Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"
Оценка 4.6

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
история
8 кл
10.02.2017
Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"
Данная работа посвящена Патриарху Сергию, который является уроженцем Нижегородской земли.Ни для кого не секрет, что православная церковь в России начала ХХ века играла важную роль в духовной сфере жизни. Вера сопровождала русских людей самых разнообразных сословий повсюду. Государственный переворот 1917 года и начало гражданской войны в России поставили Российскую Православную Церковь в весьма тяжелое положение. Прежде всего, в результате гонений со стороны безбожной власти началось уничтожение православных приходов, монастырей и массовые расправы над духовенством и мирянами. Кроме того, Церковь оказалась внешне раздробленной и отчасти дезорганизованной. Именно на этот период Святейшему Патриарху Сергию пришлось взять на себя заботу о Русской Православной Церкви.
Патриарх Сергий.docx
Управление образования администрации  городского округа город Выкса Нижегородской области «История Нижегородских монастырей» Областной этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся образовательных учреждений «Отечество» Название работы: «Рождённый на Земле Нижегородской. Патриарх Сергий» Конкурсант: Кадулина Екатерина, 14 лет 8«Б» класс, Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение Гимназия № 14                                           Руководитель:  Матчина Светлана Валентиновна учитель истории и обществознания.                      Контактный телефон: 8(83177)7­78­48, с.т. 8­910­888­20­73        [email protected] г. Выкса 2016г. 2 Оглавление Введение          3 1 Детство и юность Ивана Старогодского                                             3 2 Вехи жизненного пути                                               2.1. Миссионерское   служение                                                                  4              2.2. Архиерейское служение                                                                       5        3. На изломе истории                                                                                       6              3.1. Великая Отечественная война                                                            8             3.2. Святейший патриарх                                                                           9             3.3 Кончина патриарха                                                                              10        Заключение                             11 Список источников, исследованных в ходе подготовки работы               11        Приложение                          12 3 Введение    Ни для кого не секрет, что православная церковь в России начала ХХ века   играла   важную   роль   в   духовной   сфере   жизни.   Вера   сопровождала русских людей самых разнообразных сословий повсюду. И, хотя православие –   далеко   не   единственная   религия   столь   многонационального   государства, связь   с   православной   церковью   была   заметна   невооруженным   взглядом повсеместно. Православная   церковь   ­   сила,   способная   влиять   на   народ. Однако после захвата власти большевиками в октябре 1917 года положение Церкви оказалось под угрозой.  Государственный   переворот   и   начало   гражданской   войны   в   России    поставили Российскую Православную Церковь в весьма тяжелое положение. Прежде всего, в результате гонений со стороны безбожной власти началось уничтожение православных приходов, монастырей и массовые расправы над духовенством   и   мирянами.   Кроме   того,   Церковь   оказалась   внешне раздробленной и отчасти дезорганизованной.    Именно на этот период Святейшему Патриарху Сергию пришлось взять на   себя   заботу   о   Русской   Православной   Церкви.   Об   этом   человеке, посвятившем всю свою жизнь служению Церкви, я и решила написать свою работу.                                             1. Детство и юность    В городе Арзамасе Нижегородской губернии, 11 января 1867 года, в семье   диакона   Алексеевской   женской   общины   Николая   Ивановича Страгородского и его супруги Любови Дмитриевны родился сын Иоанн. В семье диакона еще была дочь Александра, одним годом старше своего брата Ивана.    17 сентября 1868 года от чахотки скончалась его супруга – Любовь     Дмитриевна, и отец Николай остался один с двумя малолетними детьми.  Глубокое религиозное воспитание Ивана и его сестры было заложено в семье уже в их детские годы – отец много внимания уделял воспитанию детей. В восьмилетнем возрасте Ивана определили в Арзамаское духовное училище в подготовительный   класс.   