Творческий проект на тему: "Кино и музыка"
Оценка 4.8

Творческий проект на тему: "Кино и музыка"

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
искусство +2
1 кл—9 кл
19.11.2023
Творческий проект на тему: "Кино и музыка"
Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю. Задолго до создания звукового кино «великий немой», как было принято называть кинематограф до появления звуковоспроизводящей аппаратуры, не был абсолютно «безмолвным». Демонстрация фильма обязательно сопровождалась музыкой в исполнении пианиста, которого звали - тапер. «Озвучивавший» картину пианист или импровизировал, приспосабливая свою музыку к сюжету, либо наигрывал отрывки из нескольких известных ему музыкальные произведения. Особенно часто тапер обращался к танцевальной музыке: полькам, вальсам, кадрилям, мазуркам, полонезам и др.
Кино и музыка.docx

 

 

«КИНО И МУЗЫКА»

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Болотное,2023

 

 

Цель: рассмотреть историю музыки в кино.

Задачи:

1. Формирование интереса  к музыке;

2. Расширение словарного запаса, освоение лексики, которая поможет говорить о музыке;

3. Совершенствование навыков работы с бумажными источниками – книгами по истории музыки и Интернет-ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю. Задолго до создания звукового кино «великий немой», как было принято называть кинематограф до появления звуковоспроизводящей аппаратуры, не был абсолютно «безмолвным».

Демонстрация фильма обязательно сопровождалась музыкой в исполнении пианиста, которого звали - тапер.

«Озвучивавший» картину пианист или импровизировал, приспосабливая свою музыку к сюжету, либо наигрывал отрывки из нескольких известных ему музыкальные произведения. Особенно часто тапер обращался к танцевальной музыке: полькам, вальсам, кадрилям, мазуркам, полонезам и др.

Таперами в свое время были многие музыканты-профессионалы, творчество которых составило золотой фонд советского искусства: Д. Д. Шостакович, Ю. В. Шапорин, Г. В. Свиридов, В. П. Соловьев-Седой и другие композиторы.

С появлением звукового кино они продолжили творческую деятельность, связанную с кинематографом, и, помимо сочинений других жанров, получивших всеобщее признание, стали авторами музыки к целому ряду кинофильмов.

В этой сфере перед композиторами вставали уже более сложные задачи. Музыка, звучащая в кино, должна была усиливать эмоциональное восприятие событий, происходящих на экране, углублять смысловую нагрузку действия, динамизировать его или снижать остроту напряженности, способствовать зрительской интерпретации образов героев, выполнять роль комментатора, характеризовать эпоху, в которой развиваются события и т. д.

Кроме того, динамика фильма требовала особого подхода к творчеству. Композитор был ограничен определенными отрезками времени, в которые нужно было «уложить» тот или иной музыкальный материал, соответствующий зрительному ряду.

Ко времени появления кинематографа музыка, связанная со зрительными образами, существовала уже в течение нескольких столетий и создавалась она изначально для демонстрации не в кинотеатрах, а в театрах музыкальных. К началу XX века был накоплен золотой фонд оперной и балетной музыки, и с середины 1950-х годов в СССР начал осуществляться просветительский проект, призванный познакомить широкую публику с великими достижениями отечественного оперного и балетного искусства. Основным средством его реализации стал кинематограф. Он позволил воспроизвести творения выдающихся композиторов, написанные задолго до рождения киноискусства, и на большой экран вышли оперы Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», Римского-Корсакова – «Царская невеста», Шостаковича – «Катерина Измайлова»  и многие другие.

Исполнение оперного произведения на сцене и создание художественного фильма-оперы существенно различаются. Несмотря на артистичность многих оперных певцов, специфика звукоизвлечения и звукового посыла вокалистов не позволяет им легко и свободно двигаться в кадре. В этой связи роль каждого персонажа оперы исполняют два артиста: перед камерой работает киноактер, а перед микрофоном после съемки  – оперный певец. Такая последовательность действия создает трудности для обоих исполнителей. Актер должен правильно брать дыхание, имитируя пение, а вокалист – стремиться к тому, чтобы его артикуляция совпадала с артикуляцией действующего на экране персонажа.

Другим музыкальным кино-жанром, сочетавшим в себе актерскую игру и вокальное мастерство, получившим, как и опера, новую жизнь в кино, стала оперетта. Первый фильм «Аршин мал алан» (оперетта азербайджанского композитора У. Гаджибекова) вышел на экраны после Великой Отечественной войны в 1945 г. и сразу стал чрезвычайно популярным. А в 1963 г. режиссер Роман Тихомиров снял художественный фильм «Крепостная актриса» по оперетте Николая Стрельникова «Холопка».

Еще одно музыкальное явление в кинематографии – фильм-балет. В этом жанре были сняты балеты «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева, «Анна Каренина» Р. К. Щедрина, «Барышня и хулиган» Д. Д. Шостаковича. Кроме того, были экранизированы балетные спектакли: «Золушка» под названием «Хрустальный башмачок» С. С. Прокофьева, «Лебединое озеро» и «Спящая красавица»  П. И. Чайковского и т. д.

Среди балетных экранизаций есть и «Раймонда» композитора А. К. Глазунова, написанная композитором на сюжет средневековой рыцарской легенды. Это был первый балет композитора, но ставший самым популярным из всех сочинений этого жанра, написанных им. Партитура балета – нотный автограф Глазунова – хранится в Российской национальной библиотеке.

