ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (Сборник туристических маршрутов по Савинскому району на примере маршрута в с.Антилохово)
Оценка 4.7

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (Сборник туристических маршрутов по Савинскому району на примере маршрута в с.Антилохово)

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 3
Все классы
29.01.2024
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА» (Сборник туристических маршрутов по Савинскому району на примере маршрута в с.Антилохово)
Материал по туризму, разработка туристических маршрутов на один или несколько дней
Творческий проект.docx

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования для детей Савинского района»

 

 

Научно-практическая  конференция обучающихся

образовательных организаций

«Мы и мир больших проблем»

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»

(Сборник туристических маршрутов по Савинскому району

на примере маршрута в с.Антилохово)

 

 

             Авторы: Фомина Екатерина

                          Пестерева Алина

                                         ЭТКДОО «Возрождение»

                        Руководитель: Грачев Николай Владимирович

                                                       педагог-организатор МБУДО ЦДО

                                                                 руководитель ЭТКДОО «Возрождение»

 

 

 

 

                                                        п. Савино

2022 год

Оглавление

стр.

1.   Введение …………………………………………………..............................    3

2.   Основная часть ………………………………………………………………    5

2.1.          Район исследования …………………………………………………….    5

2.2.         Сбор и анализ материалов ……………………………………………..    9

2.3.        Создание маршрутных карт

(на примере туристического маршрута в с.Антилохово) ……………     9

3.   Заключение ………………………………………………………………….   18

4.   Список литературы …………………………………………………………   19

Приложение 1.……………………………………………………………….…   20

Приложение 2………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         

 

 

 

 

 

 

1.     Введение

Туризм и краеведение являются важными составлявшими патриотического воспитания обучающихся. Во время туристических походов и экскурсий по территории родного края школьники знакомятся с природой (животный и растительный мир), историей той местности, в которой живут.

Любовь  к Родине начинается с любви к родному краю, своему поселку, селу, деревне, с интереса к событиям прошлого родного края, с изучения памятников истории и культуры.

История Савинского района насыщена интересными историческими фактами и событиями прошлого, от которых остались воспоминания старожилов и сохранившееся исторические памятники.

Актуальность проекта. С огромным интересом мы читаем книги о дальних странах, заучиваем таинственные названия, узнаем о высоких горах и жарких пустынях, бурных морях и пещерах, сказочных животных и растениях, о полярном сиянии и извержении вулканов. А свой район кажется таким малоприметным, серым и скучным. Лишь с возрастом мы начинаем понимать и чувствовать красоту лесов и полей, волнующую тихую голубизну наших рек и озер, видеть историю в названиях сел и деревень.

Нам бы хотелось, чтобы это открытие своего края состоялось как можно раньше, и интерес этот сохранялся как можно дольше!

         Сегодня одним из самых популярных видов отдыха является туризм. Туризм – это путешествие, совершаемое человеком в свободное от основной работы время в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях. Сегодня туризм возглавляет список важнейших отраслей мировой экономики.

Экскурсионный туризм – это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов региона. Экскурсионный туризм развит практически во всех точках мира, ведь каждый населённый пункт имеет объекты, про которые будет интересно рассказывать и слушать.

Мы считаем, что и наш район обладает огромным рекреационным потенциалом, и здесь можно развивать такую перспективную отрасль, как туризм. 

Новизна. Особенностью данного проекта является то, что юным краеведам (маршруты подходят под любой возраст) предлагается активный способ познания истории и культуры родного края.

Гипотеза: Зная, что история и культура Савинского района интересна не только коренным жителям района, но  и нашим гостям.

Цель проекта: Составить сборник туристических маршрутов по территории Савинского района, который должен пробудить интерес и бережное отношение к нашей малой Родине.

Объект  исследования – экскурсионный туризм

Предмет исследования – экскурсионные возможности Савинского района.

Задачи проекта:

1.     Выявить достопримечательности  Савинского района.

2.     Разработать экскурсионные маршруты по данным достопримечательностям.

3.     Привлечь внимание общественности к сохранению исторического и культурного наследия родного края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.     Основная часть.

2.1.          Район исследования

В ходе работы нами были определены шаги, которые мы намерены предпринять в ближайшем будущем.

1.       Сбор информации в библиотеках, краеведческом музее и в беседах с местными жителями об истории населенных пунктов Савинского муниципального района. Изучение литературы.

2.       Выявление интересных экскурсионных объектов на территории района.

3.       Создание маршрутных карт туристических походов по территории района.

4.       Принять участие в школьной научно-практической конференции с целью привлечения общественности к проблеме развития туризма в Савинском районе.

5.       Вовлечение в туристическую деятельность обучающихся и их родителей.

6.       Походы по памятным местам.

Савинский район образован в 1935 году постановлением Президиума ВЦИК от 25.01.1935 г. «О новой сети районов Ивановской промышленной области».

Своим рождением поселок Савино обязан строительству железной дороги от Ива-ново-Вознесенска до Новок, которая была открыта в 1868 году. На половине пути между Новками и Шуей в 1869 году была построена станция Егорьевск (по имении волостного села Егорье). Со временем станция получила название Савино (так называлась близлежащая деревня).

Большая часть территории современного Савинского района в XV веке входила в состав Стародубского княжества. Лишь небольшая территория на крайнем западе района относилась к территории Суздальско-Нижегородского княжества, а затем вошла в Опольский стан Суздальского уезда. До 30-х годов XVI века эти земли входили в вотчину боярина князя Андрея Васильевича Ногтева-Суздальского. В 1534 году перед кончиной принявший монашеский постриг бездетный князь Андрей Ногтев завещал вотчину суздальскому Спасо-Евфимиеву монастырю на помин своей души. Однако в духовном завещании было оговорено, что его племянники – князья Иван Семёнович и Андрей Иванович могут выкупить у монастыря эти владения за пятьсот рублей. Князья Ногтевы воспользовались предоставленным правом, так как вплоть до начала XVII века представители их рода являлись владельцами этих мест. 

Часть района вплоть до опричнины составляли вотчинные владения Стародубских князей. Из многочисленных княжеских фамилий Стародубского дома наиболее крупные вотчины в савинских местах имели князья Гундоровы – районы сёл Воскресенского, Антилохова, Залесья, Меховиц.

11 марта 1566 года в результате обмена землями между Иваном Грозным и Владимиром Андреевичем Старицким последний получил земли в Стародуб-Ряполовском уезде, в том числе находящиеся на территории современного Савинского района; по книгам письма Ляпуна Ковезина – село Дубакино, по книгам письма князя Дмитрия Болховского – село Алексино.

