Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 2 г. Болотное
Болотнинского района Новосибирсой области
Творческий проект на тему:
«Авторская песня в России»
г. Болотное 2023г.
Содержание работы
1. Введение...............................................................................................3 2.1 Что такое авторская песня?...........................................................4-5
2.2. Что является главным в авторской песне – поэтический текст или мелодия?
2.3.Тематика произведений.
3.1.Кто такие барды? Какие человеческие качества воспеваются в песнях современных бардов?...................................................................................6-7
3.2.Каковы истоки бардовской песни?
3.3.Кто является основоположником бардовской песни в нашей стране.
4.Авторы-исполнители.........................................................................8-9
5.Грушинский фестиваль..................................................................10-15
6.Много ли поклонников и продолжателей творчества основоположников бардовской песни?
7.Современные российские барды.
12. Заключение.......................................................................................16
13.Список литературы...........................................................................17
Введение
Актуальность исследования. Авторская песня на сегодняшний день изучена достаточно подробно, о чем свидетельствует большое количество книг, монографий и диссертаций по теме. И хотя все исследователи изучали многие вопросы, сам феномен авторской песни сохраняет свое заметное присутствие в сегодняшнем поэтическом пространстве, но современное состояние традиции оказалось на периферии исследовательского внимания
Цель:
получить новые знания о таком литературном жанре, как авторская песня, её характерных особенностях, знакомство с наиболее яркими представителями этого жанра и их песнями, разработать презентацию об авторской песне, ее классификации и известных бардах России.
Задачи:
- воспитать интерес к творчеству поэтов-бардов, любви к музыке, желание стать исполнителем собственных песен;
- познакомить с творчеством поэтов-бардов (классиков и современников).
Объект исследования: авторская песня в России.
Предмет исследования: мы «отправляемся» в путешествие к авторам самодеятельной песни.
Что такое авторская песня?
Что является главным в авторской песне – поэтический текст или мелодия?
Тематика произведений
Люблю я авторскую песню
Сидишь с друзьями у костра,
И все рядом, все вместе
И так - до самого утра.
Эти строчки уже перестали быть всеобъемлющей характеристикой жанра в плане его камерности. Кроме того, мне не кажется правильным автоматическое пристегивание авторской песни к рюкзаку и палатке. Авторская, самодеятельная песня. Что же это за явление? Сегодня уже можно говорить о самодеятельной песне как о явлении историческом, культурном, искусствоведческом. Удивительно, что для обозначения этих песен используется несколько определений: авторские, студенческие, туристские, и каждое их них отражает какую-нибудь грань или сторону этого явления. Мы слышим их в исполнении авторов и просто любящих петь знакомых и незнакомых людей, мы слышим их в поездах, командировках, на слетах и фестивалях, в походах у костра, на концертах в огромных залах или вечерах. Традиция создавать песни с ярко выраженной авторской позицией существовала давно. Вспомним «Смело товарищи в ногу» или «Там, вдали за рекой». Песни, сочиняемые непрофессиональными музыкантами, появились в предвоенные и в военные годы. Но когда говорят о современном жанре самодеятельной (авторской) песни как о массовом движении, мы вспоминаем 50-60 годы. Это было время, когда люди особенно стремились честности, правдивости, вниманию к душевному миру человека. Вспомним 50 годы. Песенное творчество превратилось в массовое общественное движение, объединившее в свои ряды тысячи любителей самодеятельных песен. Однако чем песня жива, почему она привлекает людей? Должна быть хорошей музыка? Да. Хорошим текст? Да. Хорошим исполнение? Да. Но почему все-таки нередко остаются на десятилетия и века песни, казалось бы, бесхитростные по тексту и напеву? Конечно, в песнях, создаваемых инженерами, геологами, рабочими, конечно, возможны литературные и музыкальные огрехи, да их и не всегда полезно исправлять. Ценность их в том, что авторы стремятся отобразить мир таким, каков он есть на самом деле…без шаблона, без фальши. Что же касается того, что самодеятельные песни называют туристскими, то действительно – многие из них рождены именно в дороге или по впечатлениям от походов, путешествий, экскурсий, экспедиций, или в мечтах о синих горах, зеленых озерах, далеких странах. Туристские песни – это далеко не всегда песни о палатках, дорогах, кострах. Говоря об этих песнях, надо, прежде всего, говорить о людях, ведущих активный образ жизни, стремящихся отдыхать содержательно, интересуясь миром во всем его многообразии не только через экран телевизора. Ведь туризм для многих людей – не хобби, не развлечение, а образ жизни. Сами же туристы, альпинисты, геологи, путешественники никогда не делят обширный мир песен на песни туристские и не туристские.
