Творческий подход в деятельности педагога начальной школы.
З.Ф. Шамсутдинова,
учитель начальных классов
МБОУ «СШ № 64»,г. Ульяновск.
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Д. Дьюи.
В свете скоротечно изменяющегося мира меняются и подходы к школьному образованию. Это убедительно подтверждают слова философа Д.Дьюи.
У современных детей совершенно другие характеристики внимания, иной образ мышления и речи. В связи с возрастанием системы информационных потоков в мир современного ребенка, у него иными становятся процессы, связанные с работой головного мозга. На этот фактор указывает директор Психологического института, ректор МППУ, академик РАО Виталий Владимирович Рубцов. Это подтверждается и повседневной практикой учителей начальной школы.
С какими же трудностями сталкивается современный школьник?
Во-первых, несоответствие образовательных программ и возможностей ребенка.
Во- вторых, отсутствие преддошкольной подготовки.
В-третьих, ранее обучение чтению, письму, счету. Многие учащиеся в ходе обучению испытывают трудности в овладении навыками письменной речи. На уроках нередки случаи затруднения в чтении и понимании содержания прочитанного.
Исследования психологов показали, важность формирования у школьников свободного владения устной и письменной речью, которые тесно связаны с процессами понимания. Проблема понимания является одной из основных проблем современного школьного образования. Именно непонимание ведет к нелюбви учащихся к учебе, проявления агрессии. Работа над пониманием текста требует от учителя применения особых педагогических приемов и особой организации деятельности обучаемых. Это во многом связано с особенностями речевого развития современного ребенка. Процесс понимания связан с такими психологическими процессами, как внимание, память, воображение мышление, эмоции. Приемы, используемые учителем должны быть эффективными как при изучении грамматического материала, так и при чтении художественного текста на уроках чтения. Для решения проблемы понимания на уроках русского языка важно организовать работу по формированию таких мыслительных процессов, как сравнение, творческое воображение, непроизвольное и произвольное запоминание, используя вариативный тренировочный материал.
Одним из приемов может служить использование интересных поэтических и прозаических текстов. Например,
1. Прочитайте.
Я нос уткнул в оконное стекло.
Осенним ветром муху принесло.
Она снаружи на окне сидит
и на меня удивительно глядит.
Я думаю, что мухе повезло:
и интересно, и ногам и тепло. (В. Левин)
2.Найдите слова с удвоенными согласными и объясните, как они образованы?
II.1 Прочитайте текст и передайте его содержание с помощью одного предложения.
Ты любишь хлеб ? Он не всегда был на нашем столе. В разное время разные народы употребляли вместо хлеба разные растения. Древние египтяне собирали лотос, сушили его на солнце, растирали в муку и пекли как …хлеб. Древние перуанцы использовали в качестве хлеба дикорастущий картофель. А в Африке и сегодня хлеб особый. Так в Новой Гвинее его добывают из саговой пальмы. Пальму срубают и раскалывают ствол вдоль. Размельчают сердцевину, потом просеивают, чтобы отделить мелкие крупинки от крупных кусочков, потом промывают в реке. Полученную крошку сушат на солнце и выпекают из нее лепешки или варят пюре.
(По О. Кургузову),
2.Выпишите только глаголы настоящего времени. Выделите в них окончания.
Использование таких текстов способствует расширению познавательных интересов учащихся. На уроках русского языка важно научить учащихся и работе со словарем. Для этого можно использовать Толковый словарь.
Например:
-То, на чем можно поставить груз.
- Дерево с белым стволом и черными штрихами на коре.
-Изделия из теста с начинкой.
- Как иначе можно назвать канат ?
- Утренняя гимнастика или просто разминка.
Такие упражнения дают учащимся понять, что русский язык - это предмет, в котором сочетаются логика и красота. Урок русского языка - совсем не скучный, если подойти к нему творчески. Это предмет, который может помочь учащимся говорить и писать о своих мыслях, чувствах, ощущениях, мечтах, это пространство самовыражения….
Источники:
1.Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 г.
2. Карпова Е.В. Игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.