К 1560-м годам значительная часть вотчин Гундоровых (более 2000 четвертей земли) сосредоточилась в руках князя Силы Григорьевича Гундорова. В целом же князья Гундоровы во второй половине века утратили большую часть своих савинских владений. Иван Васильевич Гундоров в результате опричного террора был сослан в Свияжск, а его антилоховская вотчина конфискована. Возвратившись из ссылки в 1568 году, Иван Гундоров получил в вотчину половину села Воскресенского, но через три года передал её в собственность Спасо-Евфимьева монастыря. 

 После вхождения в 1580 году Стародубских земель в состав государева «двора», предписывалось «Стародубским князьям за их вотчины деньги давати… а их вотчины велено в поместья раздавати». В результате вдова С. Г. Гундорова княгиня Ульяна за 200-рублевую компенсацию вынуждена была отказаться от своих савинских вотчин, которые пошли в раздачу помещикам. Князьям Гундоровым, в частности, Ивану Давыдовычу, удалось получить назад часть своих владений (село Меховицы), но уже в качестве поместий. В фонде Спасо-Евфимьева монастыря хранится отдельная грамота, датированная 28 августа 1573 года, княгине Ульяне с дочерью на село Антилохово с деревнями на прожиток.

В середине и второй половине XVII века светских феодальных вотчин на Савинской земле было очень немного.

К началу XVIII века число крупных феодальных вотчин. Некоторые из них сменили владельцев. Так, село Ново, в котором был выстроен вотчинный двор и имелось 78 дворов и 261 крестьянин, стало вотчиной сибирского царевича Василия Алексеевича. Стольник князь Сергей Борисович Голицын владел селом Меховицы. Село Воскресенское сохранили князья Ромодановские. Вдове Авдотье Васильевне Ромодановской принадлежало там 49 дворов с 244 душами крестьян.

В настоящее время на территории Савинского района около деревни Заборье экспедицией археологии Академии наук была обнаружена стоянка первобытного человека, относящаяся к каменному веку – неолиту.

На территории Савинского района есть старинные села, возникшие несколько веков назад: Алексино, Антилохово, Шапкино, Меховицы и другие, которые украшали православные храмы, дошедшие до наших дней. Древнее село Антилохово «даровало российской церкви великого угодника Божия святителя Митрофана Воронежского (1623 – 1703). Митрофан Воронежский, живший в эпоху Петра I, присутствовал «при венчании на Царство Государей Иоанна и Петра Алексеевича». А став епископом Воронежской епархии, помог Петру в строительстве флота, пожертвовав свои сбережения.

Развитие капитализма в России в конце 19 века, наличие железной дороги вызвало возникновение на территории Савинской земли многих промышленных производств, на которых работали крестьяне окрестных деревень. Именно тогда возникли текстильные фабрики в селах Меховицы, Воскресенское, деревнях Покровское, Кузнечиха и ряде других. Уникальной по своему была фабрика в п. Агрофенино, на которой местный фабрикант Рогов организовал выпуск деревянных деталей для ткацкого и прядильного производства

Савинский район расположен на юге Ивановской области, в приграничной территории с Владимирской областью, образующий своеобразный треугольник, ограниченный реками: Клязьмой, Тезой и Уводью. Почти пополам его делит речка Шижегда.

Расстояние от районного центра поселка Савино до города Иваново составляет 65 км. В 30 км. От района проходит автомагистраль федерального значения «Иваново-Москва» и район пересекает автомагистраль областного значения «Кинешма – Ковров», железнодорожная магистраль федерального значения с двумя железнодорожными станциями: Савино и Шорыгино.

Общая площадь района 861 кв. км., 40,4 % - земли сельскохозяйственного назначения, 49,1 % - лесные угодья.

Район богат смешанными лесами. Луговая растительность самая разнообразная. Животный мир представлен более 180 видами птиц, 30 видами рыб и свыше 40 видов млекопитающих диких животных.

Одна из интересных и примечательных природных особенностей района – наличие водоемов карстового происхождения. С 1939 года район объявлен геологическим заповедником по карстовым явлениям.

Культура района многогранна, ярка и самобытна. Развиты ремесла, дошедшие до наших дней, одно из них лозоплетение.

Жил и творил в с. Меховицы самобытный художник «наивного» искусства Павел Петрович Леонов, картины которого были представлены на многочисленных выставках в России и за рубежом. Село. Меховицы – родина Ивановского поэта Д. Семеновского.

 

2.2. Сбор и анализ материалов.

Проанализировав информацию, полученную из различных источников (литература, интернет, рассказы очевидцев), нами был составлен перечень экскурсионных объектов Савинского муниципального района. Всего в него вошло 87 объектов, которые мы разделили на группы (Приложение 1):

1.     Храмы Савинского района;

2.     Памятники архитектуры;

3.     Памятники погибшим в ВОВ;

4.     Объекты природы (водные и растительные);

5.     Места археологических находок.

2.3. Создание маршрутных карт

(на примере туристического маршрута в с.Антилохово) .

Карточка безопасности туристического маршрута

ХРАМЫ САВИНСКОГО РАЙОНА

(п.Савино – с.Анилохово)

Сведения об организаторе

путешествия

 

- название

Муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного  образования для детей Савинского района»

- почтовый и фактический адрес юридического (физического) лица

155710, Ивановская область, Савинский район, п. Савино,

ул. Первомайская, д. 9

- номера телефонов, факсов, Е-mail

8(49356)9-13-45, 8(49356)9-17-71, [email protected]

ФИО руководителя

Филатова Елена Николаевна

Туристический поток

(сезонный, круглосуточный)

Сезонный

Продолжительность туристического маршрута

(краткосрочный, долгосрочный, маршрут выходного дня)

Краткосрочный, маршрут выходного дня

Вид туристического маршрута

(водный, пешеходный, лыжный, велосипедный, автобусный)

Пешеходный, велосипедный

Цели и задачи туристического маршрута

(оздоровительный, спортивный, ознакомительный, культурно-познавательный)

Ознакомительный, культурно-познавательный

Характеристика маршрута:

 

- пункт (место) убытия группы

МКУДО ЦДО

- пункт (место) прибытия группы

МКУДО ЦДО

- протяженность маршрута

22 км (в обе стороны)