И звучат эти разнообразные по тематике песни от Кавказа до Печоры, от Сахалина до Ужгорода, на всех широтах и меридианах. Звучат, переполненные истинного патриотизма, мужества, романтики непременно юмора. Семь основных нот в музыке, семь цветов радуги. И каждому цвету радужного спектра найдется соответствие в многоголосии и многозвучии этих песен.
Вот цвет красный. Цвет крови, пролитой на фронтах Великой Отечественной войны. Сильна нота памяти минувшей войны. Немало песен о войне, созданных уже в мирное время, написанных участниками, известными поэтами М.Анчаровым и Б.Окуджавой и др.
Песни В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», В.Егорова «Облака», С.Никитина и С.Крылова «Маленький трубач» в исполнении учащихся.
Оранжевый и желтые цвета сливаются в один – золотой: цвет фантазии, мест, романтики. Романтическая традиция в самодеятельной песне отражает святое свойство человека фантазировать, мечтать, стремиться крылатой мыслью туда, где он не был, где можно узнать что-то новое, неизвестное.
Песни Ю.Кукина «За туманом), В.Канера «А все кончается», С.Никитина «Брич-Мулла», Ю.Визбора «Домбайский вальс».
И зеленый необычайно интенсивен в палитре красок самодеятельных Только из песен о природе можно составить большой тематический сборник, ведь раздумья о природе – повод для размышления о любви и разлуке, о трудностях и превратностях, свойственных жизни песен. Песни Е.Бачурина «Дерева», А.Якушевой « В речке каменной», А.Городницкого «Снег».
Голубой и синий цвета невольно напоминают о прогулках влюбленных под луной, о мягком свете звезд. В этих песнях все оттенки любовного чувства, которые доступны человеку. В них поют о любви цветущей, о любви ушедшей, о предчувствии любви. Существует много песен о любви неразделенной, о любви бесшабашной. Поют и в шутку и всерьез.
Песни Ю.Визбора «Ты у меня одна», В.Миляева «Весеннее танго», А.Якушевой «Ты – мое дыхание», С.Никитина «Под музыку Вивальди», «Если у вас нету тети», А.Городницкого «Перекаты».
Но не всегда жизнь воспринимается человеком лишь в мажоре. Как нет радуги без фиолетового цвета, так нет жизни без огорчений. Походы, путешествия, длительные экспедиции непременно сопровождаются разлуками и ожиданиями. А значит всегда жива тоска по дому, грусть от разлуки с любимыми и друзьями.
Стихи оживают в песне
И в музыке, сложенной к ним.
Становится жизнь чудесней,
Душой отдыхаем, парим.
Забыты на миг тревоги,
Заботы покинули нас.
Без песни – были б убоги,
А с ней – в наслаждении час.
Кто такие барды? Каковы истоки бардовской песни?
Кто является основоположником бардовской песни в нашей стране.
А много ли мы знаем о бардовской песне? Что такое бардовская песня? Бардовская песня - древнейший жанр, более древний, чем инструментальная музыка и писаные стихи. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Само слово «бард» (поэт-певец у древних кельтов) пришло из древности. Традиция исполнять стихи, сопровождая их музыкой, была у всех народов. Содержание стихов при этом может быть различным, но всегда они – важный компонент бардовской песни. В этом существенное отличие от текстов эстрадных песен, где не предполагается даже, что все слова будут расслышаны. Основное качество Бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Это живая песня: она спрашивает, советует, рассказывает, печалится, веселится. В жизни наступает момент, когда поэтические строчки начинают звучать внутри нас. Душа словно просыпается и поет. Тогда рождаются песни, отражающие внутренний мир человека и рассказывающие обо всех самых светлых моментах в жизни.
В конце 60-х годов авторская песня приобрела такую популярность, что по всей нашей великой стране устраивались «слеты» - загородные фестивали авторской песни. Самый крупный из них – памяти Валерия Грушина – студента, погибшего в туристическом походе, - до сих пор проводится под Самарой, на Волге, так как бардовскую песню многие считают туристической.