6   сентября   1876   года,   закончив   обучение   в подготовительном   классе,   в   возрасте   девяти   с   половиной   лет,   Иван Страгородской   был   зачислен   в   первый   класс   Арзамасского   Духовного 4 училища. В 1880 году, после окончания училища и сдачи приемных испытаний он поступил в первый класс Нижегородской Духовной семинарии.1  Это был обычный путь юноши, происходившего родом из духовного сословия.    В 1889 году Иван Страгородской окончил духовную семинарию по первому   разряду.   После   этого   он   вместе   со   своим   товарищем   Иваном Слободским поступил в Петербургскую академию. По своей внешности он не выделялся среди других. У него был мягкий характер. Он был приветливым, ровным,   спокойным   и   обладал   прекрасным   басом   обширного   диапазона   и приятного тембра. В академии у него появилось много друзей и товарищей.     После окончания третьего курса Иван со своим товарищем Яковом Ивановым   отправился   на   богомолье   в   Валаамский   монастырь.   Там   они приняли решение принять иноческий постриг. Отец Николай Страгородской пытался   отговорить   своего   сына   принимать   постриг,   но   Иван   был окончательно уверен в своем решении. В конце концов, он благословил сына на иноческое служение, и сам присутствовал при его пострижении. 2. Вехи жизненного пути        2.1.Миссионерское служение    30 января 1890 года состоялся постриг в монашество двух студентов – Ивана Николаевича Страгородского и Якова Федоровича Иванова. Им были даны имена Валаамских чудотворцев: Ивану – Сергий, я Якову – Герман.    В том же году монах Сергий (Страгородской) был рукоположен  в сан иеродьякона, а 21 апреля – в сан иеромонаха. 9 мая 1890 года 23­летний иеромонах   Сергий   блестяще   завершил   свое   богословское   образование   в Петербургской Духовной академии со степенью кандидата богословия.   11 июня 1890 года он подал ректору академии заявление с просьбой отправить его на службу в состав Японской Православной миссии, а 13 июня последовал указ о  его  назначении.  Ему выдали  золотой  наперсный  крест,  заграничный паспорт, подъемные и прогонные деньги и отправили к месту назначения.    30 октября иеромонах Сергий прибыл в Токио. Там он сразу же начал изучать   японский   язык.   Усердие   и   неусыпные   старания   дали   хорошие результаты:   уже   в   начале   декабря   в   городе   Оосака   иеромонаху   Сергию   в первый раз пришлось совершать богослужение на японском языке.  1 См. Приложение – фото №1 5 В январе 1891 года его направили в город Киото. С осени 1891 года он    стал   преподавателем   догматического   богословия   в   местной   Духовной семинарии, при этом лекции он читал на японском языке. В декабре того же года Иеромонаха Сергия командировали на военный крейсер «Память Азова». Летом 1892 года его вновь отправили в Киото, где он исправно продолжал изучать язык и вел оглашение и крещение новых членов церкви.  Весной 1893 года его перевели в Россию и назначили преподавателем в родную   Духовную   академию.   В   декабре   он   был   перемещен   на   должность инспектора Московской  Духовной академии. 21 сентября 1894 года Сергия возвели в сан архимандрита. В октябре того же года его направили в Афины. Прощаясь   с   ним,   студенты   благодарили   его   за   доброе   и   сердечное   к   ним отношение и подарили ему золотой крест. 17 октября 1894 года архимандрит Сергий  выехал   в  Афины.  В 1897  году   его   направили  в  Японию,  а  в 1899 отозвали   обратно   и   29   июля   назначили   ректором   Санкт­Петербургской Духовной семинарии. 6 октября он был переведен на должность инспектора Петербургской Духовной академии.    4   января   1901   года   инспектор   архимандрит   Сергий   был   назначен ректором   Петербургской   Духовной   академии,   а   26   января   Николай  II утвердил   решение   Святейшего   Синода   о   возведении   Сергия   во   епископа Ямбургского, третьего викария Петербургской епархии, с оставлением за ним должности ректора академии. 2.2 Архиерейское служение     Наречение архимандрита Сергия   в епископа Ямбургского состоялось 23 февраля 1901 года. 25 февраля в Троицком соборе Александро­Невской лавры   состоялась   хиротония   архимандрита   Сергия.   Он   продолжал   свое послушание в качестве ректора академии. По отзывам и воспоминаниям он был добрым и справедливым начальником. Студенты встречали с его стороны чисто   отческое   отношение.   