- категория сложности маршрута (переправы, труднопроходимая местность)

нет

- время и сроки проведения туристического маршрута

Май, июнь, июль, август, сентябрь

- пункты остановок (привалов, ночлегов)

с. Антилохово

- место дислокации ближайшей ПСС, ПЧ

Пожарно-спасательная часть № 51 ФГКУ «4 ОФПС по Ивановской области» п.Савино

- ближайший населенный пункт

п. Савино, с.Антилохово

- ближайшие медицинские учреждения

Шуйская ЦРБ Савинский филиал, Больничный городок, 2, п.Савино

- ближайшие стационарные точки связи

с. Антилохово

- характер существующих и возможных препятствий

нет

- особенность района путешествия

грунтовая дорога

- ориентировочное время прохождения контрольных точек движения

4 часа (в одну сторону) – пешком

2 часа (в одну сторону) – на велосипеде

Краткое описание маршрута

Первая часть маршрута пролегает по территории п. Савино, вторая часть по асфальтированной дороге до д. Полома, далее до с. Антилохово по грунтовой дороге.

Схема маршрута

(приложение)

Снимок

Основные достопримечательности на маршруте

      Село в Савинском районе Ивановской области. Его история уходит в далекое прошлое. Принадлежавшее Спасо-Евфимиеву монастырю село упоминается в письменных источниках 16 века. Сейчас название села на слух вызывает улыбку. А произошло оно от имени христианского писателя Амфилоха, автора синодального письма о Святом Духе, жившего в Иконии в IV веке нашей эры. Говорят, что в селе имя это было весьма распространенным.

      В этом селе в 1623 году родился преподобный Митрофан Воронежский. Ревностный в вере и служа делу укрепления Церкви и Отечества, он прославлял реформы Петра I. Царь очень высоко ценил Cвятителя и сильно сокрушался его уходу из жизни в 1703 г. Петр I сам был в числе несших гроб с усопшим от собора до усыпальницы.

https://mitropolia-lip.ru/sites/default/files/journal/Ikoni/svyatitel_mitrofan_voronezhskiy_10.jpg     Первый Епископ Воронежский Митрофан родился 6 ноября 1623 года в селе Антилохово Владимирской губернии (ныне Савинский район Ивановской области) в семье священника Василия и матери Марии (или Мавры). При крещении 8 ноября, в день архистратига Божия Михаила, был наречен именем Михаил. О своем происхождении сам угодник Божий свидетельствует в духовном своем завещании: «Я родился в этот мир от родителей благочестивых и воспитан в благочестии нерушимом восточной Церкви в православной вере». О его родителях известно лишь, что они принадлежали к духовному званию. Основанием для такого предположения служит то обстоятельство, что в синодике святителя Митрофана род святого начинается лицами, облеченными в иерейский сан.

     Первую половину своей жизни угодник Божий провел в миру: был женат, имел сына и являлся приходским священником. Местом пастырского служения иерея Михаила был храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Сидоровском (ныне Ивановский район Ивановской области). Более ничего не известно о мирской жизни святителя. Но его строго христианское воспитание, последующая богоугодная жизнь и самоотверженная архипастырская деятельность, без сомнения, говорят о том, что для своего прихода священник Михаил был пастырем, полагающим душу за свою паству, а для своей семьи — мудрым руководителем и любящим отцом. Нежная заботливость святителя о своем сыне Иоанне сквозит в письмах, сохранившихся от времени его епископского служения. На сороковом году жизни угодник Божий лишился «подружия своего» – овдовел. И тогда приступил служить Господу в совершенном отвержении мира и всех его прелестей вступлением на путь монашеского жития.

     Иерей Михаил поселился в Свято-Успенской Золотниковской пустыни (ныне Тейковский район Ивановской области). Обитель была основана в первой четверти XVII столетия иноком Ионою (Головцыным).Во время поступления в нее будущего святителя она пользовалась известностью. Известно, что в 1663 году он был пострижен в монашество с именем Митрофан. К сожалению, ничего не известно о подвигах святого в тихой пустыни. Следуя учению Христову, он старался скрыть свои подвиги от людских взоров и дал обет окончить жизнь и быть погребенным в Золотниковской пустыни — так ему была дорога мирная сень скромной обители.

Но Господь судил святителю иной,высший жребий духовного водительства другими. Спустя три года братия соседнего Космо-Яхромского монастыря, не имевшая в то время настоятеля, обратилась с просьбой поставить игуменом их обители известного своей строгой жизнью священноинока Митрофана. Невзирая на искреннее нежелание никакого первенства, иеромонах Митрофан митрополитом Сарским и Подонским Павлом был «благословен во игуменский чин». Всю свою жизнь угодник Божий сильно скорбел, что не мог выполнить обета о безысходном пребывании на месте своего пострижения, хотя он нарушил его не самовольно, а по послушанию. Косьмо-Яхромский монастырь был основан в конце XV века иноком Косьмой, пострижеником Киево-Печерской лавры,на месте явления ему иконы Богородицы.

     Игумен Митрофан превратил обедневшую обитель в благоустроенных монастырь, выстроив большой, теплый, кирпичный храм и полностью обновив иконное убранство и монастырскую богослужебную утварь. О духовном руководстве игумена Митрофана братией Космина монастыря ничего не известно. Однако последующее его назначение игуменом Унженской обители в чрезвычайно трудный период ее внутренних нестроений свидетельствует о том, что, будучи игуменом Яхромского Косьмина монастыря, иеромонах Митрофан приобрел там большой опыт руководства и нравственного воспитания пасомых. Обитель – Свято-Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь Костромской епархии – основал прп. Макарий в 1439 году. Монастырь особо чтился царским домом Романовых.  В 1675 году по указу патриарха Иоакима игумена Митрофана «как мужа благоговейного и добродетельного» назначают управлять Унженской обителью. В это время в монастыре случились нестроения. Патриарх Иоаким для укрепления веры и чтобы вселить мир в смятенные сердца братии обители, решил послать туда опытного и надежного руководителя – игумена Митрофана, которого возвел в сан архимандрита.

      Святой Митрофан управлял Унженским монастырем почти семь лет. Здесь, как и в Яхромской обители, его трудами был сооружен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы каменный храм с трапезною и колокольней. Церковь была освящена в 1680 году, через три года после закладки; за благословенной грамотой на освящение храма святой Митрофан лично ездил в Москву. Позднее был построен надвратный Никольский храм и теплая Успенская церковь. Богоугодная жизнь святителя привлекала к нему почитателей, которые выражали свое почитание Унженского игумена пожертвованиями в монастырь. Много сил и труда положил святитель Митрофан в обустройство монастыря.

