Творческий проект "Изготовление изделия из проволоки и металла "
Оценка 5

Творческий проект "Изготовление изделия из проволоки и металла "

Оценка 5
docx
25.11.2021
Творческий проект "Изготовление изделия из проволоки и металла "
чешуйчатый доспех.docx

               ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 “РЕКОНСТРУКЦИЯ ЧЕШУЙЧАТОГО      ДОСПЕХА”

                              

 CОДЕРЖАНИЕ:

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.1   Выбор темы

          1.2 Цели и задачи

 2. ИССЛЕДОВАНИЕ

        2.1 Историческая справка

       2.2 Варианты изготовления

3. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

         3.1 Техника безопасности

         3.2 Выявление основных параметров

         3.3 Изготовление доспеха

          3.4 Экономическое обоснование проекта

 

 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        4.1 Контроль качества

        4.2 Самооценка

         4.3 Вывод

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

 

 

1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА

     В нашей школе с 2011 года ведет активную деятельность военно-патриотический клуб ‘РАТОБОРЕЦ’, где я занимаюсь уже третий год. Основное направление деятельности – историческое, что и делает его особенным, потому что мы изучаем историю нашей страны с глубины веков. В практической части мы изучаем вооружение и доспехи наших воинов в средние века. Под руководством руководителя и создателя клуба Верткова Сергея Николаевича мы занимаемся реконструкцией этого вооружения, а так же историческим фехтованием. На базе клуба создана “Оружейная палата”, в которой помещены все готовые изделия.  Это не только музейные экспонаты, но и боевая средневековая амуниция, которую мы одеваем на тренировки по фехтованию, на показательные выступления и на разные мероприятия на которые приглашают клуб. В сельской школе сейчас учится не так много учеников и состав клуба, поэтому  в среднем 15 человек, где девочек и мальчиков примерно поровну. В основном доспехи мы изготавливаем коллективно, так как это трудоемкое и долгое занятие. Одна группа занимается изготовлением заготовок, другая зачисткой и рихтованием, а кто то – сборкой.

       Поговорив со своим руководителем, я решила заняться собственным проектом, результатом которого будет  изготовление для себя доспеха, который будет соответствовать следующим требованиям:

1) исторической достоверностью;

2) внешней схожестью;

3) удобством, то есть моему размеру.

1.1 Выбор темы.

     В наличии клуба имеются практически все разновидности средневековых доспехов. Проанализировав их, я пришла к выводу, что пластинчатых видов у нас не так много. Поэтому я решила работать в этом направлении. Изучив историческую литературу, имеющую у нас в клубе и в сети интернет, мой выбор остановился на чешуйчатом доспехе.

 

 

1.2 Цели и задачи

Целью данного проекта является:          Исследование технологии изготовления древнерусского  «ламеллярного» доспеха, в частности “чешуйчатого”.

Задачи :

1)  Разработать проект от возникновения идеи до реального результата

2) Собрать текстовый и иллюстрированный материал

3) Раскрыть интересные и увлекательные аспекты выбранной темы

4) Изготовить доспех

5) Оценить проделанную работу

6) Применить полученное изделие на практике.

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ

2.1 Историческая справка

История пластинчатого доспеха уходит в глубокую древность. От появления первого пластинчатого доспеха, где пластины были из кости, до позднего средневековья, где доспех выковывался из больших кусков железа, прошло много времени. Изучив эту информацию, я все - таки заострила свое внимание на историю этого доспеха на территории нашей страны. Древнейшим пластинчатым бронзовым доспехом на территории СССР является панцирь урартского царя Аргишти I (788-750 гг. до н. э.), найденный при раскопках урартской крепости Тейшебаини на холме  близ Еревана.  Археологические находки пластинчатых бронзовых и железных доспехов  в курганах Северного Кавказа, Крыма, Северного Причерноморья и Поволжья свидетельствуют о широчайшем распространении пластинчатых доспехов в скифский и сарматский периоды и на Европейской территории СССР. Особенно часто они встречаются при раскопках курганов скифской поры  в Приднепровье, в Киевской и Полтавской областях, а также в Воронежской области. Скифы, несомненно, сами делали свои пластинчатые панцири. Об этом говорят бронзовые и железные заготовки пластин, обнаруженные  на скифском Каменском городище V-III вв. до н.э.. Кроме находок металлических пластинок и целых панцирей, от этого времени имеется много изображений воинов в пластинчатых доспехах, на фресках катакомб в Керчи. Отдельно найденные металлические пластинки от панцирей III-IV вв. известны из Сибири и Казахстана. Находка реального древнерусского пластинчатого доспеха в Новгороде и 1952 г.  впервые обратила внимание исследователей на необходимость пересмотра утвердившихся взглядов на роль пластинчатого доспеха в древнерусском вооружении и явилась решающей в этом отношении. Теперь уже выявлены остатки около 40 древнерусских пластинчатых доспехов VIII-XV вв., найденных при раскопках. Соответствие их изображениям пластинчатых доспехов на памятниках домонгольского периода не вызывает никакого сомнения.