Всегда   ровный,   чужды   вспышек   гнева   или раздражения, своею ободряющею простотою и ласковым приветливым словом он благотворно действовал на студенческую молодежь.     Немало   трудов   положил   владыка   Сергий   на   улучшение   учебной   и научной     деятельности   академии.   В   период   его   ректорства   оживленно работала   Комиссия   по   описанию   академических   рукописей.   Он   принимал деятельное   участие   в   различных   научных,   просветительных   и 6 благотворительных обществах. Принимая участие в этих собраниях,  владыка Сергий   способствовал   сближению   православного   духовенства   со   светской интеллигенцией.     В начале 1905 года вспыхнула революция, положившая начало новым реформам в России. Общество ожидало перемен. 17 февраля Преосвященный епископ   Сергий   выступил   с   речью,   обращенной   ко   всему   православному народу.   В   ней   говорилось,   что   положение   православной   Церкви   может измениться,   если   в   стране   объявят   полную   свободу   вероисповедания. Противникам   Церкви   теперь   развязывают   руки,   и   они   начнут   открытую борьбу   с   православием.   Но   христиане   должны   с   уверенностью   в   победе ожидать грядущие на них испытания. Они должны быть готовы отдать все свои силы и способности на сохранение своей веры. В духовном мире среди молодежи стал наблюдаться упадок интереса к    духовной школе и ее основным задачам. Волнения среди учащейся молодежи начались   почти   во   всех   Духовных   академиях   и   семинариях.   Произошли студенческие волнения и в Петербургской духовной академии. Осенью 1905 года   занятия   были   временно   прекращены.   6   октября   1905   года Преосвященного   Ямбургского   Сергия   утвердили   архиепископом Финляндским и Выборгским. Спустя девять дней владыка Сергий сдал свою должность ректора.     Архиепископ Сергий с целью лучшего ознакомления с жизнью приходов лично   объехал   свою   новую   епархию,   узнал   нужды   Финляндской   церкви. Начиная   с 6  мая 1911  года,  Владыка   Сергий  являлся   постоянным   членом Святейшего Синода. В 1913 году на него возложили обязанности управления еще двумя основными Синодальными ведомствами. 3. На изломе истории После   революции   и   отречения   от   престола   Николая  II  Временное    правительство приступило к реформам в вероисповедании. Отношение членов Святейшего Синода к реформам было отрицательным.     14 апреля Временное правительство издало указ об освобождении всех членов Святейшего Синода. Исключение сделали только для архиепископа Сергия.   Фактически   он   оказался   тогда   в   положении   неофициального первоиерарха   Российской   церкви.   Владыка   Сергий   ревностно   относился   к возложенным на него обязанностям в работе Святейшего Синода. Он часто 7 вступал   в   переговоры   с   новым   обер­прокурором.   В   этот   период   сполна проявились такие качества епископа Сергия, как способность уживаться с представителями   различных   политических   течений,   проявлять «законопослушность»  и вместе с тем умело отстаивать свои убеждения. Он через   компромиссы   шел   к   намеченным   целям,   среди   которых   был   созыв Поместного собора. В августе 1917 года состоялись выборы на Владимирскую кафедру. 10 августа большинством голосов был выбран архиепископ Сергий с титулом Владимирского и Шуйского. Он провел общий съезд, на котором был избран новый Епархиальный Совет.     15 августа в Москве   начал свою работу Поместный собор. Владыка Сергий   принимал   самое   активное   участие   в   работе   Всероссийского Священного   Собора.   Собор   принял   самое   важное   постановление   о возрождении   Патриаршества.   5   ноября   жребий   Патриаршества   достался митрополиту   Тихону.   21   ноября   1917   года   в   Успенском   соборе   Кремля состоялось   возведение   его   на   Патриарший   престол.   28   ноября   Сергия утвердили на Владимирскую кафедру с возведением  с сан митрополита. 8 декабря он стал членом Священного Синода.    В январе 1921 года митрополит Сергий был арестован и препровожден в Бутырскую тюрьму, за то, что у него нашли переписку с Римским Престолом. Весной 1921 года он был приговорен к ссылке в Нижний Новгород. В 1922 году   произошло   резкое   ухудшение   в   отношениях   между   государственной властью и церковной, осложнившееся за изъятием церковных ценностей. Был арестован патриарх Тихон, начались судебные процессы над духовенством. В стране наступим страшный голод.    