      Насаждая среди братии дух благочестия и истинной веры, он сумел донести свою любовь пастве. Святитель глубоко чтил основателя обители преподобного Макария. Перед своей кончиной, принимая схиму, Воронежский епископ пожелал быть названным в честь этого угодника Божия. Во время настоятельства святого Митрофана икону преподобного Макария, находившуюся на его гробнице, приносили, по распоряжению благочестивого царя, из Унженского монастыря в Москву, во дворец. Царь «со всем своим пресветлым домом» воздавал честной иконе, «яко самому великому угоднику Божиему Макарию», поклонение, совершая пред нею «молебные пения». Нет сомнения, что икону сопровождал в Москву сам настоятель обители святой Митрофан. Личные свидания со святителем и беседы с ним запали в душу набожного царя, и он относился к подвижнику с глубоким уважением. Об этом свидетельствуют многочисленные царские грамоты, дарованные Унженскому монастырю в то время: в них или вновь жаловались, или подтверждались прежние льготы обители.

      На Московском Соборе 1681-1682 годов в числе мер для борьбы с расколом старообрядчества и в целях содействия большему распространению христианского просвещения положено было увеличить число епархий и открыть новые кафедры, в их числе — Воронежскую. В ее состав первоначально вошли города: Воронеж, Елец, Романов, Орлов, Костенск, Усмань, Соколовский, Острогожск. На эту кафедру был избран архимандрит Митрофан, вызванный из Унженской обители в Москву на чреду священнослужения. Современники объясняют это избрание высокой подвижнической жизнью святителя, «мужа воистину праведна и свята», а также желанием благочестивого царя возвеличить Унженскую обитель возведением на епископскую кафедру ее настоятеля, в котором он видел наместника преподобного Макария по игуменству и ученика его по жизни.

     2 апреля 1682 года патриарх Иоаким, епископ Воронежский совершил рукоположение архимандрита Митрофана в первого Воронежского епископа. Святителю было тогда 58 лет. После своего посвящения епископ Митрофан провел лето в столице – вновь созданная епархия нуждалась первоначально в его заботах здесь, где находилась высшая духовная и светская власть. Это было тяжелое время церковно-политической неурядицы, вылившееся в открытое восстание раскольников против московского правительства. Печальные события глубоко запали в душу святого Митрофана, и святитель до гроба ревностно заботился как об устроении церковной жизни, так и о благе государственном.

     Во вновь созданной епархии святителя Митрофана также ожидали нестроения. Воронежский край заселен был лишь недавно. Первые поселенцы здесь были невольные, согнанные правительством из разных сел и городов России для охраны края от нападений крымских татар; к ним позже присоединились беглецы, покидавшие по тяжелым условиям жизни родные места и искавшие приволья в придонской Украине; были здесь и выходцы из Приднепровья, укрывавшиеся от польских притеснений.

      Пространство Воронежской епархии было обширно, но церквей в ней было мало – всего 182, так что в иных местах верст на 80 не было ни одного храма. Нередко, по отсутствию пастырей, храмы стояли «без пения», и население привыкало к «беспоповскому» строю жизни, что создавало здесь чрезвычайно благоприятную почву для развития раскола.

     По прибытии в Воронеж святитель, прежде всего, учитывая трудность времени и низкое нравственное состояние духовенства и паствы, разослал по епархии Окружное послание, в котором призывал всю свою паству к исправлению. «Честные иереи Бога Вышнего! — писал Святитель. — Вожди стада Христова! Вы должны иметь, светлые умные очи, просвещенные светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову Господа, вы должны быть самым светом: «вы есте свет миру» (Мф, 5, 14)… Христос Спаситель, когда вручал святому апостолу Петру пасение овец Своих,трижды говорил ему: паси (Ин. 21, 15-17). Это, очевидно, для того, что пастыри трояко пасут врученное им стадо: словом учения, молитвою и силой Святых Таинств, наконец, образом жизни. Эти три вида спасения и вы усердно выполняйте: преподавайте людям слово учения, показывайте на себе пример доброй жизни, усердно возносите молитвы к Богу о врученной вам пастве, укрепляя их Святыми Тайнами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, и согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы не отошли от сей жизни без причащения Святых Тайн и помазания святым елеем».

     Одной из первых забот святого Митрофана было построение нового кафедрального собора, ибо существовавший тогда соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы был очень ветх. На построение собора государи пожаловали святителю мельницу при речке Ельце, а ко времени окончания строительства они сделали 16 декабря 1688 года новое пожертвование — колокол весом в 160 пудов. К 1692 году собор был освящен. Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель Митрофан собрал в Москве у знатных людей, знакомых с ним раньше. Для вновь созданной Воронежской епархии деятельность святого Митрофана была истинным благословением Божиим. Под мудрым управлением святителя все стороны не только церковной, но и государственной жизни края испытали благодетельную перемену. Монахи, белое духовенство и миряне – все одинаково были дороги святителю, обо всех он одинаково заботился, ибо сознавал, что все без различия вручены Господом его архипастырскому водительству.

     Предание сохранило повествование о влиянии святителя Митрофана на церковную жизнь города Ельца. Направляясь на Воронежскую кафедру, он проездом побывал в Ельце, ставшем первым городом вновь созданной епархии, который посетил святитель. Ельчане с великой радостью встречали своего архипастыря и принимали его святительское благословение. При этом владыка обратил внимание на подходивших к нему черниц-инокинь, так как знал, что в Ельце находится только мужской Троицкий монастырь, и спросил монахинь: «Где они имеют свое пребывание; куда ходят на Божественную службу молиться? Чем занимаются и какими средствами добывают себе пропитание?» На что черницы ответили, что «живут они по мирским домам, так как женской обители в городе нет, питаются мирским подаянием,а на Божественную службу ходят в мужской монастырь Рождества Пресвятыя Богородицы».