 Из всего изученного следует, что у восточных славян пластинчатый доспех имел широкое распространение в домонгольский период и играл важную роль в системе защитного вооружения древне-русских воинов. Являлся  результатом развития военного дела и ремесленного производства.

На Руси пластинчатые доспехи изготовлялись городскими ремесленниками-бронниками; у кочевников южных степей они могли появиться в результате военных столкновений и торговли с русскими.

 

       2.2 Варианты изготовления

  Первый вариант – исторический.

   Изучая историю развития доспеха, я подробно остановилась на технологии его изготовления. Чешуйчатыми называются доспехи, состоящие из многих (от 200 до 2,5 тыс.) небольших пластинок (от 2 на 3 см до 6 на 12 см), прикрепленных с одной стороны к кожаной или матерчатой основе. Пластинки  имели характерную форму,  немного удлиненной рыбьей чешуи.   Эти чешуйки  крепится за верхнюю часть, нижняя часть не закреплена, таким образом достигается подвижность. Внешне, наиболее характерным отличием чешуи от ламелляра являются ряды направленных  вниз вытянутых и закругленных краев пластинок.

Способы крепления:

1. Линейный способ – мы собираем каждый новый ряд чешуек таким образом, что одна верхняя чешуйка перекрывает одну нижнюю. Такой способ сборки немного проще шахматного, и дает большую подвижность при горизонтальном сгибании во внутрь и наружу. Но такая чешуйчатая броня хуже защищает от рубящих ударов. Фактически энергия удара по одной пластине дополнительно распределяется только на ту пластину, с которой она перехлестывается. От колющих ударов защита весьма иллюзорна – меч, копье или кинжал даже не попав в промежуток между пластинами легко соскользнут в него по гладкой пластинке.

2.Шахматный способ сборки чешуйчатого доспеха наиболее часто встречается в изобразительных источниках и среди артефактов. Согласно шахматному способу защищена кожа рыб и пресмыкающихся. Этот способ предполагает - что при сборке чешуйчатого доспеха верхняя чешуйка перекрывает две нижние.

На схеме показан вверху шахматный, внизу – линейный способы.

Пластины так же могли крепиться внахлест или рядом друг с другом, второй вариант был надежнее. Кожа для изготовления панциря бралась максимально жёсткая и толстая — предпочтительно от буйвола или верблюда, встречалась и коровья. Затем путём вываривания в масле коже придавалась дополнительная твёрдость.

Второй  вариант – современный.

     Исследуя род чешуйчатого доспеха,  я натолкнулась  на более современный дизайн изготовления этого доспеха. В сети Интернет я получила большую информацию, так как интерес к этой эпохе растет и набирает популярность по разным причинам. Оценив всю полученную информацию, я сделала выбор на втором варианте.

Обоснование:

1) отсутствие толстой кожаной основы,

2) внешне ни чем не отличаются,

3) переплетение прошлого и настоящего, дает большие возможности для творчества.

 

3.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ       

3.1 Техника безопасности

Инструкция по технике безопасности при ручной обработке металла:

1. Правильно надень спецодежду (фартук с  нарукавниками или халат и головной убор) 
2. При рубке металла надень очки.
З. Проверь наличие инвентаря (совок, сметка, щетка для чистки напильников, сидение, подставная решетка).
4. Проверь состояние инструментов индивидуального пользования, разложи их в строгом порядке, установленном учителем. В случае неисправности инструментов сообщи об этом учителю.
5. Проверь состояние верстачных тисков (губки тисков должны быть плотно привинчены, насечка не сработана).