Первыми бардами были :
Булат Шалвович Окуджава,
Юрий Иосифович Визбор,
Александр Моисеевич Городецкий,
Александр Аркадьевич Галич;
Юлий Черсанович Ким и многие другие.
Кто был первым бардом, поющим поэтом нашего времени? Кто первый взял гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Многие считают: Окуджава. Еще чаще говорят: Высоцкий. И у людей есть основания думать так. Но рядом с пронзительной элегичностью Окуджавы, рядом с гневным, яростным напором Высоцкого не потерялась искрящаяся улыбка Юрия Визбора. Он был действительно, прирожденно артистичен, это певец костров. Тогда шутили: у Визбора даже гитара смеется. В его голосе искрилось ликование, у него улыбалось каждое слово, каждый звук; эта радость окрашивала у него любую песню, даже грустную. Среди бардов были и семейные дуэты, пример, Никитины. Во время учебы, в 1967 году, студентка Татьяна начала петь в квинтете физиков, которым руководил Сергей Никитин, ее будущий муж. В 1974 года Татьяна и Сергей Никитины начали петь дуэтом, и долгое время они совмещали музыкальную деятельность с научной работой: оба - кандидаты физико-математических наук. Вместе с Сергеем Никитиным она исполняла его песни и песни друзей-бардов. "Резиновый ежик", "Когда мы были молодые", "Александра", "Переведи меня через майдан", их голос звучали в кинофильмах, в том числе в легендарной картине "Москва слезам не верит". Судьба многих бардов сложилась трагически. Так, Александр Галич был исключен из Союза писателей, эмигрировал и погиб в Париже, всем известна судьба Владимира Высоцкого, Виктора Цоя, Игоря Талькова.
Истоки бардовской песни
-Кант (бытовая многоголосная бытовая песня)
-Крестьянские песни
-Городской романс
-Творчество декабристов
-Революционные молодёжные песни 20-х годов
-Песни беспризорников
-Студенческий фольклор
А теперь нам хотелось бы остановиться на некоторых бардах подробнее.
Авторы-исполнители
И начнем с творчества барда-классика Владимира Высоцкого. Это один из самых известных поэтов-бардов. Его голос невозможно спутать ни с чьим другим.
Может, кто и ныне снова хрипоте его не рад.
Может, кто намеревается подлить в стихи елея...
А ведь песни не горят, они в воздухе парят.
Чем им делают больнее, тем они сильнее.
Владимир Высоцкий… Это имя и при жизни было легендой. А после смерти этим именем называют горные вершины, театры, корабли. В 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали открытую ими планету именем Владимира Высоцкого. Она значится под номером 2374 в Международном каталоге планет. Жизнь его, короткая, но стремительная, пересекла небосклон человеческих судеб сияющим метеоритом. Он много раз умирал, но вновь воскресал. Не умея жить и чувствовать вполсилы, он работал на износ. «Поющий нерв эпохи»,- так назвал Высоцкого поэт Евгений Евтушенко. Злой рок русской поэзии: за редким исключением, всё сколько- нибудь значительное погибает, едва успев расцвести. Этой трагической участи не избежал и Владимир Высоцкий- артист, поэт, композитор редкостного и неповторимого дарования. Но и недоиграв, недопев, недописав, он оставил так много, что о нём ещё долго невозможно будет сказать «был». Он-«есть». Во всяком случае, до конца нашего поколения. 25 июля 1980 года поэта не стало. Поклониться Высоцкому пришли не только артисты, друзья и родственники. Незнакомые люди, которые любили его песни, стихи, пришли отдать дань памяти своему кумиру - тысячи людей, людское море, растянувшееся на километры. Внезапно над толпой поднялся голос Высоцкого - сотни людей взяли с собой магнитофоны с записями своих любимых песен.