     Тогда же по указу епископа Митрофана монахи, жившие в скиту Троицкого мужского монастыря на Каменной горе, были переведены в сам монастырь, а в 1683 г. Последовал указ владыки о преобразовании скита Елецкого Троицкого монастыря в женскую обитель. Святитель Митрофан сам ходатайствовал особым прошением пред Высочайшею властью о создании в Ельце женской обители, поставив во главе ее насельниц духовно опытную монахиню Иулиту. В 1685 г. Вновь устроенной женской обители царским указом были переданы земли и даны на них отказные грамоты. Так при непосредственном участии святителя Митрофана Воронежского начиналась история Елецкого Знаменского монастыря. Много забот доставили святителю раскольники старообрядцы, поселившиеся в епархии и соблазнявшие к отступлению от Православной Церкви пасомых. Святой Митрофан поступал с ними по суровым законам того времени, отсылал противников Церкви «к градскому суду». Он отбирал старопечатные книги и раздавал новые, предписывал священникам следить, чтобы их пасомые по-христиански проводили святые посты и говели, а также поучать их непрестанно в храмах Божиих чтением учительных книг; сам же он усердно произносил проповеди в храме.

     По разным селам Воронежской епархии при святом Митрофане возникли школы, учителями в которых являлись переселенцы из Малороссии, люди часто грамотные и книжные. Школы эти помогали Церкви в борьбе с противниками. Известно о большой дружбе Воронежского епископа Митрофана с епископом Тамбовским Питиримом. Возглавляя только что образованные епархии, святители своей подвижнической жизнью олицетворяли добрый пример деятельного миссионерского служения, который был необходим, чтобы эти приграничные в то время земли Московского государства огласила проповедь Слова Божия. Они поддерживали переписку и встречались для духовных бесед.

      История основания близ Тамбова Трегуляевского Предтеченского монастыря связана с дружбой святых архипастырей. Своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами святитель Митрофан способствовал укреплению царской власти. Так, когда император Петр для осады Азова с моря стал строить на воронежской верфи корабли, многие считали устройство флота делом бесполезным. Однако Воронежский епископ старался помочь царю, и делал это не только словом. Святитель Митрофан собрал все епархиальные деньги и принес их государю. «Всякий сын отечества, — сказал святитель, — должен от своего достатка помогать нужде государственной. Прими же, государь, от моих издержек оставшиеся деньги и употреби их на благо России».

     Он также поддержал замысел царя об основании новой столицы на берегах Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом Санкт-Петербурга. Взяв Казанскую икону Божией Матери, святитель благословил императора Петра, сказав царю: «Она станет покровом для новой столицы и всего народа твоего. Вражеская нога не ступит в город, пока там будет эта икона». Основав Петербург, Петр I велел заложить Казанский собор, который до сих пор является зримым свидетельством участия святителя в основании города. А Воронежского епископа император считал своим духовным наставником.

     Лишь однажды между ними произошел конфликт. Приехав как-то в Воронеж, царь вызвал к себе святителя Митрофана. По иноземному обычаю царский дворец был украшен статуями языческих богов. Святитель, встретив на пороге изваяния, вернулся к себе. Императору доложили, что епископ был у дворца и ушел. Царь оскорбился и велел опять послать за ним. Старец отвечал посланному: «Пока государь не уберет идолов, которые соблазняют простой народ, не приду во дворец. Если надо, пусть сам идет ко мне». Услышав столь решительный ответ, царь пришел в негодование: «Как он смеет не слушаться царской власти? Если он не явится сейчас же,то будет казнен как преступник царской воли!». Несмотря на свои патриотические чувства, святитель не боялся говорить царю правду, даже если это могло вызвать его гнев. «Жизнь моя во власти царя, — отвечал святитель Митрофан на эту новость. – но для меня лучше умереть, чем своим присутствием или боязливым молчанием одобрять язычество и нарушить долг христианского пастыря. Не пристало православному государю ставить языческих болванов и соблазнять простые сердца».

     Зная строгость царя, святитель Митрофан поспешил приготовиться к смерти. Он распорядился готовиться к богослужению. Зазвонили в колокола. Император Петр, услышав благовест, послал спросить о причине. Святитель отвечал посланному: «Мне, как преступнику, словом царским назначена смерть. Готовясь к смерти, я хочу совершить последнее свое богослужение…» Когда царю передали слова святителя, то он был поражен решимостью епископа умереть. Не уступая никому и никогда, царь Петр сделал уступку для Воронежского епископа. Он приказал убрать статуи и послал успокоить святителя. На другой день епископ Митрофан сам пришел к царю и благодарил его за уничтожение изваяний. Так император Петр убедился в величии духа святителя Воронежского и еще более стал уважать его.

Двадцать лет святитель Митрофан управлял Воронежской кафедрой, достигнув глубокой старости. Истинно по-христиански приготовившись к кончине, святитель мирно почил 23 ноября (6 декабря) 1703 года. На погребении святителя присутствовал сам царь Петр, который со старшими военачальниками нес гроб святителя и опустил его в могилу. «Не осталось у меня более такого святого старца,— говорил Петр на погребении, — буди ему вечная память!» Воронежский архипастырь был погребен в усыпальнице соборного храма. Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание. Заповедь, которую дает святитель своим духовным детям, и сегодня не потеряла своей актуальности: «Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

     Образ любвеобильного и милосердного епископа глубоко врезался в душу народную, чуткую к проявлениям святости на грешной земле, и много благоговейных почитателей памяти почившего святителя стекалось к его могиле, чтобы отслужить панихиду. Вскоре Господь, исполняя благочестивые чаяния почитателей святителя Митрофана, как угодника Божия, положил начало его открытому прославлению.

     В связи с постройкой нового кафедрального собора при перенесении гроба с телом святителя Митрофана, оказалось, что тело святителя нетленно. Все шире и шире по земле Русской начало распространяться благоговейное почитание его памяти,и, как бы в ответ на это, стали возрастать чудесные явления помощи Божией у его могилы. Старанием Воронежского архиепископа Антония II (Смирницкого) в 1831 году совершилось обретение нетленного тела святителя Митрофана и в следующем году совершено прославление его в лике святых. С приходом советской власти Воронежский Митрофанов монастырь, как и многие русские святыни, претерпел разорение: он был закрыт, разграблен, а затем снесен.

     3 февраля 1919 года, еще до официального постановления об организованном вскрытии мощей, изданного 14 февраля, состоялось кощунственное вскрытие мощей свт. Митрофана. Перед началом Литургии в Благовещенский собор Митрофановского монастыря вошли руководители местной большевистской ячейки в сопровождении большой толпы красноармейцев и чекистов. Они объявили духовенству, братии монастыря и многочисленным богомольцам решение «трудового народа» — «покончить с поповскими баснями о святых мощах». Монастырская братия и богомольцы плакали, не в силах пресечь беззаконие. Игумен Владимир успокаивал их: «Великая милость Божия проявлена святителю по истечении земной жизни — претерпеть мученичество за Христа».