Во время работы

1. Прочно закрепи обрабатываемую деталь в тисках. Рычаг тисков опускай плавно, чтобы не получить травм рук.
Работу выполняй только исправными, хорошо налаженными инструментами,
Во избежание травм следи за тем чтобы:

а) поверхность бойков молотков, кувалд была выпуклой, а не сбитой;
б) инструменты (напильники и др.), имеющие заостренные хвостовики, должны быть снабжены деревянными, плотно прилегающими рукоятками установленной формы без расколов и трещин;
в) ударные режущие инструменты  имели  не сбитую поверхность;
г)зубило должно быть длиной не менее 150 мм, причем оттянутая его часть должна равняться 60-70 мм;
д)при работе напильниками пальцы находились на поверхности напильников.

2. Не проверяй пальцами качество опиливаемой поверхности.

3. Слесарными инструментами пользуйся только по их прямому назначению.

4.  При резании металла ножницами придерживай отрезаемую заготовку из листового металла рукой в перчатке (рукавице).

После окончания работы

1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю.
 2.   Приведи в исправное состояние инструменты  - сними заусенцы на молотке, зубиле, керне, очисти напильники от стружки

3).  Тщательно убери рабочее место (стружку и опилки не сдувай и не смахивай руками). Отходы сложи в специальный ящик

4.Положи инструменты в том порядке, который установил учитель.
Во избежание порчи насечек на губках тисков не зажимай их плотно, оставляй зазор в 1-2 мм.
Приведи себя в порядок.
Из мастерской выходи с разрешения учителя.

Санитарно-гигиенические требования

1. Делать перерывы в работе, чтобы отдыхали глаза и руки, ведь работа очень кропотливая и нуждается в физической силе.

2. При шлифовки надевать защитные очки.

3. После работы тщательно вымыть руки.

 3.2 Выявление основных параметров.

Изделие должно отвечать следующим требованиям:

а) Изделие должно быть выполнено аккуратно.

б) Изделие должно быть красивым.

с) Изделие должно быть прочным.

д) Изделие должно быть экологически чистым.

е) Изделие должно соответствовать выбранной тематике.

 

 

 

 

3.3 Изготовление доспеха.

Для изготовления доспеха мне понадобиться: лист алюминия ( замена железных пластин на алюминиевые позволит облегчить вес, для девочки это важно), проволока стальная -  диаметром 1 мм.

                                            Технологическая карта

 

Инструменты:

Электронаждак, электродрель или сверлильный станок, ножницы по металлу, плоскогубцы, молоток, напильник, наждачная бумага, линейка, карандаш.

 

Разлинеиваем лист алюминия на четырехугольники 4см. на 6см.

 

При помощи ножниц по металлу разрезаем по линиям.

 

Обводим приготовленный шаблон на вырезанные пластинки.

 

1.Просверливаем на сверлильном станке отверстия в веру чешуйки и вырезаем ножницами по металлу. 2.Молотком выпрямляем пластины и делаем их немного выпуклыми.

3. Выравниваем края чешуек напильником.

4. Зачищаем наждачной бумагой.

 

На стальной прут диаметром 10 мм наматываем проволоку, делая пружины.

 

Из заготовленных пружин, при помощи кусачек накалываем кольца.

 

Согласно показанным рисункам собираем доспех.

 

Кольца соединяются при помощи двух плоскогубцев. Пластины добавляются в разном направлении.

 

 

 

Таким образом, для изготовления доспеха мне понадобились чешуйки и кольца. По мере добавления пластин велась примерка. Доспех был завершен, когда были изготовлены нагрудник с оплечьями и нижняя часть, в виде чешуйчатой юбки.

 

Готовое изделие:

 

3.4 Экономическое обоснование проекта

     Наш клуб не имеет какое – либо финансирование, что помогало бы в приобретении качественного материала, поэтому в своей реконструкции мы используем бывший в употреблении материал. Денежных затрат на это нет, но уходит много времени на разборку, вырезание и зачистку. Доспех изготавливался в школьной мастерской на занятиях дополнительного образования.

 

 

 4.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4.1 Контроль качества

  Готовый доспех прошел тестирование на первом же занятии по историческому фехтованию, по окончании которого я оценила качество моего изделия:

 - цветовое сочетания материалов гармонично,

-  все элементы выполнены в соответствии с технологическим процессом,

- работа оформлена в конечное изделие,

- в целом изделие производит  впечатление реального доспеха,

 - высокая степень защиты – прекрасно защищает от ударов с верху и сбоку и уверенно держит колющий удар,

- достаточная подвижность –  можно свободно двигать корпусом, наклоняться и выгибаться,

- относительно просто и быстро изготавливается.

