Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"
Оценка 5

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Оценка 5
Исследовательские работы
doc
физическая культура
1 кл—4 кл
27.05.2017
Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"
Педагогический опыт работы.doc
Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников" Севастополь В современных условиях развития научно­технического прогресса,  повышения комфортности жизни, необходимо решать вопросы формирования  потребности к самостоятельным и систематическим занятиям физической  культурой на базе создания представлений о здоровом образе жизни. В старших  классах приобретенные знания способствуют изменению отношения учащихся к  физической культуре, побуждая стать сильными, хорошо физически развитыми,  но интерес  у школьников к этому времени уже часто бывает утрачен или  заменен другими, более доступными положительно окрашенными эмоционально  занятиями. При формировании потребности в постоянной физической  активности возникает противоречие:  между эмоциональной ценой процесса (т.е. систематические физические нагрузки) и эмоциональной ценой результата  (здоровье и физическое развитие, формирование гармонично развитой  личности). Вследствие того, что, осознание результата систематических  нагрузок  у ребенка сформируется только в старших классах, когда интерес к  процессу активной физической деятельности уже утрачен в силу объективных и  субъективных причин, мы считаем, что педагогическую деятельность  учителя   по привитию  интереса к физической культуре нужно вести через  повышение  мотивации  непосредственно к процессу формирования  физической культуры   ребенка. В   своей   работе,   по   привитию   интереса   к   активной   физической деятельности,   мы   опираемся   на   исследования   педагогов   и   психологов:   Н.Е. Щурковой, А.И. Высоцкого. Особую актуальность мы видим в работе с младшими школьниками, т.к. именно   в   этом   возрасте   закладывается   эмоциональное,   более   глубокое отношение («люблю» или «не люблю») к виду деятельности, поэтому процесс занятий физической культурой необходимо сделать максимально приятным для ребенка. Именно поэтому используем методику Щурковой Н.Е., направленную на формирование ситуации успеха. 2 Чтобы   создать   условия   для   позитивного   баланса,   необходимо   сделать процесс  получения физических нагрузок эмоционально приятным для ребенка. В работе с младшими школьниками опираемся на следующие аспекты:  1.Снятие страха  неуспеха перед незнакомой деятельностью 2.Использование скрытой инструкции 3.Усиление мотивации (персональная и социальная)  4.Поддержка 5.Позитивное оценивание. 1.  Снятие  страха неуспеха.    При    выполнении   сложного,   неосвоенного действия, дети переживают чувство неуверенности, тревоги и даже страха:  «А вдруг у меня не выйдет?», «А как я буду выглядеть в глазах окружающих?»... Для  снятии тревоги и страха мы проговариваем: «Это не сложная работа», «Для тебя это просто, но если и не выйдет сразу, то не страшно»,  «Только так может что­то получиться...», и  используем   коммуникативные   упражнения: «Спящая змея», Игра «Лабиринт». 2.Использование   скрытой   инструкции.  Если     ребенок   не   решается приступить к выполнению упражнения,мы подсказываем,с чего начать. Внешне скрытая инструкция звучит как отстраненная «мысль по поводу». Например: «У меня хорошо получается, если я начинаю с ...», «Можно было бы начать с ...» и т.п.,мы   подсказываем,   что   нужно   делать,   но   не   навязываем   инструкцию,   а предлагаем   выбор   –   воспользоваться   подсказкой   ресурсом     или   нет.  Для коррекции  поведения  ребёнка используем учебную и игровую  деятельности. В учебной   ­   это   формирование   социально   одобряемого,   т.е.   произвольного поведения   происходит   в   процессе   преодоления   ребёнком   трудностей   при выполнении   усложняющихся   упражнений.    Межличностные   проблемы   детям легче решить  в уже усвоенной игровой деятельности, где они приобретают опыт терпимости,  партнёрства,   дружбы,   а   также   навык   ориентации   в   собственных поступках и в поведении других детей.  Мы используем такие игры как: «По 3 местам!», «К своим флажкам!», «Салки», «Воротца»,  «Аисты», «Переправа» и др. 3.Усиление   мотивации.    Этот   приём   позволяет   поддержать   активность ребенка,   при   выполнении   упражнений.  Социальные   мотивы     представлены желанием   ребенка   получить   главным   образом   одобрение   учителя.   Младшие школьники   проявляют   активность   лишь   для   того,   чтобы   быть   хорошими исполнителями   [А.И.   Высоцкий],   прежде   всего   для   того,   чтобы   заслужить расположение к себе взрослых, в том числе учителя. С этой целью, делая акцент, на персональной исключительности, высказанной  в адрес ученика, повышая тем самым  ответственность   за   порученное   дело   и  укореняя  в  нём  уверенность  и оптимизм.  Используем в работе:   1.   Соревновательные   игры   –   эстафеты     с   предметами:   мячикам,   кубикам, скакалками, кеглями, обручами.  2.Сюжетно­ролевые игры, обладающие мощным социализирующимся  эффектом. Младший   школьник     обучается   понимать   и   принимать   цели,   исходящие   от учителя,   удерживает   эти   цели   в   течение   длительного   времени,   выполняет действия по инструкции. В 1­ых классах используем   сюжетно­ролевые игры: (например   «Зоопарк»),   в   которых     дети,   произнося   речитативом   сюжетные тексты, превращаются в зверей (в лису, зайца, волка) и выполняют определённые движения.  