Творчество — это способность генерировать что-то такое, что никогда раньше не было известно, не встречалось и не наблюдалось.
Одарённый ребёнок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.Статья
Творческая деятельность и одаренность.docx
Творческая деятельность и одаренность; детское и юношеское творчество, его виды и
специфика. Структура, уровни, характеристики одаренной личности.
Творчество — это способность генерировать чтото такое, что никогда раньше не
было известно, не встречалось и не наблюдалось.
Творчество — это:
деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не
существовавшее;
создание чегото нового, ценного не только для одного человека, но и для других;
процесс создания субъективных ценностей.
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе
которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего
мира, экспериментирует и создаёт нечто новое для себя и других.
Виды детского творчества
Художественное творчество
Изобразительное детское творчество
Литературное детское творчество
Техническое детское творчество
Музыкальное детское творчество
Механизм творческого воображения
Процесс детского творчества делится на следующие этапы: накопление и сбор
информации, обработка накопленных данных, систематизирование и конечный результат.
Механизм творческого воображения детей зависит от факторов, влияющих на
формирование «Я»: возраст, особенности умственного развития (возможные нарушения в
психическом и физическом развитии), индивидуальность ребёнка (коммуникации,
самореализация, социальная оценка его деятельности, темперамент и характер),
воспитание и обучение.
Этапы детского творчества
1.
2.
3.
Формирование замысла. На этом этапе у ребёнка возникает идея (самостоятельная
или предложенная родителем/воспитателем) создания чегото нового. Чем младше
ребёнок, тем больше значение имеет влияние взрослого на процесс его творчества. Чем
старше становится ребёнок, тем больший опыт творческой деятельности он приобретает и
учится воплощать изначальную задумку в реальность.
Реализация замысла. Используя воображение, опыт и различные инструменты,
ребёнок приступает к осуществлению идеи. Этот этап требует от ребёнка умения владеть
выразительными средствами и различными способами творчества (рисунок, аппликация,
поделка, механизм, пение, ритмика, музыка).
Анализ творческой работы. Является логическим завершением первых этапов.
После окончания работы, ребёнок анализирует получившийся результат, привлекая к
этому взрослых и сверстников.
Влияние детского творчества на развитие личности ребёнка. Творчество является
обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка, в младшем возрасте
необходимое, в первую очередь, для саморазвития. По мере взросления, творчество может
стать основной деятельностью ребёнка.
Одаренность это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое
определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в
одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности. Частота проявления детской одаренности:
«все дети являются одаренными» ;
«одаренные дети встречаются крайне редко» ;
потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи
многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно
меньшая часть детей.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка:
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка:
быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска
решения в заданной ситуации;
выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения
предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных
на первый взгляд идей и решений;
новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что
позволяет ему открывать новые приемы и закономерности;
качественное своеобразие индивидуального стиля деятельности, выражающегося в
склонности «все делать посвоему».
Мотивационный аспект одарённости
Представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях,
побуждениях, имеющихся у человека;
Представление о внешних факторах, которые заставляют вести себя определённым
образом, об управлении деятельностью в процессе её осуществления.
Мотивация объясняет поведение
Возникновение,
Продолжительность и устойчивость,
Направленность,
Прекращение после достижения поставленной цели,
Перенастройка на будущие события,
Разумность и смысловая целостность
Характерные особенности одарённых детей
Настойчивое стремление проникнуть в суть явления, поиск причин, объяснений
явлений и фактов,
Пытливость ума, стремление открыть и исследовать новое, повышенный интерес к
неизвестному, загадочному, необычному,
Интерес к сложным играм требующим концентрации внимания и имеющие сложные
правила,
Повышенный интерес к деятельности, связанной с умственным напряжением
Способность к самоорганизации,
Разносторонние интересы и потребность в разнообразной информации,
Обширные, разносторонние, но не поверхностные знания,
Хорошая память,
Хорошее владение языком, обширный словарный запас,
Богатая фантазия, воображение, изобретательность,
Терпение и настойчивость в учении, в занятиях своими увлечениями,
Готовность принять участие в дополнительных занятиях и мероприятиях,
Изучение разнообразных источников информации,
Аналитический подход к решению проблем,
Интерес к мировоззренческим и политическим проблемам,
Развитое чувство справедливости, участие в общественной работе,
Склонность к систематизации: каталоги, картотеки, базы данных и т.п.
Наличие чувства юмора, понимание и использование юмористических средств,
Повышенное чувство ответственности, высокие требования к себе и окружающим,
Повышенная работоспособность, выполнение сложных заданий, требующих
длительных размышлений.
Одарённость по видам деятельности
В практической деятельности одаренность в ремеслах, в спорте, особое место
организационная одарённость.
В познавательной деятельности — интеллектуальная одаренность различных видов
в зависимости от предметного содержания деятельности
В художественноэстетической деятельности — хореографическая, сценическая,
литературнопоэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность.
В коммуникативной деятельности — лидерская и аттрактивная одаренность
Творческая деятельность и одаренность
Творческая деятельность и одаренность
Творческая деятельность и одаренность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.