     Свершив надругательство, безбожники составили акт вскрытия. Честные останки святого Митрофана были внесены ими в опись имущества как «социалистическая собственность» и оставлены в соборе. Разоблачение не состоялось. Чудовищное кощунство большевиков лишь усилило приток верующих к святителю Митрофану, усерднее стала их молитва.

     В 1929 году мощи святителя Митрофана были изъяты в связи с закрытием собора для использования его на нужды социалистического строительства и хранились в Воронежском краеведческом музее шесть десятков лет. Возвращение мощей Церкви свершилось милостью Божией и трудами митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в 1989 году. Они пребывали в Покровском соборе Воронежа, бывшем тогда кафедральным. В настоящее время мощи святителя Митрофана покоятся в Благовещенском кафедральном соборе города Воронежа.

     Храмовый комплекс церкви Федора Стратилата (1804) и Николая

Чудотворца (1823). Своеобразный памятник суздальской школы периода классицизма.

Храмовый комплекс.     Церковь Феодора Стратилата (освящена в 1804 году). Церковь тёплая (отапливаемая зимой), построена усердием прихожан. Церкви принадлежал дом, в котором помещалось земское народное училище. Приход состоял из собственно села Антилохова и деревень: Боровиха, Горьково, Мансуриха, Бражки и Петухово. На 1898 год всех дворов в приходе было 129, душ мужского пола 374 и женского пола 401.

      Церковь Федора Стратилата – небольшой зимному по оси восток-запад низкому односветному четверику с двускатной кровлей и главкой на глухом высоком барабане примыкают более узкая и чуть пониженная пятигранная апсида с маленькой главкой на пятигранной кровле и короткая прямоугольная трапезная с двускатной кровлей, равная по ширине четверику, а по высоте – апсиде. С запада к трапезной во 2-й пол. 19 в. Пристроен пятигранный притвор во всю ширину фасада. Углы объемов обработаны лопатками. Боковые фасады четверика прорезаны двумя окнами с лучковыми перемычками, между которыми в верхней части стен устроены квадратные ниши-киоты. В трапезной и апсиде северные стены глухие, в южных – по одному проему. Окна в диагональных гранях апсиды и притвора ложные. Ленточные наличники с едва намеченными ушами завершены треугольными фронтонами над поясом крупных дентикул и дополнены подоконными уступчатыми филенками. Стены всех объемов по верху обходит пояс своеобразных балясин (вертикальный кирпич между торцами двух горизонтальных), на четверике он дополнен рядами зубчиков.

     Внутреннее пространство здания не соответствует фасадным членениям. Роль трапезной выполнял притвор, о чем свидетельствуют остатки рамы иконостаса, трапезная же образует единое пространство с центральным объемом. Все помещения перекрыты коробовыми сводами продольной ориентации с лотками в восточной части алтаря и в западной части трапезной и притвора. Пол выложен белокаменными плитами, в оконных проемах уцелели первоначальные кованые решетки. В алтаре и на своде четверика сохранились фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., а в основном объеме – каркас иконостаса 19 в. С фрагментами резьбы

      Церковь святителя Николая Чудотворца (завершена строительством в 1823 году) с шатровой колокольней. Церковь холодная (неотапливаемая зимой), построена усердием прихожан.

Церковь Николая Чудотворца. Своеобразный памятник суздальской школы периода классицизма. Симметричная продольно-осевая композиция традиционна: трехсветный четверик храма с крупной полуовальной в плане апсидой (пониженной и суженной), узкой и короткой невысокой трапезной и двухъярусной с полуярусом колокольней. Индивидуальность облику придают необычная форма апсиды, завершения объемов (центральная глава на двухъярусном цилиндрическом барабане, нижняя часть которого световая, и четырехгранный шатер колокольни), а также подчеркнуто плоскостная трактовка фасадного декора.

     Во 2-й пол. 19 в. С северо-западного угла трапезной и с запада к колокольне пристроен притвор с мощными контрфорсами по сторонам. Стены всех объемов покрыты горизонтальным рустом с довольно широкими междурустьями. На боковых фасадах четверика проемы, расположенные по трем осям и в три света, объединены лопатками (нижние крайние окна помещены на легких выступах стены, на уровне окон второго света разделенных на две лопатки). Третий ярус отделен карнизом, обходящим весь объем. Боковые проемы двух нижних ярусов имеют лучковые перемычки (более пологие во втором ярусе); на южном фасаде, внизу, в центре, расположен вход, на северном – ложное окно; во втором ярусе среднее окно – полуциркульное, к нему сходятся ленты руста. Боковые окна верхнего света круглые, а центральное – ромбовидное. Нижние крайние окна увенчаны сандриками со свисающими серьгами и треугольными фронтонами, над круглыми окнами высоко поднятые сандрики с подвесками дополнены трапециевидными фронтонами. По сторонам центральных проемов нижнего яруса утоплены полуколонны, над ними проходит гладкий пояс своеобразного антаблемента. Четверик завершен карнизом из ступенчатых консолей и поребрика, близким по рисунку карнизу трапезной. Внутри доминирует высокое и светлое основное пространство, перекрытое восьмигранным сомкнутым сводом с узкими диагональными гранями над маленькими тромпами.

     Трапезная перекрыта коробовым сводом, апсида – цилиндрическим с конхой. Сохранились незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в. (в круглых медальонах над тромпами – евангелисты). Двухъярусный иконостас 1-й трети 19 в. – яркое произведение в стиле классицизма. Строгая композиция и эффектный нарядный декор придают ему парадный и торжественный облик. Утрачен нижний ярус, почти все иконы, многие детали резьбы. Центральная часть в три оси образует небольшой выступ. Проем царских врат фланкирован широкими, завершенными фронтонами двухколонными портиками, во втором ярусе в центре – четырехколонный портик, по флангам – двухколонные. Фризы украшены резными композициями из ваз с расходящимися от них стеблями, розетками, рядами поставленных вертикально листьев аканта, свисающими драпировками. Увенчан иконостас Распятием с предстоящими (тромплеи). В алтаре фрагментарно сохранилась надпрестольная сень в виде четырех колонн, несущих полусферическое покрытие. Пол выложен белокаменными плитами.