На   этой   волне   гонений   и   голода   зародилось   и   окрепло «обновленческое» движение. К лету 1922 года до половины всех приходов и епископата   заявили   о   поддержке   Временного   Церковного   Управления. Вступил в ВЦУ и митрополит Сергий. Он взял линию на обновленчество. Но, вскоре развитие событий в обновленческом расколе показало ему, что слова их   активистов   расходятся   с   делом.   Церковное   движение   превратилось   в пошлое   издевательство   над   православной   церковью,  и   к   концу  22  года   он принял   решение   порвать   с   обновленчеством   всякое   общение.   Сперва,   он считал свой поступок продуманным, но жизнь подсказала, что именно на этот раз   он   ошибся.   Кризис   его   переживаний   нарастал,   а   выход   Святейшего 8 патриарха Тихона 23 июня 1923 года ускорил его шаг к покаянию. В донском монастыре   в   Москве     Сергий   публично   принес   свое   покаяние   Патриарху Тихону. 27 августа 1923 года он покинул обновленческий раскол и был вновь принят патриархом Тихоном в лоно Православной Русской Церкви. 7 апреля 1925   года   скончался   Патриарх   Московский   и   всея   России   Тихон.   На   его похоронах   Сергий   произнес   речь,   в   которой     подчеркнул   добродетель почившего – его доброту и снисхождение к ближним.  3.1. Великая Отечественная война В день всех Святых, в Земле Российской просиявших, 22 июня 1941 года, началась Великая Отечественная война. Владыка Сергий сразу же на литургии произнес проповедь, текст которой в тот же день размножили и разослали по приходам. «В последние годы мы, жители России, утешали себя надеждой, что военный пожар, охвативший едва не весь мир, не коснётся нашей страны, но фашизм, признающий законом только голую силу и привыкший глумиться над высокими требованиями чести и морали, оказался на этот раз верным себе. Фашиствующие разбойники напали на нашу родину»2. В ней он призывал русский   народ   встать   на   защиту   Отечества.   Сталин   И.В.   же   обратился   к народу с речью только через 10 дней.     Первые   месяцы   войны   были   временем   поражений   Красной   Армии. Осенью   линия   фронта   приближалась   к   Москве.   Из   Москвы   эвакуировали детей и  стариков. В этой обстановке митрополит Сергий 12 октября составил завещание,   в   котором   на   случай   своей   смерти   передавал   полномочия Местоблюстителя   Патриаршего   престола,   митрополиту   Ленинградскому Алексию (Симанскому). Предстояла эвакуация в Ульяновск и Московской Патриархии.      В   Ульяновске   митрополит   Сергий   продолжал   оставаться   гласным сосредоточием   всей   Русской   церкви.   За   всю   историю   Ульяновск   и   верой живущие  в нем не  видели  у себя  такого  стечения  иерархов,  как за  время пребывания в нем Блаженнейшего митрополита. Он проявил огромную заботу об устроении церковной жизни в освобожденных от врага епархиях.  В оставшихся в годы войны храмах ежедневно возносились горячие молитвы о спасении России и её народа. Своими проповедями духовенство укрепляло 2 Святейший патриарх Московский и всея Руси Сергий (Старогородский) – Н.Новгород, 20007г. –  с.197 9 патриотический   настрой   населения   страны,   поддерживало   моральное состояние   общества.   Церковь   шефствовала   над   госпиталями,   оказывала значительную материальную помощь фронту. По сем храмам был организован сбор пожертвований денежным средствами и ценными предметами. Многие миллионы рублей за два года войны были собраны верующими и духовенством на военные нужды, на раненых и больных воинов.  30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился ко всей Церкви с призывом   о   сооружении   на   собранные   средства   общецерковной   танковой колонны имени Дмитрия Донского. Не осталось ни одного храма, ни одной церковной общины во всей стране, которые были бы в стороне от участия в деле   спасения   Родины.   На   танковую   колонну   было   собрано   свыше   8 миллионов   рублей   и   большое   количество   золотых   и   серебряных   вещей. Трудно   перечислить   все   виды   разнообразной   деятельности   русского духовенства на благо страны в тяжелые годы Великой Отечественной войны. В конце августа 1943 года Правительство разрешило митрополиту Сергию вернуться в Москву3. 3.2. Святейший патриарх В   1943   году,   4   сентября   состоялась   встреча   И.В.   Сталина   и   трех    иерархов   Русской   Церкви   –   митрополитов   Сергия,   Алексия   и   Николая. Результатом   её   стало   возрождение   патриаршества   и   заметное   облегчение положения   Русской   церкви.   