ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Оценка 5
Научно-исследовательская работа +2
doc
Междисциплинарный 3
Взрослым
08.05.2018
В статье анализируется роль творческой деятельности в работе по адаптации детей-сирот школьного возраста в кадетской школе-интернате.При этом больше всего страдает самый незащищенный слой общества — дети. Для того, чтобы обеспечить ребенку безопасность и достойный уровень жизни, государство определяет его в специально созданные учреждения — детские дома. В настоящее время постоянно растет количество детей, воспитывающихся в семьях, которые не предоставляют условий для нормального развития ребенка. Частым явлением стал отказ матерей забирать своих детей из родильного дома, вследствие чего они попадают в дома ребенка, а затем в детский дом. В связи с этим социально-педагогическая адаптация детей-сирот является одной из актуальных проблем современной педагогики.Творческая деятельность, социально-педагогическая адаптация, дети-сироты, кадетская школа-интернат.
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА .doc
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙСИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ В
УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОЙ ШКОЛЫИНТЕРНАТА
Кичаева Е. В.
«Саратовская кадетская школа –интернат №1 им. Б.Н. Ерёмина»
Аннотация
В статье анализируется роль творческой деятельности в работе по
адаптации детейсирот школьного возраста в кадетской школеинтернате.
Ключевые слова
Творческая деятельность, социальнопедагогическая адаптация, дети
сироты, кадетская школаинтернат.
Каждый ребенок, независимо от особенностей его индивидуального
развития, поступая в кадетскую школуинтернат, оказывается включенным в
систему непривычных объективных условий, определяющих характер его жизни
и деятельности на длительный период обучения1. Следует отметить, что дети,
попадая в такое учебное заведение, живущее по воинским уставам, попадают в
условия повышенных умственных, физических и психологических нагрузок,
сталкиваются с рядом разнообразных проблем в период адаптации.
Анализ различных подходов к раскрытию термина «адаптации» позволил
адаптация воспитанников к
придти к следующему пониманию:
жизнедеятельности кадетского корпуса это процесс и результат вхождения
детей в гомогенную военизированную среду кадетского корпуса, освоение
обусловленных спецификой
особенностей его жизнедеятельности,
образовательного пространства данного учебного заведения, а также
актуализация личностных качеств школьников, необходимых для их успешной
1 Боровик А.М. Социальнопсихологическое сопровождение адаптации воспитанников к условиям кадетской
школыинтерната «навигационная школа» // Вестник российского нового университета. 2013. №1.С. 29
1 самореализации и конструктивного функционирования в новых условиях2. В
что социальная
психологопедагогической литературе общепризнанно,
адаптация является составной частью социализации, по мнению И.М.
Бгаженовой, предопределяющей развитие человека на протяжении всей жизни
во взаимодействии с окружающей средой, через усвоение и воспроизведение
социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и
самореализации в том обществе, к которому он принадлежит3.
Эффективность процесса адаптации определяет успешность освоения
кадетом новой деятельности. Если же речь идёт о детях сиротах, то сложности
адаптации усиливаются рядом личностных особенностей. Между тем, успешно
пройти период адаптации к новым для себя условиям и необходимость
соответствовать этим условиям для ребенка жизненно важно, так как только при
этом он может чувствовать себя полноправным членом кадетского
подразделения и испытывать эмоциональное благополучие4.
Интегративным результатом социальнопедагогической адаптации
понимаемая как способность человека
выступает социальность,
взаимодействовать с социальным миром и другими людьми, где значительное
место занимают вопросы потребности, этической и моральной оценки, умения
сопереживать, сочувствовать, познавать смысл происходящих явлений,
рефлексировать.
Успешная социальнопедагогическая адаптация детейсирот возможна при
организованном воспитательном процессе в рамках школыинтерната, одним из
направлений которого выступает творческая деятельность, в которую активно
Реальность социального пространства определяется
вовлекаются кадеты.
2
Мамонтова Д.М. Социальнопедагогическое сопровождение адаптации воспитанников кадетского
корпуса. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М.,
2011.
3 Бгаженова И. М. Рекомендации к планированию работы воспитателя в детском доме (интернате) //
Дефектология. 1996. № 3. С. 1217.
4 Боровик А.М. Социальнопсихологическое сопровождение адаптации воспитанников к условиям кадетской
школыинтерната «навигационная школа» // Вестник российского нового университета. 2013. №1. C. 29
2 основными видами деятельности общением, игрой, учением и трудом. Все эти
компоненты присутствуют в творческой деятельности.
Творческая деятельность школьников в образовательной среде школы
интерната – это мыслительная и практическая деятельность, в процессе которой
задействованы формы мышления, направленные на приобретение знаний и
Соответственно
умений, установление новых фактов и закономерностей.