ИГОРЬ ТАЛЬКОВ
Сейчас мы вспомним еще одного барда, чья судьба трагически оборвалась. Имя Игоря Талькова мало кого оставляет равнодушным. Трагическая гибель певца только подогрела интерес к его личности, его творчеству, его судьбе. Игорь Владимирович Тальков родился 4 ноября 1956 года в бедной семье города Щекино Тульской области, что в 7 километрах от Ясной поляны. Это стихотворение, посвященное памяти Виктора Цоя, было написано на смерть певца. Как вы видите, оно оказалось пророческим. В 1991 году жизнь Игоря Талькова так глупо оборвалась. Игорь Тальков был убит 6 октября 1991 года в концертном зале "Юбилейный". Ходили разные слухи о причине его гибели. Наиболее известной является версия, когда певец поссорился за кулисами во время концерта с охранником знаменитой певицы Азизы. В порыве перепалки охранник выстрелил в певца почти в упор. Смерть наступила сразу, он был уже мертв, когда приехала скорая помощь. Вся страна была в шоке и ужасе. Разразился страшный скандал. Очень долгое время Азиза не появлялась на экранах российского телевидения. Но певца было не вернуть.
Барды, о которых дальше пойдет речь - наши современники. В частности Александр Розенбаум. Родился он 13 сентября, в семье студентов Медицинского института. В пятилетнем возрасте начал ходить в музыкальную школу. В 12 лет он был принят в секцию по боксу. Соседом Сашиной бабушки по квартире был известный гитарист Михаил Минин, у которого Саша и научился первым гитарным приемам, а в дальнейшем игре на гитаре обучался самостоятельно. В 15-16 лет появились его первые стихи. Он начал слушать и повторять запрещенные тогда песни Галича, Высоцкого и Окуджавы. Затем дальнейшую судьбу он решает связать с профессией своих родителей – медициной. Почти пять лет работает врачом скорой помощи. В тоже время, ощутив тягу к написанию и исполнению своих песен Розенбаум поступает в вечернее джазовое училище при дворце имени Кирова. С того времени, будучи врачом он выступал с песнями в эстрадных коллективах. Известный во всей стране поющий врач не оставил равнодушным никого. Поет он обо всем: и о войне, и о любви, и о истории нашей. На своих концертах Розенбаум собирает тысячи поклонников. Почему? Чем он заставил любить себя? Наверное, потому, что мало осталось у нас поэтов-бардов, настолько близких к классическому исполнению песен под гитару.
Бард, о котором мы будем говорить сейчас, очень известен. Его любят слушать и ребята нашего школьного ансамбля. Это певец по имени Трофим. Сергей Трофимов (Трофим) - композитор, поэт, музыкант, исполнитель своих песен. родился 4 ноября 1966г. в г. Москве. В 1973г. стал солистом Московской Государственной хоровой капеллы мальчиков при институте им. Гнессиных. Учился в Московском Государственном Институте Культуры и в Московской Государственной Консерватории (кафедра теории и композиции)в 1985г.: дипломант XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве.
С 1991 по 1993гг.: служил в церкви (певчий регент подьячий). В 1994г.: начало гастрольной деятельности под псевдонимом «Трофим».
В 1996г.: выпустил сольный альбом
В 2000г.: состоялась поездка в Чечню, был заместителем председателя попечительского совета ГУИН России
в 2001г.: становится членом союза писателей России
Работал с певцами: Вахтангом Кикабидзе, Лаймой Вайкуле, Ладой Дэнc, Александром Маршалом, Николаем Носковым, Еленой Пануровой и др.
Эти песни не горят,
Они в воздухе парят,
Чем им делают больней –
Тем они сильнее…
Грушинский фестиваль
Фестиваль носит имя Валерия Гру́шина (1944—1967) — студента Куйбышевского авиационного института им. С. П. Королёва, который погиб во время туристического похода по реке Уде (Сибирь), спасая тонувших начальника метеостанции реки Хадома Константина Третьякова и его детей.
Первые фестивали собирали, в основном, туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешний фестиваль собирает десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пик популярности пришёлся на конец 1970-х годов — в 1979 году фестиваль посетило 100 тыс. и на конец 1990-х — в 2000 году 210 тысяч участников. Первый фестиваль туристической песни имени Валерия Грушина прошёл 29 сентября в Жигулях в Каменной чаше Присутствовало, несмотря на дождь, более шестисот человек. Главная сцена фестиваля изначально была в форме плота, а с 1987 года в форме гитары. Тринадцатому фестивалю не повезло. Всё было готово к проведению, даже были заготовлены памятные значки. Но прибывших гостей в центре фестивальной поляны встретила табличка: «Фестиваль отменён». Следующие шесть лет Грушинский фестиваль пребывал на нелегальных условиях полуподполь (с 1980 -1986 г.), а с 1987 года фестиваль вновь возобновил свою творческую деятельность. В1988 г. открылся музей В. Грушина. Приезжали космонавты и участники трансарктического лыжного перехода из СССР в Канаду.