Руководитель организации

_____________ _____________________

            (подпись)                                    (фио)

 

 

3.Заключение

При написании данной работы был раскрыт туристский потенциал Савинского района. Мы выбирали именно те объекты культуры и истории, которые бы наибольшим образом раскрыли наш район с разных времен.

За день нельзя охватить всего многообразия достопримечательностей Савинского района, поэтому нами будет разработан целый ряд маршрутов, которые покажут достопримечательности района (памятники как архитектурного, так и природного плана), И мы постарались сделать эти маршруты такими, что бы каждый независимо от возраста нашел бы в ней что-то свое для себя интересное.

Выводы:

1.     На территории Савинского района расположено много культурных и исторических объектов.

2.     Все экскурсионные объекты района находятся в доступных для пешего и велосипедного походов.

3.     Все маршруты доступны для любого возраста.

Практические рекомендации: собранный материал и маршрутные карты могут использоваться администрацией района для раскрытия туристического потенциала Савинского района.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Список литературы

1.     Владимирский сборник: для статистики, этнографии, истории и археологии Владимирской губернии. Сост. К. Тихонравов. М., 1857.

2.     Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии. Владимир, 1898.

3.     Кабанов А. Ю. Крупное вотчинное землевладение на территории современного Савинского района в XVI – начале XVIII веков // Офенство и история Савинского края. Мат-лы науч. краеведч. конф., п. Савино 8 октября 2009 г. - 2010.

4.     Клепин Н.Н. Материалы для оценки земель Владимирской губернии. Т. 7. Ковровский уезд. Владимир, 1907.

5.     Монякова О.А. Исторические заметки о Коврове. Ковров, 2003.

6.     Памятная книжка Владимирской губернии на 1900 г. Владимир, 1900.

7.     Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 3-4. М., 1988.

8.     Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание г. Коврова с уездом. М., 1903.

9.     Фролов Н.В., Фролова Э.В. История земли Ковровской. Ч. 1. Ковров, 1997.

10. Якушкин Г. Р. Обзор документов РГАДА по истории Савинского района Ивановской области // Офенство и история Савинского края. Мат-лы науч. краеведч. конф., п. Савино 8 октября 2009 г. — 2010.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Экскурсионные объекты Савинского района

Храмы Савинского района

1.     Храм Иоакима и Анны, с.Алексино, между 1808 и 1852 – не действует

2.     Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с.Алексино, между 1806 и 1813 – не действует

3.     Храм Николая Чудотворца, с.Антилохово, 1823

4.     Храм Феодора Стратилата, с.Антилохово, 1804

5.     Храм Вознесения Господня, с.Вознесенье, 1800

6.     Храм Николая Чудотворца, с.Вознесенье, между 1820 и 1830

7.     Храм Воскресения Христова, с.Воскресенское, 1812

8.     Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с.Воскресенское, 1823 – не действует

9.     Храм Казанской иконы Божией Матери, с.Корзино, 1902 – не действует

10. Храм Николая Чудотворца, с.Меховицы, 1810 – не действует

11. Храм Спаса Преображения, сМеховицы, 1790 – не действует

12. Храм Покрова Святой Богородицы, с.Милюково, 1815 – действует

13. Храм Иоанна Богослова с. Михалево, 1872 год – действует

14. Храм Владимирской иконы Божией Матери, д.Набережная, между 2011 и 2015 – действует

15. Храм Владимирской иконы Божией Матери, с.Польки, 1803 – не действует

16. Храм Илии пророка, п. Савино, 1994 год – действует

17. Храм Митрофана Воронежского (деревянная), п.Савино, между 1998 и 2000 – действует

18. Храм Михаила Архангела, п.Савино, между 2013 и 2016 – действует

19. Храм Владимирской иконы Божией Матери, с.Филяндино, 1824 – действует

20. Храм Николая Чудотворца, с.Филяндино, между 1794 и 1804 – действует

21. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с.Шапкино, между 1799 и 1825 – действует

22. Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с. Щербово, 1834 – действует

23. Храм Иконы Божией Матери «Знамение», с.Яковлево, 1827 – не действует

Памятники архитектуры

24. Поклонный столб, с.Шапкино, 2ая пол 19в

25. Здание лавки, с.Шапкино, 1ая по 19в

26. Школа церковно-приходская, с.Алексино

27. Лавка церковная, с.Алексино, 2ая пол 19в

28. Дом жилой, с.Алексино, (бывшее волостное управление, здесь в 1853 году жил Владимир Даль, изучавший язык офеней)

http://nasledie-archive.ru/upload/foto/37/3700001309/b_l_3700001309_001_144569.jpg

29. Дом жилой, с.Антилохово, 2ая по19 в

http://nasledie-archive.ru/upload/foto/37/3700001310/b_l_3700001310_001_129180.jpg

30.Дом жилой, с.Антилохово, сер 19 в

http://nasledie-archive.ru/upload/foto/37/3700001311/b_l_3700001311_001_101798.jpg

31.Палатка, с.Воскресенское,

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001320/imgpas_005.jpg

32. Дом жилой, с.Воскресенское

http://nasledie-archive.ru/upload/foto/37/3700001321/b_l_3700001321_001_119264.jpg

33.Палатка, с.Воскресенское

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001324/imgpas_005.jpg

 

 

34.Дом жилой, с.Воскресенское

http://nasledie-archive.ru/upload/foto/37/3700001325/b_l_3700001325_001_126996.jpg

35.Школа земская, с.Воскресенское

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001326/imgpas_006.jpg

36.Столб поклонный, с.Ильинское

37.Дом жилой, с.Корзино

http://nasledie-archive.ru/upload/foto/37/3700001332/b_l_3700001332_001_130438.jpg

38.Ворота кладбища

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001333/imgpas_006.jpg

39.Надгробия белокаменные, с.Милюково

40.Складские помещения, д.Набережная

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001342/imgpas_005.jpg

41.Дом Аршина (купец раскулачен в 1928 г), д.Набережная

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001343/imgpas_006.jpg

42.Столб поклонный, д.Набережная

43.Дом Сафронова (купец, построен в 19в), с.Шапкино

http://nasledie-archive.ru/upload/pas/3700001348/imgpas_007.jpg

44.Заборьевский фатьяновский могильник, с.Заборье

(все фото с сайта http://nasledie-archive.ru)

