Музыка на уроках физкультуры

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 28.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Задача учителя в процессе обучения дать ученикам начальную хореографическую подготовку, выявить наклонности детей, удовлетворить их потребность в двигательной активности, обучить чувству ритма, танцевальной выразительности, координации движений и на. этой основе воспитывать не только художественный вкус, но и любовь к физической культуре и спорту
Иконка файла материала музыка на уроках физкультуры.doc
М У З Ы К А   НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ДЛЯ  УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Составила:   Маринюк Людмила Георгиевна г.Краснодар,  2016­2017 годПри  планировании  уроков по  программе  физического воспитания для  2­го класса  я  решили  использовать программу интегрированного  курса « Музыка и движение», так как  она органично вписывается в базовую программу и способствует эстетическому  воспитанию и физическому  развитию подрастающего поколения. . Задача учителя  в процессе обучения   дать ученикам  начальную  хореографическую подготовку, выявить наклонности детей,  удовлетворить их  потребность  в  двигательной активности, обучить чувству ритма,  танцевальной  выразительности,  координации  движений и на. этой основе  воспитывать не  только художественный вкус, но и любовь к физической культуре и спорту ..Программа  предусматривает активное использование средств  ритмической  гимнастики. Этот  вид  упражнений  выполняется  под музыкальное сопровождение, повышающее эмоциональный  настрой учащихся. Танцевальные  упражнения   применяемые на уроках физической  культуры позволяют формировать у учащихся представление о  выразительности  и   грациозности движений и общей  красоте  положения  тела.. Эффективность танцевальных   движений сказывается  на формировании  правильной осанки, развитии  скоростно­силовых   качеств  увеличении жизненной емкости  легких, развитии чувства  ритма и темпа,   улучшению  координации  движений и согласованности в коллективных  действиях.  На  каждом'  уроке  включается  много  видов  физических  упражнений, которые можно  сопровождать музыкой ­ ходьба,  фигурная  маршировка,  бег,  танцы,  ритмическая пластика, дыхательные  упражнения,  ОРУ, лазанье,  равновесие,  прыжки со скакалкой  длинной и  короткой, игры.. Музыкальное сопровождение обогащает проведение строевых   упражнений и делает еще более эмоциональным проведение игр. Однако сразу встает  вопрос, в какой  части урока  лучше использовать музыку?  Её можно использовать на протяжении всего  урока  в зависимости от поставленных  задач.  Но лучше всего  в  вводно­подготовительной и  основной частях. С неё можно начинать  любой урок ­ гимнастический, игровой и другой.   Музыкальное сопровождение  не однозначно. Кроме эстетического  воздействия оно  способствует развитию музыкального слуха, чувства  ритма. Арсенал физических   упражнений учителя физкультуры достаточно объемен, но танцевальной спецификой  владеют пока не все. В связи с этим желательно использовать ОРУ в танцевальной манере.  Такой подход наиболее реален. Комплексы ОРУ должны носить танцевально­игровой  характер.  Каждое упражнение может иметь свое название, что облегчает работу при  обучении. Музыкальное сопровождение является  ведущим началом при выполнении  комплекса. Детям доступен несложный ритмический рисунок и умеренный темп звучания  для уверенного  выполнения  упражнений . Сложный ритм и быстрый темп  воспринимается  с определенным усилием.  Медленный темп не вызывает у ребят интереса .  Произведения с   быстрым  темпом  используются  лишь при беге и  движениях  быстрого танца..  В то же   время  дыхательным упражнениям  и  упражнениям на  расслабление свойственен медленный темп  выполнения . Желательно , использовать  произведения жизнерадостного мажорною  плана, образного,  со словами,  которые дети могут изобразить с помощью движений. Музыка  не только организует и регулирует движения,  но и подчеркивает характер и манеру  исполнения  танцевальных  движений и танца, помогает  соблюдать правильный темп и ритм   движений.  