Лауреаты 1986 г авторы — Олег Митяев (Челябинск), Виктор Трофимов (Москва) с песней «Пограничная юность моя» (2001г.), Дуэт Александра Минаева и Виктора Трофимова (Москва) с песней «Банечка» (2001г.), Специальным дипломом жюри за виртуозную игру на гитаре и аранжировки песен был отмечен Дмитрий Григорьев (Краснодар), аккомпанировавший Ирине Христиановой (2002г.)
Ирина Христианова
Лауреаты: авторы — Никита Дорофеев (Нижний Новгород), (2007г.)
Лауреаты: Ирина Сурина (Москва)2011г
Палатки — типичный образ жизни на фестивале. В 2010 суд поставил точку в вопросе о том, какой из фестивалей называется Грушинским. Фестиваль на Мастрюковских озёрах в итоге сменил название и отныне он называется «Всероссийский фестиваль авторской песни „Платформа“.
Известные барды нашего времени:
АЛЛА И ГЕННАДИЙ ВИКСМАН (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ)
Алла Виксман исполнительница, с 1987г начала выступать в дуэте с автором музыки и исполнителем Владимиром Ильиным. В составе дуэта была участницей и лауреатом фестивалей в С-Петербурге, Киеве, Норильске, Гродно, Пскове, Ялте, Архангельске, Калуге, Грушинского фестиваля.
В 1996г приняла участие в записи альбома Владимира Ильина «Пара нот из-за такта».
Геннадий Виксман исполнитель, начал увлекаться авторской песней
с 1987г в г. Вильнюсе. Участник и лауреат фестивалей
в Вильнюсе, Минске, Риге, Калининграде, Киеве, Норильске, Гродно, Пскове,
Архангельске, Калуге, Ярославле, Грушинского фестиваля. Автор переводов текстов
песен в стиле босса-нова и классический джаз, а также стихов
к песням на музыку Б. Кинера и В. Ильина. Несколько песен
на музыку Б. Кинера звучат в кинофильмах.
С 1991г Алла и Геннадий Виксман стали петь дуэтом, некоторые песни
исполняются также в составе трио совместно с Владимиром Ильиным. Были
участниками и гостями фестивалей в Германии, Эстонии, Финляндии,
Израиле, США.
В репертуаре песни классиков авторской песни и современных авторов:
Б. Окуджавы, С. Никитина, В. Туриянского, А. Иванова, М. Мермана, И. Малыгина,
В. Сушко.
В 2013г записан CD «Задолго до финАЛЛА», где звучат песни
в исполнении Аллы и Геннадия Виксмана, Владимира Ильина и Эллы
Беляковой. В исполнении песен Аллу и Геннадия всегда отличает
бережное отношение к мелодии и стихам, желание найти и донести
до слушателя новое звучание песни, сохранив интонацию и замысел автора.
ЭЛИНА ГЕРОДЕС (ТАЛЛИНН, ЭСТОНИЯ)
Геродес Элина Владимировна, родилась прохладным ленинградским днем, 18
апреля 1978 года. Девочка была очень любима всеми членами семьи, и каждый
считал своим долгом дать имя ребенку, поэтому таковое она получила только
спустя три месяца после рождения. Причем выбрала Элина его себе сама,
пролоббировав мамин вариант в ходе устроенной жеребьевки.
Куклы и мячики в детских играх сменялись линзами от нивелиров
и пистолетом в кожаной кобуре, потому что папа Элины был офицером
гидрографом в те годы. За ним семья перемещалась в пределах зоны
Дважды Краснознаменного Балтийского Флота. И, конечно же, всегда Балтийское
море играло свою музыку для юной Элины.
Оттого ли уже в 9 лет девочка начала пробовать писать стихи? Первым
произведением было отражение окружающей действительности — пародия
по мотивам песни «Остров невезения» о перестройке и трудной
жизни по талонам. Песня имела успех у мамы и папы и, до сей
поры, это единственное остросоциальное произведение Элины, после чего она стала
сторонницей лирического жанра
С 13 лет стихи стали посещать Элину регулярно. В эти же лихие
годы девушка у своих друзей получила начальное музыкальное образование.
