ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Оценка 5
Научно-исследовательская работа +2
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.05.2018
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье анализируется роль творческой деятельности в работе по адаптации детей-сирот школьного возраста в кадетской школе-интернате.При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества — дети. Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения — детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка. Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом. В связи с этим социально-педагогическая адаптация детей-сирот является одной из актуальных проблем современной педагогики.Творческая деятельность, социально-педагогическая адаптация, дети-сироты, кадетская школа-интернат.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .doc
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ­СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО­ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫ­ИНТЕРНАТА Кичаева Е. В.  «Саратовская кадетская  школа –интернат №1 им. Б.Н. Ерёмина» Аннотация В   статье   анализируется   роль   творческой   деятельности   в   работе   по адаптации детей­сирот школьного возраста в кадетской школе­интернате. Ключевые слова Творческая   деятельность,   социально­педагогическая   адаптация,   дети­ сироты, кадетская школа­интернат. Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального развития,   поступая   в   кадетскую   школу­интернат,   оказывается   включенным   в систему непривычных объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на длительный период обучения1.  Следует отметить, что дети, попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в условия   повышенных   умственных,   физических   и   психологических   нагрузок, сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.  Анализ различных подходов к раскрытию термина «адаптации» позволил   адаптация   воспитанников   к придти   к   следующему   пониманию: жизнедеятельности  кадетского корпуса  ­ это  процесс и результат вхождения детей   в   гомогенную   военизированную   среду   кадетского   корпуса,   освоение   обусловленных   спецификой особенностей   его   жизнедеятельности, образовательного   пространства   данного   учебного   заведения,   а   также актуализация личностных качеств школьников, необходимых для их успешной 1 Боровик А.М. Социально­психологическое сопровождение адаптации воспитанников к условиям кадетской  школы­интерната «навигационная школа» // Вестник российского нового университета. ­ 2013. ­ №1.С. 29 1 самореализации   и   конструктивного   функционирования   в   новых   условиях2.   В   что   социальная психолого­педагогической   литературе   общепризнанно, адаптация   является   составной   частью   социализации,   по   мнению   И.М. Бгаженовой, предопределяющей развитие человека на протяжении всей жизни во   взаимодействии   с  окружающей   средой,  через   усвоение   и   воспроизведение социальных   норм   и   культурных   ценностей,   а   также   саморазвития   и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит3.  Эффективность   процесса   адаптации   определяет   успешность   освоения кадетом новой деятельности. Если же речь идёт о детях сиротах, то сложности адаптации усиливаются рядом личностных особенностей. Между тем, успешно пройти   период   адаптации   к   новым   для   себя   условиям   и   необходимость соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при этом   он   может   чувствовать   себя   полноправным   членом   кадетского подразделения и испытывать эмоциональное благополучие4. Интегративным   результатом   социально­педагогической   адаптации   понимаемая   как   способность   человека выступает   социальность, взаимодействовать с социальным миром и другими людьми, где значительное место занимают вопросы потребности, этической и моральной оценки, умения сопереживать,   сочувствовать,   познавать   смысл   происходящих   явлений, рефлексировать.  Успешная социально­педагогическая адаптация детей­сирот возможна при организованном воспитательном процессе в рамках школы­интерната, одним из направлений которого выступает творческая деятельность, в которую активно  Реальность   социального   пространства   определяется вовлекаются   кадеты. 2   Мамонтова   Д.М.   Социально­педагогическое   сопровождение   адаптации   воспитанников   кадетского корпуса. Автореферат диссертации  на соискание ученой степени кандидата педагогических  наук. М., 2011. 3  Бгаженова   И.   М.   Рекомендации   к   планированию   работы   воспитателя   в   детском   доме   (интернате)   // Дефектология. 1996. № 3. С. 12­17.  4  Боровик А.М. Социально­психологическое сопровождение адаптации воспитанников к условиям кадетской школы­интерната «навигационная школа» // Вестник российского нового университета.­ 2013. ­ №1. C. 29 2 основными видами деятельности ­ общением, игрой, учением и трудом. Все эти компоненты присутствуют в творческой деятельности. Творческая   деятельность   школьников   в   образовательной   среде   школы­ интерната – это мыслительная и практическая деятельность, в процессе которой задействованы   формы   мышления,   направленные   на   приобретение   знаний   и  Соответственно умений,   установление   новых   фактов   и   закономерностей. приобщение к творческой деятельности практически на любом жизненном этапе дает   возможность   повышения   уровня   овладения   основными   видами деятельности. В школьном же возрасте творческая деятельность – это гибкий эффективный инструмент развития ребёнка, раскрытия его потенциала. Кроме того,   в   процессе   выполнения   творческих   заданий   значительно   расширяются возможности   выстраивания   межличностных   отношений   между   детьми,   в   том числе   разновозрастные   отношения,   что   имеет   очень   важное   значение   при проживании  в условиях интерната. Творческая деятельность  способствует формированию личности ребенка. Как   отмечает,   Л.