  

 4.2 Самооценка

   По завершению работы над проектом, можно сделать вывод, что с поставленной задачей я справилась.   Своей работой я осталась довольна. Теперь на все мероприятия, проводимые клубом, я буду одевать свой доспех. К тому же у меня есть большой плюс, его не надо зачищать ( все доспехи изготовлены из железа и ребята время от времени их начищают от ржавчины), он изготовлен из алюминия. В этом году я заканчиваю обучение в школе, и мой боевой доспех останется  в ” Оружейной палате” клуба, где на мое место придет такая же девочка, которой не безразлична и интересна наша история.

 

 4.3 Вывод

      В наши дни, когда товар промышленного производства заполнили наш быт, мы предлагаем сделать своими руками свой,  внеся элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. А главное – вы получите огромное удовольствие от вещи, сделанной нашим трудом в сочетании с оригинальной фантазией. Прошли века, изменилось мировоззрение людей, их быт. А изделия народных мастеров и сегодня по-прежнему восхищают нас своим совершенством. В наше время декоративное искусство не только сохраняется в музейных залах, оно живет в народе. С чувством благоговения относимся к изделиям, хранящим тепло человеческих рук. Ведь в каждой вещи – часть души, сердца мастера.

 

Список использованной литературы:

- Археология СССР. Свод археологических источников под общей редакцией академика Б. А. Рыбакова. Издательство «НАУКА». Ленинградское отделение.
Ленинград, 1971.
- Б. А. Рыбаков. Ремесло Древней Руси. М., 1948.
- Материалы Никоновской летописи.
- Материалы Ипатьевской летописи.
- В. Н. Татищев. История Российская, кн.1 – 2. СПб.: Кристалл, 1998.
- Карамзин Н.М. История государства Российского: в 3-х кн.. – СПб.:
Кристалл, 1998.
- Флоринский В.М. Первобытные славяне по памятникам их доисторической жизни, ч. II, вып. 2. Томск.
- Медведев А.Ф. Оружие Новгорода Великого. МИА, № 65, 1959.
- Гордеев Н.В. Русский оборонительный доспех. М., 1954.
- Разин Е.А. История военного искусства. М., 1957.
- Кирпичников А.Н. Шлем XI в. из Юго – Западной Руси. СА, 1962, №2.
- Кирпичников А.Н. Погребение воина XII – XIII вв. из южной Киевщины. Л.,
1959.

- Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ “РЕКОНСТРУКЦИЯ

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ “РЕКОНСТРУКЦИЯ

В нашей школе с 2011 года ведет активную деятельность военно-патриотический клуб ‘РАТОБОРЕЦ’, где я занимаюсь уже третий год

В нашей школе с 2011 года ведет активную деятельность военно-патриотический клуб ‘РАТОБОРЕЦ’, где я занимаюсь уже третий год

Целью данного проекта является:

Целью данного проекта является:

Керчи. Отдельно найденные металлические пластинки от панцирей

Керчи. Отдельно найденные металлические пластинки от панцирей

От колющих ударов защита весьма иллюзорна – меч, копье или кинжал даже не попав в промежуток между пластинами легко соскользнут в него по гладкой пластинке

От колющих ударов защита весьма иллюзорна – меч, копье или кинжал даже не попав в промежуток между пластинами легко соскользнут в него по гладкой пластинке

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 3

После окончания работы 1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю

После окончания работы 1. Проверь состояние инструментов и в случае неисправности их доложи учителю

Изготовление доспеха . Для изготовления доспеха мне понадобиться: лист алюминия ( замена железных пластин на алюминиевые позволит облегчить вес, для девочки это важно), проволока стальная…

Изготовление доспеха . Для изготовления доспеха мне понадобиться: лист алюминия ( замена железных пластин на алюминиевые позволит облегчить вес, для девочки это важно), проволока стальная…

Готовое изделие : 3.4 Экономическое обоснование проекта

Готовое изделие : 3.4 Экономическое обоснование проекта

Самооценка По завершению работы над проектом, можно сделать вывод, что с поставленной задачей я справилась

Самооценка По завершению работы над проектом, можно сделать вывод, что с поставленной задачей я справилась

Список использованной литературы: -

Список использованной литературы: -

Творческий проект "Изготовление изделия из проволоки и металла "

Творческий проект "Изготовление изделия из проволоки и металла "
Скачать файл