Во   2­ых   классах   проводится   игра   «Мои   любимые   мультфильмы», например:   «Чип   и   Дейл»,   «Том   и   Джерри»,   решая   не   только   обучающие   и развивающие, но и воспитательные задачи.  4.Поддержка.  Важнейшим   средством   побуждения   к   самостоятельной поисковой   активности   в   неоднозначных   ситуациях   является   психологическая поддержка,   для   чего     используем     приём   вербального   поощрения.  Мы   не сравниваем     детей   между   собой,   а   показываем     достижения   ребенка   по сравнению с предыдущими, которые являются воздействиями, мотивирующими учебную деятельность.  Так же, именно на этом этапе, мы считаем необходимым 4 отметить, что необходимо следить, чтобы не возникало   переутомление детей, так как на мотивацию влияет показатель усталости, из подсознания поступает   затухает   интерес   к   данному   виду сигнал   дискомфорта,   деятельности,   поэтому   необходимо   в   уроке   использовать   расслабляющие   и   у   ребенка   (дыхательная гимнастика),   или переключающие с активной на концентрацию внимания   (рисование   в   воздухе   симметричных   фигур,   двумя   руками одновременно,   что   позволяет   развивать   левое   и   правое   полушария одновременно).  Для   формирования   положительной   устойчивой   мотивации 5.Оценивание. учебной   деятельности   важно,   чтобы,   главным   в   оценке   работы   ученика   был качественный   анализ  этой   работы,   подчеркивание   всех   положительных моментов,   продвижений   в   освоении   учебного   материала   и  выявление   причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.  Какую­либо   особенно удачную   деталь   полученного   результата   («Особенно   меня   порадовало   ваше знание   правил»,  «Посмотрите,   как   чётко   выделены   этапы   решения   ...»),   или индивидуальные   особенности   выполнения   задания   (чёткость   выполнения, последовательность   работы,   соблюдение   правил   техники   безопасности, настойчивость,   изобретательность.)  Качественный   анализ     направляется     на формирование   у   детей   адекватной   самооценки   работы,   ее   рефлексии.  Как отмечает Н.Е. Щуркова, мы можем воспитать хороших (активных, соучастных, познающих) детей, если создадим каждому ребёнку ситуацию успеха в учебно­    Балльная   отметка   занимает   в   оценочной воспитательном   процессе. деятельности учителя второстепенное место. Работа   с   родителями.  Большая     роль   в   развитии   потребности   к самостоятельным занятиям физической культурой принадлежит родителям. В ходе работы устоялась следующая система в школе: Повышение образовательного уровня родителей, с помощью: 5  проведения информационно­просветительской работы (систематических выступлений на родительских собраниях);  использование   консультаций   по   вопросам   здоровья   их   детей, привлечение к участию в спортивных мероприятиях («Всей семьей на старт!», турпоходы, «Новогодние забавы»,  и др.);  увеличения  информационной  значимость средств массовой информации в   плане   оздоровительной   и   воспитательной   направленности, систематические   выпуски   «Уголок   здоровья»   (отслеживается   в процентном   соотношении   уровень   заболеваемости   детей   по   школе, даются меры профилактики и виды лечебной гимнастики). Как показал опыт нашей работы по формированию мотивации к занятиям  физическими упражнениями у младших школьников:  1. Дети с удовольствием посещают уроки физкультуры. 2. Анализ сведений всеобуча свидетельствует о снижении количества  пропусков уроков по причине  болезни. (Приложение 1). 3. Увеличилось количество детей, занимающихся в спортивных секциях во  внеурочное время. (Приложение 2). 4. Снизился количества детей, которые теряют интерес к занятиям  физкультурой (в % соотношении). 5. Идет сокращение численности детей, относящихся по состоянию здоровья к СМГ  и выявляется четкая тенденция снижения уровня заболеваний   органов дыхания и нарушения осанки у детей. (Приложение 3). Так же хотелось бы отметить, что родители стали активнее принимать  участие  в спортивной жизни школы. 6 7 Литература 1. Абрамова С.Л., Гриницилин Б.М., Золотых Л.К. "Формирование интереса к  учению у школьников" 1968г. 2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. 3. Гликман Г.Б. Как стимулировать желание учиться // Народное образование. ­  2003. ­ №2. ­ С.137­144. 3.Щуркова  Н.Е  Программа воспитания школьников. Общая модель и ее  возрастные модификации. – Белгород,1994г. 8 Анализ сведений всеобуча Приложение 1. 2008­2009 уч.год 2009­2010 уч.год 2010­2011 уч.год Количество учащихся нач.школы Количество детей пропустивших школу по болезни Процентное соотношение пропусков по болезни 230 16  7% 261 20 261 15 7.6% 5.5% 9 Приложение 2. Динамика посещения младшими школьниками спортивных секций 2008­2009 уч.год 2009­2010 уч.год 2010­2011 уч.год Количество учащихся нач.школы Кол­во занимающихся в спорт секциях В процентном соотношении 230 51 22% 261 64 24% 261 71 27% 10 Динамика данных  о состоянии здоровья детей. Приложение 3. Контроль  состояния  здоровья дал возможность сделать вывод о  правильности выбранных  формах и методах физкультурно­оздоровительной  работы в школе. Так, за последние 3 года, уменьшилось количество детей,  отнесенных по состоянию здоровья  к спец. мед. группе ( рис.1) Рис.1 Рис.2 54 61 25 27 69 22 19 14 9 Основн ая группа ПГ 200 8-09 200 9-10 201 0-11 СМГ Динамика заболеваний  младших школьников 182 12 1 16 584 97 79 200 8-09 200 9-10 201 0-11 Правильна я осанка Органы дыхани я 11 12

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой у младших школьников"

Творческая работа Тема:  "Формирование мотивации к занятиям   физической культурой у младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017