Плавная,  певучая музыка  характерна  для  спокойных  слитных движении, а   веселый, живой ритм польки – для    легких   прыжков и подскоков.. Более  эффективно  выполняются маховые  движения  ногой  при  четкой, бодрой  музыке . Важно с первых  уроков обращать внимание учащихся на характер и темп музыкального сопровождения,  требовать от них  полной согласованности  движений с музыкой ­ точно начинать движение   вместе с музыкой и точно  заканчивать .Подбор музыкальных фрагментов долженсоответствовать структуре комплекса.. Удобнее всего использовать аккомпанемент с  музыкальным размером  4/4, который имеет равномерный счет долей такта, «раз»,  «два»,  «три», «четыре». На каждый счет  выполняется  движение ­ это не составляет особого труда   в  координации. Если на один счет выполняется  два  движения, то можно считать ­ «раз ­ и»,  «два –и », «три –и », «четыре ­ и»,  дробя  счет пополам.. Согласно этому  музыкальному   размеру  дозировка  должна  быть  кратной  4, 8, 16. Можно использовать музыкальные  размеры  2/4,  3/4  классическую, народную музыку,  детские, современные песни и танцы  .Размер такта указывается  в начале  музыкального  произведения  в  виде  дроби. Числитель  дроби указывает на количество долей  в такте,  знаменатель ­ на  длительность  этих  долей.   Не  все музыкальные произведения  начинаются  с полного такта, то есть ударного звука..   Многие из них начинаются  с половины такта или одной четверти, одной восьмой и т.д. Такой такт называется затактом. Счет  вести  во время упражнений можно по тактам  или  по  четвертям, если на каждый  шаг вальса выполняется  одно  какое­то движение, то удобнее  считать по тактам..  Счет должен совпадать с первой четвертью такта ­ метром. Если на  каждую четверть такта делаются разные движения, то считать следует по четвертям.  Например, делается  вальсовый шаг, надо считать 1­2­3, так как в каждом такте вальса  содержится  3/4. Танцуя польку,  считать следует  1.­«и»  ­ 2­«и»,  потому что танцевальный  шаг польки состоит из четырех движений.  Каждое движение  выполняется  на  1/8,  а такт  польки состоит из  2/4  или 4/8. Учитывая, что урок физкультуры идет  без аккомпаниатора   огромную роль играет подготовка учителя к уроку.  Пользоваться  на  уроке  магнитофоном   следует с соблюдением  некоторых правил.. Запись на магнитофон  музыкальных отрывков   для разучивания  различных  комбинаций  шагов, танцев, комплексов должна  быть сделана   в двух  вариантах. . Первый раз отрывок  записывается  по частям  по 4­8 тактов  с интервалом   8­10 секунд. Этой записью  преподаватель  пользуется  при разучивании. Паузы  в записях  дают  возможность напомнить следующее после нее  движение или повторить  предыдущее.  Второй вариант ­ это запись музыкального отрывка  целиком  для  исполнения  всей   комбинации. В зависимости от задач урока , музыка  подбирается  таким образом, чтобы  решать и физиологические  задачи, то есть нагрузку на уроке,  так  как  в  большинстве  случаев  физическая и эмоциональная нагрузка соответствует времени  звучания  и характеру музыкального сопровождения..  Следовательно, быстрые  по темпу  и эмоциональные по  характеру музыкальные произведения  должны чередоваться  с более спокойными .Помимо  игр и танцев  подвижных,  веселых,  забавных ­ надо обязательно давать материал с более  серьезным содержанием. При планировании следует  учитывать состав класса,   подготовленность. Материал должен нравиться  школьникам,  увлекать их.. Часто  вкусы  мальчиков и девочек не совпадают, надо  удовлетворить  и тех  и  других ,  предложив   одно  упражнение с акцентом  на  интересы  мальчиков, другое ­ девочек. Из опыта работы: прежде, чем остановиться  на каком­то  произведении  оно опробуется на одном  или  нескольких   уроках  и если  видим, что оно принимается  большинством  учащихся, тогда начинаем   использовать  шире. Для  примера,  покажем  план­конспект  итогового  урока  во 2­м  классе. Обычно , приглашаются  родители  посмотреть чему научились дети.  Как правило, на  этом   уроке  дети ведут себя  очень   эмоционально с настроением.