Впервые балет был поставлен Мариусом Петипа в Мариинском театре Санкт-Петербурга в 1898 г. Позже он исполнялся в редакциях разных балетмейстеров, среди которых были такие выдающиеся мастера как Константин Сергеев, Юрий Григорович и другие. В 1973 г. «Раймонда» впервые была экранизирована. За этой экранизацией последовали и другие, одной из них стала съемка фильма в постановке Григоровича. Главные партии в балете исполнили Наталья Бессмертнова, Юрий Васюченко, Гедеминас Таранда.

Музыка является равноправным, а подчас и ведущим участником всего комплекса художественных средств в таком жанре, как мультипликационный фильм. Так, сочинения композиторов-классиков стали основой многих мультфильмов. В 1976 г. был снят кукольный фильм по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк». Классический балет П. И. Чайковского «Щелкунчик» лег в основу одноименного рисованного мультипликационного фильма (1973). В разных мультфильмах звучали пьесы из «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского  и «Детского альбома» П. И. Чайковского. В этих и других кинолентах подобного рода использовались самостоятельные  музыкальные произведения, получившие заслуженную известность. Но чаще музыка к мультфильмам писалась специально. В жанре мультипликации работали известные композиторы: Р. К. Щедрин, Э. Н. Артемьев, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдуллина и многие другие. Начало же музыки в мультипликационных фильмах было положено В. М. Дешевовым. Именно его сочинение зазвучало в самом первом советском звуковом мультфильме.

Первоначально мультфильм, созданный в 1929 г., был немым. Он стал первой работой художника и режиссера-мультипликатора Михаила Михайловича Цехановского (1889–1965), который являлся автором иллюстраций к стихотворению «Почта» Самуила Яковлевича Маршака, изданному отдельной книжкой в 1927 г.

Рисунки Цехановского из этой книжки и стали основой мультфильма. В 1930 г. мультфильм был раскрашен вручную, а также обрел голос Даниила Ивановича Хармса, декламировавшего текст Маршака, и звучание симфонического оркестра, встроенное в драматургию фильма.

Для работы над музыкальным содержанием фильма Цехановский прислал Дешевову книжку со своими изменениями, внесенными в текст поэта. К книжке также приложено письмо, где режиссер обращает внимание композитора на «кинематографическую форму» фильма, от которой «зависят некоторые формальные музыкальные моменты».

В фильме стихотворение Маршака существенно изменилось. Вместо реально существовавшего писателя и путешественника Бориса Житкова, друга Маршака, главным действующим лицом стал вымышленный персонаж – Борис Прутков, который в сопровождении своего пуделя путешествует по разным городам и странам. Из Ленинграда они направляются в Берлин, затем оказываются в Лондоне, откуда отплывают в Бразилию, и, в конечном счете, возвращаются в Ленинград. Следом за ними перемещается письмо, поскольку почтальоны каждый раз не успевают застать адресата, уже отправившегося в следующий пункт назначения. В пути с героями происходят разные приключения, отсутствующие у Маршака. Так, направляясь в Бразилию, пароход терпит крушение, но Прутков, пудель и почтальон с письмом спасаются. Кроме того, в конверте вместе с письмом путешествует гусеница, которая за время путешествия превращается в бабочку.

Партитура Дешевова, помимо партий инструментов симфонического оркестра, включает в себя две дополнительные строки. Рядом с нижней строкой указано: «На экране», а на нотном стане отмечены эпизоды зрительного ряда мультфильма.

Строкой выше с ремарками «конферансье» или «голос» записан текст, который должен звучать за кадром.

И в наши дни связь музыки и кинематографа очень тесна. Кино немыслимо без музыки. Музыка помогала его рождению, сопровождала во время взросления, приняла живейшее участие в его расцвете и сопровождает кино на кладбище. Причина такого тесного симбиоза проста. Без музыки эмоциональный эффект от сменяющих друг друга картинок гораздо слабее. Больше всего это ощущалось в немом кино, которое без живой музыки в кинотеатре было практически беспомощным инвалидом. Но даже когда в кино пришел звук, и люди с экрана заговорили, автомобили загудели, а лошади заржали - функция музыки не изменилась. Она использовалась для усиления тех эмоций, которые должны были возникать у зрителей при просмотре фильма. И с этой задачей музыка справлялась очень успешно. Большинство лучших фильмов мирового кино, ставшие классикой – это киноленты, где музыка играет отнюдь не последнюю роль!

 

 

ВЫВОДЫ:

в ходе работы над данным проектом я:

1. Узнал моного интересных и новых сведений из истории музыкального искусства и кинематографа;

2. Расширял свой кругозор и лексический запас;

3. Учился работать с разными источниками информации: книгами, музыкальной энциклопедией, Интернет-ресурсами и представлять свою работу в виде проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

КИНО И МУЗЫКА» г

КИНО И МУЗЫКА» г

Цель: рассмотреть историю музыки в кино

Цель: рассмотреть историю музыки в кино

Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю

Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю

Ко времени появления кинематографа музыка, связанная со зрительными образами, существовала уже в течение нескольких столетий и создавалась она изначально для демонстрации не в кинотеатрах, а…

Ко времени появления кинематографа музыка, связанная со зрительными образами, существовала уже в течение нескольких столетий и создавалась она изначально для демонстрации не в кинотеатрах, а…

Роман Тихомиров снял художественный фильм «Крепостная актриса» по оперетте

Роман Тихомиров снял художественный фильм «Крепостная актриса» по оперетте

В разных мультфильмах звучали пьесы из «Картинок с выставки»

В разных мультфильмах звучали пьесы из «Картинок с выставки»

Лондоне, откуда отплывают в Бразилию, и, в конечном счете, возвращаются в

Лондоне, откуда отплывают в Бразилию, и, в конечном счете, возвращаются в

ВЫВОДЫ: в ходе работы над данным проектом я: 1

ВЫВОДЫ: в ходе работы над данным проектом я: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2023