Е   Копылова,   в  работе   с  воспитанниками   кадетской  школы­ интерната важно осознавать, что в результате творческого процесса они должны создавать   что­нибудь   новое.   Оживляя   и   поддерживая   в   себе   творческое вдохновение,   школьник   избавляется   от   душевной   напряжённости,   страхов, апатии,   тревожности,   часто   сопровождающих     период   адаптации   в   новых жизненных условиях5. Дети­сироты,   в   отличие   от   детей,   воспитываемых   родителями,   имеют ограниченные   возможности   проявить   себя   в   чем­либо.   И   именно   творческая деятельность дает таковую возможность. Результат достигается за счёт: ­ развитие имеющихся и приобретения ребёнком навыков общения как со взрослыми, так и со сверстниками; ­ снятия тревожности; 5 Копылова Л. Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в  кадетском корпусе // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28 С.1257­1259. 3 ­ повышения самооценки и ее адекватности; ­ общего роста жизненной активности и способности к самоопределению, а главное к достижению поставленных целей; ­ получения возможности почувствовать, осознать свои достижения. Всё   это,   в   конечном   итоге,   приводит   не   только   к   гармоничному прохождению этапа адаптации в условиях школы­интерната, но и благополучной социализации в целом, в том числе после выпуска из учебного учреждения. Содержанием   работы   педагогического   коллектива   по   обеспечению социально­педагогической адаптации детей­сирот выступает создание условий, при   которых   дети   сами   выбирают   положительные   формы   поведения, приобщаются к культуре и получают навыки общения.  Традиционная   комплексная   система   творческой   деятельности   детей­ сирот,   способствующая   адаптации   школьников   в   условиях   кадетской   школы интернатного типа предусматривает:  –  включение   предметов  декоративно­прикладного  искусства   в  интерьер учреждения,   что   способствует   созданию   соответствующей   воспитательно­ эстетической среды;  –  привлечение   музыкального   репертуара,   включающего   произведения народной музыки и их творческую обработку композиторами;  –  использование литературного материала, включающего в себя легенды, предания, потешки, загадки, пословицы, сказки, а также народные, авторские произведения;  –  подбор   искусствоведческого   материала   по   народным   промыслам, изучение особенностей предметов народных промыслов, элементов орнамента, национальных костюмов и т.д.;  –  включение   материала   краеведческого   характера   (слайды,   альбомы, репродукции картин) произведений художников и т. д.). 4 Отметим,   что   успешность   адаптации   воспитанника   в   новых   для   него условиях жизнедеятельности  во многом зависит от личной активной позиции ребёнка, его самопроявления в процессе адаптации и преодоления трудностей, обусловленных сложностью данного процесса. Итак,   психолого­педагогическое   сопровождение   этапа   адаптации школьников­сирот является одной из значимых задач учебно­воспитательного процесса кадетской школы­интерната. Работа педагогов и психологов на данном этапе должна быть нацелена на изучение   личности   кадета,   актуализацию   его   личных   способностей.   В   числе инструментов   для   выполнения   обозначенной   задачи   большое   место   занимает творческая деятельность. 5 Список литературы 1. Бгаженова И. М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) // Дефектология. 1996. № 3. С. 12­17.  2. Боровик   А.М.   Социально­психологическое   сопровождение адаптации   воспитанников   к   условиям   кадетской   школы­интерната «навигационная школа» // Вестник российского нового университета. ­ 2013. ­ №1. C. 28­33 3. Власова Н. В. Особенности социально­психологической адаптации кадетов­пятиклассников к условиям обучения в кадетской школе­интернате // Изв. Сарат. ун­та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №1 С.88­94. 4. Долгая   Н.А.   Педагогическое   управление   процессом   адаптацией подростков   в   кадетском   корпусе//   Интернет­журнал   «Науковедение»   Том   7, No5(2015) http://naukovedenie.ru/PDF/99PVN515.pdf  5. Езушина   Е.   В.   Роль   внеурочной   деятельности   и   дополнительного образования   детей   в   формировании   личностных   результатов   образования   у кадетов   (из   опыта   работы   с   кадетскими   классами   в   условиях общеобразовательных учреждений) // Молодой ученый. ­ 2013.   №11.   С. 587­ 589.  6. Жакун   В.   В.   Внеурочная   деятельность   как   средство   развития творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый. ­ 2016. ­ №8. ­ С. 948­950.  6 7. Копылова   Л.   Е.   Особенности   психологического   сопровождения образовательного   процесса   в   кадетском   корпусе   //   Известия   ПГУ   им.   В.Г. Белинского. 2012. №28 С.1257­1259. 8. Мамонтова   Д.М.   Социально­педагогическое   сопровождение адаптации   воспитанников   кадетского   корпуса.   Автореферат   диссертации   на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2011. 7

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018