приобщение к творческой деятельности практически на любом жизненном этапе
дает возможность повышения уровня овладения основными видами
деятельности. В школьном же возрасте творческая деятельность – это гибкий
эффективный инструмент развития ребёнка, раскрытия его потенциала. Кроме
того, в процессе выполнения творческих заданий значительно расширяются
возможности выстраивания межличностных отношений между детьми, в том
числе разновозрастные отношения, что имеет очень важное значение при
проживании в условиях интерната.
Творческая деятельность способствует формированию личности ребенка.
Как отмечает, Л.Е Копылова, в работе с воспитанниками кадетской школы
интерната важно осознавать, что в результате творческого процесса они должны
создавать чтонибудь новое. Оживляя и поддерживая в себе творческое
вдохновение, школьник избавляется от душевной напряжённости, страхов,
апатии, тревожности, часто сопровождающих период адаптации в новых
жизненных условиях5.
Детисироты, в отличие от детей, воспитываемых родителями, имеют
ограниченные возможности проявить себя в чемлибо. И именно творческая
деятельность дает таковую возможность. Результат достигается за счёт:
развитие имеющихся и приобретения ребёнком навыков общения как со
взрослыми, так и со сверстниками;
снятия тревожности;
5 Копылова Л. Е. Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в
кадетском корпусе // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2012. №28 С.12571259.
3 повышения самооценки и ее адекватности;
общего роста жизненной активности и способности к самоопределению, а
главное к достижению поставленных целей;
получения возможности почувствовать, осознать свои достижения.
Всё это, в конечном итоге, приводит не только к гармоничному
прохождению этапа адаптации в условиях школыинтерната, но и благополучной
социализации в целом, в том числе после выпуска из учебного учреждения.
Содержанием работы педагогического коллектива по обеспечению
социальнопедагогической адаптации детейсирот выступает создание условий,
при которых дети сами выбирают положительные формы поведения,
приобщаются к культуре и получают навыки общения.
Традиционная комплексная система творческой деятельности детей
сирот, способствующая адаптации школьников в условиях кадетской школы
интернатного типа предусматривает:
– включение предметов декоративноприкладного искусства в интерьер
учреждения, что способствует созданию соответствующей воспитательно
эстетической среды;
– привлечение музыкального репертуара, включающего произведения
народной музыки и их творческую обработку композиторами;
– использование литературного материала, включающего в себя легенды,
предания, потешки, загадки, пословицы, сказки, а также народные, авторские
произведения;
– подбор искусствоведческого материала по народным промыслам,
изучение особенностей предметов народных промыслов, элементов орнамента,
национальных костюмов и т.д.;
– включение материала краеведческого характера (слайды, альбомы,
репродукции картин) произведений художников и т. д.).
4 Отметим, что успешность адаптации воспитанника в новых для него
условиях жизнедеятельности во многом зависит от личной активной позиции
ребёнка, его самопроявления в процессе адаптации и преодоления трудностей,
обусловленных сложностью данного процесса.
Итак,
психологопедагогическое сопровождение этапа адаптации
школьниковсирот является одной из значимых задач учебновоспитательного
процесса кадетской школыинтерната.
Работа педагогов и психологов на данном этапе должна быть нацелена на
изучение личности кадета, актуализацию его личных способностей. В числе
инструментов для выполнения обозначенной задачи большое место занимает
творческая деятельность.
5 Список литературы
1.
Бгаженова И. М. Рекомендации к планированию работы воспитателя
в детском доме (интернате) // Дефектология. 1996. № 3. С. 1217.
2.
Боровик А.М.
Социальнопсихологическое сопровождение
адаптации воспитанников к условиям кадетской школыинтерната
«навигационная школа» // Вестник российского нового университета. 2013.
№1. C. 2833
3.
Власова Н. В. Особенности социальнопсихологической адаптации
кадетовпятиклассников к условиям обучения в кадетской школеинтернате //
Изв. Сарат. унта Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2015. №1
С.8894.
4.
Долгая Н.А. Педагогическое управление процессом адаптацией
подростков в кадетском корпусе// Интернетжурнал «Науковедение» Том 7,
No5(2015) http://naukovedenie.ru/PDF/99PVN515.pdf
5.
Езушина Е. В. Роль внеурочной деятельности и дополнительного
образования детей в формировании личностных результатов образования у
кадетов (из опыта работы с кадетскими классами в условиях
общеобразовательных учреждений) // Молодой ученый. 2013. №11. С. 587
589.
6. Жакун В. В. Внеурочная деятельность как средство развития
творческих способностей кадет в рамках реализации ФГОС // Молодой ученый.
2016. №8. С. 948950.
6 7.
Копылова Л. Е. Особенности психологического сопровождения
образовательного процесса в кадетском корпусе // Известия ПГУ им. В.Г.
Белинского. 2012. №28 С.12571259.
8.
Мамонтова Д.М.
Социальнопедагогическое сопровождение
адаптации воспитанников кадетского корпуса. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2011.
7
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ-СИРОТ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.