. С помощью своего проекта я смогла доказать, что пора отходить от обычного объяснения нового материала. Пора находить новые способы ведения уроков ,отходя от всем знакомых стандартов. Пора сделать так, чтобы дети шли в школу с радостью, с мыслью о том как интересно ему будет сидеть на уроках.. Я надеюсь, что благодаря моему проекту учителя действительно начнут искать новые способы подачи знаний, ведь от этого зависит наше будущее образование.


 

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.         https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5

2.         Учебник по математике 1 класс издательство «Просвещение» Авторы: М.И.Моро, С.И.Волкова, С.В.Степанова.

3.         Сборник «Русские народные сказки» Издательство «Астрель».

4.         «Математика в стихах» Издательство «Учитель»

5.         Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя/ Предисл. А.В. Петровского.-М.: Просвещение, 1983.-208 с., ил.

6.         Безруких М.М.  Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.М.Безруких, В.Д. Сонькин, А.Д.Фабер.-М.: Издательский центр «Академия», 2002.-416с.


 

Приложение

Приложение 1 Макет детской книжки

 

 

Математическая сказка «Репка»

 

Картинки по запросу "РЕПКА сказка"

 

 

Автор: Рогова Е.Д.

Под руководством: Крюковой Е.А.


 

П

осадил дед репку. Подумал-подумал и решил посадить еще и другие овощи.

 

Вышел дед в огород, вскопал грядки. На каждую грядку можно посеять 10 семечек.

Засунул дед руку в карман и достал 9 семечек моркови.

Позвал дед бабку. Пришла бабка принесла 4 семечка.

Сначала дед досадил первую грядку: 9 дополнил 1 до 10. А три оставшихся зернышка отправил в лунки на другую грядку. Значит, всего семечек моркови дед с бабкой посадили 13.


 

Бабка решила посадить лук на следующей грядке. Достала 8 семечек лука. Но засадить всю грядку у нее семечек было не достаточно, поэтому позвала бабка внучку. Прибежала внучка, принесла 6 семечек лука.

Сначала бабка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 4 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек лука бабка с внучкой посадили 14.


 

Жучка захотела посеять горошек. Принесла она 5 семечек.

Позвала Жучка кошку. Принесла кошка 6 семян. Сначала Жучка досадила первую грядку: 5 дополнила 5 до 10. А 1 оставшееся семечко отправила в лунку на другую грядку.

Значит: Жучка с кошкой посадили всего 11 семечек гороха.

 


 

Решила мышка огурцы посеять. Позвала она себе на помощь внучку. У мышки 8 семечек, а у внучки 4.

Сначала мышка досадила первую грядку: 8 дополнила 2 до 10. А 2 оставшихся семечка отправила в лунки на другую грядку. Значит всего семечек гороха мышка с внучкой посадили 12.

Вот так и засеяли они огород разными овощами.


 

А осенью наши герои собрали богатый урожай.

 

https://bipbap.ru/wp-content/uploads/2019/11/ovoshi1-640x466.jpg

КОНЕЦ

 

 




 


 

Скачано с www.znanio.ru