Сталин   спросил: «Как   будет   называться патриарх?».   Митрополит   Сергий   ответил,   что   «желательно   и   правильно принять титул Московского и всея Руси, хотя патриарх Тихон, избранный в 1917   году   при   Временном   Правительстве,   назывался   «патриархом Московским   и   всея   России».   Сталин   одобрил   предложенный   Сергием вариант,   подчеркнув   тем   своё   особое   отношение   к   русскому   народу   и уважение   традиций   Православной   Церкви.   Более   того   ­   дал   согласие   на строительство   новых   храмов   и   предложил   открыть   духовную   академию   и духовные семинарии «во всех епархиях, где это нужно». Было также решено начать издание журнала Московской патриархии.    8   сентября,   в   переданном   правительством   новом   здании   Патриархии состоялся Архиерейский собор. На нем было принято решение об избрании 3 См. Приложение – фото №2 10 митрополита Сергия «Патриархом Московским и всея Руси»4.  12 сентября состоялась   интронизация   новоизбранного   патриарха.   С   избранием   на Патриарший престол Святейший Сергий получил множество поздравительных телеграмм.   Одной из постоянных дум Святейшего Сергия, было создание православной   богословской   школы,   как   средней,   так   и   высшей.   Патриарх сделал   все   необходимое,   чтобы   в   Москве,   были   открыты   Православный богословский институт и Богословско­пастырские курсы.  3.3 Кончина патриарха    Наступил   1944   год   ­   последний   год   жизни   Святейшего   Патриарха Сергия.   24   января   ему   исполнилось   77   лет.   Почти   все   дли   Страстной   и Пасхальной седмицы патриарх служил в Богоявленском сборе. На просьбы окружающих,   с   призывом   поберечь   свое   здоровье   он   отвечал:  «Поди­ка, дождись   следующей   Пасхи».   Свою     последнюю   Божественную   литургию Патриарх Сергий совершил в Ризоположенском храме г. Москвы 14 мая 1944 года. Вернувшись в свою резиденцию, Святейший чувствовал себя хорошо, но утром   следующего   дня,   в   6.50,   последовала   блаженная   кончина Первосвятителя     Русской   Церкви.   Он   умер   от   кровоизлияния   на   почве атеросклероза.       По   завещанию   Сергия   на   его   должность   Патриаршего Местоблюстителя   вступил   митрополит   Ленинградский   и   Новгородский Алексий.       Тело усопшего было перенесено в соседний с домовой церковью зал. Гроб патриарха был покрыт патриаршей мантией, осенён рипидами, окружен принадлежностями патриаршего служения: куколем, посохом, трикирием и дикирием.   Начатое   митрополитом   Ленинградским   Алексием   чтение Евангелия беспрерывно совершалось московским духовенством по особому расписанию весь день и всю ночь. Во вторник 16 мая, в два часа дня, гроб с почившим патриархом был торжественно перевезен в кафедральный собор в сопровождении   архиереев.   В   соборе   уже   собралась   многочисленная   толпа верующих, желавших проститься со своим патриархом.  Два дня, 16 и 17 мая, Москва прощалась с патриархом. К Богоявленскому собору стекались тысячи и тысячи верующих, делегации епархий и приходов. После слезного целования —   прощания   с   умершим   —   священники   подняли   гроб5  и   величественным 4 См. Приложение – фото №3 5 См. Приложение – фото №5,6 11 крестным ходом обнесли его вокруг храма по улицам, наполненным толпами народа. Западными дверями крестный ход вернулся в собор, и гроб поднесли к   могиле.   Архиереи   закрыли   гроб   крышкой   и   опустили   его   в   могилу. Установили   надмогильную   плиту,   расставили   подсвечники   и   среди   них поставили на аналое икону почившего патриарха, с которой он не расставался всю жизнь, — изображение преподобных Сергия и Германа Валаамских. Заключение Святейший   Патриарх   Сергий   (Старогородский)  ­  один   из   самых выдающихся  деятелей  Русской  Церкви.  На долю  этого  человека  пришлись самые   тяжёлые   годы   ХХ   века.   В   нём   жила   большая   любовь   к   своему Отечеству,   которому   он   служил   до   самой   кончины.   Патриотическая деятельность   Патриарха   Сергия   имела   большое   значение   и   для   Русской Церкви, и для России. Литература 1. История русской церкви/ А.В.Карташёв. – Москва: Эксмо, 2015г.­544с.: ил. – (Подарочное издание. Российская императорская библиотека) 2. Рождённый на земле Нижегородской. Патриарх Сергий./Архимандрит Тихон (Затёкин), О.В. Дёгтева – Н. Новгород, 2007г.

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"

Творческая работа "Святейший Патриарх Сергий"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017