Самые разнообразные жанры и авторы: Виктор Цой, Юрий Визбор, «Голубые
береты», Александр Розенбаум, «Крематорий» и многие другие — навсегда
привязали ее сердце к гитаре.
После окончания школы Элина собиралась поступать в театральное училище
и поступила … на юридический факультет Александровского лицея им.
А.С. Пушкина. Позже Элина продолжила свое образование на юридическом же
факультете ЛГОУ им. А.С. Пушкина. Кроме двух учебных заведений, с именем
А.С. Пушкина Элину связывают мистические нити. Дело в том, что в 1872
году семейство эстонских немцев по фамилии Геродес решили поменять место
жительства с Ревеля на русскую Ингерманландию и переехали
в красивые места, недалеко от Гатчины. С ними был младший сын,
Оскар, мальчик деятельный и смышленый. Он любил работать и через
некоторое время настолько утвердился, что купил мельницу, которую спроектировал
и руководил постройкой Абрам Петрович Ганнибал, великий прадед Александра
Сергеевича. Дело в том, что те места — Пушкинские: поместье
Ганнибалов, в котором зачалась жизнь русского поэта; домик няни Пушкина,
Арины Родионовны; домик станционного смотрителя; могила Ганнибала. (Кстати, еще
усадьба Абрама Петровича знаменита тем, что на ее полях, по приказу
Екатерины II, был впервые устроен промышленный посев картофеля и именно Абрам
Петрович стал основателем всего картофелеводства на Руси). И вот,
Оскар Геродес стал обеспечивать всю округу мукой (небольшое селение,
в котором находилась мельница, до сих пор носит это название), и,
со временем, выкупил 4 больших дома в деревне, один из которых
принадлежал артисту императорских театров, брату Ильи Ефимовича Репина —
подлинная купчая и сейчас хранится в архиве семьи Элины.
Рождение и воспитание дочери на несколько лет вытеснили
творчество из жизни Элины, но время прошло, и песни вернулись, да так
щедро, что в 2006 году с дружеской помощью и поддержкой был
организован первый дерзкий аншлаговый двухчасовой концерт в знаковом
для Петербурга месте…
…Арт-кафе «Бродячая собака» началось в 1911 году, как источник,
в котором слились воедино литературная, театральная и художественная
стихии (Т.П. Карсавина, М.М. Фокин, Ю.М.Юрьев, Анна Ахматова, Н.С. Гумилев,
К.Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Саша Черный, О.Э. Мандельштам и многие
другие — были завсегдатаями «Бродячей собаки»).
Начались эксперименты с музыкальным составом. Элина собрала
единомышленников и уже через два месяца в петербургском театре
«Остров» состоялся второй перфоманс: синтез песен, поэзии и света.Живой
концерт для живых людей
Примерно в это же время в домашней студии был записан первый
самодеятельный диск, под названием «Живой концерт для живых людей».
Потом были эксперименты с разными музыкальными составами: трио
из петербургской консерватории, рок-команды, фолк-направление и …
поиск продолжался.
В 2008 году Элина взяла в руки кисть, и уголь, и сангину
и начала вдруг рисовать, на всем, что попадалось под руку,
выпиливать и конструировать рамы для картин, затем появились
миниатюры на камнях. Ноу-хау Элины — это картины, нарисованные
на пробковом полотне. И с тех пор, рисование стало для нее
вторым по значимости, после музыки, занятием.
Тем временем, она начала заниматься с педагогами вокалом, сначала
оперным, затем эстрадным. В том же году жизнь направила ее к людям,
которые образуют особенный культурный пласт авторской песни. Ее дебют был снова
дерзок, но провален. Современная авторская песня требует владения
и словом, и гитарой, и исполнительским мастерством. Элина
старалась учиться быстро и в течение следующих полутора лет объездила
половину фестивальной России, заработав награды и звания на многих из конкурсов.
Так, в 2008 году Геродес была награждена диплом конкурса
Санкт-Петербургского союза композиторов «Я — композитор». А в 2009
году на Грушинском Фестивале, победив в поэтической мастерской, стала
первым в истории фестиваля конкурсантом, который вышел на знаменитую
«грушинскую гитару» без гитары, читать стихи.