45.Дом Балакирева (купец, 19в), д.Жабриха

46.Церковное училище (рубеж 19-20 в), с.Щербово

47.Здание начальной школы (19 в), с.Щербово

48.Поклонный столб, сельцо Шижегда

49.Деревянный особняк фабриканта (19 в), с Меховицы

50.Каменный особняк фабриканта Рогова И.Т. (19 в), д.Агрофенино

51.Поклоный столб, д.Горячево

52.Поклонный столб, д.Горячево

53.Поклонный столб, д.Фефелово

 

Памятники погибшим в ВОВ

54.Памятник погибшим воинам в с.Агрофенино

55. Памятник погибшим воинам в с.Архиповка

56. Памятник погибшим воинам в д.Большое Высоково

57. Памятник погибшим воинам в с.Вознесенье

58. Памятник погибшим воинам в с.Воскресенское

59. Памятник погибшим воинам в д.Горячево

60. Памятник погибшим воинам в с.Меховицы

61. Памятник погибшим воинам в с.Михалево

62. Памятник погибшим воинам в с.Панфилово

63. Памятник погибшим воинам в д.Покровское

64. Памятник погибшим воинам в д.Полома

65. Памятник погибшим воинам в с.Польки

66. Памятник погибшим воинам в п.Савино

67. Памятник погибшим воинам в д.Шестуниха

68. Памятник погибшим воинам в с.Щербово

Объекты природы (водные и растительные)

69. Березовый лес между деревнями Нивы и Меховицы.

Описание: Памятник природы местного значения. В составе древостоя преобладает берёза; лес разреженный, чистый, парковый; рельеф ровный с лёгким понижением к югу.

70. Сосновый бор в посёлке Архиповка

Описание: Памятник природы местного значения.

71. Сосновый бор Горячевский
Описание: Памятник природы местного значения.

72. Сосновый бор у деревни Тепляки
Описание: Памятник природы местного значения.

73. Участок леса близ болота Чертовики

Описание: Памятник природы местного значения.

74. Карстовые формы рельефа в окрестностях деревни Курмыш

Описание: Памятник природы регионального значения.

75.Водоём Подкова

Описание: Памятник природы местного значения.

76.Искусственный водоём в деревне Покровское

Описание: Памятник природы местного значения.

77.Искусственный водоём в деревне Шестуниха

Описание: Памятник природы местного значения.

78.Озеро Большое Рассолово

Описание: Памятник природы местного значения. Составляет единый озёрный комплекс с расположенными в непосредственной близости озёрами Вандышево и Малое Рассолово.

79.Озеро Вязовское

Описание: Памятник природы местного значения.

80.Озеро Западное

Описание: Памятник природы регионального значения.

81.Озеро Полёво

Описание: Памятник природы местного значения. Озеро имеет ледниковое происхождение, мелеет, зарастает.

82.Озеро Филатовское

Описание: Памятник природы регионального значения.

Места археологических находок

83.Место обнаружения клада медных монет в с.Егорье

84.Место обнаружения железного шипа «Иванов чеснок»

85.Место обнаружения каменного топора на р.Варжевка

86.Место обнаружения пяти каменных топоров и одного медного

87.Место нахождения бескурганного могильника фатьяновской культуры

 

 

 

Приложение 2


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования для детей

Оглавление стр. 1. Введение …………………………………………………

Оглавление стр. 1. Введение …………………………………………………

Введение Туризм и краеведение являются важными составлявшими патриотического воспитания обучающихся

Введение Туризм и краеведение являются важными составлявшими патриотического воспитания обучающихся

Мы считаем, что и наш район обладает огромным рекреационным потенциалом, и здесь можно развивать такую перспективную отрасль, как туризм

Мы считаем, что и наш район обладает огромным рекреационным потенциалом, и здесь можно развивать такую перспективную отрасль, как туризм

Основная часть. 1.1.

Основная часть. 1.1.

Васильевича Ногтева-Суздальского

Васильевича Ногтева-Суздальского

С. Г. Гундорова княгиня Ульяна за 200-рублевую компенсацию вынуждена была отказаться от своих савинских вотчин, которые пошли в раздачу помещикам

С. Г. Гундорова княгиня Ульяна за 200-рублевую компенсацию вынуждена была отказаться от своих савинских вотчин, которые пошли в раздачу помещикам

Именно тогда возникли текстильные фабрики в селах

Именно тогда возникли текстильные фабрики в селах

Сбор и анализ материалов. Проанализировав информацию, полученную из различных источников (литература, интернет, рассказы очевидцев), нами был составлен перечень экскурсионных объектов

Сбор и анализ материалов. Проанализировав информацию, полученную из различных источников (литература, интернет, рассказы очевидцев), нами был составлен перечень экскурсионных объектов

Характеристика маршрута: - пункт (место) убытия группы

Характеристика маршрута: - пункт (место) убытия группы

Схема маршрута (приложение)

Схема маршрута (приложение)

Господу в совершенном отвержении мира и всех его прелестей вступлением на путь монашеского жития

Господу в совершенном отвержении мира и всех его прелестей вступлением на путь монашеского жития

Митрофан. Личные свидания со святителем и беседы с ним запали в душу набожного царя, и он относился к подвижнику с глубоким уважением

Митрофан. Личные свидания со святителем и беседы с ним запали в душу набожного царя, и он относился к подвижнику с глубоким уважением

Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель

Вероятно, значительную часть средств на постройку соборного храма и на его драгоценную утварь святитель

Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом

Невы. Воронежского епископа называют крестным отцом

С приходом советской власти Воронежский

С приходом советской власти Воронежский

Основные достопримечательности на маршруте

Основные достопримечательности на маршруте

Заключение При написании данной работы был раскрыт туристский потенциал

Заключение При написании данной работы был раскрыт туристский потенциал

Список литературы 1. Владимирский сборник: для статистики, этнографии, истории и археологии

Список литературы 1. Владимирский сборник: для статистики, этнографии, истории и археологии

Приложение 1 Экскурсионные объекты

Приложение 1 Экскурсионные объекты

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, с

Палатка, с.Воскресенское, 32

Палатка, с.Воскресенское, 32

Дом жилой, с.Воскресенское 35

Дом жилой, с.Воскресенское 35

Дом Аршина (купец раскулачен в 1928 г), д

Дом Аршина (купец раскулачен в 1928 г), д

Памятники погибшим в ВОВ 54.Памятник погибшим воинам в с

Памятники погибшим в ВОВ 54.Памятник погибшим воинам в с

Карстовые формы рельефа в окрестностях деревни

Карстовые формы рельефа в окрестностях деревни

Приложение 2

Приложение 2
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2024