В тот же год Элину Геродес принимали с гастролями в Заполярье,
в Сибири, в Бурятии. Богатый событиями 2009–ый принес так же запись
второго, уже полупрофессионального, диска «Город Геродес»Город Геродес,
благодаря инициативе и при помощи Игоря Малыгина. Формат тот же —
гитара+голос.
Поиск своего жанра продолжался, в песнях Геродес зазвучали джазовые
аккорды.
Несколько петербургских разножанровых музыкальных фестивалей были подготовлены
при непосредственном участии Элины в организации.
А потом три года длилось время сбора камней. И вот, под самый Новый 2013 Год Элина Геродес выпускает долгожданный третий диск «Кто нужен?». Помогал в работе над аранжировками руководитель Санкт-Петербургского ансамбля песни и танца им. И.О. Дунаевского, дирижер Кирилл Кузьмин. С 2012 года Элина снова живет в Эстонии — то ли возврат к истокам, то ли начало нового пути — время любить, надеяться и верить.
ЕЛЕНА КАСЬЯН (ЛЬВОВ,УКРАИНА)
Поэт, прозаик, автор-исполнитель.
Родилась во Львове, по образованию театральный режиссёр. Писать песни под гитару начала в старших классах школы. В 1991 году попала в юношеский КСП и стала выезжать на фестивали в составе львовской делегации. В 1997 году записала первый магнитоальбом «Это просто весна». Позже было выпущено ещё три альбома авторских песен. «Город-море» (2006), «До востребования» (2010) и «Вслух» (2012). Лауреат многочисленных фестивалей авторской песни, в том числе Грушинского (2009), руководитель Львовского клуба АП «Послушайте», член жюри песенных и поэтических фестивалей. Выступала также в составе дуэтов с Павлом Гребенюком (Симферополь) и Тимофеем Сердечным (Коростень).
Изящная женщина с гитарой, мастер тонких эмоций и красивых чувств, она сшивает мир с изнанкой слова, одним лишь голосом касаясь самых нежных струн вашей души. Встреча с этим автором — всегда маленькое потрясение, шанс посмотреть на себя другими глазами, возможность отыскать в своём сердце те нотки, которые зазвучат теперь по-новому. Стихи публиковались в журналах «Октябрь», «Аврора», «Ковчег», в альманахах «Конец эпохи», «Белый ворон», «Першацвет», «Дерибасовская-Ришельевская», «Русское слово», «45-я параллель», «Два века о любви», «Пять». Автор двух поэтических сборников «До востребования» (2010) и «Отправлено тчк» (2013), двух детских книг, серии рассказов для антологий ФРАМ (2008-2012). Короткая проза издавалась в сборниках «Уже навсегда», «Заповедник сказок», «Страшные истории о зеркалах», «Один мужчина, одна женщина», в сетевых и периодических изданиях.
По рассказам снято несколько игровых и анимационных фильмов. Вместе с Евгенией Писаренко (Гомель) стала лауреатом кинофестиваля «Киты» (2015г.) в номинации «видеопоэзия».
Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить....
Заключение
Самодеятельная песня жива людьми, которые хотят ее петь или слушать, и теми, у которых есть особый дар создавать песни. Пройдет время – и по голосам бардов будущие поколения тоже будут судить о нашем времени, о наших бедах и радостях, о наших проблемах и отношении к ним. Вот уже три поколения тянутся ко всему живому, что есть в самодеятельных песнях. Все авторы этих песен абсолютно индивидуальны, одного не спутаешь с другим. И тем очевидней проступает то общее, что объединяет всех их: стремление к истине, неприятие лжи и фальши. Сегодня эти песни звучат и по радио и по телевидению, в кинофильмах и спектаклях.
|
|
Список литературы
1. Андреев Ю.А. «Среди нехоженых дорог одна – моя» (сборник туристских песен) – М.,1989 г.
2. Ключевский В.О. Сочинения. Т. III: Курс русской истории. Ч. 3. - М., 1957. - С. 19.
3. Макарова Б.А. Литература. Высоцкий в школе: Материалы к урокам и внеклассной работе. 5-11 классы. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. -С. 46-47.
4. А. Шипов. Нет хода нам назад. 33 московских барда: Сборник / Сост. Р. - М.: Прейскурант-издат, 1991. - С. 5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.